Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 ноября 2014 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РЕФОРМА 1984 ГОДА. ПОПЫТКА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Федорова Анна Михайловна
студент 4 курса, кафедра истории и методики преподавания истории ГГПИ, РФ, г. Глазов
Касимова Диана Габдулловна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ГГПИ, РФ, г. Глазов
Советская школа за годы своего существования подвергалась неоднократному реформированию. Первые шаги по становлению советской системы образования последовали сразу после установления новой власти в 1917 года. Второй период преобразований начинается с 1931 года. Затем последовала «Хрущевская» реформа школы 1958 года. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в СССР» предполагал новую систему трудового обучения, которая основывалась на принципе соединения обучения с производственным трудом учащихся. Целью данного мероприятия была подготовка школьников к квалифицированному труду по востребованным рабочим специальностям.
В 1966 г. вышло постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Это мероприятие, стало своего рода, контрреформой, так как отменяло обязательную профессиональную подготовку и одиннадцатилетний срок обучения.
Причиной отхода от положений 1958 г. стала неподготовленность самой школы к реализации этих мероприятий. Во-первых, финансирование школ было недостаточным, а, следовательно, слабая материально-техническая база для реализации реформ. Во-вторых, перед школой были поставлены требования профессиональной подготовки старшеклассников, и политехнизации учебного процесса. При этом учителя не имели должной подготовки, поэтому возникали трудности при решении поставленных задач. Две эти наиболее острые проблемы стали серьезной преградой на пути воплощения в жизнь школьной реформы 1958 года, но, тем не менее, к концу 60-х гг. советская школа имела вполне оформленный вид. По мнению В. Стражева: «…Если бы советская школа в середине 60-х гг. реально осуществила дифференциацию образования, она заняла бы лидирующие позиции в мире» [7, с. 12].
Следующая волна преобразований началась с вступления в силу постановления от 12 апреля 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы». В этом документе была определена основная задача советской школы: «…Давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение…» [6].
Реформа 1984 года — это возврат к курсу, который был взят в 1958 году. Так, снова возобладала тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В области трудового воспитания молодежи реформа ставила следующую задачу: «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи» [6]. Таким образом, на школу вновь возлагались функции разносторонней профессиональной подготовки на уровне средних профессионально-технических училищ.
Для решения этой непростой задачи в средней школе вновь был осуществлен переход на 11-летний срок обучения. Завершить переход школы на этот учебный план планировалось к 1990 году. В 10—11 классах было организовано трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них региона. Обучение должно было завершиться овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов.
В постановлении «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы» достаточно подробно описаны механизмы организации трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Школе в этом деле должны были оказывать большую помощь местные производственные предприятия. С этой целью образовательное учреждение в обязательном порядке закреплялось за базовым предприятием. Они обязаны были на правах структурных подразделений создавать школьные и межшкольные мастерские, учебно-производственные кабинеты, учебные цехи и участки, отдельные ученические рабочие места, лагеря труда и отдыха. Базовые предприятия должны были выделять оборудование, технику, землю для пришкольных участков, оплачивать труд школьников, а также направлять специалистов в качестве мастеров для обучения учащихся и организации производственного труда и воспитательной работы [6].
В Кожильской средней общеобразовательной школе связь с местными предприятиями была налажена еще в конце 1950-х годов. Сотрудничество продолжалось и в 1960—1970-е годы, несмотря на то, что была отменена обязательная профессиональная подготовка старшеклассников. Архивные документы свидетельствуют, что связь с деревообрабатывающим предприятием «Леспромхоз» и колхозом «Им. Мичурина» не была потеряна и в начале 1980-х годов. Тесному сотрудничеству способствовало и то, что на начало 1980-х годов более 60% родителей учеников трудились в Леспромхозе [1, с. 35].
Базовое хозяйство оказывало материальную помощь в ходе подготовки школы к новому учебному году, выделяло материалы для проведения уроков технического труда. В летний период ученики трудоустраивались в цеха Леспромхоза. Начиная с 1982/83 учебного года, на предприятии велось трудовое обучение девятых классов. В 1982 г. 23 % выпускников школы было трудоустроено в Леспромхоз. В 1983 г. — уже 34 %. Летом этого же года на базе колхоза «Им. Мичурина» был организован лагерь труда и отдыха по выращиванию овощей и кормовых культур [1, с. 35].
В 1981/82 учебном году в Кожильской школе обучали по двум специальностям: «Столяр» и «Слесарь». В 1982/83 — «Слесарь» и «Станочник». Необходимо отметить, что обучение этим профилям для Кожильской школы к 1980-м годам стало традиционным.
В целом по Балезинскому району обучение рабочим специальностям начинается с 1985 г. Например, в 1985/86 учебном году велось обучение школьников следующим профилям: «Трактора и сельскохозяйственные машины», «Основы животноводства», «Полеводство», «Строительство», «Деревообработка», «Швейное дело», «Продавец», «Кулинар», «Токарь», «Автодело». Всего обучалось 412 старшеклассников, из них профессию получили 276 человек. Трудоустроено было 142 выпускника [5, с. 47]. В соответствии с профилем производственного обучения трудоустроено 77 человек — 18 %, поступило учиться 82 человека — 20 % [5, с. 29]. В итоге получается, что для 45% выпускников профильное обучение не сыграло никакой роли при поступлении в учебное заведение и трудоустройстве.
В 1986/87 учебном году к имеющимся профилям обучения добавились такие специальности как «Пекарь», «Почтальон», «Мастер холодильного оборудования», «Связист». В 17 средних школах производственное обучение в 10-х классах было организовано по 12 профилям. Из 371 выпускника района 295 учились в сельских школах. 206 выпускников сельских школ изучали профили, связанные с сельским хозяйством. 82 % (304) выпускников в текущем учебном году получили квалификационное удостоверение. Это на 15% больше чем в 1985/86 учебном году. В 1987 г. было трудоустроено 70 человек на промышленные предприятия, в отрасли сельского хозяйства — 59 человек [5, с. 29]. Следовательно, от общего числа выпускников, которые получали специальность, это всего 36 %.
Совершенно иная картина складывается уже в 1988/89 учебном году. Реализация профессионального обучения практически сворачивается. В этом учебном году в школах района сохранилось всего пять специальностей: «Деревообработка», «Механик», «Медицинская сестра», «Кулинар», «Воспитатель». Профессию получили всего 82 ученика [5, с. 29].
В 1987/88 учебном году 16 специалистов базовых предприятий вели производственное обучение в старших классах школ района. Из них 9 специалистов сельского хозяйства. В Балезинском районе было оборудовано 22 комбинированные мастерские для уроков технического труда и организации технического творчества школьников. В 8 школах были организованы кабинеты обслуживающего труда. Было оборудовано 27 кабинетов ручного труда для начальных классов. В июне 1987 г. было создано 17 производственных бригад, которые объединили 965 школьников. 10 лагерей труда и отдыха, в них трудилось в общей сумме 700 человек. В 9 школьных лесничествах работало 270 учащихся. 161 ученик в составе ремонтных бригад оказывали помощь в подготовке школы к новому учебному году [5, с. 32].
В соответствии с требованиями реформы в 1986/87 учебном году в школах ввели полезный производственный труд. Ученики работали по благоустройству территорий ферм и школ, занимались колкой дров, оказывали посильную помощь дошкольным учреждениям, ветеранам войны и труда. Старшеклассники выполняли заказы базовых предприятий. Например, ученики Юндинской школы в течение учебного года изготовили 89 ящиков для колхоза «Свобода». Ученики старших классов Люкской школы отремонтировали 4 комбайна, 2 гусеничных трактора. Десятиклассницы Сергинской школы подменяли доярок на ферме [5, с. 47].
Школы для реализации трудового и частично производственного обучения имели собственные подсобные хозяйства и учебно-опытные участки. Но в 1986/87 учебном году от развития подсобных хозяйств самоустранились школы № 1,3,4, Кожильская, все восьмилетние школы, кроме Киринской и школы-интерната. Часть из них все же сохранялась, и лучше они были устроены в сельских средних школах. Так, в текущем учебном году силами школьников и персонала учебного заведения было выращено 89 поросят, 30 кроликов, 40 свиней было в Балезинской вспомогательной школе, которая находилась в селе Балезино, 15 — в Андрейшурской.
Общая площадь учебно-опытных участков школ района составляла 24.45 гектара. Но результаты проверок выявили, что в некоторых школах количество учащихся не соответствует площади участка: в школе № 3 поселка Балезино в 1986/87 учебном году училось более 700 детей, а площадь участка составляла всего 0,03 га. В то же время такие школы, как № 1, Кожильская, Эркешевская требовали увеличения земельных участков [5, с. 32]. Возможно, многое зависело от администрации отдельных школ, от постановки земледельческих работ и учителей, которые ей руководили.
В Кожильской школе ученики работали в лагере труда и отдыха под руководством классных руководителей. Они ежегодно оказывают большую помощь колхозу «Им. Мичурина» и совхозу «Балезинский» в выполнении полевых работ, в уборке сена и урожая. На совместном заседании актива школы: комитета комсомола, совета дружины и ученического комитета было решено из заработанных денег, выделять средства для поощрения ребят, а также выделить из общей суммы заработанных денег по 5 рублей в «копилку класса». Классные руководители могли эти деньги потратить на нужды класса. Например, 10 класс приобрел для своего кабинета шторы. 9 класс под руководством Капитолины Ивановны Корякиной израсходовал деньги на организацию похода. В первый учебный год с начала реализации реформы ученики Кожильской школы, работая в колхозе и лесничестве, заработали 3150 рублей. Доход с пришкольного участка составил 200 рублей, и 250 рублей ученики получили за металлолом и макулатуру [3, с. 4].
Кроме выше перечисленных мероприятий, в учебную нагрузку школьников входили уроки обслуживающего труда. В Кожильской школе в 1984 г. была проведена фронтальная проверка, которая обнаружила ряд недостатков оборудования кабинета обслуживающего труда для девочек. По требованиям в школе должно было быть два кабинета. В крайнем случае, допускался один кабинет, но в таком случае он должен был быть просторным, хорошо освещенным и обязательно наличие специальной вентиляционной системы. А также в учебном помещении должно было быть отведено место для проведения работ с тканью и кулинарных работ, которое бы занимало не менее 20—25 % от всей площади. Проверка выявила, что в Кожильской школе кабинет был маленьким, место, отведенное для работ по кулинарии, годилось только для хранения инвентаря. Столы для работ с тканью стояли настолько беспорядочно, что учителю сложно было пройти к ученицам. Кроме того не было отдельного стола для раскроя ткани. Проверка отмечает и положительные моменты: кабинет полностью снабжен наглядными материалами. В большей степени благодаря учителям труда и ученицам [5, с. 29].
Уроки обслуживающего труда у девочек вели Галина Вячеславовна Коротаева — учитель удмуртского языка и завуч по учебной части; Светлана Геннадиевна Соколова по основной специальности учитель математики; и только Е.М. Невских имела специальность учителя труда. В школе она работала с 1981 года. Совмещала уроки обслуживающего труда в 4-х,6-х и 7-х классах с работой в группе продленного дня. В мае 1983 г. Е.М. Невских прошла курсы повышения квалификации учителей обслуживающего труда [2, с. 86].
В то же время для проведения уроков труда у мальчиков были мастерские по деревообработке и металлообработке и отдельный кабинет для изучения теоретических вопросов. Данные проверки дают возможность сделать вывод о том, что в Кожильской школе лучше были организованы уроки обслуживающего труда у мальчиков. В школе не хватало специалистов по трудовому обучению, поэтому уроки приходилось вести учителям других предметов.
Задачи реформы 1984 года относительно трудового воспитания и производственного обучения в Балезинском районе Удмуртской АССР были реализованы лишь частично. Во-первых, это связано с тем, что реформа действовала небольшой промежуток времени. Уже в 1988 г. приоритеты в системе образования сменились. Можно утверждать, что реально производственное обучение осуществлялось лишь на протяжении трех учебных лет: 1985/86, 1986/87, 1988/89. Как показывает опыт реформы 1958 года, трех лет недостаточно для воплощения реформы столь затратной по людским и материальным ресурсам.
Во-вторых, хотя и было увеличено финансирование образования, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить должные условия для проживания и работы детей. Например, в колхозе «Им. В.И. Ленина» школьники жили в антисанитарных условиях [4, с. 24]. Не было возможности строить специальные лагеря труда и отдыха. По этой же причине не все учебно-производственные бригады смогли перевести на круглогодичный цикл работы. Многие бригады испытывали проблемы из-за малогабаритной техники.
В-третьих, ни школа, ни базовое предприятие не подходили к профильному обучению с полной ответственностью. Большая часть выпускников, даже если и получала специальность, не связывало себя в своей дальнейшей жизни с этой профессией. Школы района ежегодно не справлялись с народнохозяйственным планом по комплектованию ПТУ. На протяжении 1984—1988 года план не выполняли Кожильская, Исаковская, Люкская, Андрейшурская, Оросовская, Воегуртская школы и Балезинская средняя школа № 1 [4, с. 14].
В-четвертых, образовательное учреждение испытывала дефицит в кадрах, которые бы могли на достаточно высоком уровне вести трудовое обучение. На производственных предприятиях этим занимались квалифицированные рабочие, естественно, что они не имели педагогического образования. В школе же не хватало учителей труда, поэтому производственное обучение могли вести учителя всего лишь имеющие навыки той или иной деятельности.
Таким образом, очередной возврат к трудовой политехнической школе с обязательным профессиональным обучением завершился ничем. Произошло это в силу объективных причин. Реформирование школы продолжается и в настоящее время, но идет оно в совершенно ином направлении. Более попыток организации трудовой школы с производственным обучением предпринято не было.
Список литературы:
- Архивное отделение администрации муниципального образования «Балезинский район» (Далее — АОАМО «Балезинский район») Ф. 13. Оп. 1. Д. 283.
- АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 301.
- АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 316.
- АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 339.
- АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 348.
- Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// http://www.libussr.ru . (Дата обращения: 25.10.2014).
- Стражев В. Пять реформ советской школы // Альма Матер. Вестник высшей школы. — 2005. — № 5. — С. 3—17.
дипломов
Оставить комментарий