Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2014 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КИТАЙСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Щелкунов Дмитрий Владимирович
студент 2 курса филологического факультета КамГу им. Витуса Беринга, РФ, г. Петропавловск-Камчатский
E-mail: korochi@mail.ru
Кормочи Елена Александровна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры философии и культурологи КамГу им. Витуса Беринга, РФ, г. Петропавловск-Камчатский
В настоящее время в западной цивилизации отмечается весьма активный интерес к различным сторонам китайской культуры, где духовные ориентиры предполагают гармонию природного и социального. Именно духовный фактор является ведущим и системообразующим в китайской цивилизации на всем пути ее развития, а философия — ключевой нормативный компонент всей деятельности человека. Идея гармонии с природой и всеобщей взаимосвязи красной нитью проходит через всю китайскую философию, в отличие от западной философии, которая базируются на идее разделения мира (разделены мир и Бог, материальное и духовное, человек и природа и т. д.) [2].
Китайская философия, признаваемая одной из трех исторических типов философии, имеет длительную историю. Ее возникновение восходят к VI в. до н. э. К этому времени получило распространение учение о пяти первоэлементах: вода, огонь, металл, дерево и земля, которые порождают всю «тьму вещей»; в «Книге перемен» («И цзин») содержится представление о восьми триграммах (ба гуа), взаимодействие которых порождает различные ситуации действительности; о шестидесяти четырех гексаграммах (люшисы гуа), отражающих действительность в ее развитии. В это же время формировалось учение о модификациях энергии ци — противоположных и взаимосвязанных силах инь и ян, действие которых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Они представляли ряд фундаментальных природных оппозиций: мужское-женское, свет-тьма, положительное-отрицательное, активное-пассивное, сухое - влажное и пр. В эти века зарождаются основные философские школы: даосизм (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу), конфуцианство (Кун-цзы, Мэн-цзы), школа моистов (Моцзы), легизм (Хань Фэй-цзы), школа имен и пр.
Это был «золотой век» древнекитайской философии, основу которой составили понятия о Тянь (Небо), которое у одних мыслителей определялось как природа (Сюнь-цзы) [3], а для других являлось обозначением высшей, целенаправляющей силы (Конфуций, Мэнцзы); о Дао (естественная закономерность, принцип устройства мироздания, мироздание в потенции), о Дэ (мощь, реализация Дао), Ци (субстанция, духовно-материальная энергия, пневма, дыхание), о «стихиях» природы, о первоэлементах (у син) и т. д. В области этики и морали основное внимание уделялось учению о сущности человека, его месте в обществе.
Взгляды Конфуция привели к концепциям Мэн-цзы о врожденной доброте и Сюнь-цзы о врожденном зле природы человека. Большой известностью пользовались теории индивидуализма Ян Чжу и альтруизма Мо-цзы [4].
Главными принципами классической китайской философии являются следующие: принцип единства микро- и макрокосма, принцип субстанциального единства мира, отсутствие оппозиции материального и духовного, отсутствие разделения человека на тело и душу, холизм, особое внимание к социальным вопросам, идея Центра, как некой идеальной точки культурного универсума.
Китайская философия пронизывает практически все сферы жизни народа Китая: медицину, искусство, фэншуй, музыку, праздники, ритуалы, церемонии, военное искусство, боевые искусства и пр.
В данной статье мы рассмотрим два наиболее известных стиля боевых искусства: ушу и кунг-фу, в фундаменте которых лежат философские принципы.
Ушу
Ушу представляет собой результат интеграции нескольких основных факторов: традиционных воинских искусств, мистического опыта философских доктрин и характерных для китайского мировоззрения методов воспитания.
В основе философии боевых искусств лежит сочетание множества несхожих между собой философско-религиозных систем: конфуцианства, даосизма, чань-буддизма, древних шаманских представлений, а также ряда других школ, время возникновения и расцвета которых приходится на VI—III вв. до н. э. В то же время следует отметить, что за многие столетия существования боевых искусств так и не произошло формирование самостоятельной философской теории ушу и сохранился характерный для Китая философский синкретизм.
Развитие ушу в Китае во многом определялось тем, что данное боевое искусство практиковали представители различных социальных групп. Каждая социальная группа (аристократическая или воинская элиты, монахи или крестьяне и пр.) привносила в ушу присущие ей характерные черты идеологии и мировоззрения. Тем не менее, всё многообразие китайской философской мысли базируется на общих характерных признаках и принципах.
Согласно древнекитайским представлениям, мир представляет собой непрерывный поток изменений, сложный процесс перехода взаимоперехода и взаимовлияния противоположностей. Этими противоположностями были, как мы отмечали выше, трансформации энергии ци: инь-ци и ян-ци. Они не только противостояли друг другу, отношениям между ними свойственно также взаимодополнение и взаимоопределение.
Согласно данным представлениям в ушу считается, что силе можно противостоять только поддатливостью и слабостью, движение и покой должны постоянно чередоваться, жесткие сильные движения необходимо сочетать с мягкими и гибкими уходами от ударов, а резкие остановки следует сочетать с рывками вперед и пр. Сами по себе инь-ци и ян-ци не являются субстанциями — они лишь проявляются во множестве изменений, происходящих во Вселенной. Цель практикующего ушу - войти в постоянный поток изменений, слившись с природой и, благодаря своим движениям, постичь Тайцзи (Великий предел) [1].
Сейчас, как и столетия назад, через традиции и идеологию ушу осуществляется преемственность основных культурных ценностей прошлого, идеализируемого китайцами. Посредством боевых искусств китайцы не просто узнают, но и осознают, постигают реальность многих философских понятий [1] и принципов. Занятия искусством ушу дает возможность ощутить приобщение к единому миру традиции и ритуала – китаец никогда не воспринимал ушу как простую совокупность приемов, методов тренировки как какой-то отдельный стиль.
Кунг-фу
Практика Кунг-фу имеет разные направления. Любой человек с раннего детства лет до глубокой старости может практиковать одиночные формальные упражнения «внутренних» стилей Кунг-фу: Синьи цюань, Тайцзи цюань, Багуачжан и др. Ежедневные систематические занятия динамической медитацией позволяют ученикам постичь всем своим телом и сознанием глубочайшие истины, записанные в великом каноне «И цзин» («Книге перемен») и других древних китайских трактатах. Каждое формальных движений помимо философского смысла имеет также эффективное боевое применение.
Практикующему боевые искусства человеку важно понимать, что ни в коем случае нельзя воспринимать реальный бой, где нет места понятиям о гуманизме и жалости, как модель всей жизни. Это глубокое непонимание сути кунг-фу. Бой в кунг-фу понимается как необходимость вернуть равновесие в мир и является отражением экстремальной жизненной ситуации. Боец, способный сохранить в бою хладнокровие, всегда сможет спокойно осознать, принять и правильно оценить любую жизненную ситуацию и адекватно на нее отреагировать.
Какова связь философских принципов с непосредственной практикой боевого искусства?
Постижение учения кунг-фу включает четыре составляющие. На первом этапе ученик погружается в строительство своего тела, овладевает умением пользоваться и управлять им. Второй этап представляет собой изучение комплексов формальных упражнений. Третий этап обучения заключается в выработке умения взаимодействовать с партнером, чувствовать и оценивать его движения и намерения, а также использовать движения противника в своих целях. Четвертый этап предполагает овладение искусством боя.
Цель практики кунг-фу — правильное поддержание позы и правильное выстраивание движения. При этом сознание уже должно находиться в правильном состоянии, не надо достигать какого-то особого состояния сознания специально. Как считается в кунг-фу, нет ничего лучше, чем личный сосредоточенный опыт.
Необходимо выделить несколько основных философских принципов боевых искусств Китая: строжайшая самодисциплина и понимание жизни, человеколюбие, непрерывное размышление и практика, смирение, обуздание гордости. «Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает. Кто горд, тот не может возвысится» [3, с. 429].
Список литературы:
- Власова И.Э. Философские аспекты кунг фу/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.faek.ru/a-kung-fu.htm (дата обращения 12.04.2014).
- Кормочи Е.А. Отношение к природе как философская проблема: Запад и Китай // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. — 2012. — № 4 (36). — С. 142—146.
- Тао тэ кинг / Дао: гармония мира. М.: Издательство Эксмо, Харьков: Издательство Фолио, 2002. — 864 с.
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
дипломов
Оставить комментарий