Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIII-XXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 сентября 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мариненко Я.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МИФОЛОГИЗИРОВАННОСТИ РОССИЙСКОГО СОЗНАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIII-XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8-9(23). URL: https://sibac.info/archive/social/8-9(23).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НЕКОТОРЫЕ  АСПЕКТЫ  МИФОЛОГИЗИРОВАННОСТИ  РОССИЙСКОГО  СОЗНАНИЯ

Мариненко  Яна  Сергеевна

студент  1  курса  магистратуры,  кафедра  истории  древнего  мира,  средних  веков  и  методологии  истории  ТГУ,  РФ,  г.  Томск

E -mailjanemarin@mail.ru

Хазанов  Олег  Владимирович

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  ТГУ,  РФ,  г.  Томск

 

Последние  годы  ознаменовали  историю  России  несколькими  инцидентами,  давшими  богатую  почву  для  очередной  своеобразной  реакции  гос.аппарата  и  приведшими  вследствие  нее  к  серьезному  социальному  резонансу.  Ниже  речь  пойдет  о  наиболее  показательных,  с  точки  зрения  автора,  казусах  —  перформансе  феминистской  панк-группы  Pussy  Riot,  павильоне  в  виде  чемодана  Louis  Vuitton  на  Красной  площади  и  «ажиотаже»  вокруг  пояса  Пресвятой  Богородицы.  Именно  они  помогли  осветить  ряд  особенностей  сознания  российской  общественности,  в  частности  —  восприятие  соотношения  сакрального  и  профанного  пространства.

Конец  ноября  2013  года  подарил  всем  россиянам  новый  весьма  нетрадиционный  объект,  представленный  для  всеобщего  обозрения  на  всеми  чтимой  Красной  площади.  Это  павильон,  сделанный  в  виде  чемодана  с  символикой  всемирно  известного  французского  модного  дома  Louis  Vuitton.  Изначально  в  нем  должна  была  состояться  выставка  «Душа  странствий»  с  подлинными  саквояжами  Айседоры  Дункан,  Греты  Гарбо,  Катрин  Денев,  князей  Кирилла  и  Бориса,  Владимира  Спивакова  и  других  исторических  личностей  —  клиентов  известной  французской  марки.  Почему  павильон  был  выстроен  в  форме  чемодана?  Сама  выставка  была  призвана  передать  дух  путешествий  XIX—XX  вв.,  который  пропагандирует  марка  Louis  Vuitton  с  момента  ее  основания  в  1854  году.  В  качестве  образца  был  выбран  сундук  князя  Владимира  Орлова,  заказанный  им  в  модном  доме  для  своих  зарубежных  поездок.  На  оригинале  чемодана  мастера  выгравировали  инициалы  князя  P.W.O  (Prince  Wladimir  Orlow),  а  фирменную  расцветку  дополнили  российским  триколором.  Инициаторами  постройки  павильона  на  Красной  площади  стал  модный  дом  Louis  Vuitton  вместе  с  универмагом  №  1  ГУМ.  Собственно,  и  сама  выставка  была  приурочена  к  120-летию  московского  ГУМа.  В  пресс-службе  обеих  организаций  завили,  что  выставка  должна  была  пройти  в  рамках  благотворительной  акции,  все  средства  от  которой  предназначались  фонду  «Обнаженные  сердца»  фотомодели  Натальи  Водяновой.  Председатель  комитета  по  стратегическому  развитию  ГУМа  Михаил  Куснирович  сообщил  информагентству  «Интерфакс»,  что  все  чертежи  по  использованию  пространства  Красной  площади  были  согласованы  с  федеральными  органами  власти  [1].

Несмотря  на  всю  якобы  официальность  мероприятия  и  полученное  заблаговременно  разрешение  на  строительство,  реакция  общественности  была  потрясающей.  Интерес  к  данному  инциденту  вызвал  небывалый  ажиотаж  среди  пользователей  Интернета.  Дошло  до  того,  что  у  помещения  появился  блог  в  Twitter,  который  тут  же  набрал  популярность.  Помимо  этого,  блогеры  соревались  в  художественном  мастерстве,  создавая  фотожабы.  На  одной  из  них  Годзилла  ищет  по  Москве  свой  багаж  (рис.  1),  другая  картинка  собрала  рядом  с  чемоданом  Чебурашку,  Упоротого  лиса  и  Жана-Клода  Ван  Дамма.  А  еще  на  одном  коллаже  Мавзолей  превратился  в  продукцию  известной  компании.  Самой  же  популярной  стала  огромная  клетчатая  сумка,  стоящая  прямо  у  стен  Кремля  [2].

 

image001

Рисунок  1.  Так  называемая  «фотожаба»,  отражающая  ироничное  отношение  Интернет-блогеров  к  инциденту  на  Красной  площади

 

Многим  вспомнился  эпизод  из  блестящего  советского  фильма  «Мы  из  джаза»: 

—  А  ну-ка  убери  свой  чемоданчик

—  А  я  не  уберу,  а  я  не  уберу,  а  я  не  уберу  свой  чемоданчик  [3].

Социальные  сети  мгновенно  наполнились  актуальными  анекдотами:

—  Откуда  взялся  чемодан  на  Красной  площади?

—  А  это  жилец  из  мавзолея  съезжать  собрался,  вот  вещички  к  порогу  и  выставил.

—  А,  ну  тогда  понятно,  что  КПРФ-то  засуетилось...  [4].

К  слову  о  КПРФ;  сайт  телеканала  «Дождь»  представил  точку  зрения  члена  Госдумы,  представителя  коммунистической  партии  Валерия  Рашкина:  «Знаете,  когда  я  первый  раз  увидел  этот  чемодан,  я  подумал,  сколько  же  туда  откатов  и  взяток  можно  засунуть,  чтобы  затащить  это  чудовище,  уродство  на  Красную  площадь?  Неужели  у  нас  теперь  символ  России  стал  не  ансамбль  церквей,  которые  там  есть,  не  Минин  и  Пожарский,  даже  не  Кремль  и  мавзолей,  который  весь  мир  знает,  а  этот  чемодан.  Это  символ  России  стал?  Лицо  России?  А  где  же  тело?  Я  очень  удивлен,  как  это  могло  случиться.  Я  считаю,  что  Красная  площадь  —  святое  место,  священное,  центр  России,  центр  Москвы,  ну,  как  такое  возможно?  Кому-то  не  нравится  Ленин,  мне  он  нравится.  Кому-то  не  нравится  храм  Василия  Блаженного,  мне  он  нравится.  Мне  нравятся  памятники  Минину  и  Пожарскому,  и  Кремль  в  том  числе.  Это  решение  по  ансамблю  защищено  ЮНЕСКО,  и  не  надо  туда  грязные  руки  совать  в  этот  священное  место.  Я  говорю  все  своим  языком:  пусть  то,  что  создали  наши  предки,  будет  священным  для  нас.  Надо  сохранять,  а  не  уродовать»  [5].

Депутат  Александр  Сидякин  обратился  в  Федеральную  антимонопольную  службу  с  требованием  разобраться  с  домом-чемоданом.  Он  посчитал,  что  огромный  размер  сундука  нарушает  архитектурный  облик  исторического  места,  а  на  самой  конструкции  павильона  размещен  логотип  Louis  Vuitton  вместе  с  лентами  цветов  российского  флага,  что  противоречит  закону  о  рекламе.

В  свою  очередь,  председатель  комиссии  ОП  по  культуре  Павел  Пожигайло  предложил  принять  специальный  «Закон  о  сакральных  местах».  Только  специальный  акт  парламента,  уверен  Пожигайло,  сможет  защитить  в  дальнейшем  памятные  исторические  места  от  рекламы  [6].  «Смысл  предложения  заключался  в  том,  чтобы  обозначить  в  России  зоны,  которые  имеют  высокую  историческую  значимость,  как  например,  Валаамский  монастырь,  Соловки,  Красная  площадь,  Дворцовая  площадь.  В  законе  необходимо  прописать,  что  понятие  исторического  места  должно  включать  в  себя  не  только  сам  памятник  и  сооружение,  а  в  целом  правила  поведения  на  этой  территории.  Например,  что  на  Соловках  запрещено  разводить  костры  и  устраивать  пикники  и  т.  д.»,  —  пояснял  член  Общественной  палаты.  И  объяснял  необходимость  принятия  такого  регламента  именно  что  чемоданом.  «С  моей  точки  зрения,  по-человечески  это  просто  позор.  Превращать  Красную  площадь  в  некое  шапито  —  это  неправильно,  потому  что  есть  достаточно  много  площадок,  где  можно  экспериментировать,  претворять  в  жизнь  какие-то  интересные  креативные  идеи.  Но  это  не  должно  быть  связано  с  местом,  имеющим  величайшее  историческое  значение»,  —  считает  Павел  Пожигайло  [7].

Реакция  высших  органов  власти  не  заставила  себя  ждать.  «Был  сделан  анализ,  который  показал,  что  из-за  огромного  количества  мероприятий  Красная  площадь  закрыта  для  посетителей  200  дней  в  году.  Основная  наша  задача  сделать  ее  доступной  для  людей.  Президент  согласился  с  нашими  доводами  и  утвердил  список  мероприятий»,  —  рассказал  изданию  кремлевский  чиновник.  «Президент  России  Владимир  Путин  утвердил  официальный  список  мероприятий,  которые  будет  разрешено  проводить  на  Красной  площади.  Это  Парад  Победы,  военная  присяга,  фестиваль  военных  оркестров  и  другие  события,  под  которые  традиционно  отводили  эту  территорию.  Всего  их  в  списке  семь.  Все  остальные  мероприятия,  не  попавшие  в  перечень,  будут  требовать  отдельного  согласования»  [8].

Казус  павильона-чемодана  некоторым  образом  пересекается  с  делом  феминистской  панк-группы  Pussy  Riot,  когда  в  рамках  последнего  так  же  встал  вопрос  о  границах  сакрального  пространства  внутри,  на  первый  взгляд,  бесспорно  священного  места  —  православного  храма.  Именно  в  нем,  конкретно  —  храме  Христа  Спасителя,  21  февраля  2012  года  прошла  нашумевшая  акция,  —  так  называемый  панк-молебен  «Богородица,  Путина  прогони!»,  по  итогам  которого  участницам  последовало  уголовное  наказание  в  виде  двух  лет  лишения  свободы.  Как  и  в  предыдущем  случае,  общественный  резонанс  принял  просто  небывалые  масштабы.  И  одной  из  главных  причин  послужила  площадка  выступления  Pussy  Riot  —  амвон  храма,  на  который  женщинам  (и  вообще  лицам  без  священного  сана,  но  женщинам  —  главным  образом)  вход  воспрещен.  Много  дискуссий  велось  вокруг  особенностей  храма  Христа  Спасителя,  ведь  недаром  участницы  выбрали  именно  его.  Причину  выбора  Надежда  Толоконникова  (одна  из  осужденных)  объясняет  так:  «Это  главный  храм,  который  символизирует  собой  слияние  церкви  и  государства.  А  это  —  ненормальная  вещь»  [9].

То  есть  данный  объект,  являющийся  по  умолчанию  священной  обителью,  в  котором  постоянно  присутствует  Божественный  дух,  был  определенным  образом  синтезирован  с  государственной  мирской  властью  и  тем  самым  в  глазах  части  населения  десакрализирован.  Этому  существует  ряд  объяснений.  Во-первых,  собственником  всего  церковного  комплекса  является  город  Москва.  Фактически  всем  распоряжается  Фонд  храма,  весь  комплекс  находится  у  него  в  доверительном  управлении.  В  Церкви  фонд  никому  неподотчетен.  «Его  проверяют  аудиторы,  прежде  всего  их  интересует,  как  фонд  расходует  бюджетные  средства.  Ведь  известно,  что  из  столичного  бюджета  Фонду  храма  Христа  Спасителя  ежегодно  выделяются  немалые  деньги  на  содержание  храмового  комплекса.  Во-вторых,  в  плане  юридических  отношений,  существует  только  внутренний  договор,  по  которому  Церковь  оплачивает  фонду  коммунальные  расходы.  А  в  целом  присутствие  Церкви  здесь  до  сих  пор  не  оформлено.  В-третьих,  из-за  чего  и  ведутся  наибольшие  споры  —  проведение  внутри  храма  мероприятий  подчас  совершенно  несакрального  свойства  и  наличие  так  называемого  хозяйственного  комплекса,  который  включает  в  себя  автомойку,  трапезные  столы,  бизнес-центр,  офис  адвокатской  конторы  (который  расположен  над  алтарем!),  и  ряд  других  технических  и  служебных  помещений  [10].

Некоторые  религиозные  представители  не  полностью  удовлетворены  событиями,  имеющими  место  в  рассматриваемом  месте.  В  частности,  протодиакон  Андрей  Кураев  говорит  следующее:  «Хозяином  всего  этого  комплекса  является  московская  мэрия,  а  не  патриархат,  и  распорядитель  —  некий  общественный  фонд  Храма  Христа  Спасителя,  в  котором  у  Церкви  нет  решающего  голоса.  В  этом  комплексе  есть  возможность  снимать  помещения  за  деньги,  и  уже  арендующая  сторона  будет  отвечать  за  то,  что  там  будет  происходить.  Церковь  отчасти  в  этом  заинтересована,  так  как  большинство  акций,  которые  там  проходят  —  хорошие,  говорит  отец  Андрей.  Однако  в  некоторых  случаях  арендаторы  не  соблюдают  чувство  веры.  И  тогда  там  уже  происходит  нечто,  скорее  напоминающее  оргии,  и  это  печально»  [11].

И  здесь,  как  в  случае  казуса  с  чемоданом  на  Красной  площади,  неравнодушные  в  своем  роде  подошли  к  делу  креативно:  в  июле  2013  года  в  столице  на  Триумфальной  площади  прошла  презентация  молодежного  проекта  «Православный  корпус  веры».  В  его  рамках  была  представлена  новая  компьютерная  игра  «Не  пусти  Pussy  Riot  в  храм».  Это  флеш-ролик,  где  человечки  в  балаклавах  бегут  в  церковь,  а  игрок  с  помощью  крестика  должен  им  помешать  [12]. 

Безусловно,  отношение  к  храму  неоднозначно,  нашлось  и  большое  количество  людей,  считающих  ХХС  святым  местом,  и  отчасти  поэтому  панк-молебен  так  остро  задел  их  религиозные  чувства.  Речь  идет,  главным  образом,  об  ортодоксальных  православных  христианах,  чей  голос  на  арене  выражения  общественного  протеста  по  делу  21  февраля  был  слышен  громче  всего.

Оба  рассмотренных  инцидента  приняли  в  социальном  восприятии  ассиметричный  характер:  если  Красную  площадь,  которая  де-факто  считается  мирским  пространством,  подавляющая  часть  населения  готова  позиционировать  как  «святая  святых»  и  не  допускать  в  его  рамках  ничего  десакрализирующего,  то  храм  Христа  Спасителя,  являющийся  местом  священным  априори,  вдруг  потерял  свои  естественные  свойства  внутри  общественного  сознания,  и  с  определенной  точки  зрения  органично  вписал  в  себя  панк-молебен  российских  феминисток.

Масштаб  распространения  в  среде  россиян  веры  в  «сакральные  предметы»  и  «сакральное  пространство»  не  ограничен  этими  показательными  казусами.  В  качестве  последнего  еще  можно  привести  в  пример  «ажиотаж»  вокруг  пояса  Богородицы,  привезенного  в  Москву  в  ноябре  2011  года.  К  этой  христианской  святыне  со  всех  концов  России  (и  даже  мира)  стеклись  тысячи  паломников,  дабы  прикоснуться  к  частице  реального  воплощения  мирского  пребывания  Богоматери,  и  попросить  у  нее  поддержки  и  опоры  в  земной  жизни.  Уникальность  ситуации  подчеркивают  слова  очевидцев  этого  мероприятия:  «Очередь  к  ковчегу  с  поясом  Пресвятой  Богородицы,  находящемуся  в  храме  Христа  Спасителя,  превысила  все  самые  пессимистичные  ожидания  —  накануне  она  начиналась  от  стадиона  «Лужники»,  у  станции  метро  «Спортивная»,  а  в  четверг  ее  хвост  заканчивается  у  станции  метро  «Воробьевы  горы».  Как  сообщает  «Православие  и  мир»,  по  предварительным  оценкам,  ожидание  в  очереди  может  достигнуть  двух  суток.  Вдоль  всего  маршрута  движения  очереди  дежурят  бригады  скорой  помощи  —  за  многие  часы  стояния  на  морозе  накапливается  усталость,  обостряются  болезни.  Уже  зафиксированы  случаи  обмороков  и  сердечных  приступов.  Из  очереди  за  сутки  за  медпомощью  обратились  92  человека,  из  них  24  были  госпитализированы.  А  за  6  дней  к  медикам  обратились  более  750  паломников.  К  дежурившим  психологам  за  это  время  поступило  66  обращений,  всем  была  оказана  психологическая  помощь»  [13]  Что  привело  всех  этих  людей  под  почти  горизонтальный  дождь  со  снегом,  что  заставило  их  стоять  под  пронизывающим  ветром?  Журналисты  провели  опрос  среди  паломников  во  время  их  пребывания  в  многочасовой  очереди:

«Зачем  пришли?  Трудно  сказать  —  сердце  позвало.  Ведь  это  же  пояс  Самой  Богородицы!  Вообще  я  больше  всего  боюсь  холода  и  голода.  Но  стою,  терплю.

Другая  женщина  тоже  замерзла  за  несколько  часов  (это  была  самая  распространенная  жалоба),  но  ничуть  не  жалеет  о  потраченном  времени:

—  Давно  стою,  ножки  уже  подзамерзли.  А  так  —  все  слава  Богу,  молитву  читаешь  —  согреваешься.  Почему  пришла?  Ну,  вы  спросили…  Это  же  от  Самой  Богородицы  Девы  весточка!  Может,  помолимся,  чистота  в  душе  воцарится?..

Приветливый  мужчина  беседует  по  телефону,  потом  с  удовольствием  рассказывает:

—  Я  тут  уже  стою  ровно…  три  часа  тридцать  три  минуты  тридцать  секунд,  по  секундомеру.  Молиться  больше  будет  жена,  вон  она  с  детьми  подходит.  А  я  для  себя  только  терпения  у  Богородицы  попрошу.  И  здоровья  еще.  Почему  пришел?  Такая  великая,  почитаемая  святыня,  как  ей  не  поклониться,  не  помолиться?  Мы  же  православные  —  разве  мы  хуже  других  людей,  оказывающих  почтение  своим  религиям?  Не  все  могут  посетить  святые  места,  чтобы  прикоснуться  к  Священной  истории,  а  когда  частичка  ее  сама  к  нам  прибыла  —  было  бы  желание,  можно  постоять  и  несколько  часов».  […]  И  остальные  отзывы  —  примерно  в  том  же  духе.

События,  развернувшиеся  вокруг  рассматриваемой  реликвии,  недаром  были  ознаменованы  как  «ажиотаж».  «Из-за  желания  организаторов  как  можно  быстрее  пропускать  богомольцев  через  храм  в  соборе  сначала  запретили  прикладываться  к  привезенной  с  Афона  святыне:  разрешали  лишь  быстро  коснуться  рукой  ковчега.  А  вскоре  ковчег  с  поясом  и  вовсе  был  установлен  на  специальную  арку  —  желающие  почтить  святыню  стали  просто  проходить  под  ней.  Высота  сооруженной  арки  —  около  двух  метров,  одновременно  под  ней  могут  пройти  три-четыре  человека.  Многие  люди,  проходя  под  аркой,  вытягивают  руки  над  головой,  чтобы  дотронуться  до  ковчега.

Если  в  предыдущие  дни  к  поясу  прикладывались  в  среднем  40  человек  в  минуту,  сейчас  за  это  время  святыне  поклоняются  уже  около  80  человек,  похвалились  в  храме  эффектом  от  рационализаторской  инициативы.  К  несчастью,  в  такой  спешке  ни  о  каких  рекомендациях  духовенства  о  благоговении  при  приближении  к  святыне  речь  уже  не  идет.  Многие  из  тех,  кто  побывал  в  храме  или  только  пытался  туда  попасть,  отмечали,  что  все  происходящее  у  них  ассоциируется  со  словом  «ажиотаж»  и  напоминает  хорошо  «пропиаренную»  акцию.

Данная  ситуация  принимает  особую  парадоксальность  в  связи  с  тем  фактом,  что  в  нескольких  сотнях  метров  от  храма  Христа  Спасителя,  в  храме  Илии  Обыденного  во  2-м  Обыденском  переулке,  дом  6,  постоянно  пребывает  частица  того  самого  пояса  Божией  Матери,  привезенного  с  Афона.  И  к  нему  можно  приложиться  без  всяких  очередей  и  в  любое  время.  Эта  частица  пояса  Пресвятой  Богородицы  находится  в  правом  приделе  в  ковчеге  со  святынями,  в  серебряном  кресте.  Видимо,  часть  пояса,  которую  привезли  из  монастыря  на  Афоне,  оказалась  «святее»  той,  что  находится  всегда  под  носом.  «Принесение  святыни  в  Россию  —  событие  очень  значимое,  но  я  хочу  сказать,  что  в  московском  храме  Илии  Обыденного  тоже  хранится  частичка  пояса.  Конечно,  она  меньших  размеров,  но  тоже  является  величайшей  святыней.  Кроме  того,  в  храме  Христа  Спасителя  есть  часть  ризы  Иисуса  Христа  и  часть  ризы  Богородицы»,  —  напомнил  ключарь  храма  Христа  Спасителя  протоиерей  Михаил  Рязанцев.  Во  многих  московских,  и  не  только,  храмах  есть  равнозначные  святыни,  к  которым  можно  подойти  с  молитвой  и  поклонением  без  полицейских  кордонов,  полевых  кухонь,  бригад  скорой  помощи  и  прочего  для  организованного  поклонения.  В  Зачатьевском  женском  монастыре  в  Москве  есть  чудотворная  икона  Кикская  («Милующая»),  исцеляющая  бесплодие,  как  и  пояс  Богородицы.  А  в  Казанском  кафедральном  соборе  Петербурга  также  есть  кусочек  пояса  Матери  Божией.  Он  находится  в  мощевике,  расположенном  справа  от  алтаря,  а  по  бокам  от  него  —  частицы  святых  мощей  родителей  Пресвятой  Девы  —  праведных  Иоакима  и  Анны.  В  другом  ковчеге  —  кусочек  Чудотворного  Креста  Господня.  Святыни  скромно  лежат  в  соборе,  и  редко  кто  подходит  им  поклониться  [14].

Пожалуй,  именно  этот  пример  наиболее  конкретно  и  ярко  продемонстрировал  уровень  веры  населения  в  мощь  и  чудодейственность  «сакральных  предметов».  Причем  особенно  удивляет  такая  своеобразная  градация  степеней  «святости»  последних.

Все  проанализированные  казусы  свидетельствуют  о  большой  степени  мифологизированности  российского  сознания,  наличии  в  нем,  по  сути,  «средневековых»  архетипов.  И  во  многом  именно  эта  особенность  характеризует  и  определяет  суть  большинства  аспектов  жизни  нашего  общества.

 

Список  литературы:

1.Зачем  на  Красной  площади  поставили  чемодан  Louis  Vuitton?  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.aif.ru/dontknows/answer/1032107  (дата  обращения  08.09.2014).

2.У  павильона-чемодана  на  Красной  площади  появился  свой  блог  в  Twitter  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.m24.ru/videos/35307  (дата  обращения  08.09.2014).

3.Чемодан  на  Красной  Площади!!!  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://blog.fontanka.ru/posts/145445/  (дата  обращения  08.09.2014).

4.О.Р..End  OF  Summer.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://vk.com/razvlekuha18  (дата  обращения  08.09.2014).

5.Louis  Vuitton,  фонд  «Обнаженные  сердца»,  КПРФ  и  Общественная  палата  о  чемодане  возле  мавзолея.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:http://m.tvrain.ru/articles/a_esli_by_na_krasnoj_ploschadi_ustanovili_falloimitator_v_blagotvoritelnyh_tseljah_louis_vuitton_fond_obnazhennye_serdtsa_kprf_i_obschestvennaja_palata_o_chemodane_vozle_mavzoleja-357575/  (дата  обращения  08.09.2014).

6.            Царь-чемодан.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.polit.ru/article/2013/11/28/louis/  (дата  обращения  08.09.2014).

7.            «Чемодан»  не  пройдет!  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://polit.ru/article/2013/12/11/red_sqr/  (дата  обращения  08.09.2014).

8.            Красная  площадь:  что  на  ней  теперь  можно  делать,  а  чего  нельзя.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vesti.ru/doc.html?id=1166081&tid=105494  (дата  обращения  08.09.2014).

9.            Толоконникова  из  Pussy  Riot  в  Специальном  корреспонденте.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.youtube.com/watch?v=ToTrWN-tuDE  (дата  обращения  08.09.2014).

10.       Так  кто  же  торгует  в  храме  Христа  Спасителя?  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://krest-most.ru/?c=article&id=205  (дата  обращения  08.09.2014).

11.       Отец  Андрей  о  коммерции  в  Храме  Христа  Спасителя.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.youtube.com/watch?v=WYs4a3RPykk  (дата  обращения  08.09.2014).

12.       В  Москве  играют  в  «Не  пусти  Pussy  Riot  в  храм».  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://rbcdaily.ru/society/562949987828782  (дата  обращения  08.09.2014).

13.       Ажиотаж  вокруг  пояса  Богородицы:  галопом  мимо  святыни  и  путь  без  очереди  для  чиновников.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://newsru.com/religy/24nov2011/poyas.html  (дата  обращения  08.09.2014).

14.       Пояс  Пресвятой  Богородицы:  репортаж  из  очереди.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL  http://www.pravmir.ru/poyas-presvyatoj-bogorodicy-reportazh-iz-ocheredi-foto/  (дата  обращения  08.09.2014).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий