Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мошкова Н.Н., Хусейн Д.Д. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ ВИКТОРИАНСКОЙ АНГЛИИ В СОВРЕМЕННОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(27). URL: http://sibac.info/archive/social/1(27).pdf (дата обращения: 21.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ  СЕМЕЙНЫХ  ТРАДИЦИЙ  ВИКТОРИАНСКОЙ  АНГЛИИ  В  СОВРЕМЕННОСТИ

Мошкова  Наталья  Николаевна

студент  3  курса,  факультет  гуманитарных  наук,  историческое  направление,  НГПУ  им.  Козьмы  Минина,  РФ,  г.  Нижний  Новгород

E-mailn.moschkova@yandex.ru

Хусейн  Делчума  Давид  Тесфайевич

студент5  курса,  факультет  гуманитарных  наук,  историческое  направление,  НГПУ  им.  Козьмы  Минина,  РФ,  г.  Нижний  Новгород

E-maildavidave@mail.ru

Чугунова  Татьяна  Георгиевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  НГПУ  им.  Козьмы  Минина,  РФ,  г.  Нижний  Новгород

 

Викторианская  эпоха  получила  свое  название  по  имени  королевы  Виктории,  которая  правила  с  1837  по  1901  год.  Данную  эпоху  называют  золотым  веком  в  истории  Англии.  Виктория  является  неким  символом  для  своего  народа,  символом  надежности  и  стабильности,  но  вместе  с  тем  и  новыми  порядками.  Именно  при  Виктории  Англия  стала  мировой  державой.  Происходило  множество  изменений.  Торговля  и  промышленное  производство  набирали  оборот.  Из  этого  следовал  небывалый  отток  сельского  населения  в  город,  что  позволяло  переносить  сельские  традиции  в  город  и  их  слияние.  Вместе  с  королевой  Викторией  пришла  и  новая  эра  в  культуре.  Начался  расцвет  искусства,  моды,  культуры  в  целом.  На  основе  традиций  того  времени  можно  понять  менталитет  современных  англичан. 

Несмотря  на  все  успехи  в  экономике  и  производстве  Англия  оставалась  классовым  государством.  Каждый  человек  знал  какое  положение  он  занимает.  В  связи  со  своим  положением  каждый  класс  отличался  одеждой,  манерой  поведения,  разговорами,  досугом.  Так  же  отличалась  и  свадьба  разных  классов. 

Каждая  девушка  в  юном  возрасте  мечтает  выйти  замуж,  но  перед  этим  хочется  подробнее  узнать  о  своем  суженом.  В  этом  девушкам  помогали  гадания.  Гадания  занимали  много  времени.  Способы  гаданий  бывали  разные,  все  зависело  от  местности  и  смекалки  девушек.  Были  самые  популярные  способы  узнать  о  женихе,  например,  увидеть  его  во  сне  или  мелькнувшую  тень  в  зеркале. 

По  мнению  Коути  Е.  гадать  только  по  определенным  датам  такими  датами  являлись  ночь  накануне  Дня  Иоанна  Крестителя  (24  июня),  именуемого  в  России  Иваном  Купалой,  в  канун  Дня  святого  Марка  (25  апреля),  но  именно  гадания  в  ночь  перед  Днем  святой  Агнессы  (21  января)  пользовались  особой  популярностью  [3].  Однако  гадания  были  присуще  не  только  девушкам,  молодые  люди,  хоть  и  реже,  но  интересовались  своей  будущей  избранницей. 

Свадьбе  предшествовал  период  ухаживаний.  Такие  ухаживания  присутствуют  и  в  настоящее  время.  Событием,  означающим  начальную  подготовку  к  свадьбе,  является  помолвка.  В  викторианскую  эпоху  свататься  всегда  шел  жених,  в  разных  слоях  общества  это  происходило  с  небольшими  отличиями,  но  всегда  придерживалось  определенных  норм. 

В  среднем  классе  и  выше  ухаживания  были  долгими.  До  шестнадцати  лет  девушка  жила  в  родительском  доме  и  вела  уединенную  жизнь.  С  шестнадцати  лет  девушка  могла  появляться  в  обществе,  и  заботливые  родители  могли  спокойной  искать  пару  для  своего  чада.  Однако,  девушка  придерживалась  правил  приличного  поведения  и  не  могла  оставаться  наедине  с  мужчинами  и  уж  тем  более  гулять  с  ними  наедине.  Но  некоторые  нарушали  принятые  правила.  Такой  пример  мы  можем  увидеть  в  романе  Джейн  Остин  «Гордость  и  предубеждение»,  когда  девушки,  которым  не  исполнилось  шестнадцати  и  старшие  сестры  еще  не  замужем,  но  младшие  уже  выходят  в  свет  [4].

Исходя  из  материалов  фольклора  можно  сказать,  что  девушки  знакомились  с  женихами  на  приемах,  балах  частных  и  общественных,  в  домашних  театрах.  Так  в  романе  Джейн  Остин  «Гордость  и  предубеждение»  главные  герои  Мисс  Элизабет  Беннет  и  Мистер  Дарси  впервые  увиделись  именно  на  общественном  балу  [4].  Однако  и  в  таких  условиях  девушки  должны  вести  себя  более  чем  прилично,  флирт  рассматривался  как  дурная  манера.

Даже  с  такими  строгими  правилами,  девушки  могли  найти  себе  подходящую  пару.  Забота  о  женихе  полностью  могла  быть  на  родителях  и  именно  они  подбирали  пару,  соответствующего  положения,  чтобы  не  унизить  свою  дочь.  Познакомить  молодых  друзей  могли  и  общие  друзья,  но  разговоры  могли  быть  только  в  присутствие  как  минимум  одного  родственника.  Решающее  слово  всегда  оставалось  за  отцом  девушки,  после  его  согласия  на  помолвку  молодые  люди  могли  расширить  свое  общение,  но  в  рамках  приличия.  Помолвка  длилась  от  полугода  до  года,  в  это  время  молодые  люди  обменивались  небольшими  подарками.  Если  за  время  помолвки  молодые  люди  не  разонравились  друг  другу,  то  наступал  черед  свадьбы.

Ухаживания  низших  слоев  были  не  столь  формальными,  но  определенные  правила  все  же  присутствовали.  Чтобы  дать  понять  о  своих  намерениях  молодой  человек  прикалывал  на  одежду  букетик  полыни,  иначе  она  называлась  «любовь  парня».  Прогуливаясь,  парень  привлекал  внимание  понравившейся  девушки,  если  она  делала  вид,  что  не  замечает  его,  то  все  напрасно.  Если  же,  она  замечала  молодого  человека  и  принимала  в  подарок  букетик  цветов,  то  они  отправлялись  в  первую  совместную  прогулку. 

Такой  подарок  следовало  показать  родителям  и  так  же  родители  определяли  дальнейшую  судьбу  молодой  пары.  В  первое  воскресенье  девушка  прикалывала  на  грудь  переплетенные  колоски  пшеницы,  молодой  человек  навещал  девушку  и  смотрел  куда  именно  прикреплены  колоски.  Если  колоски  прикреплены  с  правой  стороны,  то  родители  против  дальнейших  отношений,  если  же  с  левой,  то  родители  приняли  его  как  жениха  и  разрешают  дальнейшие  отношения. 

Сама  свадьба  у  разных  слоев  общества  могла  проходить  в  различных  вариациях.  Как  известно  свадьба  проходила  в  церкви,  т.  е.  венчание  и  являлось  актом  заключения  брака.  Один  из  таких  вариантов  это  —  свадьба  после  оглашения  имен  в  церкви.  Такой  вариант  был  дешевым  и  пользовался  популярностью.  В  течение  трех  воскресений  подряд  пастор  сообщал  с  кафедры  о  грядущей  свадьбе.  Молодая  пара  могла  обвенчаться  в  течение  90  дней  после  последнего  оглашения. 

У  среднего  класса  и  выше  был  свой  свадебный  церемониал.  Для  этого  создавались  целые  сборники  по  этикету,  где  указывалось  вплоть  до  того,  где  и  как  должны  стоять  молодожены. 

Был  и  еще  один  способ  для  замужества.  На  границе  Англии  и  Шотландии  в  устье  реки  Эск  находилась  деревушка  Гретна-Грин,  именно  сюда  приезжали  молодые  парочки,  желающие  обвенчаться  без  разрешения  родителей.  Именно  так  Мисс  Лидия  Беннет,  одна  из  героинь  романа  «Гордость  и  предубеждение»  Джейн  Остин,  вышла  замуж,  более  скромной  свадьбы  и  быть  не  могло.

Свадьба  являлась  хорошим  поводом  для  смены  гардероба.  Покупались  все  принадлежности  для  свадьбы,  а  также  готовилось  приданное,  с  которым  девушка  приходила  в  дом  мужа.  В  приданное  включалась  одежда,  постельное  белье,  скатерти,  занавески.  А  с  1830-х  годов  появились  магазинчики,  специализировавшиеся  на  предоставление  готового  приданного.

Само  венчание  независимо  от  классового  положения  практически  не  отличалось.  Так  его  описывает  Коути  Е.,  как  вступительное  слово  священник  рассказывал  о  высоком  значении  брака,  после  чего  предлагал  присутствующим  огласить  причины,  если  таковые  есть,  по  которым  молодая  пара  не  может  вступить  в  брак,  если  таковых  не  было  церемония  продолжалась.  После  задавались  традиционные  вопросы  жениху  и  невесте  о  верности  и  заботе  о  друг  друге.  После  священник  обращался  к  отцу  невесты,  последний  откликался,  и  священник  уже  обращался  к  жениху.  Жених  брал  за  руку  невесту  и  говорил:  «Я,  (имя  жениха),  беру  тебя,  (имя  невесты),  в  свои  венчанные  жены,  чтобы  отныне  быть  вместе  с  тобой  в  горе  и  радости,  в  богатстве  и  бедности,  в  болезни  и  здравии,  чтобы  любить  и  заботиться  о  тебе,  пока  смерть  не  разлучит  нас,  согласно  воле  Божьей.  Для  того  даю  тебе  свое  слово».  Невеста  повторяла  те  же  самые  слова  и  добавляла  «повиноваться».  Жених  клал  на  Библию  оплату  для  священника  и  кольцо,  священник  передавал  кольцо  жениху,  и  он  мог  надеть  его  на  безымянный  палец  левой  руки.  После  прочтения  молитвы  молодая  пара  считалась  обвенчанной  [3].

Выходя  из  церкви  молодых  посыпали  пшеном  и  рисом  для  благополучия  и  достатка.  При  отсутствии  пшена  и  риса  в  молодых  могли  швырять  другие  предметы,  это  могло  зависеть  от  местности.

Всем  известна  традиция  ловить  букет  невесты,  но  популярной  она  стала  только  в  XIX  веке.  До  этого  в  ход  шли  любые  другие  предметы.

После  формальной  церемонии  были  вечерние  развлечения  в  доме  невесты.  Мама  невесты  готовила  праздничный  пирог,  отличался  он  большими  размерами  для  всех  гостей.  После  ужина  следовали  танцы  и  различные  игры  во  дворе  дома.

Свадьбы,  даже  самые  скромные,  требовали  затрат.  Дарение  подарков  не  было  обязательным,  но,  если  таковые  были  их  высылали  накануне  и  выставляли  на  показ.

После  праздничного  торжества  наступала  первая  брачная  ночь,  но  ее  преследовали  ритуалы  и  суеверия.  С  наступлением  ночи  соседи  приходили  к  дому  молодоженов  и  исполняли  серенады,  однако  близость  так  и  не  наступала.  Чтобы  избавиться  от  ночных  серенад,  молодожены  сбегали  в  путешествие,  именно  так  и  появился  медовый  месяц.  Однако  необходимо  взять  с  собой  кого-то  третьего,  обычно  брали  с  собой  сестру  или  подругу  невесты.  Однако  медовый  месяц  был  по  карману  только  среднему  классу  и  выше.

После  соблюдения  всех  формальностей  и  выполнение  всех  правил  начиналась  семейная  жизнь,  со  своими  сложностями  и  трудностями.  Наступала  реальная  жизнь  для  женщины.  Для  закона  женщина  практически  не  имела  прав  и  являлась  «имуществом»  мужа.  Женщина  не  могла  распоряжаться  имуществом  и  своим  заработком,  не  могла  заключать  контракты  и  многое  другое. 

Современная  английская  свадьба  мало  чем  отличается  от  свадьбы  других  стран.  Накануне  свадьбы  мальчишник  и  девичник,  потом  венчание  в  церкви  или  гражданская  церемония;  прием;  шампанское;  невеста  в  белом;  свадебный  торт;  подружки  невесты  (на  ее  усмотрение);  шафер;  речи;  особые  блюда;  танцы  (необязательно);  семейные  ссоры  и  конфликты  (более  или  менее  обязательно)  и  т.  д.  Несмотря  на  внешние  отличия,  ритуалы  бракосочетания  всех  народов  строятся  по  общей  формуле  «обрядов  перехода»,  выведенной  Ван  Геннепом  (отделение-переход-инкорпорация),  в  соответствии  с  которой  люди  посредством  церемониала  переходят  из  одной  фазы  жизненного  цикла  в  другую.

По  случаю  помолвки  англичане  не  устраивают  больших  торжеств,  в  отличие  от  многих  других  народов.  В  некоторых  обществах  обручение/помолвка  считается  таким  же  важным  событием,  как  и  свадьба.  Справочник  по  этикету  «Дебретт»  напоминает  нам,  в  несколько  пессимистичном  тоне,  что  важнейшей  функцией  помолвки  является  возможность  родным  со  стороны  жениха  и  невесты  привыкнуть  друг  к  другу  и  таким  образом  устранить  как  можно  раньше  все  разногласия  и  проблемы  [5].  Это  нам  очень  многое  говорит  об  отношении  англичан  к  свадьбе.  Мы  знаем,  что  свадьба  —  это  радостное  событие,  но  с  присущим  нам  пессимизмом  расцениваем  это  событие  как  тяжелое  испытание,  полное  трудностей  и  опасностей.

Перед  свадьбой  всегда  или  практически  всегда  происходит  репетиция  свадьба,  она  нужна  для  того,  чтобы  на  самой  свадьбе  все  прошло  гладко  и  по  сценарию,  без  каких-либо  непредвиденных  ситуаций.

Такого  понятия  как  приданное  уже  не  существует,  однако  здесь  поднимается  другой  вопрос  кто  оплачивает  все  расходы  на  свадебную  церемонию.  Тратятся  на  свадьбу  традиционно  родители  невесты,  но  в  наши  дни  за  все  платят  совместно  сами  брачующиеся  или/и  дедушки  с  бабушками  или  другие  родственники.  Однако  независимо  от  того,  кто  оплатил  основную  часть  расходов,  жених  в  своей  речи  непременно  поблагодарит  родителей  невесты  за  «это  чудесное  торжество»  —  слова  «деньги»  или  «заплатили»  не  употребляются.

Английские  свадебные  торжества  —  и  большинство  других  «обрядов  перехода»  —  полнятся  смехом:  фактически  любой  обмен  репликами  в  ходе  беседы  пронизан  явным  или  скрытым  юмором.  Правда,  это  не  обязательно  означает,  что  все  счастливы  и  весело  проводят  время.  Кто-то,  возможно,  и  впрямь  от  души  веселится,  но  даже  эти  люди  подчиняются  неписаным  правилам  английского  юмора  —  правилам,  которые  столь  глубоко  укоренились  в  нашем  сознании,  что  превратились  в  непроизвольный,  бессознательный  рефлекс.

Сравнивая  викторианскую  свадьбу  можно  сказать,  что  основные  фазы  сохранились,  однако  заметны  и  различия.  В  наше  время  практически  утратилось  сватовство  по  строгим  правилам,  согласие  родителей  не  может  остановить  молодых  людей,  ухаживания  становятся  все  более  скудными,  помолвка.  Однако  сохранились  и  старые  привычки,  которые  просто  на  просто  были  приспособлены  под  современный  мир.  Помолвка  остается  важной  составляющей,  но  с  более  практическим  значением.  Репетиция  свадьбы  как  нововведение  может  отразить  характер  англичан,  их  любовь  к  полнейшему  контролю  ситуации  во  время  торжества.  Приданное  не  исчезает,  а  видоизменяется  как  оплата  за  проведение  данного  торжества. 

Как  тогда,  так  и  сейчас  свадьба  является  началом  новой  жизни  для  двух  молодых  людей.

 

Список  литературы:

  1. Диттрич  Т.В.  Повседневная  жизнь  викторианской  Англии  /  Таня  Диттрич;  предисл.  и  послесл.  авт.  М.:  Молодая  гвардия,  2007.  —  382[2]  с.:  ил.  —  (Живая  история:  Повседневная  жизнь  человечества) 
  2. Кертман  Л.Е.  География,  история  и  культура  Англии:  Учеб.  Пособие.  2-е  изд.,  перераб.  М.:  Высш.  Школа,  1979.  —  384  с.,  ил.
  3. Коути  Е.  Суеверия  Викторианской  Англии/  Е.  Коути,  Н.  Харса.  М.:  Центрполиграф,  2011.  —  480  с.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.litmir.me/bd/?b=203587  (дата  обращения:  25.01.2015).
  4. Остин  Д.  Гордость  и  предубеждение/  Джейн  Остин.  СПб.:  Азбука-классика,  2011.  —  384  с. 
  5. Справочник  по  этикету  «Дебретт».  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.debretts.com/weddings  (дата  обращения:  25.01.2015).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий