Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Голышева К.В., Габидуллина Р.Р. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 21.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ  В  РОССИИ  НА  ПРИМЕРЕ  ТВОРЧЕСТВА  Ф.М.  ДОСТОЕВСКОГО

Голышева  Ксения  Викторовна

студент  2  курса,  221  группа,  лечебный  факультет,  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

Е-mail:  kse2821@rambler.ru

Габидуллина  Регина  Рамилевна

студент  2  курса,  221  группа,  лечебный  факультет,  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

Е-mail: 

Воробьёв  Дмитрий  Олегович

научный  руководитель,  ассистент  кафедры  философии  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

Е-mail:  dratsolonchack@mail.ru

 

Экзистенциализм,  или  «философия  существования»  —  направление  в  философии,  сформировавшееся  в  XIX  веке  [1].  Данное  направление  стало  наиболее  выраженным  в  Европе  во  время  Первой  мировой  войны.  Тогда  человеческое  существование,  подверглось  трагедии  и  катастрофе,  которое  и  отразилось  на  идеях  о  дальнейшем  существовании  общества  и  человека  в  целом.  Экзистенциализм  концентрирует  свое  внимание  на  уникальности  бытия  человека,  и  делает  акцент  на  преодоление  человеком  собственной  сущности.  В  начале  Первой  мировой  войны  экзистенциализм  появился  и  в  России.  Далее,  это  направление  находило  себя  в  странах  Европы. 

Данная  статья  написана  с  целью  рассмотреть  историю  развития  экзистенциализма  в  России,  и  проанализировать  для  этого  произведения  Ф.М.  Достоевского.  Актуальность  данной  темы  состоит  в  том,  что  такое  направлении  в  философии  прослеживается  до  сих  пор,  и,  особенно,  остро  чувствуется  в  условиях  кризисной  и  неустойчивой  политической  ситуации  в  стране  на  сегодняшний  день.  Отмечаются  и  следующие  задачи,  которые  будут  освещены  в  нашей  статье:

·     Существует  ли  в  России  такое  направление,  как  экзистенциализм

·     Какие  проблемы  поднимает  данное  философское  направление?

·     Связь  творчества  Ф.М.  Достоевского  с  Западным  экзистенциализмом

Экзистенциализм  —  философское  течение,  которое  имело  место  и  в  русской  философии.  Его  виднейшими  представителями  были  Н.  Бердяев  и  Л.  Шестов.  Русский  экзистенциализм  формировался  в  условиях  нарастания  в  стране  общественного  и  духовного  кризиса.  Общие  черты  характерные  для  экзистенциализма  в  России  —  его  религиозная  окрашенность,  персонализм,  антирационализм,  борьба  за  свободу  выбора  и  существования  и  т.  д.

Поэтому,  необходимо  сказать,  что  экзистенциализм  возник  в  России,  как  само  разумеющееся  явление.  Кризисы,  которые  переросли  в  Первую  мировую  войну,  породили  философскую  мысль  дальнейшего  человеческого  существования.

Бердяев  Николай  Александрович  один  из  первых  представителей  русского  экзистенциализма,  свои  взгляды  он  изложил  в  своих  работах:  «Философия  свободы»,  «Смысл  истории»,  «Философия  неравенства»  и  др.  Он  считал,  что  существование,  наполненное  смыслом  —  это  существование  в  истине,  которая  достижима  нами  на  путях  спасения  или  творчества.  Творчество,  а  именно  присущая  человеку  способность  к  нему,  божественна  и  в  этом  состоит  ее  богоподобие.

Субъектом  бытия  выступает  личность  как  качественно  своеобразная  духовная  энергия  и  духовная  активность  —  центр  творческой  энергии.  Личность,  как  считал  Н.А.  Бердяев,  —  это  единство  двух  природ  —  Божественной  и  Человеческой.  Общество,  по  Н.А.  Бердяеву,  является  господство  коллектива,  где  положение  человека  опосредовано  безличными  нормами  и  законами,  отношение  человека  к  человеку  определяется  через  отношение  человека  к  коллективу.

Еще  один  представитель  экзистенциально-персоналистического  направления  —  Л.И.  Шестов.  Экзистенциальная  философия,  по  Л.И.  Шестову,  это  философия  жизни  в  сочетании  с  философией  веры  или  философией  абсурда.  В  центре  экзистенциальной  философии  Л.И.  Шестова  находится  человек  и  его  жизнь.  В  связи  с  этим  главной  целью  философии  он  считал  выявление  основ  этой  жизни.  Основную  роль  играет  идея  упорядоченности  мира,  действия  в  нем  каких-то  «объективных»  закономерностей,  выступающих  «непреодолимыми»,  сковывая  этим  человека.  В  центре  внимания  философии  Л.И.  Шестова  находится  индивидуальное  человеческое  существование.  Путь  к  личному  спасению  для  человека  Л.И.  Шестов  рассматривает  в  творчестве,  а  позднее  и  в  религии.  Именно  Откровение  ведет  к  настоящей  истине  и  свободе.

Получается,  что  экзистенциализм  в  своей  ранней  форме  возникает  накануне  1-й  мировой  войны  в  России,  после  войны  —  в  Германии  и  в  период  2-й  мировой  войны  во  Франции.  Можно  сделать  вывод,  что  Россия  раньше  вступила  на  путь  осознания  уникальности  существования  человеческого  бытия.

Главное  место  в  философии  экзистенциализма  занимает  одинокий  человек  с  его  раздвоенным  сознанием.  Экзистенциалистская  философия  выражает  мнение  определенных  кругов  «элиты»,  которая  озаботилась  проблемами  культуры,  ее  развитием  в  тяжелый  век,  увидела  желание  объяснить  причины,  неустойчивого  положения  «простого  человека»  в  социуме,  выявила  протест  против  невнимательного  отношения  к  страданиям  человека

Основные  характеристика  бытия  являются  замкнутость,  открытость.  Задача  философии  —  заниматься  вопросами  только  человеческого  бытия.  Жизнь  глубоко  иррациональна  по  своей  сущности,  в  ней  всегда  преобладают  страдания.  Страх  —  очень  важное  и  необходимое  понятие  философии  экзистенциализма.  Человека  всегда  ожидают  неприятности.  Под  мнемым  лозунгом  «друг  для  друга»  люди  вредят  друг  другу.

Экзистенциализм  говорит  нам,  что  человек  живет  эмоциями:  на  все,  что  его  окружает,  он  реагирует  не  логически,  но  сначала  эмоционально.  Проблема  свободы  имеет  большое  место  в  данном  направлении  философии,  определяется  как  выбор  человеком  своего  пути:  человек  такой,  какой  путь  он  выбирает  для  своей  жизни.  Свобода  имеет  значение  в  экзистенциализме  (например,  у  Ж.П.  Сартра)  в  духе  полного  индетерминизма,  т.е.  без  какой-либо  причинной  зависимости.  Из-за  этого  под  термином  свобода  имеется  в  виду:  независимость  настоящего  времени  от  прошлого,  а  будущего  от  настоящего.

Современный  экзистенциализм  немыслим  без  ощущения  кризиса,  потери,  безысходности.  Выход  из  кризиса  экзистенциалисты  находят  в  индивидуальном  пути  чеовека,  в  ограничении  общения  небольшим  крутом  духовной  элиты.  Религиозная  часть  экзистенциалистов  ищет  преодоления  проблемы  бессмысленности  своего  существования  в  общении  с  богом.

Экзистенциализм  все  существующее  вокруг  приводит  к  осмыслению  бытия  личности  человека,  а  жизнь  —  к  процессу  жизненного  пути.  «Экзистенция»  (существование)  определяется  неповторимостью  человеческой  жизни:  индивидуальную  судьбу,  непостигаемые  «я».  Перед  каждым  человеком  встает  вопрос:  «Быть  или  не  быть  каким  есть?»,  это  говорит  нам  о  высоком  уровне  саморазвития.

Ж.П.  Сартр  в  одной  из  публичных  лекций  перед  студентами  назвал  Достоевского  основоположником  экзистенциализма.  По  мнению  французского  философа,  русский  писатель  в  своем  творчестве  сформулировал  многие  основополагающие  пункты  этого  философского  направления.  Действительно,  Ф.М.  Достоевский  оказал  значительное  влияние  на  многих  представителей,  как  атеистического,  так  и  религиозного  экзистенциализма.  К  примеру,  в  философских  работах  А.  Камю  довольно  часто  проскальзывают  цитаты  из  произведений  Ф.М.  Достоевского,  более  того,  Ж.П.  Сартр  вел  своеобразный  диалог  с  Ф.М.  Достоевским  всю  жизнь.  А.  Камю  утверждал,  что,  впервые  прочитав  произведение  Ф.М.  Достоевского  в  двадцать  лет,  испытал  огромное  потрясение,  влияние  Ф.М.  Достоевского  на  этого  философа  имело  огромное  значение.

После  констатации  такого  мощного  влияния  Ф.М.  Достоевского  на  представителей  экзистенциальной  философии,  хочется  назвать  его  предшественником  всего  этого  философского  направления,  но  это  было  бы  не  совсем  правильно.  На  наш  взгляд,  Ф.М.  Достоевский  считается,  экзистенциален  лишь  постановкой  своих  вопросов,  а  не  в  их  развитии  [5].  Необходимо  обозначить  значительные  расхождения  во  взглядах  Ф.М.  Достоевского  и  других  представителей  атеистического  экзистенциализма.  С  другой  стороны,  многие  философы  религиозного  экзистенциализма  интерпретируют  творчество  писателя,  подтверждая  свои  концепции,  а,  не  объективно  реконструируя  идеи  Ф.М.  Достоевского.

Во-первых,  надо  сказать  о  цивилизационных  отличиях  творчества  Достоевского  от  произведений  большинства  представителей  экзистенциальной  философии.  Европейскими  мыслителями  была  сконструирована  специфическая  «модель»  человека,  если  средневековое  общество  было  традиционным,  социальные  связи  были  крепкими,  то  буржуазное  общество  считало  необходимым,  чтобы  эти  межличностные  связи  распались.  Многие  нюансы  творчества  Ф.М.  Достоевского  содержат  эту  проблематику,  но,  в  отличие  от  экзистенциалистов,  для  русского  писателя  подобное  одиночество  человека  —  это  социальная  «патология»,  нечто  аномальное.

Во-вторых,  если  в  экзистенциализме  атеистического  западного  направления  социальное  отчуждение  невозможно  устранить,  так  как  «другие»  —  это  всегда  нечто  тайное  и  отчужденное  от  нас,  то  в  религиозном  экзистенциализме  имеется  надежда  на  Бога.  Но  главное  отличие  взглядов  Достоевского  от  экзистенциалистов  как  религиозного  и  атеистического  направления,  заключается  в  том,  что  русский  писатель  понимал,  что  без  изменения  межличностных  отношений  господствующих  в  обществе,  невозможно  преодолеть  отчуждение  одного  человека  от  другого. 

В-третьих,  еще  одной  главной  проблемой  экзистенциальной  философии  является  вопрос  утраты  человеком  смысла  собственного  существования  [4].  Человек  нашей  эпохи  испытывает  влияние  «экзистенциального  вакуума»,  он  не  в  силах  понять,  для  чего  необходимо  существовать.  Имеет  место  подобная  проблематика  и  в  творчестве  Ф.М.  Достоевского,  практически  во  всех  произведениях  писателя  есть  люди,  которые  задумываются  над  смыслом  жизни.  Но  Ф.М.  Достоевский  настаивал,  что  русский  мыслитель  верил  в  неустранимости  Бога,  напротив,  Ж.П.  Сартр  [6]  и  А.  Камю  считали  только  в  диалоге  с  Богом  можно  обрести  истинный  смысл  собственного  существования.

Достоевский  писатель,  рассматривающий  больные  аспекты  современного  для  него  общества.  Его  взгляды  ярко  показываются  в  романе  «Преступление  и  наказание»  [2],  который  был  задуман  Ф.М.  Достоевским  на  каторге.  Тогда  он  называл  его  «Пьяненькие»,  но  постепенно  смысл  романа  трансформировался  в  «психологический  отчет  одного  преступления».  Ф.М.  Достоевский  в  письме  издателю  М.Н.  Каткову  описывает  сюжет  будущего  произведения  так:  «Молодой  человек,  исключенный  из  студентов  университета  и  живущий  в  крайней  бедности,  …поддавшись  некоторым  странным  неоконченным  идеям…,  решился  разом  выйти  из  скверного  своего  положения,  убив  и  ограбив  одну  старуху…»  В  этом  письме  Ф.М.  Достоевского  хочется  особо  подчеркнуть  две  фразы:  «студент,  живущий  в  крайней  бедности»  и  «поддавшись  некоторым  странным  неоконченным  идеям»  [3].

Именно  эти  два  высказывания  являются  основополагающими  для  понимания  причинно-следственной  связи  романа.  Ф.М.  Достоевский  не  описывает  нравственного  воскрешения  героя,  потому  что  этот  роман  не  о  том.  Задача  была  в  тот,  чтобы  показать,  какую  власть  над  человеком  может  иметь  идея  даже  если  она  преступная.  Идея  главного  героя  о  праве  сильного  человека  на  преступление  оказалась  абсурдной.  Жизнь  победила  теорию.

За  многолетнюю  историю  исследования  Ф.М.  Достоевского  многие  называли  его  творчество  «прелюдией»  к  экзистенциализму.  Кто-то  считал  его  работы  экзистенциальными,  но  самого  Ф.М.  Достоевского  не  экзистенциалистом.  Мы  согласимся  в  том,  что  ни  одну  идею,  имеющуюся  у  Ф.М.  Достоевского,  нельзя  рассматривать  как  окончательную.  Ф.М.  Достоевский  —  диалектик,  он  показывает  взаимодействие  различных  идей.  Каждому  высказыванию  у  писателя  имеется  свой  антитезис.

В  ходе  нашего  исследования  мы  постарались  раскрыть  историю  развития  экзистенциализма  в  России  и  рассмотреть  это  развитие  с  помощью  произведений  Ф.М.  Достоевского  и  пришли  к  выводу,  что  полное  отождествление  писателя  с  экзистенциалистами  неправильно.

Можно  сказать,  что  Ф.М.  Достоевский  много  дал  экзистенциализму  и  его  становлению,  ставя  перед  собой  и  своими  читателями  «проклятые  вопросы»  и  не  всегда  давая  на  них  свой  ответ.

 

Список  литературы:

  1. Грицанов  А.А.  Новейший  философский  словарь  /  Сост.  А.А.  Грицанов.  Мн.:  Изд.  В.М.  Скакун,  1998.  —  896  с.
  2. Достоевский  Ф.  М.  Преступление  и  наказание  /  Вступ.  ст.  Г.  Фридлендера;  Прим.  Г.  Коган.  М.:  Художественная  литература,  1978.  —  463  с.
  3. Достоевский  Ф.М.  Статьи  и  заметки,  1862-1865.  Полное  собр.соч.:  В  30ти  т.  Т.  20.  Л.,  1984.
  4. Кашина  Н.В.  человек  в  творчестве  Достоевского.  М.:  Худож.  лит.,  1986.  —  318  с.
  5. Латынина  А.Н.  Достоевский  и  экзистенциализм  //  Достоевский—  художник  и  мыслитель:  сб.  статей.  М.:  Изд.  «Художественная  литература»,  1972.  —  688  с.
  6. Сартр  Ж.П.  Бытие  и  ничто:  опыт  феноменологической  онтологии.  М.:  Республика,  2000.  —  639  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий