Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рузаева А.С., Кочетова М.Ю. ПОСТМОДЕРНИЗМ В ФИЛОСОФИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 16.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОСТМОДЕРНИЗМ  В  ФИЛОСОФИИ:  ПРЕДПОСЫЛКИ  ФОРМИРОВАНИЯ  И  РОЛЬ  В  СОВРЕМЕННОМ  ОБЩЕСТВЕ

Рузаева  Александра  Сергеевна

2  курс,  223  группа,  лечебный  факультет  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

Кочетова  Марина  Юрьевна

2  курс,  223  группа,  лечебный  факультет  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail:  Bliznyshechki@mail.ru

Воробьёв  Дмитрий  Олегович

научный  руководитель,  ассистент  кафедры  философии  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail:  dratsolonchack@mail.ru

 

Во  второй  половине  ХХ  века  появляется  постмодернизм  —  культурное  течение,  охватившее  многие  сферы  общественной  жизни  —  экономику,  политику  и,  главным  образом,  философию  и  искусство.  Постмодернизм  в  философии  является  самым  неоднозначным  явлением  во  всей  истории  человеческой  мысли.  Он  приходит  на  смену  модернизму,  ключевыми  понятиями  которого  были  «свобода»,  «справедливость»,  «равенство»  и  «прогресс»  [2].

Футуризм  являлся  главной  чертой  концепции  нового  общества,  означая  радикальный  разрыв  с  прошлым  и  стремление  в  светлое  будущее,  в  котором  должны  были  торжествовать  указанные  выше  ценности.  Основными  средствами,  с  помощью  которых  все  это  могло  быть  достигнуто,  провозглашались  просвещение  и  воспитание.  Решающую  роль  в  этом  сыграл  бы  разум,  прогресс  и  способность  человека  к  бесконечному  совершенствованию.  Однако  на  практике  удалось  осуществить  далеко  не  все,  и  с  течением  времени  многие  идеалы  и  ценности  остались  нереализованными  либо  искаженными.  В  ХХ  веке  имели  место  две  мировые  войны,  которые  были  чудовищны  по  масштабу  бедствий.  Они  сделали  сомнительной  мысль  о  гуманизме. 

Феномен  возникновения  постмодернизма  могут  объяснить  и  другие  события,  глубоко  изменившие  мироощущение  поколений  людей.  В  первую  очередь,  речь  идет  об  экономическом  кризисе  30-х  годов  ХХ  века.  Это  потрясение  изменило  характер  капиталистического  производства,  реальная  опасность  социально-экономической  и  политической  катастрофы  заставила  пойти  на  серьезные  уступки  и  коррективы  относительно  производящего  класса.  Это  вело  к  снижению  остроты  прежних  социальных  противоречий,  и  делало  основной  целью  производства  не  только  прибыль,  но  и  потребление,  охватившее  теперь  большинство  населения.  И  через  несколько  десятилетий  именно  общество  потребления,  основанное  на  принципах  удовольствия,  послужило  плодородной  почвой  для  развития  постмодернизма.  Вторым  важным  событием  является  экологический  кризис  60-х  годов,  обесценивший  грандиозную  идею  преобразования  и  покорения  природы.  Угроза  использования  ядерного  оружия  и  появление  СПИДа  еще  больше  обострили  проблему  выживания  человечества  [3].  Итак,  наиболее  существенными  предпосылками  возникновения  философии  постмодернизма  являются:

·     Новый  тип  социальной  реальности  в  качестве  современного  постиндустриального  и  информационного  общества,  что  является  технологической  основой  постмодернизма;

·     Окончательное  опровержение  многовековых  представлений  о  центральном  месте  человека  во  Вселенной  выступает  антропологической  предпосылкой;

·     Потеря  человечеством  бессмертия,  переживание  богооставленности  —  экзистенциальная  основа  постмодернизма  [1].

Предшественниками  постмодернизма  в  философии  являются  Ницше  Ф.  и  Хайдеггер  М.  Они  отвергали  рационалистические  идеи  Г.  Гегеля,  основываясь  на  взглядах  плюрализма  и  релятивизма.  В  противовес  системному  мышлению  Г.  Гегеля  Ф.  Ницше  выступал  за  образ  мышления  в  виде  отдельных  коротких  фрагментов.  Также  он  сомневался  в  наличии  бытия,  считая,  что  мысль  не  может  обрести  надежную  опору  и  устойчивость.

М.  Хайдеггер  был  идейным  последователем  Ф.  Ницше,  подвергая  критике  понятия  разума  и  гуманизма.  Он  считал,  что  техника  стала  порождением  разума,  тем  самым  не  оставляя  места  для  гуманизма.  Это  вызвано  инструментализацией  и  прагматизацией  разума. 

Идеи  Ницше  и  Хайдеггера  не  были  забыты  и  нашли  свое  развитие  в  работах  Ж.  Деррида,  Ж.Ф.  Лиотара,  Д.  Ваттимо,  Ж.  Лакана,  Ж.  Делеза,  М.  Фуко  [5].  Первое  заявление  философии  постмодернизма  и  ее  последующее  самоутверждение  связано  с  книгой  французского  философа  Ж.  Лиотара  «Состояние  постмодерна»,  вышедшей  в  1979  году,  которая  вызвала  большой  резонанс  в  обществе,  впервые  представив  обобщенные  и  рельефные  черты  данного  течения.  В  последующее  десятилетие  постмодернизм  активно  распространяется  по  всему  миру,  в  первую  очередь  благодаря  средствам  массовой  информации.  Он  становится  характерной  для  того  времени  интеллектуальной  модой.

Автором  самого  термина  «постмодерн»  является  французский  философ  Ж.  Лиотар  (1924—1998  гг.)  Он  представляет  современное  общество  в  виде  сетки  без  единого  центра  управления.  В  нем  происходит  стирание  межчеловеческих  отношений,  отношения  сами  по  себе  становятся  опосредованными,  т.  е.  виртуальными,  что  приводит  их  к  усложнению.  Также  французский  философ  весьма  критично  относится  к  знанию  и  науке.  Он  считает,  что  прагматическая  ценность  знания  в  науке  берет  верх  над  вопросом  о  его  смысле  и  значении.  Философия,  по  мнению  Ж.  Лиотара,  не  должна  заниматься  проблемами  познания,  отражения  или  выражения  реальности.  Она  существует  сама  по  себе  и  сама  для  себя,  не  следуя  никакой  цели  и  не  подчиняясь  никакому  правилу.

Философия  постмодернизма  своеобразна,  для  одних  она  интересна,  так  как  имеет  нестандартные  интерпретации  обыденных  вещей,  для  других  она  является  непонятной  и  совсем  нелогичной.  Главными  философскими  методами  здесь  выступают  постструктурализм  и  деконструктивизм.  Взгляды  философов  данного  течения  лишены  основополагающих  идеалов,  в  отличие  от  философских  парадигм  прошлых  времен.  Характерной  чертой  является  негативизм.  В  философии  постмодерна  исчезло  то,  за  что  можно  было  ухватиться.  Упорядоченным  схемам  ее  представители  предпочли  хаос,  отошли  от  всего,  что  объяснимо  с  точки  зрения  науки,  разочаровавшись  в  разуме  и  плодах  его  деятельности,  отдавая  предпочтение  интуиции  и  воображению.  Можно  представить,  например,  как  врач,  основываясь  только  на  предсказании  и  интуиции,  лечит  людей. 

Целью  философии  постмодернизма  является  создание  абсолютной,  ничем  не  ограниченной  свободы.  К  чему  же  это  может  привести?  Ответ  очень  прост.  К  хаосу  во  всех  сферах  жизни.  Сторонники  постмодернизма  активно  пытаются  заявить  о  кризисе  гуманизма,  считая,  что  разум  может  создавать  только  такую  культуру,  которая  стандартизирует  человека.  Философы-постмодернисты  подобны  нигилистам,  разрушающим  устоявшиеся  взгляды  и  не  предлагающие  ничего  взамен  для  создания  устойчивого  развития  общества.  Они  предпочитают  жить  сегодняшним  днем,  не  особо  погружаясь  в  раздумье  будущем.  Карьерный  успех  стал  главной  целью  постмодерниста.  Притом  успех  этот  обязан  прийти  в  начале  жизни,  а  не  на  ее  закате.  И  для  этого  человек  постмодернизма  готов  отказаться  от  своих  принципов.

До  философии  постмодернизма  философы-модернисты  главный  акцент  делали  на  жизнь  людей,  веру  разум  и  просвещение.  Теперь  же,  наоборот,  философы  идут  против  мира,  науки  и  веры  в  светлое  будущее.  Ко  всему  этому  постмодернисты  не  совсем  разумно  влияют  на  этот  мир.  Во-первых,  они  не  имеют  никаких  достижений,  которые  хотя  бы  как-то  объясняли  их  идеи.  Во-вторых,  они  раскритиковали  все  постулаты  предыдущих  философов,  но  сами  нового  смысла  в  существование  человека  не  внесли. 

По  мнению  постмодернистов,  человек  всего  лишь  марионетка  своих  желаний  и  логических  выводов.  Такой  подход  вряд  ли  может  дать  начало  чему-то  перспективному  и  основательному.  На  наш  взгляд,  постмодернизм  в  философии  —  это  тупик,  это  самоуничтожение  философии.  Если  нет  никаких  ограничений,  то  нет  ни  хорошего,  ни  плохого,  ни  правды,  ни  обмана.  Такая  установка  представляет  опасность  для  культуры  в  целом  [2].

Сегодня  же  постмодернизм  предстает  как  состояние  духа,  умонастроение  и  образ  жизни.  Его  основополагающим  принципом  предстает  плюрализм  концепций,  подчеркивающий  отсутствие  истины,  единой  для  всех  [4].  Здесь  можно  проследить  идею  равенства  различных  взглядов,  оценок,  суждений  и  объектов  окружающей  действительности,  одинаково  имеющих  право  на  существование,  независимо  от  смысловой  насыщенности.  Равенство  это  заключается,  прежде  всего,  в  том,  что  ни  одно  из  вышеперечисленных  не  является  абсолютной  истиной,  познать  которую  пока  не  представляется  возможным.  Провозглашая  ценность  единичного  и  индивидуального,  философы  отвергают  их  сведение  под  общие  нормы  и  закономерности,  что  раньше  служило  и  сейчас  продолжает  служить  основой  всех  сфер  общественной  жизни  и,  в  первую  очередь,  науке.  Постмодернизмом  отрицаются  все  достигнутые  результаты  науки,  её  достоверные  и  объективные  знания.

С  развитием  новых  технологий  происходит  углубление  специализации  в  науке,  и  в  условиях  современности  сохранить  единство  и  целостность  научного  знания  представляет  собой  очень  трудоемкую  задачу.  Сегодняшняя  система  образования  нацелена  на  прикладной  и  инструментальный  характер  научного  знания.  Данная  тенденция  в  условиях  потребительского  общества  может  принять  угрожающий  характер.

В  итоге  постмодернистская  философия  выглядит  весьма  путанной,  неконкретной  и  парадоксальной.

Постмодернизм  славно  справился  с  разрушением  многих  отживших  сторон  и  элементов  предшествующей  эпохи,  он  как  бы  представляет  собой  переходное  состояние  или  переходную  эпоху.  Положительного  вклада,  к  сожалению,  постмодернизм  внес  довольно  скромно.  Но  всё  же,  некоторые  его  черты  и  особенности,  к  сожалению,  а  может  быть  и  к  счастью,  это  уже  решит  каждый  сам  для  себя,  сохранились  в  культуре  нового  тысячелетия  [6].

 

Список  литературы:

  1. Бэкмология.  Раздел  философия.  Постмодернизм.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://becmology.ru/blog/phylosophy/postmodern.htm  (дата  обращения  21.11.2014). 
  2. Миронов  В.В.  «Философия:  учебник  для  вузов»  М.:  2005  г.  —  673  с.
  3. Макарова  Е.  «Постмодернизм  в  философии»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://fb.ru/article/32107/postmodernizm-v-filosofii  (дата  обращения  13.10.2014).
  4. Нарижный  Ю.  «Философия  постмодернизма»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://postmodern.in.ua/?p=1695  (дата  обращения  1.11.2014). 
  5. Постмодернизм  в  философии.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.grandars.ru/college/sociologiya/postmodernizm-v-filosofii.html  (дата  обращения  11.10.2014).
  6. «Философия  постмодернизма»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://studopedia.ru/1_110968_filosofiya-postmodernizma.html  (дата  обращения  23.11.2014).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий