Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кочетова К.Ю., Кондрашова Н.А. РОССИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РОССИЙСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ:  ИСТОРИЧЕСКОЕ  НАСЛЕДИЕ  И  ПЕРСПЕКТИВЫ  БУДУЩЕГО  РАЗВИТИЯ

Кочетова  Кристина  Юрьевна

студент  2  курса,  223  группы,  лечебный  факультет,  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail: 

Кондрашова  Наталья  Александровна

студент  2  курса,  223  группы,  лечебный  факультет,  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail: 

Воробьёв  Дмитрий  Олегович

научный  руководитель,  ассистент  кафедры  философии  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail

 

Русская  философия  —  это,  прежде  всего  духовная  философия,  наука  о  душе,  ее  развитии  и  связи  с  Богом  [5].  Русская  философия  прошла  длительный  путь  формирования  и  развития.  Эта  философия,  возникнув  в  глубине  веков,  развивалась  в  тесном  взаимодействии  с  экономическим,  религиозным,  политическим,  правовым,  моральным  и  эстетическим  сознанием  народа.  Она  наряду  со  стремлением  отвечать  требованиям  высокой  научности  заключает  в  себе  беззаветный  поиск  путей  к  достижению  общественного  блага.

Современные  исследователи  полагают,  что  элементы  философии  входили  в  мировоззрение  наших  предков  еще  до  принятия  ими  христианства,  т.  е.  до  988  г.  и  до  появления  первых  памятников  письменности.  Изучение  древнерусской  философии  состоит  в  реконструкции  воззрений  наших  далеких  предков  на  основе  рассмотрения  истории  культуры,  хозяйства,  быта,  политической  жизни,  верований  и  т.  п.

В  наши  дни  принято  изложение  истории  русской  философии  начинать  с  анализа  содержания  первых  литературных  памятников.

Письменность  на  Руси  появилась  в  конце  X  в.  Письменные  источники  свидетельствуют  о  том,  что  философия  русского  народа  испытала  на  себе  влияние  книжной  мудрости  других  народов,  в  первую  очередь  византийских  и  древнегреческих  авторов.

Появление  философии  в  нашей  стране  по  времени  совпало  с  тревожными  событиями  кровопролитных  войн  на  рубежах  отечества,  мучительными  попытками  преодолеть  феодальную  раздробленность,  нашествиями  степных  народов,  которые  подрывали  экономику  и  культуру.  Испытания,  выпавшие  на  долю  россиян,  тормозили  прогресс  в  развитии  философской  мысли  и  создавали  помехи  сохранению  ее  ранних  памятников,  а  также  снижали  возможности  освоения  достижений  философской  мысли  других  народов.

Философия  зарождается  на  Руси  из  потребности  объяснения  мироустройства,  целей  существования  государства,  общества  и  человека,  из  необходимости  разработки  принципов  социальной  организации  и  общения.

В  древнерусской  литературе,  имеющей  философское  содержание,  выделяют  переводную  в  виде  текстов  Священного  писания  и  Святоотеческую,  общую  для  всех  христианских  народов  литературу;  переводную  византийскую  литературу;  оригинальную  литературу,  созданную  отечественными  авторами.

К  переводной  литературе  относится,  прежде  всего,  Библия,  которая  полностью  была  переведена  лишь  к  концу  XV  в.  Сначала  был  переведен  «Новый  завет»,  а  затем  по  частям  переводился  «Ветхий  завет».  В  1499  г.  появился  полный  перевод  Священного  писания  —  «Геннадиевская  Библия».

Особое  значение  для  формирования  древнерусской  философии  имели  Евангелие  и  Псалтырь  (151  псалом).  С  принятием  христианства  началась  деятельность  по  переводу  на  старославянский  язык  святоотеческой  литературы,  т.  е.  сочинений  Григория  Назианзина,  Василия  Великого,  Иоанна  Златоуста,  Ефрема  Сирина,  Иоанна  Дамаскина,  Иоанна  Лествичника.  В  формировании  русской  религиозной  философии  определенную  роль  сыграл  «Шестоднев»  Иоанна  Экзарха  Болгарского  (864—927)  на  сюжет  сотворения  мира.

На  формирование  философского  сознания  Древней  Руси  оказал  влияние  памятник  византийской  литературы  “Хроники”  Иоанна  Малалы  и  Георгия  Амартола.  В  хрониках  Амартола  сообщается  читателю  о  древнегреческих  философах  (Сократе,  Платоне,  Аристотеле,  Демокрите,  Оригене,  Прокле  и  др.).

Что  касается  оригинальных  сочинений,  созданных  древнерусскими  авторами,  то  надо,  прежде  всего,  назвать  «Слово  о  законе  и  благодати»  Иллариона,  созданное  между  1037  и  1050  гг.  во  времена  княжения  Ярослава  Мудрого.  «Слово»  преисполнено  жизнеутверждающего  пафоса  и  веры  в  грядущее  процветание  Русской  земли,  в  нем  утверждается  равенство  русского  народа  среди  других  цивилизованных  народов  [1].

1.  Философия  эпохи  Просвещения  (ХVIII  в.). 

ХVIII  век  в  России  —  это  время  преобразований  в  экономике  и  политике,  стремительного  развития  науки  и  художественной  культуры,  формирования  системы  народного  образования.  Эпоха  Просвещения  в  России  характеризовалась  прежде  всего  общим  процессом  секуляризации  русской  культуры,  одним  из  важнейших  признаков  которого  явилось  формирование  этико-философского  сознания,  определение  предмета  этики  как  философской  науки.

Внимание  мыслителей  XVIII  века  привлечено  к  проблемам  дефиниций,  структурирования  философского  знания  и  конкретизации  предмета  моральной  философии,  поскольку  этическая  мысль  высвобождается  из-под  влияния  богословия  и  обращается  все  более  и  более  к  изучению  человека,  повышается  интерес  к  человеку  как  существу  природному  и  историческому  [3].

Большой  вклад  в  развитие  философии  в  этот  период  внес  М.В.  Ломоносов.  У  Ломоносова  нет  философских  трактатов,  но  для  всех  его  трудов  характерен  философский  уровень  осмысления.  Центральная  тема  его  научных  и  художественных  произведений  –  тема  величия  человеческого  разума.  На  основе  своих  естественнонаучных  исследований  Ломоносов  пришел  к  ряду  важных  философских  идей:  атомно-молекулярная  картина  строения  материального  мира,  закон  сохранения  вещества,  принцип  эволюционного  развития  всего  живого  и  др.  Ломоносов  ввел  в  русский  язык  множество  научных  и  философских  терминов.[8]

2.  Классическая  русская  философия  (XIX  вв.  —  начало  ХХ  вв.).

ХIХ  век  —  «золотой»  век  русской  культуры.  Расцвет  философской  мысли  стал  одной  из  составных  частей  общего  подъема  русской  культуры.  В  середине  ХIХ  века  философия  в  России  выделилась  в  самостоятельную  область  духовной  жизни.  Причинами  этого  стали:  —  необходимость  систематизации  философских  идей,  накопленных  в  течение  многих  веков;  —  влияние  философской  культуры  Запада;  —  подъем  русского  национального  самосознания,  связанный  с  ключевыми  событиями  российской  истории  ХIХ  века:  победой  над  Наполеоном  в  Отечественной  войне  1812  года,  крестьянской  реформой  1861  года.  Философия  ХIХ  в.  представляет  собой  неоднородное  явление  —  религиозно-идеалистическое  (Владимир  Соловьев,  Николай  Федоров  и  др.);  —  материалистическое  (Н.  Чернышевский  и  др.),  —  литературно-художественную  и  естественнонаучную  линии.

Большой  вклад  в  развитие  философии  данного  времени  внес  В.Соловьев.  Он  построил  систему  «цельного  знания»  как  синтеза  науки  и  религии,  истины,  добра  и  красоты,  обосновал  концепцию  «богочеловеческого  всеединства».  Одной  из  основных  проблем  в  философии  Соловьева  является  проблема  человеческой  личности.  Человек  —  «связующее  звено  между  божественным  и  природным  миром»,  цель  которого  —  преодоление  мирового  зла,  просветление  и  одухотворение  мира.  Весь  существенный  интерес  человеческой  жизни  заключается  в  различении  добра  и  зла,  истины  и  лжи  [6].

Представителем  религиозно-философского  направления  русского  космизма  является  Н.Ф.  Федоров.  Его  философия  «общего  дела»  —  это  космизм  с  примесью  фантастики,  опирающейся  на  теологию.  Центральная  тема  —  постоянное  расширение  поля  деятельности  человека,  включающего  в  сферу  своей  активности  космическое  пространство.  Человек  овладевает  не  только  пространством,  но  и  временем.  Благодаря  познанию,  опыту  и  труду  он  даже  способен  обрести  бессмертие  и  возвратить  к  жизни  ушедшие  поколения  (воскресить  предков,  «отцов»).[7]

3.  Русская  философия  ХХ  века. 

Этот  период  можно  подразделить  на  3  этапа: 

·     философия  «серебряного  века»  русской  культуры.  Это  период  расцвета  религиозной  философии,  в  центре  внимания  философов  размышления  о  судьбе  страны,  вопросы  о  направленности  общественного  развития,  обсуждалась  возможность  альтернативы  социалистическим  идеям.

Одним  из  представителей  этого  периода  стал  Н.  Бердяев.  Им  были  выделены  специфические  черты  русской  мысли  XIX  в.:  это  утверждение  христианской  свободы  и  идея  личной  ответственности  человека;  это  идея  соборности  как  единения  между  собой  и  всех  вместе  с  церковью;  гуманизм,  единство  божественного  и  человеческого;  социальность  (утопические  мечты  о  переустройстве  мира).  В  философии  Бердяева  сделана  попытка  обосновать  специфику  философской  мысли,  ее  отличие  от  традиций  классической  философии.  У  Н.  Бердяева  преобладает  ориентация  на  человека,  человек  поставлен  в  центр  бытия.  Отсюда  антропоцентризм  и  персонализм  его  философии.  Философия  есть  творчество,  своеобразная  форма  откровения  человека,  творение,  продолжающееся  совместно  с  Богом.

Главными  темами  философской  рефлексии  Н.  Бердяева  были  проблемы  свободы,  творчества  и  «русская  идея».  Н.  Бердяев  считает,  что  смысл  и  цель  человеческого  существования  —  не  только  спасение,  человек  призван  к  творчеству  и  продолжению  миротворения.  Творчество  свободно,  обращено  к  будущему.

·     философия  русского  зарубежья  (большинство  религиозных  мыслителей  завершили  свой  творческий  путь  в  эмиграции). 

Первая  волна  философской  эмиграции  (покинувшие  страну  в  предреволюционное  и  революционное  время,  высланные  в  20-е  гг.)  была  представлена  в  основном  сторонниками  идеалистических  и  метафизических  направлений.

Так,  именно  русские  философы,  прежде  всего  Л.И.  Шестов  и  Н.  Бердяев,  существенно  повлияли  на  становление  и  развитие  экзистенциализма.  Шестов  Л.И.  разработал  концепцию  абсурдности  человеческого  существования,  независимости  личности  от  любых  условий  внешнего  мира  —  материальных,  духовных,  нравственных;  выдвинул  тезис  о  правах  «героя»  выступать  против  всего  общества  и  Вселенной.  Доверие,  по  его  мнению,  возможно  лишь  к  Богу,  который  не  имеет  никакой  содержательной  определенности.  Любая  познавательная  деятельность  объявлялась  им  равносильной  грехопадению.

·     Философия  советского  периода.  Советский  период  характеризуется  развитием  материалистической  традиции  в  философии.

Религиозное  возрождение  в  России  обострило  споры  философов  идеалистического  и  материалистического  направлений.  Последнее  представлено  в  первую  очередь  марксизмом,  в  распространении  которого  в  России  в  конце  XIX  века  большую  роль  сыграл  Г.В.  Плеханов,  один  из  крупнейших  философов-марксистов.  Г.В.  Плеханов  занимался  проблемами  истории  философии,  этики,  эстетики,  теории  познания  и  материалистического  понимания  истории.

С  середины  90-х  годов  XIX  века  определяющую  роль  в  развитии  отечественного  марксизма  играет  В.И.  Ленин.  Он  занимался  в  основном  проблемами  социальной  теории  и  практики:  разработал  теорию  империализма  как  высшей  стадии  капитализма,  теорию  социалистической  революции.  Задачи  идейной  борьбы  побудили  его  к  написанию  теоретической  работы  «Материализм  и  эмпириокритицизм»  (1911).  Некоторые  философы-марксисты  стремились  к  реформированию  марксизма,  соединению  его  с  некоторыми  новейшими  философскими  учениями  («эмпириомонизм»  А.  Богданова,  богоискательство  и  богостроительство  А.  Луначарского).  В  своей  работе  В.И.  Ленин  подвергает  критике  попытки  реформ  марксизма,  критикует  эмпириокритицизм  как  субъективно-идеалистическую  философию,  дает  новое  определение  материи:  «Материя  есть  объективная  реальность,  данная  нам  в  ощущении».  В  «Философских  тетрадях»  (1916)  В.И.  Ленин  обращается  к  материалистическому  исследованию  проблем  диалектики.  Философские  работы  В.И.  Ленина  надолго  определили  основные  черты  советской  философии  [4].

Своеобразие  развития  философии  в  России  связано,  прежде  всего,  с  тем,  что  здесь  меньшее  место  было  уделено  проблемам  гносеологии,  познанию  в  целом  и  пр.,  а  на  первый  план  выходит  социально-антропологическая  и  нравственно-религиозная  проблематика.

Особенности  формирования  и  развития  русской  философии  в  контексте  своеобразия  исторического  пути  России  обусловили  ряд  ее  характерных  черт:

1.  антропоцентризм.  Тема  человека,  его  судьбы,  призвания  и  предназначения  является  ключевой  в  русской  философии.

2.  Нравственный  аспект.  Проблемы  нравственности  всегда  составляли  главное  содержание  русского  философского  мышления. 

3.  Глубокий  интерес  к  социальной  проблематике.  Философские  концепции  русских  религиозных  мыслителей  всегда  были  связаны  с  конкретной  социально-политической  ситуацией  в  стране.

4.  Идея  патриотизма.  Тема  Родины,  судьбы  России,  ее  места  и  предназначения  в  мировом  сообществе  является  одной  из  центральных  для  русской  философской  мысли.

5.  Религиозный  характер.  Религиозное  направление  в  русской  философии  на  протяжении  всей  истории  ее  развития  было  самым  богатым  и  значительным  в  идейном  отношении. 

6.  Синтез  философского  и  литературно-художественного  творчества.  Художественная  литература  играла  огромную  роль  в  выражении  философских  идей  в  России,  была  сферой  философских  размышлений  и  закрепления  философских  традиций.  Творчество  А.С.  Пушкина,  Ф.М.  Достоевского,  Л.Н.  Толстого  и  др.  богато  философскими  идеями. 

7.  Стремление  к  целостности,  всеобщности.  Русские  мыслители  рассматривают  судьбу  человека  в  ее  неразрывной  связи  с  обществом,  а  человечество  —  как  составляющую  мирового  целого,  Вселенной.

8.  «русский  космизм».  Задачей  космологии  является  изучение  мира  как  целого,  поиск  ответа  на  вопрос  о  месте  человечества  в  мире  [2].  Можно  ли  говорить  о  существовании  современной  русской  философии?

Мы  думаем,  что  современная  русская  философия  существует:  она  несёт  традиции  российской  философии  в  целом  и  в  то  же  время  отражает  современные  тенденции  развития  знания,  прежде  всего,  научного.

Всесторонне  охарактеризовать  русскую  философию  сложно,  тем  не  менее,  можно  назвать  ее  некоторые  примечательные  особенности.  Это,  прежде  всего,  выражение  пейзажа  русской  души,  в  котором  отражается  пейзаж  российской  земли:  её  безмерность  и  неисчерпаемость,  отсюда  —  непомерность  дум,  видение  за  горизонт  с  характерной  космизацией  проблем  общечеловеческой  тональности.  Отсюда  неизбывная  непрактичность  философствования  во  спасение  души,  но  не  тела.  И  как  следствие  этого  —  нравственное  облачение  этой  философии  с  проявлением  любви,  как  к  высокой  женственности,  так  и  высокой  мудрости.  И,  как  парадокс  —  обращение  за  поддержкой  к  научному  знанию,  а  в  результате  получаем  сплав  религиозности  и  научности  как,  к  примеру,  у  П.А.  Флоренского  и  В.И.  Вернадского.  Ещё  одна  черта:  евразийство  ―  обращённость  и  на  Запад,  и  на  Восток. 

К  современным  тенденциям  русской  философии  следует  отнести,  с  одной  стороны,  новый  поиск  метафизических,  запредельных  оснований  реального  («неоклассика»),  с  другой  —  попытку  применять  философию  в  качестве  общенаучного  и  междисциплинарного  интегратора  знания  (с  использованием  синергетизма,  ситуационизма,  экологизма  и  т.  п.),  осмысление  гносеологии  и  аксиологии  науки  и  техники.  Но  и  это  также  полностью  не  характеризует  современную  российскую  философию.

Называть  ярких  представителей  современной  русской  философии  очень  трудно.  Она  собирательная.  Определённую  грань  этой  философии  («лирической  метафизики»)  в  недавнем  прошлом  выражал  А.Н.  Чанышев,  у  которого  философская  рациональность  обходится  без  опоры  на  научное  знание.  В  то  же  время  объяснение  и  презентация  общенаучного  статуса  философии  присутствует  в  работах  В.С.  Готта,  Э.П.  Семенюка,  А.Д.  Урсула  и  др.  (здесь  имеется  в  виду  отечественная  концепция  «интегративно-общенаучного  знания»),  но  и  это  конец  прошлого  века,  который  базируется  на  традициях  позитивистской  и  марксистской  философии.

 

Список  литературы:

  1. История  русской  философии.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.grandars.ru/college/filosofiya/russkaya-filosofiya.html
  2. Кузнецов  В.Г.,  Кузнецова  И.Д.,  Миронов  В.В.,  Момджян  К.Х.  Философия.  М.:  ИНФРА-М,  2004.  —  519  с.
  3. Маслин  М.А.  История  русской  философии.  М.:  КДУ.  2008.  —  640  с.
  4. Попов  Е.В.  Основы  философии.  Учебное  пособие  для  вузов.  1997.  —  320  с.
  5. Святая  Русь.  Энциклопедический  словарь  русской  цивилизации.  Составитель  О.  А.  Платонов.  М.:  Православное  издательство  «Энциклопедия  русской  цивилизации»,  2000.  —  1040  с.
  6. Соловьев  В.С.  Сочинения  в  двух  томах.  Из  истории  отечественной  философской  мысли.  Т.  1.  М.:  Правда,  1989.  —  736  с.
  7. Философия.  Основные  направления  развития  русской  философии.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://filo-lecture.ru/filolecturet6r1part1.html
  8. Философия  русского  космизма.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-fedorova.html

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.