Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Загоруй Д.С. ВЗГЛЯД НА «ДЕТСКУЮ ФИЛОСОФИЮ» А. Т. БОЛОТОВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АКСИОЛОГИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 17.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВЗГЛЯД  НА  «ДЕТСКУЮ  ФИЛОСОФИЮ»  А. Т.  БОЛОТОВА  С  ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ  АКСИОЛОГИИ

Загоруй  Дарья  Сергеевна

студент  2  курса,  факультет  непрерывного  образования  Уральского  филиала  Российского  государственного  университета  правосудия,  РФ,  г.  Челябинск

E-mail:  dashenka_zagoruy@mail.ru

Несмеянова  Ирина  Ивановна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент,  ст.  преподаватель  кафедры  гуманитарных  и  социально-экономических  дисциплин  Уральского  филиала  Российского  государственного  университета  правосудия,  РФ,  г.  Челябинск

 

Болотов  Андрей  Тимофеевич  (1738—1833)  вошел  в  историю  России  как  государственный  деятель,  ученый,  философ,  писатель,  человек-долгожитель.  Он  родился  в  с.  Дворяниново  Тульской  губернии  в  дворянской  семье  Т.П.  Болотова  и  М.С.  Бакеевой.  Благотворное  влияние  на  А.Т.  Болотова  оказали  его  отец  —  полковник,  участник  многих  военных  походов,  а  также  старик-малороссиянин,  полковой  писарь  Красиков,  унтер-офицер  Миллер  и  другие  домашние  учителя  [2,  с.  19—62].  Весной  1748  г.  А.Т.  Болотов  был  записан  в  Архангелогородский  пехотный  полк  каптенармусом,  но  военная  служба  тяготила  его,  постепенно  пришло  понимание,  что  он  рожден  «не  для  войны,  а  для  науки».  Важный  период  в  становлении  личности  будущего  мыслителя  и  писателя  —  время  проживания  в  Кенигсберге  [2,  с.  234—388].  Будучи  переводчиком  при  канцелярии  генерал-губернатора  Пруссии  Н.К.  Корфа,  ему  посчастливилось  посещать  лекции  по  философии,  участвовать  в  публичных  университетских  диспутах,  театральных  представлениях,  много  читать  и  рисовать.  14  июня  1762  г.  А.Т.  Болотов  выходит  в  отставку,  вскоре  поселяется  в  Дворяниново.  В  1774  г.  он  занял  место  управителя  собственных  (дворцовых)  имений  Екатерины  II  в  Киясовской  волости  Московской  губернии,  а  в  1776  г.  —  в  Богородицкой  волости  Тульской  губернии.  Двадцатилетнее  пребывание  в  Богородицке  отмечено  расцветом  его  творческой  деятельности.  После  смерти  Екатерины  II,  когда  Богородицкая  волость  была  пожалована  А.Г.  Бобринскому,  А.Т.  Болотов,  не  пожелав  состоять  на  службе  у  частного  лица,  вышел  в  отставку  в  чине  коллежского  асессора,  который  он  получил  в  1783  г.,  и  в  начале  1797  г.  он  возвратился  в  Дворяниново.  О  разнообразных  талантах  и  занятиях  А.Т.  Болотова  в  других  сферах  деятельности  этого  периода  жизни  здесь  речь  не  пойдет. 

Первые  литературные  опыты  писателя  относятся  к  периоду  его  пребывания  в  Кенигсберге  и  являются  результатом  перелома,  происшедшего  в  сознании  А.Т.  Болотова  под  влиянием  нравоучительной  и  философской  литературы.  Первое  опубликованное  произведение  А.Т.  Болотова  —  «Детская  философия,  или  Нравоучительные  разговоры  между  одною  госпожою  и  ее  детьми…»  (1776—79,  ч.  1—2)  —  создано  под  влиянием  «Детского  училища»  М.  Лепренс  до  Бомон  и  представляет  собой  популярное  изложение  учения  И.-Г.  Зульцера  об  устройстве  Вселенной.  Написанная  понятно  и  живо,  книга  знакомила  детей  с  основными  положениями  системы  Н.  Коперника,  учила  узнавать  и  любить  природу.  В  рукописи  остались  части  3—8  «Детской  философии…»,  посвященные  физике,  минералогии  и  ботанике.  занятиях.  Представляют  интерес  также  его  нравоучительные  сочинения:  «Чувствования  христианина,  при  начале  и  конце  каждого  дня  в  неделе…»  (1781)  и  «Путеводитель  к  истинному  человеческому  счастию…»  (1—3  ч.  1784),  проникнутые  идеей  нравственного  усовершенствования  [4].  Самое  значительное  и  наиболее  известное  произведение  А.Т.  Болотова,  которое  создавалось  в  1789—1816  гг.  —  «Жизнь  и  приключения  Андрея  Болотова,  описанные  самим  им  для  своих  потомков»  (Ч.  1—4.  СПб.,  1870—73)  [2].  Мемуары  А.Т.  Болотова  не  предназначались  для  печати  и  писались  как  история  одной  человеческой  жизни. 

Первым  трудом  А.Т.  Болотова  в  области  педагогики  была  «Детская  философия»,  созданная  в  период  1762—1787  гг.  Данное  произведение  состоит  из  семи  частей,  из  которых  первая  была  написана  А.Т.  Болотовым  для  образования  его  юной  жены,  вторая  и  все  последующие  —  для  собственных  детей,  а  позднее  для  учащихся  пансиона.  Произведение  носит  энциклопедический  характер,  однако  весь  материал  представлен  в  виде  диалога  между  госпожой  Ц**  и  её  детьми,  Клеоном  и  Феоной,  поскольку,  как  считал  автор,  форма  диалога  способствует  лучшему  усвоению  материала.  Так  же  для  этого  каждая  последующая  глава  начинается  с  повторения  материала  предыдущей.  Философские  по  характеру  («нравоучительные»)  разговоры  между  госпожой  Ц**  и  её  детьми  и  другими  героями  книги  происходят  в  их  собственном  имении,  в  основном  в  саду,  поле,  беседке,  на  берегу  пруда,  во  время  прогулок  и  отдыха  на  природе.  Они  не  нарушают  обычного  распорядка  дня  и  положенных  детям  занятий,  наоборот,  с  их  помощью  все  приобретает  особый  смысл,  целостность,  житейскую  завершённость.  Автор  писал,  что  цель  его  -  дать  детям  понятие  о  Боге,  познакомить  их  с  устройством  мира,  собственным  существом,  а  также  понятиями  о  «нашей  жизни»,  о  благополучии.  Он  выбрал  доступную  форму  изложения:  «снисходить  к  детским  умам»,  говорить  «просто»,  «коротко,  «не  скучно»,  но  «приятно,  чтобы  это  привело  к  «дальнейшему  познанию»  [1,  с.  38—39].  В  предисловии  автор  разъясняет  суть  той  пользы,  которая  была  заявлена  в  самом  названии  книги:  «Мне  хотелось,  чтобы  дети  посредством  чтения  находящихся  в  сем  сочинении  простых  детских  разговоров  могли  получить  такие  понятия,  с  которыми  могли  навсегда  остаться  и  ими  одними  по  нужде  довольствоваться,  получили  охоту  к  дальнейшему  развитию  своих  знаний  и  к  основательному  обучению  наукам,  из  которых  важнейшими  являются  философские  исследования»  [1,  с.  11]. 

В  данной  публикации  предпринимается  попытка  рассмотреть  произведение  А.Т.  Болотова  «Детская  философия»  с  точки  зрения  культуры  в  философском  понимании,  а  также  в  аксиологическом  ракурсе.  Под  культурой  в  философии  понимается  «система  исторически  развивающихся  внебиологических  программ  человеческой  жизнедеятельности,  обеспечивающих  воспроизводство  и  изменение  социальной  жизни  во  всех  основных  направлениях»,  а  также  особая  «сфера  свободной  самореализации  личности»  [5,  с.  296].  В  современной  философии  выделяют  два  основных  подхода  к  пониманию  культуры  —  аксиологический  и  деятельностный.  С  точки  зрения  аксиологического  подхода  культура  представляет  собой  систему  ценностей,  идеалов  и  смыслов,  значимых  для  конкретного  общества,  а  также  меру  гуманизации  общества  и  человека.  Для  философского  мировоззрения  аксиологическая  проблематика  имеет  принципиальное  значение.  Ценность  рассматривается  как  положительная  значимость,  характеристика  благого.  В  европейской  философской  традиции  к  высшим  ценностям  относят  ценности  добра,  истины,  красоты,  божественности,  личности,  свободы,  любви  и  др.  В  избранном  для  анализа  произведении  представлены  своеобразные  трактовки  основных  ценностей  эпохи  Просвещения  через  призму  мировоззрения  А.Т.  Болотова,  предназначенные  главным  образом  для  педагогических  целей. 

А.Т.  Болотов  является  выдающимся  представителем  европейского  Просвещения  [3;  8].  Русское  просвещение  сделало  шаг  вперёд  к  формированию  новой  культуры  в  целом  и  во  взглядах  на  воспитание  ребёнка.  В  России  достаточно  широко  были  известны  сочинения  сторонников  нового  воспитания  (Д.  Локк,  Ж.  Руссо,  Вольтер,  Д.  Дидро,  Г.  Гельвеций  и  др.).  Екатерина  II  восприняла  от  французских  просветителей  идею  об  изоляции  детей  от  испорченного  традициями  общества,  энциклопедическом  характере  образования,  необходимости  создания  специальных  учебных  заведений.  Русские  просветители  привлекли  внимание  к  проблеме  воспитания  гражданина,  патриота,  созидателя  великой  России.  Наиболее  выдающимися  представителями  эпохи  Просвещения  в  России  второй  половины  XVIII  века  были  А.Ф.  Бестужев,  И.И.  Бецкой,  Е.Р.  Дашкова,  В.В.  Крестинин,  Ф.В.  Кречетов,  Н.Г.  Курганов,  Н.И.  Новиков,  А.Н.  Радищев,  М.М.  Снегирёв,  П.А.  Сохацкий,  Е.Б.  Сырейщиков,  Г.Н.  Теплов,  Д.И.  Фонвизин  и  многие  другие.  Основными  направлениями  в  воспитании  детей  были  физическое,  эстетическое,  нравственное,  патриотическое,  умственное,  трудовое.  Исключительна  при  этом  была  роль  семьи,  где  закладывался  фундамент  нравственности,  а  пример  родителей  составлял  основу  воспитания.  Незаслуженно  обойден  вниманием  современников  и  потомков  А.Т.  Болотов  как  педагог-просветитель  [6].  Это  касается  и  «Детской  философии».  В  ходе  девятнадцати  разговоров  (в  первой  части  —  11-З.Д.)  мать  рассказывает  детям  об  устройстве  мира,  о  Боге,  о  жизни,  о  нравственных  ценностях  и  идеалах.  В  самом  начале  их  разговор  коснулся  вопросов  образования:  для  чего  нужно  учиться,  как  это  поможет  в  жизни.  Учение  закрепляет  в  себе  ряд  ценностей  (ценность  познания,  ценность  коммуникации  и  др.).  Образовательное  знание  и  его  виды  тоже  выступают  ценностями.  Именно  это,  но  в  более  простой,  понятной  для  детей  форме  объясняла  Госпожа  Ц**  своим  детям  на  страницах  «Детской  философии».  Сначала  дети  и  вовсе  не  понимали  ценности  образования,  но  после  разъяснений  матери  начали  её  осознавать.  Они  считали  образование  средством  достижения  счастья:  «…Я  никогда,  сударыня,  не  позабуду,  что  мне  для  того  учиться  надобно,  чтобы  люди  не  смеялись,  чтобы  меня  все  любили,  и  чтоб  счастливые  и  благополучные  сделаться»  [1,  с.  51].  Далее  разговор  детей  и  матери  плавно  перетекает  к  теме  счастья.  Дети  задаются  вопросами:  что  такое  счастье,  как  можно  получить  счастье  через  образование?  У  Феоны  и  Клеона  уже  есть  собственное  представление  о  счастье  как  о  богатстве  и  роскоши,  о  чем  они  и  сообщают  матери.  Но  госпожа  Ц**,  конечно,  понимает,  что  её  дети  ошибаются.  Она  приводит  примеры  из  жизни,  когда  деньги  приносят  далеко  не  счастье,  а  даже  самую  настоящую  беду.  Она  объясняет,  что  счастье  —  это  то  состояние  человека,  когда  он  доволен  своей  жизнью,  всем,  что  окружает  его,  и  не  важно,  богат  он  или  беден,  красив  или  уродлив,  главное,  что  ему  это  нравится.  Необходимо  отметить,  что  через  все  сочинения  А.Т.  Болотова  проходит  мысль  о  том,  что  «не  тот  богат,  кто  имеет  много,  а  тот,  кто  доволен  тем,  что  у  него  есть,  и  умеет  пользоваться  оным»  [2,  с.  232]. 

«Детская  философия»,  по  нашему  мнению,  представляет  особый  интерес  не  только  с  точки  зрения  культуры  и  педагогики,  понимания  первоочередной  роли  родителей,  семьи  в  воспитании  и  обучении  дворянских  детей,  но  также  с  точки  зрения  философии.  А.Т.  Болотов  заявляет:  «Познание  Бога,  мира  и  человека  есть…превосходнейшее..,  полезнейшее  и  нужнейшее  сознание  из  всех  прочих  познаний  человеческих»  [1,  с.  35].  Первая  часть  «Детской  философии»  посвящена  идее  Бога,  а  вторая  —  идее  мироздания.  А.Т.  Болотов  соединял  в  себе  черты  представителя  русского  и  западноевропейского  Просвещения.  При  этом  следует  уточнить,  что  в  Англии  и  Франции  преобладали  материализм  и  атеизм,  а  в  Германии  —  религиозность.  Система  взглядов  русского  просветителя  А.Т.  Болотова  формировалась  под  воздействием  идей  немецкого  Просвещения  и  того  уровня  знаний,  которого  достигла  передовая  европейская  наука  к  середине  XVIII  столетия.  Однако  в  его  философских  и  научных  представлениях  нашли  отражение  некоторые  специфические  национальные  и  личностные  черты.  Следует  учитывать  социальные  установки,  научные  представления  и  философские  взгляды  автора  произведения.  В  первую  очередь  А.Т.  Болотов  являлся  монархистом,  помещиком-крепостником,  при  этом  он  был  противником  жестокости  в  отношении  крестьянства,  т.  е.  его  можно  отнести  к  представителям  умеренного  консерватизма.  Не  получив  систематического  образования,  тем  не  менее  А.Т.  Болотов  считал  науку,  образование  и  самообразование  важнейшими  ценностями.  Глубокая  религиозность  не  помешала  просветителю  стать  выдающимся  ученым,  внесшим  вклад  в  более  чем  двадцать  отраслей  науки,  техники,  истории  и  литературы.  Кроме  того,  А.Т.  Болотов  по  своим  философским  взглядам,  по  мнению  исследователя  Н.В.  Шамедько,  был  сторонником  концепций  «натуртеологии,  «физикотеологии»,  «космотеологии»,  пытавшихся  соединить  разум  и  веру,  философию  и  теологию,  исходя  из  достижений  науки  той  эпохи  [7].  А.Т.  Болотов  считал  необходимым  согласовывать  философию  со  Священным  писанием,  не  ограничиваться  верой,  но  подкреплять  религиозные  положения  философскими  (рациональными)  рассуждениями,  а  также  знать  и  изучать  «науку  о  мире»  —  физику,  т.  е.  естествознание.  Ответы  на  философские  вопросы  А.Т.  Болотов  давал  в  духе  учений  немецких  просветителей-идеалистов  Х.А.  Крузия  и  И.Г  Зульцера  [2,  с.  6].  Вместе  с  тем,  будучи  верующим  человеком,  А.Т.  Болотов  проповедовал  ценности  православия.  Философия  и  религия  как  формы  мировоззрения  строят  свою  картину  мира,  выявляют  смысл  жизни  и  предлагают  определенную  систему  ценностей.  В  «Детской  философии»  имеется  соединение  этих  начал.  В  ходе  разговоров  Клеона  и  Феону  начинают  интересовать  вопросы  религии,  ведь  Бог,  как  им  кажется,  дарует  людям  и  счастье  и  невзгоды.  А  вот  кто  такой  Бог?  Где  он  находится?  Каким  образом  следит  за  людьми?  Как  решает  кому  быть  счастливым,  а  кому  нет?  Именно  эти  вопросы  не  дают  покоя  детям.  Но  и  тут  на  помощь  приходит  мама,  которая,  как  обычно,  всё  им  объясняет.  Она-то  и  рассказывает  детям  кто  такой  Бог.  Госпожа  Ц**  утверждает,  что  «  Богом  мы  называем  то,  от  чего  мы,  отчего  свет  ,  и  всё,  что  на  свете  есть  ,  начало,  и  бытие  своё  получило»  [1,  с.  99].  Она  также  говорит,  что  «Бог  не  человек,  а  он  Дух»  [1,  с.  101].  А.Т.  Болотов  считал,  что  религиозное  воспитание  есть  неотъемлемая  часть  образования,  а  этот  аспект  жизни  —  одним  из  важнейших  для  формирования  нравственной  личности  молодых  людей.  Философ  видел  высшую  цель  человека  —  достижение  счастья,  но  путь  к  нему  был  невозможен  без  божественного  провидения  и  благословления.  Дети  и  мать  очень  много  беседуют  о  Творце.  Вопросы  «божественного  правосудия»  тоже  представлены  автором  книги  в  рамках  православия  [1,  с.  148,  155,  172].  Дети  не  знают  никаких  наказаний,  кроме  наказания  Божьего.  Их  с  самого  рождения  приучали  к  тому,  что  они  должны  вести  праведную  жизнь,  иначе  после  смерти  они  подвергнутся  ужасным  мукам,  но  если  они  проживут  жизнь  достойно,  не  совершая  «худых»  поступков,  то  им  предстоит  обретение  счастья  и  божественной  благодати.  В  ходе  разговоров  Клеон  и  Феона  приходят  к  выводу:  «Худо  то,  что  противно  богу  или  что  не  согласно  сего  волею»  [1,  с.  79].  Соответственно,  такие  поступки  совершать  нельзя,  иначе  на  тебя  снизойдёт  кара  господня.  Мать  рассказывает  детям  о  милостивом  Боге,  уверяет,  что  бояться  его  не  стоит,  надо  лишь  жить  праведной  жизнью,  и  тогда  они  обретут  настоящее  счастье  [1,  с.  155,  157].  В  ходе  своих  бесед  Клеон  и  Феона  узнают  о  Боге  много  нового,  они  начинают  более  осознанно,  чем  раньше,  верить  в  него,  почитать  его.  Клеон  говорит:  «Что  касается  до  меня,  то  теперь-то  я  вижу,  что  Бог  нас,  конечно,  более  любит,  нежели  мы  его.  Стану  же  я  стараться  сам  более  его  любить  с  сего  времени»  [1,  с.  178].  Дети  в  ходе  беседы  о  Боге  сделали  для  себя  множество  открытий,  иногда  пугающих  и  удивляющих  их,  но  всё  же  новых  и  интересных.  Феона  догадалась  систематизировать  новые  знания  о  Творце:  «…  1)  вечность,  2)  самобытность,  3)  непременность,  4)  вездесущие,  5)  всеведение,  6)  всемогущее,  7)  премудрость,  8)  святость,  9)  правосудие,  10)  праведность,  11)  любовь,  12)  благость,  13)  милость,  14)  милосердие,  15)  долготерпение»  [1,  с.  180—181].  Итак,  в  центре  философской  концепции  А.Т.  Болотова  —  сущность  Бога.  Важнейшей  составляющей  мировоззрения  человека  исследуемой  эпохи  была  религиозность.  Религия  предоставляла  ценностные  мировоззренческие  ориентиры,  освящала  правила,  регулировала  формы  поведения  и  общения  и  пр.  [8].  Текст  первой  части  «Детской  философии»  пронизан  идеей  Бога,  содержит  изложение  христианских  ценностей,  служит  идее  православного  воспитания  детей  и  юношества  в  семье.  Автор  «Детской  философии»  исповедует  принципы  теоцентризма.  При  этом  он  примыкает,  как  считает  Н.В.  Шамедько,  к  правослано-христианскому  этическому  ригоризму,  а  частью  —  к  стоицизму  [7]. 

Главная  задача  философии  состоит  в  объяснении  проблемы  обоснованности  ценностей.  Философия  отвечает  на  вопрос,  почему  необходимо  отдать  предпочтение  одним  ценностям  перед  другими,  используя  при  этом  знание,  получаемое  посредством  рефлексии.  А.Т.  Болотов  устами  госпожи  Ц  *  говорит:  «..Сия  наука  самая  важная,  и  всего  для  вас  нужнее!»  [1,  с.  51].  Автор  имел  в  виду  философию. 

Предпринятый  аксиологический  анализ  избранного  произведения  имеет  важное  теоретической  значение  в  процессе  образования  студенческой  молодежи  в  России.  Образование  —  это  единый  целенаправленный  процесс  воспитания  и  обучения,  общественно  значимое  благо,  а  также  совокупность  знаний,  умений,  ценностных  установок,  опыта  деятельности  и  компетенции  в  целях  интеллектуального,  духовно-нравственного  и  профессионального  развития  человека.  Ценностные  ориентации  образуют  стержень  современной  культуры,  лежат  в  основе  взаимодействия  общества  и  личности.  Значительное  место  в  процессе  формирования  мировоззрения  российского  студенчества  занимает  философия,  рассматриваемая  как  система  взглядов  человека  на  мир  в  целом  и  на  отношение  человека  к  этому  миру.  Разумеется,  необходимо  различать  научную,  религиозную  и  философскую  картины  мира.  Аксиологическое  прочтение  книги  «Детская  философия»,  на  наш  взгляд,  имеет  и  прикладное  значение.  Идеи  и  интерпретации  в  данном  произведении  А.Т.  Болотовым  основ  светской  и  религиозной  (православной)  этики  XVIII  в.  в  определенной  мере  могут  быть  использованы  в  педагогическом  процессе  в  современной  российской  школе  (высшей  и  средней)  в  рамках  соответствующих  курсов  и  учебных  предметов. 

 

Список  литературы:

  1. Болотов  А.Т.  Детская  философия,  или  нравоучительные  разговоры  между  одною  госпожою  и  её  детьми,  сочинённые  для  поспешествования  истинной  пользе  молодых  людей  //Болотов  А.Т.  Детская  философия.  Путеводитель  к  истинному  человеческому  счастию.  СПб:  ИД  «Петрополис»,  2012.  —  С.  35—353  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.academia.edu/  (Дата  обращения  17.11.2014).
  2. Болотов  А.Т.  Жизнь  и  приключения  Андрея  Болотова,  описанные  самим  им  для  своих  потомков.  М.:  Современник,  1986.  —  767  с.
  3. Веселова  А.Ю.  Эстетика  Андрея  Тимофеевича  Болотова:  Литературная  критика  и  садово-парковое  искусство:  Автореферат  диссертации  ...  кандидата  филологических  наук:  10.01.01.Русская  литература.  СПб.,  2000.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dslib.net/russkaja-literatura/jestetika-andreja-timofeevicha-bolotova-literaturnaja-kritika-i-sadovo-parkovoe.html(Дата  обращения  15.11.  2014). 
  4. Словарь  русских  писателей  XVIII  века.  Вып.  1.  А-И.  Л.,  1988.
  5. Философия  в  вопросах  и  ответах:  учебное  пособие/Е.В.  Зорина,  Н.Ф.  Рахманкулова;  под  ред.  А.П.  Алексеева.  М.:  Проспект,  2010  —  336  с.
  6. Шамедько  Н.В.  Андрей  Тимофеевич  Болотов  как  педагог-просветитель.  Автореферат  диссертации  …кандидата  педагогических  наук:  13.00.01  общая  педагогика,  история  педагогики  и  образования.  Калининград  2009.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-andrey-timofeevich-bolotov-kak-pedagog-prosvetitel  (Дата  обращения  15.11.14).
  7. Шамедько  Н.В.  Система  взглядов  А.Т.  Болотова  (1738—1833)  как  мыслителя  и  ученого.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.rusnauka.com/16_NTP_2008/Istoria/34146.doc.htm(Дата  обращения  07.12.14).
  8. Щеблыгина  И.В.  А.Т.  Болотов:  Гармония  мира  и  души:  Ценностные  ориентации  и  творческие  интересы.  М.:  Андреевский  флаг,  2003.  —  288  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий