Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 ноября 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рощупкин А.А. ИЗ ИСТОРИИ БИЙСКИХ ХРАМОВ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В Г. БИЙСКЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). URL: http://sibac.info/archive/social/11(25).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ИЗ  ИСТОРИИ  БИЙСКИХ  ХРАМОВ  И  СТАНОВЛЕНИЕ  ПРАВОСЛАВИЯ  В  Г.  БИЙСКЕ

Рощупкин  Алексей  Александрович

студент  3  курса,  факультет  истории  и  права  АГАО,  РФ,г.  Бийск

E-mail: 

Роман  Викторович  Мезенцев

научный  руководитель,  канд.  истор.  наук,  доц.  АГАО,  РФ,  г.  Бийск

 

Огромную  роль  в  формировании  нравственных  идеалов,  норм  поведения,  патриотизма,  духовного  облика  русского  человека,  вообще,  во  все  времена  играла  Русская  Православная  Церковь.  Благодаря  ей  милосердие,  сострадание,  забота  и  бескорыстное  служение  ближнему,  стремление  к  целостности  бытия  —  стали  неотъемленной  частью  русского  национального  характера.  Потому-то  наши  предки  не  мыслили  свою  жизнь  без  посещения  храмов,  без  исполнения  православных  обрядов,  сопровождавших  русского  человека  от  рождения  до  смерти.

Освоение  южно-сибирских  просторов,  усилившийся  сюда  приток  населения,  способствовал  строительству  здесь  церквей  и  храмов.  К  1914  г.  на  Алтае  имелось  около  603  церквей,  из  которых  530  были  построены  во  второй  половине  XIX  —  начале  XX  вв.  [1,  с.  148].

История  православных  храмов  города  Бийска  начинается  летом  1719  г.  В  сооруженной  годом  ранее  на  берегу  Бии  пограничной  крепости,  служилые  казаки  срубили  маленькую  часовенку.  Со  времен  она  перестала  вмещать  всех  прихожан  и  в  1750  г.  здесь  открывается  деревянная  во  имя  Первоверховных  Апостолов  Петра  и  Павла  (Петропавловская)  церковь.  Построена  она  была  также  руками  солдат  и  казаков.  Большинство  её  икон  принадлежало  кисти  талантливого  художника,  иконописца-самоучки-солдата  гарнизонной  роты  Енисейского  пехотного  полка  Петра  Березкина.  В  1766  г.  в  приходе  Петропавловской  церкви  числилось  3814  душ  обоего  пола  [3,  с.  5].

В  60-х  гг.  XVIII  века  официальная  граница  в  сибирских  землях  отодвинулась  далеко  на  юг  (район  современного  поселка  Кош-Агач).  Стабилизировалась  обстановка  и  в  порубежье.  Население  Верхнего  Приобья  начинает  увеличиваться.  К  1775  г.  были  модернизированы  старые  оборонительные  линии  Бийской  крепости,  взамен  которой  была  сооружена  новая  «фортеция»  в  1,5  верстах  ниже  по  течению  Бии.  В  1774  г.  все  те  же  казаки  срубили  ещё  одну  деревянную,  предусмотренную  в  проекте  новой  крепости,  церковь  во  имя  Успения  Пресвятой  Богородицы.  Всего  в  истории  нашего  города  существовало  три  Успенских  церкви:  одна  деревянная  и  две  каменные.  Первая  каменная  Успенская  церковь  (сторожилы  дореволюционного  Бийска  называли  её  Казачьим  собором)  была  построена  в  1789  г.,  вторая  —  в  1901—1902  гг.  Старая  деревянная  церковь  просуществовала  до  30-х  г.  XIX  в.  И  была  разобрана  во  время  перепланировки  кварталов  Бийска  с  целью  «придания  оным  надлежащей  геометрической  регулярности».

15  марта  1897  года  грамотой  Преосвященнейшего  Макария  (Невского),  епископа  Томского  и  Барнаульского,  было  преподано  благословение  на  закладку  нового  храма,  которая  состоялась  5  июля  1898  года.  По  состоянию  на  1908  год  при  храме  имелось  несколько  учебных  заведений:  церковно-приходская  мужская  школа;  приходское  мужское  училище  Министерства  народного  просвещения;  Николаевское  женское  училище.

В  1994  году  по  указу  епископа  Барнаульского  и  Алтайского  Антония  Успенский  храм  стал  именоваться  собором,  а  в  1998  году  получил  статус  кафедрального.

Всего  за  292  года  существования  нашего  города,  в  нём  было  сооружено  22  храма  [5,  с.  11].  На  смену  старым,  ветшавшим  и  разрушавшимся  деревянным,  строили  новые  каменные.  К  1917  г.  уездный  торгово-купеческий  Бийск  имел  11  церквей  и  соборов,  среди  которых  особенно  выделялись:  Троицкий  Кафедральный  собор,  величественный  и  строгий  по  красоте  и  архитектуре  собор  Святого  Великого  Александра  Невского,  каменный  при  Архиерейском  доме  собор  Святителя  Дмитрия  Ростовского,  построенный  «на  благотворительные  средства  и  суммы  Алтайского  горно-заводского  округа  в  память  Александра  II  —  освободителя».  Большинство  этих  церквей  сейчас  ещё  можно  увидеть  только  на  дореволюционных  фотографиях.

В  конце  70-х  годов  XIX  века  центр  Алтайской  Миссии  переместился  из  Улалы  (современный  г.  Горно-Алтайск)  в  г.  Бийск.  Здесь,  1  декабря  1879  г.,  постановлением  Священного  Синода  было  учреждено  викариатство  Томской  архиереи,  являвшиеся  в  то  же  время  и  начальниками  АДМ,  управляли  в  основном  церквями,  расположенными  на  территории  нынешней  Республики  Алтай.

Первым  епископом  Бийским  стал  архимандрит  Владимир  (Петров),  принявший  хиротонию  16  марта  1880  г.  Для  него  «бийчане  наняли  на  городской  счет  приличную  квартиру,  на  постройку  нового  архиерейского  дома  с  церковью  сделали  некоторое  пожертвование  частью  из  общественных  сумм,  частью  –  от  собственного  усердия  некоторых  лиц,  а  под  усадьбу  отвели  место  вполне  достаточное  и  самое  лучшее  в  городе».

Стараниями  местного  духовенства,  купцов-благотворителей  и  жителей  Бийск  превратился  в  своеобразный  центр  алтайского  образования  и  просвещения.  При  бийских  храмах  в  1911  г.  числилось  11  приходских  училищ,  6  духовно-приходских  школ.  Наряду  с  преподавательской,  большую  работу  вели  священнослужители  до  христианизации  местного  населения.  Она  особенно  активизировалась  после  создания  в  1830  г.  Алтайской  духовной  миссии.  Основным  «объектом»  её  деятельности  являлись  «инородцы»  Горного  Алтая  (в  последний  период  существования  миссии  её  центр  располагался  в  Бийске).  Миссионеры  не  только  проповедовали  «Евангелие  Христово,  устраивали  церкви  и  монастыри»,  но  ими  была  создана  и  алтайская  письменность,  благодаря  которой  они  дали  алтайцам  книги  на  родном  им  языке,  устраивали  школы  и  библиотеки,  лечили  своих  подопечных,  защищали  их  от  самоуправства  чиновников  и  нечистых  на  руку  торговцев,  обучали  ремеслам  и  огородничеству,  знакомили  с  русской  культурой.

После  октября  1917  г.  религия  и  церковь  в  Российском  государстве  оказались  «вне  закона»:  было  запрещено  обучение  детей  религии,  приостановлена  миссионерская  и  благотворительная  деятельность  религиозных  обществ,  санкционированы  репрессии  в  отношении  священнослужителей  и  закрытие  церквей  и  храмов.

По  неполным  данным  Уполномоченного  по  делам  Русской  православной  церкви  при  СНК  СССР  по  Новосибирской  области,  за  1931—1937  гг.  постановлением  Западно-Сибирского  крайисполкома,  в  ведомстве  которого  находился  Алтай,  было  закрыто  185  православных  церквей.  Кроме  того,  1938—1939  гг.  решениями  вновь  созданного  крайисполкома  была  закрыта  еще  161  православная  община,  т.  е.  всего  было  закрыто  346  храмов  [2,  с.  10].

По  справедливому  замечанию  бийских  краеведов,  «история  Бийска  —  это  история  возведения  и  разрушения  церквей»  [4,  с.  4].  В  30-е  гг.  все  церкви  нашего  города  были  закрыты,  многие  из  них  —  разрушены.  В  числе  последних  оказались  Ильинская  и  Сретенская  церкви,  Троицкий  и  Казачий  соборы.  Под  кузницу  завода  «Электропечь»  была  занята  церковь  Александра  Невского,  в  зернохранилище  превращена  Успенская  церковь.  Многострадальная  судьба  большинства  российских  церквей  как  в  капле  отразилась  в  судьбе  храма  Святителя  Дмитрия  Ростовского:  в  разные  годы  он  был  танцевальным  клубом,  конюшней,  овощехранилищем,  спортивным  залом,  складом  горюче-смазочных  материалов.

1943  г.  ознаменовался  оживлением  деятельности  православной  церкви:  был  проведен  Поместный  сбор,  избран  патриарх,  разрешено  открытие  церквей.  Первой  в  крае  в  1943  г.  возобновила  деятельность  Покровская  церковь  в  Бийске.  В  1947  г.  начались  богослужения  в  Успенской  церкви.

Однако,  в  конце  50-х  —  начале  60-х  гг.,  начался  новый  виток  наступления  на  церковь.  Постановлением  Бийского  горисполкома  от  12  апреля  1961  г.  была  закрыта  Покровская  церковь.  Спустя  несколько  дней,  с  санкции  краевых  властей,  она  была  разрушена  бульдозерами.  К  1962  г.  из  11  открытых  в  Алтайском  крае  церквей  в  числе  действующих  осталось  три:  Покровская  в  Барнауле,  Успенская  в  Бийске,  Михайло-Архангельская  в  Рубцовске  [2,  с.  11]. 

После  выхода  в  свет  закона  о  свободе  вероисповеданий  в  1990  г.  и  последующих  актов  в  отношении  религии,  Православная  Церковь  получила  возможность  воссоздать  порушенные  святыни,  вернуть  утраченное  имущество,  развиваться  структурно  и  административно.  На  сегодняшний  день  в  Бийске  действуют  три  православных  храма.  Это  Успенский  кафедральный  собор,  храм  Дмитрия  Ростовского  и  саамы  молодой  храм  во  имя  благоверного  Александра  Невского,  построенный  коллективом  объединения  «Сибприбормаш»  в  1994  г.

Стараниями  фонда  «Возрождение  Алтая»  на  благотворительные  пожертвования  строится  в  настоящее  время  монастырский  комплекс  с  Покровским  собором  в  заречной  части  города.  В  январе  2000  г.  епископом  Барнаульским  и  Алтайским  Просвященным  Антонием  освящено  место  под  строительство  еще  одной  церкви  —  Рождественской.  Усилиями  духовенства,  при  поддержке  граждан  и  частных  организаций  Бийска,  в  1996  г.  была  открыта  православная  гимназия  имени  Святителя  Иоанна  Кронштадского,  при  храме  Александра  Невского  действует  церковно-приходская  школа,  с  1994  г.  при  храме  Святителя  Дмитрия  Ростовского  функционирует  воскресная  школа.

Современное  общество,  в  основе  своей  безрелигиозное,  постепенно  начинает  осознавать  Православие  как  духовное  ядро  нашего  народа.  Возрождение  святынь,  строительство  новых  православных  храмов  в  современном  Бийске  продолжает  насильственно  прерванную  традицию  духовной  жизни  города.

 

Список  литературы:

  1. Документы  по  истории  церквей  и  вероисповеданий  в  Алтайском  крае.  Барнаул,  1997.
  2. Документы  по  истории  церквей  и  религиозных  объединений  в  Алтайском  крае.  Барнаул,  1999.
  3. Исупов  С.Ю.  Первые  храмы  Бийска  //  Храм:  специальный  выпуск,  1997.
  4. Коваленко  П.  Бийские  святыни//Храм:  специальный  выпуск,  2000.
  5. Коваленко  П.  Бийск  православный//Алтайская  миссия.  2000  (ноябрь-декабрь).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.