Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зотина Т.О. СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 15.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СОЦИАЛЬНЫЕ  СТЕРЕОТИПЫ  И  ИХ  ПРОЯВЛЕНИЕ  В  СОВРЕМЕННОМ  ОБЩЕСТВЕ

Зотина  Татьяна  Олеговна

студент  3  курса,  факультета  менеджмента,  НИУ  ВШЭ,  РФ,  г.  Пермь

E-mail:  tatyana_zotina94@mail.ru

Федотова  Вера  Александровна

научный  руководитель,  преподаватель  кафедры  общего  менеджмента,  НИУ  ВШЭ,  РФ,  г.  Пермь

 

Проблема  социальной  стереотипизации  всегда  была  и  остается  актуальной.  Актуальность  данной  проблемы  обуславливается  потребностью  в  объяснении  особенностей  социального  поведения  и  других  процессов,  протекающих  в  обществе,  например,  межличностная  и  межгрупповая  коммуникация,  манипулирование  общественным  сознанием,  вплоть  до  распространения  различных  форм  нетерпимости  в  социуме.  С  практической  точки  зрения,  знания  о  стереотипах  необходимы  для  минимизации  и  нейтрализации  негативных  последствий,  острых  проявлений  нетерпимости  в  поведении  и  отношениях  людей. 

Что  же  такое  стереотип?  «Словарь  практического  психолога»  С.Ю.  Головина  дает  следующее  определение  данному  понятию:  «Стереотип  —  нечто,  повторяемое  в  неизменном  виде;  шаблон  действия,  поведения  и  пр.,  применяемый  без  раздумий,  рефлексии,  даже  неосознанно.  Характерная  черта  стереотипа  —  высокая  устойчивость»  [2].

Под  социальным  стереотипом  чаще  всего  понимается  простой  и  крайне  устойчивый  образ  какого-либо  общества  или  социальной  группы.  Обычно  при  определении  социального  стереотипа  выделяют  такие  характеристики,  как  целостность,  устойчивость,  ярко  выраженную  оценочную  окраску,  консерватизм.  Эти  характеристики  помогают  стереотипу  успешно  сопротивляться  с  совершенно  любой  информации,  которая  направлена  на  его  изменение.  Также  стереотип  преимущественно  признается  негативным  феноменом,  который  препятствует  адекватному  взаимопониманию  и  общению  людей. 

У.  Липпман  впервые  ввел  термин  «социальный  стереотип».  Согласно  Липпману,  стереотипы  —  это  упорядоченные,  схематичные,  детерминированные  культурой  «картинки»  мира  «в  голове»  человека,  которые  экономят  его  усилия  при  восприятии  сложных  социальных  объектов  и  защищают  его  ценности,  позиции  и  права  [3,  c.  68].

Т.  Шибутани  определил  термин  социальный  стереотип  как  «популярное  понятие,  обозначающее  приблизительную  группировку  людей,  с  точки  зрения  какого-то  легко  различимого  признака,  поддерживаемое  широко  распространенными  представлениями  относительно  свойств  этих  людей»  [4,  c.  57].

Г.  Тэжфел  сформулировал  главные  выводы  о  социальном  стереотипе:

1.  люди  легко  проявляют  готовность  охарактеризовать  значительные  по  размеру  группы  людей,  а  также  социальные  категории  грубыми,  пристрастными  и  недифференцированными  признаками;

2.  этот  процесс  стабилен  в  течение  достаточно  длительного  времени;

3.  стереотипы  становятся  более  четкими  и  враждебными  в  случае  возникновения  социальной  напряженности  между  группами;

4.  социальные  стереотипы  иногда  могут  изменяться  в  зависимости  от  политических,  экономических,  или  социальных  изменений,  однако  данный  процесс  протекает  очень  медленно;

5.  дети  усваивают  стереотипы  очень  рано  и  используют  задолго  до  возникновения  ясных  понятий  о  тех  группах,  к  которым  они  принадлежат;

6.  В  то  время,  когда  не  существует  ярко  выраженной  враждебности  в  отношениях  социальных  групп,  социальные  стереотипы  не  являют  собой  большой  проблемы.  Однако  ими  трудно  управлять  в  условиях  конфликтной  ситуации  и  значительной  напряженности  [1,  c.  95].

Различают  два  вида  социальных  стереотипов.  Первый  вид  —  автостереотипы,  т.  е.  представления  о  своей  конкретной  группе,  например,  этнические.  Второй  вид  —  гетеростереотипы,  т.  е.  представления  о  других  группах.  Примером  гетеростереотипов  является  поведение,  которое  у  одного  народа  считается  проявлением  бережливости  и  расчётливости,  у  другого  народа  может  считаться  проявлением  жадности  и  скупости.  Люди  воспринимают  большинство  стереотипов  как  образцы  поведения,  которым  необходимо  соответствовать.  Именно  поэтому  эти  фиксированные  представления  достаточно  сильно  влияют  на  людей,  создавая  и  стимулируя  у  них  зарождение  и  формирование  таких  черт  характера,  которые  ассоциируются  со  стереотипом  и  отражены  в  нем.

Таким  образом,  социальные  стереотипы  —  это,  в  некотором  роде,  штампы  сознания,  которые  вырабатываются  социальной  средой  и  приписывают  те  или  иные  значения  и  качества  социальным  группам  и  их  типичным,  характерным  представителям.  Обычно  социальный  стереотип,  который  ассоциируется  с  негативным  отношением  к  какой-либо  группе,  называется  предубеждением.

До  сегодняшнего  дня  в  средствах  массовой  коммуникации  и  в  общественном  сознании  мнение  о  стереотипах  складывается,  в  первую  очередь,  как  о  негативном  явлении.  Скорее  всего,  это  явление  связано  с  тем,  что  по  всему  миру  в  науке  чаще  изучаются  негативные  стереотипы  об  этнических  меньшинствах,  подвергавшихся  дискриминации.  Отсюда  происходит  отождествление  стереотипов  с  предрассудками,  а  процесса  стереотипизации  —  с  «безнравственной  формой  познания».

Однако  существует  четкое  различие  между  стереотипизацией  как  психологическим  процессом  и  стереотипами  как  социальным  явлением.  В  социальной  психологии  последнее  время  стереотипизация  рассматривается  как  одна  из  рациональных  форм  познания,  как  частный  случай  более  разностороннего  процесса  категоризации:  создавая  социальные  категории,  люди  обращают  внимание  на  характеристики,  благодаря  которым  индивиды,  принадлежащие  к  одной  группе,  воспринимаются  похожим  друг  на  друга  и  отличающимися  от  других  людей.

Социальный  стереотип  —  своеобразный  инструмент  передачи  общественно  важной  информации  в  процессе  взаимодействия  и  общения  людей  друг  с  другом  и  окружающим  миром.  Социальные  стереотипы  позволяют  индивиду  без  особых  усилий,  целиком,  словно  единым  комплексом,  воспринимать  и  реагировать  на  ситуации,  с  которыми  он  сталкивается  в  жизни.  Это  происходит  потому,  что  стереотипы  содержат  в  себе  коллективный  многолетний  опыт,  внушающий  человеку  общую  простую  формулу  поведения.  Данный  процесс  определенным  образом  направляет  поведение  человека,  помогает  ему  легче  ориентироваться  в  жизни.  Процесс  стереотипного  восприятия  происходит  автоматически.  Хорошим  примером  может  служить  социальное  всеобщее  убеждение  о  том,  что  «старших  нужно  уважать».  Сознание  человека  автоматически  принимает  это  убеждение,  при  этом  человеку  уже  не  нужно  разбираться,  почему  и  как  необходимо  уважать  старших.  Просто  в  сознании  существует  конкретная  схема  поведения.  Таким  образом,  основной  плюс  социального  стереотипа  заключается  в  том,  что  у  нас  нет  необходимости  анализировать  огромное  количество  информации  всякий  раз,  когда  нужно  принять  решение.  Это  значительно  облегчает  процесс  социализации  в  современном  обществе.

Однако  с  другой  стороны,  стереотипы  зачастую  искажают  восприятие  реальности.  Порой,  неправильно  рассматривать  ситуацию  или  объект  с  точки  зрения  всеобщих  представлений,  не  учитывая  факты  и  не  используя  индивидуальный  подход.  Иногда  воспринимается  как  «хорошее»  лишь  то,  что  является  общим  коллективным  убеждением;  то,  что  не  является,  воспринимается  как  «плохое».  Если  человек  не  соответствует  общим  понятиям  о  «правильности»,  многие  думают,  что  с  ним  что-то  не  так.  Люди,  посредством  социальных  стереотипов,  «навешивают  ярлыки»  на  все,  что  их  окружает. 

Чем  же  на  самом  деле  являются  стереотипы  в  современном  обществе?  Чего  больше,  положительных  или  отрицательных  сторон?  На  этот  вопрос  не  существует  однозначного  ответа. 

Человек  —  это  существо  социальное,  на  протяжении  всей  жизни  окруженное  другими  людьми,  проживающее  процесс  социализации.  В  процессе  социализации  как  раз  и  рождаются  различные  стереотипы.  С  одной  точки  зрения,  стереотипы  в  значительной  степени  упрощают  процессы  познавательной  и  творческой  деятельности,  позволяют  довольно  широко  использовать  полученные  знания,  умения  и  навыки.  Однако  с  другой  —  они  ограничивают  возможность  человека  познавать  новое,  выходящее  за  рамки  обыденных  понятий,  а  также  рождают  огромные  разногласия  и  нетерпимость  между  отдельными  людьми  или  целыми  группами  людей.

 

Список  литературы:

  1. Агеев  В.С.  Психологическое  исследование  социальных  стереотипов  /  В.С.  Агеев  //  Вопросы  психологии.  —  1990.  —  №  1.  —  95  с.
  2. Головин  С.Ю.  «Словарь  практического  психолога».  М.:  АСТ,  Харвест,  1998.
  3. Липпман  У.  Общественное  мнение  /пер.  с  англ.  Т.В.  Барчунова,  под  ред.  К.А.  Левинсон,  К.В.  Петренко.  М.:  Институт  Фонда  «Общественное  мнение»,  2004.  —  68  с.
  4. Шибутани  Т.  Социальная  психология.  М.,  1989.  —  534  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий