Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2015 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ГУМАНИЗМ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Ж.П. САРТРА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(30). URL: http://sibac.info/archive/social/4(30).pdf (дата обращения: 10.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГУМАНИЗМ  В  ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ  ФИЛОСОФИИ  Ж.П.  САРТРА

Числова  Наталья  Сергеевна

студент,  факультет  менеджмента,  СПбГЭУ,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mailchislova_natalia@mail.ru

Веричева  Ксения  Валерьевна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  ассистент  кафедры  философии  СПбГЭУ,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

 

Экзистенциализм  —  это  одно  из  ведущих  философских  течений  XX  века,  теоретиками  которого  являются  Хайдеггер,  Ясперс,  Марсель.  Предтеча  экзистенциализма  лежит  ещё  в  конце  XIX  столетия:  тогда  датский  философ  Кьеркегор  сформулировал  учение  о  трёх  стадиях  человеческого  существования.  Говоря  о  данной  философский  школе,  мы  преимущественно  делаем  акцент  на  французских  философах  Камю  и  Сартре,  так  как  свои  взгляды  они  сформулировали  не  только  в  теоретических  работах,  но  и  художественных  произведениях,  что  сделало  философскую  доктрину  экзистенциализма  далёкой  от  абстрактной  и  доступной  не  только  философам-профессионалам.  Именно  поэтому  данная  работа  посвящена  экзистенциальной  пьесе  Жана-Поля  Сартра  «За  закрытыми  дверями».

Экзистенциальная  философия  явилась  выражением  настроения  того  круга  интеллигенции,  которая  увидела  в  ней  обеспокоенность  проблемами  культуры,  ее  развитием  в  век  технократии,  увидела  попытки  и  стремление  объяснить  причины  нескладности,  неустроенности  человеческой  жизни,  непостоянного  и  неустойчивого  положения  «простого  человека»  в  обществе.  Экзистенциализм  стал  протестом  против  нивелирования  личности,  игнорирование  ее  страданий,  массовой  гибели  людей  в  войнах.  Французский  экзистенциалист  Камю  считал,  что  мир,  в  котором  мы  живем,  абсурден.  Чудовищные  политические  потрясения  XX  века  противопоставили  человеку,  личности  мир  как  жуткий  и  опасный.  Он  оказался  отданным  всеобъемлющему  разрушению.  И  это  можно  считать  причиной  возникновения  философии  экзистенциализма.

В  переводе  с  латинского  existentia  означает  существование,  но  в  данном  случае  не  существование  чего-либо  вообще.  Это  философское  направление,  выдвигающее  на  первый  план  абсолютную  уникальность  человеческого  бытия.  Сартр  писал:  «под  экзистенциализмом  мы  понимаем  такое  учение,  которое  делает  возможной  человеческую  жизнь  и  которое,  кроме  того,  утверждает,  что  всякая  истина  и  всякое  действие  предполагают  некоторую  среду  и  человеческую  субъективность»  [1].

Одно  из  основных  положений  экзистенциализма  гласит,  что  существование  предшествует  сущности.  Это  означает,  что  человек  сначала  появляется  в  мире  и  только  потом  он  определяется.  Отсюда  следует,  что  первоначально  он  ничего  собой  не  представляет,  и  впоследствии  делает  себя  сам,  строит  свою  личность,  определяет  свою  сущность.  Более  того,  Сартр  считает,  что  «нет  никакой  природы  человека,  как  нет  и  бога,  который  бы  ее  задумал.  Человек  просто  существует,  и  он  не  только  такой,  каким  себя  представляет,  но  такой,  каким  он  хочет  стать»  [1].  И  если  существование  действительно  предшествует  сущности,  то  человек  несёт  ответственность  за  то,  что  он  есть.  «Когда  мы  говорим,  что  человек  ответствен,  то  это  не  означает,  что  он  ответствен  только  за  свою  индивидуальность.  Он  отвечает  за  всех  людей»  [1].  Да,  человек  волен  выбирать,  но  варианты  принятых  им  субъективных  решений  ограничены,  потому  что  любое  действие  человека  оказывает  воздействие  на  других  людей,  которые  в  свою  очередь  также  принимают  различные  решения.  Это  своего  рода  цепная  реакция.  Отсюда  возникает  проблема  духовного  кризиса,  в  котором  оказывается  человек,  когда  ему  приходится  делать  выбор.  Почему  мы  часто  слышим  «человек  осуждён  быть  свободным»?  Потому  что  выбор  —  это  риск.  Будучи  заброшенным  в  мир,  человек  сам  отвечает  за  то,  что  делает:  им  не  руководит  ни  Бог,  ни  судьба,  ему  не  на  что  опереться.  Внутри  себя  человек  одинок,  он  проходит  свой  путь  самостоятельно,  все  остальные  находятся  вовне.  Но  одновременно  экзистенция  человека  невозможна  без  других.  Сознание,  по  Сартру,  обязательно  живет  в  мире  среди  других  людей.  Другие  —  это  зеркала,  без  которых  ни  один  человек  не  может  понять  себя.  Они  являются  смыслом  существования,  и  одновременно  с  ними  человек  оказывается  в  аду.  Именно  этой  мысли  Сартр  посвятил  пьесу  «За  закрытыми  дверями».

Написанная  в  1943  году  это  пьеса  всего  в  одном  акте,  впервые  была  поставлена  в  театре  в  1944  и  до  сих  пор  является  одной  из  самых  репертуарных  во  всём  мире.  Действие  пьесы  происходит  в  аду.  Впрочем,  Сартровский  ад  совсем  не  похож  на  христианский.  Здесь  нет  ни  чертей,  ни  котлов,  ни  огня.  Есть  всего-навсего  комната,  похожая  на  гостиничный  номер  с  бронзовыми  подсвечниками  на  камине  и  тремя  диванами.  Символично,  что  это  очень  приближено  к  реальным  жизненным  обстоятельствам,  за  исключением  того,  что  нигде  нет  зеркал,  а  электрический  свет  не  гасится  ни  днем,  ни  ночью.

Первым  в  комнату  попадает  Гарсэн,  бывший  журналист.  Он  ещё  не  понимает,  какими  будут  его  мучения,  но  произносит  фразу  «я  хочу  смотреть  правде  в  глаза»,  и  впоследствии  станет  ясно,  что  это  высказывание  надо  понимать  буквально,  ибо  правду  о  себе  придётся  увидеть  в  глазах  другого  человека.  Затем  появляется  Инэс,  бывшая  служительница  почты.  Она  оказалась  прозорливее,  чем  Гарсэн,  и  приняла  его  за  палача.  И  Эстель,  наивная  и  избалованная  до  глубины  души,  и  уверенная,  что  попала  в  ад  по  ошибке.

О  чём  можно  говорить  в  аду?  О  том,  кто  они  такие,  как  умерли,  и,  главное,  почему  они  сюда  попали.  Здесь,  как  и  в  жизни,  невозможно  скрыться  от  чужих  глаз.  Поэтому  они  вынуждены  говорить  друг  с  другом,  не  переставая,  и  смотреть  в  чужие  глаза  как  в  зеркало,  видя  в  них  своё  отражение,  выслушивая  чужое  мнение  как  своё  собственное.  Инэс  определит  суть  содержания  пьесы,  когда  скажет:  «Вот  и  всё.  Как  в  столовых  самообслуживания  —  клиенты  всё  делают  сами.  <…>  Каждый  из  нас  будет  палачом  для  двоих  других»  [2,  с.  183].

Гарсэн  мерзавец  и  трус.  Таким  он  видит  себя  в  глазах  Инэс.  Он  издевался  над  женой,  приводил  домой  женщин,  а  когда  началась  война,  попытался  сбежать  из  страны,  за  что  был  расстрелян.  А  затем  Эстель  обнажила  ещё  одну  колкую  правду.  «Не  похоже,  чтобы  твой  подбородок  был  подбородком  труса,  рот  —  ртом  труса,  голос,  волосы  —  голосом  и  волосами  труса.  А  я  люблю  тебя  за  твой  рот,  твой  голос,  твои  волосы»  [2,  с.  211].  И  это  потрясающий  пример,  доказывающий,  что  внешность  порой  очень  обманчива,  что  многих  судят  по  ней,  не  представляя,  что  скрывается  за  этим  ртом,  голосом  и  волосами.  Но  это  ад!  Поэтому  здесь  нет  настоящих  зеркал,  которые  отражают  внешность,  за  которой  хотелось  бы  спрятаться.  Внешность  это  уже  формальность.  И  даже  в  жизни  всегда  найдётся  Инэс,  которая  докажет,  каков  на  самом  деле  Гарсэн.  Имена  в  данном  случае  тоже  формальность.

Инэс  сама  признаётся  в  своих  грехах.  «Я  вот  злая:  мне  необходимо  для  жизни  страдание  других»  [2,  с.  194].  Её  уже  не  надо  разоблачать,  она  всё  знает  и  ничто  её  не  смущает.  Но  в  её  натуре  и  её  изъян.  Объединившись,  Гарсэн  и  Эстель  оставили  её  в  одиночестве  и  этим  вынудили  её  изнывать.  Ведь  достаточно  сделать  вид,  что  человека  не  существует,  достаточно  делать  то,  чему  он  больше  всего  противится,  и  это  будет  медленно  убивать  даже  самого  сильного  человека.

Наконец,  Эстель.  Она  из  тех  людей,  которые  считают  себя  честными  и  невинными,  хотя  таковыми  не  являются.  Для  неё  уже  достаточно  того  ада,  где  её  не  боготворят,  как  это  было  при  жизни.  Она  довела  своего  любовника  до  самоубийства,  выкинув  их  общего  ребёнка  с  балкона,  а  потом  умерла  от  воспаления  лёгких.  И  здесь,  в  аду,  ей  снова  хочется  любви,  но  она  никогда  её  не  добьётся,  и  не  столько  потому,  что  это  ад,  а  потому,  что  рядом  такие  люди,  которые  могут  только  морально  её  убивать.  Случайности  не  случайны.

И  так  грешники  обречены  ни  на  минуту  не  смыкать  глаз  и  за  неимением  зеркал  искать  свой  облик  в  зрачках  соседей,  —  вот  и  все  уготованное  им  наказание.  Посаженные  в  одну  комнату  люди,  даже,  сами  не  желая,  морально  терзают  друг  друга.  А  выйти  за  пределы  этой  комнаты,  не  значит  ли  обрести  свободу?  Но  когда  дверь  открывается  никто  не  уходит.  Быть  свободным  гораздо  труднее,  чем  отказаться  от  свободы,  так  как  тогда  человек  будет  обречен  на  нонконформизм,  на  отрицание  пассивного  состояния,  отсутствия  собственной  позиции.  Герои  пьесы  уже  могут  ничего  в  себе  изменить,  потому  что  они  мертвы.  Но  для  нас-то  эта  смерть  условна.  Получается,  что  отсутствие  свободы  равносильно  смерти  при  жизни.  И  для  живого  человека  важна  свобода,  какой  бы  сложной  она  не  была.  Ведь  эта  свобода  —  это  возможность  своими  поступками  что-либо  изменить.

Ко  всем  этим  рассуждениям  не  может  быть  лучше  вывода,  ключа  к  разгадке,  чем  слова  самого  Сартра,  поэтому  здесь  стоит  привести  их  в  неизменном  виде.  «Ад  —  это  другие»,  —  говорил  Сартр.  «…  если  наши  отношения  с  другими  искажены,  повреждены,  то  другой  человек  может  быть  только  адом.  Почему?  Потому  что  в  глубине  других  людей  скрывается  самое  значимое,  что  есть  у  нас  —  наше  самосознание.  Когда  мы  размышляем  о  себе,  пытаемся  познать  себя,  мы  используем  по  существу  то,  что  другие  уже  знают  о  нас,  мы  судим  о  себе,  используя  те  же  средства,  что  и  другие  люди,  когда  судят  о  нас.  Во  всем,  что  я  рассказываю  о  себе,  есть  толика  суждения  окружающих.  Во  всем,  что  я  в  себе  ощущаю,  есть  толика  суждения  окружающих.  Следовательно,  если  мои  отношения  с  другими  плохи,  то  я  полностью  от  них  завишу,  и  на  самом  деле  это  означает,  что  я  попадаю  в  ад.  В  мире  довольно  много  людей,  которые  находятся  в  аду,  потому  как  они  слишком  сильно  зависят  от  чужих  суждений.  Но  это  совсем  не  означает,  что  с  другими  у  нас  не  может  быть  отношений  иного  толка,  это  просто  подчеркивает  фундаментальную  значимость  всех  остальных  для  каждого  из  нас»  [1].

 

Список  литературы:

  1. Сартр  Ж.П.  Экзистенциализм  —  это  гуманизм  //  Научно-просветительский  журнал  «Скепсис»  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  http://scepsis.net/library/id_545.html  (дата  обращения:  20.03.2015).
  2. Сартр  Ж.П.  Экзистенциальный  театр:  Мухи.  Почтительная  потаскушка.  За  закрытими  дверями:  [пьесы,  пер.  с  фр.]  /  Жан  Поль  Сартр.  М.:  АСТ:  АСТ  МОСКВА,  2010.  —  218  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.