Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Онокулева М.В. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИЙ СТАРООБРЯДЧЕСТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: https://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ТРАДИЦИЙ  СТАРООБРЯДЧЕСТВА

Онокулева  Мария  Владимировна

студент  3  курса,  кафедра  экологии  и  природопользования  ННГАСУ,  РФ,  г.  Нижний  Новгород

Е-mail: 

Патова  Мария  Александровна

научный  руководитель,  канд.  техн.  наук,  доцент  ННГАСУ,  РФ,  г.  Нижний  Новгород

 

В  ΧVΙΙ  веке  произошел  раскол  русской  православной  церкви,  и  именно  с  того  момента  в  России  сформировался  особый  мир  со  своими  жизненными  принципами  и  догмами  —  старообрядчество  [1].  С  того  момента  сложилось  множество  старообрядческих  согласий,  объединённых  одной  древнеправославной  верой.  В  противовес  официальному  православию  на  юге  нижегородской  земли  зародилась  одна  из  таких  староверческих  групп,  как  «кержаки».  Позднее  «кержаками»  прозвали  всех  старообрядцев  —  приверженцев  официального  православия.  Однако,  во  многих  деревнях  не  только  южных,  но  и  северных  районов  Нижегородской  области,  на  протяжении  не  одного  столетия  жили  люди  со  своим  независимым  укладом  жизни.  В  1995  году  в  Уренском  районе  была  построена  старообрядческая  церковь  во  имя  Всемилостивого  Спаса,  действующая  обитель  северного  староверия  и  на  сегодняшний  день. 

Как  раньше,  так  и  сейчас  старообрядцы  живут  в  гармонии  с  природной  средой  вдали  от  цивилизации.  Отношение  к  природе  как  к  «другу»,  бережно  хранящему  незыблемость  уклада,  складывалось  в  старообрядческих  семьях  на  протяжении  длительного  времени,  что  закладывалось  в  характере  и  образе  жизни  человека  —  некое  знание,  передаваемое  из  поколения  в  поколение.  Опыт  многих  исследований  и  работ  в  изучении  староверия  описывает  присваивающую  систему  хозяйствования  в  старообрядческих  общинах,  при  которой  не  нарушаются  природные  экосистемы  и  используются  только  те  ресурсы,  которые  есть  на  данный  момент:  осуществляется  сбор  ягод  и  грибов,  хвороста  на  дрова. 

Как  и  «мирские»,  старообрядцы  ходят  на  рыбалку  и  охоту.  И  в  этом,  казалось  бы,  обыденном  деле  есть  свои  особенности:  нельзя  вести  охоту  на  медведей  и  зайцев.  Считается,  что  эти  животные  наделены  необычайными  качествами.  Природоохранные  принципы  заложены  во  временных  ограничениях:  нельзя  ходить  на  охоту  по  пятницам,  воскресеньям  и  в  дни  древнеправославных  праздников.  Земледелием  занимаются  обязательно,  там,  где  это  возможно,  выращивая  рожь,  пшеницу,  овес,  картофель  и  коноплю,  из  которой  делают  пряжу  для  тканых  полотенец  и  одежд. 

Старообрядчество  на  сегодняшний  лад  —  это  тихий  и  скромный  уклад  жизни  со  своими  правилами  и  традициями.  Изучая  старообрядчество  в  Уренском  районе,  на  примере  одной  из  общин,  мы  проанализировали  нынешний  уклад  жизни  старообрядцев  в  «соседях»  с  цивилизацией.  Замкнутый  жизненный  круг  старообрядцев,  основанный  на  вере  и  строгом  укладе,  не  мешает  им  развиваться  и  жить  в  среде  современного  общества.  Ассимиляции  культуры  не  происходит,  так  как  для  старообрядцев  вера  —  это  образ  жизни,  заложенный  в  сознании  и  характере  с  раннего  детства.  В  юном  возрасте  детей  отучают  от  безрассудного  использования  природных  ресурсов,  объясняя  это  на  примере  жизни  прадедов  и  отцов.  На  этом  основаны  принципы  экологического  воспитания  будущего  поколения  в  староверии. 

Главным  предметом  в  воспитании  все  же  остаётся  народный  фольклор.  На  примере  сказок  и  легенд  выросло  не  одно  поколение  староверов,  и  в  каждой  из  этих  историй  закладывается  свой  неповторимый  смысл  старообрядческого  быта.  Многие  в  общине  живут,  как  жили  их  предки,  что  по  нынешним  меркам  сравнимо  с  довольно  скромным  образом  жизни.  За  четыре  столетия  быт  старообрядцев  не  изменился:  пост  соблюдается  строже,  чем  в  православии  официальной  веры,  сохраняются  бытовые  традиции.  Зародившиеся  именно  в  бане  ритуалы  и  обычаи  о  неразрывности  физической  и  духовной  гигиены  не  подвластны  духу  времени  и  в  настоящий  момент.  И  снова  мы  находим  отражение  народного  творчества  в  уникальных  и  необычных  историях  про  банные  обряды  и  даже  банную  нечисть.  Таким  образом,  можно  проследить  некую  связь  в  старообрядчестве  между  чистотой  души  и  тела  с  гармоничным  соседством  человека  и  природной  среды. 

Важной  составляющей  быта  и  старовера  и  «мирского»  человека  остаётся  кухня.  Для  старообрядца  это  лишь  ещё  одна  особенность  уклада:  ограничение  в  употреблении  некоторых  продуктов  и  разделение  посуды  для  «своих»  и  «чужих».  Это  один  барьер  для  сохранения  строго  замкнутого  и  размеренного  порядка  в  жизни  [2].  И  конечно,  старообрядческая  кухня  носило  скромный  и  постный  характер:  основа  всей  кухни  —  картофель,  капуста  и  другие  овощи,  хлеб.  Из  мяса  на  столе  в  семьях  нередко  были:  баранина,  свинина,  говядина  и  оленятина.  Из  сладостей  —  яблочное  и  брусничное  варенье,  орехи  и  урюк. 

В  ходе  нашего  диалога  с  представителями  старообрядческой  общины  мы  осознали,  что  это  те  люди,  которые  отдают  предпочтение  духовному  саморазвитию  и  приобщению  к  истокам  староправославных  традиций,  нежели  компьютерным  и  телевизионным  ноу-хау.  Как  и  сто  лет  назад  старшее  поколение  учит  младшее  рукоделию:  вышивке  на  домотканых  полотенцах  и  домовой  росписи.  Пожалуй,  несмотря  на  массу  особенностей  традиционного  уклада  жизни  староверов,  домовая  роспись  является  неповторимым  видом  искусства,  рассказывающей  о  жизни  человека  и  трепетном  отношении  к  природной  среде,  ее  покровительство  над  человеком  и  силу. 

Центром  домовой  росписи  в  конце  ΧVΙΙ  находились  в  поселениях  сибирских  «кержаков»,  в  это  же  время  распространение  домовая  роспись  получила  и  на  нижегородской  земле  [3].  Однако  в  Уренский  район  ее  «привезла»  одна  из  старообрядческих  семей  Забайкалья.  Каждое  изображение  имело  свое  не  только  культурное  значение,  но  и  исключительное  значение  для  художника.  Домовая  роспись  женщин  и  мужчин  принципиально  отличалась  во  всех  смыслах.  Женщины  часто  изображают  вазоны  с  цветами,  плавные  линий,  наполняющие  пространство  ромбов  и  кругов  желтых,  синих,  красных,  изображая  неповторимые  орнаменты  на  потолках  и  стенах  домов.  Круги  выступали  в  роли  символа  жизненной  силы,  несущей  энергию  для  всего  живого,  ромб  означал  знак  плодородия.  Основным  культом  является  травный  орнамент:  тюльпан  представляет  собой  символ  молодости,  а  сладкие  плоды  и  ягоды  —  образы  любви.  Мужчины,  расписывая  бытовую  утварь  и  мебель,  часто  изображали  яркие  в  сочетании  цветов  и  тем  временем  гармоничные  мотивы  и  образы  окружающего  природного  мира  [3].  Кроме  изображения  цветов  и  деревьев,  имело  место  изображение  птиц:  петухов,  кур,  уток,  глухарей,  нередко  и  лебедей,  как  выражение  любви  и  крепкого  союза.  Все  что  волновало  старообрядческий  уклад,  обязательно  находило  отражение  в  домовой  росписи.

Возможно,  отражение  экологических  традиций  веры  и  заключено  в  трудолюбии  и  находчивости  старообрядцев,  в  уникальном  выражении  любви  к  природе  в  форме  ремесла. 

Результаты  социологического  опроса  показали,  что  в  сознании  многих  людей  укоренился  образ  дремучего  человека,  отсталого  человека  от  современных  рамок  развития.  Но  старообрядцы  за  много  столетий  приспособились  к  жизни  в  природной  среде  и  сумели  применить  эти  навыки  даже  в  эпоху  информационного  общества.  Как  современное  общество,  живущее  среди  инноваций  и  технологии,  формируется  ограничено  одними  рамками  с  абсолютной  идеологией,  так  и  старообрядческая  община  развивается  в  своём  замкнутом  мире  в  природной  среде,  выступающей  в  роли  естественного  барьера  от  «мирского».  И  может  быть,  именно  поэтому  старообрядческая  община  предстала  перед  нами  в  том  ключе,  зародившемся  еще  400  лет  назад.  Это  и  есть  главная  идея  восприятия  окружающей  природной  среды  в  старообрядческой  вере,  в  укладе.  Так  или  иначе,  развития  науки  и  техники  вносит  свои  коррективы  и  из  старообрядческой  общины  выделяются  те,  кто  идет  в  ногу  со  временем,  пользуясь  техническими  нововведениями  бытовой  жизни,  но  при  этом,  не  меняя  свои  принципы  и  традиции  старого  размеренного  уклада.  Возможно,  это  и  является  выражением  уникальной  неприхотливости  староверческой  культуры. 

Обязательно  среди  старообрядцев  есть  люди,  сохранившие,  благодаря  трудолюбию  и  вере,  искусство  быта  и  уклад,  дружеское  отношение  к  природе,  уникальные  ремесла,  своеобразие  характера  и  всё  то,  что  делает  их  уникальными  людьми  в  наше  время.  Таких  семей  немало  и  среди  нынешних  сибирских  беспоповцев  и  кержаков,  и  среди  тех  уренских  старообрядческих  семей,  а  основе  рассказов  о  культуре  и  быте  которых  и  была  написана  эта  статья. 

Результаты  проведенных  нами  исследований  и  наблюдений  показали,  что  подавляющее  большинство  относиться  к  первому  типу  людей.  Именно  эти  люди,  на  наш  взгляд,  могли  бы  вступать  в  роли  интеграторов  технических  изобретений  с  принципами  старообрядческого  «дружеского»  отношения  к  природе.  Данная  интеграция  позволила  бы  рассмотреть  новые  основы  рационального  природопользования.

 

Список  литературы:

  1. Десницкий  А.С.  Раскол  русской  церкви.  //Мир.  Человек.  Слово.  2009.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.mir-slovo.ru/text/11724.html  (дата  обращения  03.12.2014).
  2. Резепов  Евгений.  Дом  со  львом.  //Русский  мир.  2013.  Май.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/99340/  (дата  обращения  01.12.2014).
  3. Тарковский  Михаил.  Древо  Аввакума.  //Русский  мир.  2014.  Март.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/99139/  (дата  обращения  05.12.2014).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.