Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Динисламова С.Р. МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ БРАК И НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННАЯ СЕМЬЯ В БАШКОРТОСТАНЕ: СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/social/5(20).pdf (дата обращения: 22.09.2021)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ  БРАК  И  НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННАЯ  СЕМЬЯ  В  БАШКОРТОСТАНЕ:  СОСТОЯНИЕ,  ДИНАМИКА  И  ФАКТОРЫ  РАЗВИТИЯ

Динисламова  Светлана  Ришатовна

студент  4  курса,  кафедра  теории  и  истории  социологии  БашГУ,  РФ,  Республика  Башкортостан,  г.  Уфа

E-mailavgustka@rambler.ru

Садретдинова  Эвеллина  Винеровна

научный  руководитель,  канд.  соц.  наук,  доцент  БашГУ,  РФ,  Республика  Башкортостан,  г.  Уфа

 

Глобализационные  процессы,  сопровождающиеся  преобразованием  государственных,  этнических  и  культурно-языковых  границ,  обуславливают  формирование  и  форсирование  противоположных  направлений  —  социокультурного  национализма  и  взаимных  культурных  подражаний.  Тенденция  не  утратить  идентификационный  культурный  базис  выступает  характерной  реакцией  на  прогрессирующую  унификацию  духовной  и  материальной  культуры.  Но,  в  то  же  время,  продолжительная  межэтническая  связь  привела  к  высокой  степени  интеграции.  Собран  огромный  исторический  опыт  сотрудничества  народов,  образован  общий  пласт  культуры,  выступающий  в  наше  время  фактором  условной  межнациональной  стабильности,  в  том  числе  и  в  таком  регионе,  как  Республика  Башкортостан.

Башкортостан  является  традиционно  многонациональным  краем.  По  этнической  мозаичности  она  занимает  второе  место  в  России,  уступая  лидерство  лишь  Дагестану.  В  Башкортостане  проживают  представители  более  160  наций  и  народностей  [4].  Для  каждого  из  них  очень  важно  сохранить  свою  самобытность  и  культуру.

Существенное  влияние  на  сохранение  и  развитие  национальной  культуры  и  национального  самосознания  оказывает  семья.  Она  оказывает  влияние  на  воспроизводство  населения,  на  состояние  производительных  сил,  на  развитие  социальной  сферы.  Именно  в  семье  осуществляется  социализация  личности,  осуществляются  процессы  идентификации,  включая  этническую.

Активные  процессы  глобализации,  миграции,  межэтнического  взаимодействия  способствуют  тому,  что  межэтнические  браки  и  национально-смешанные  семьи  становятся  все  более  распространенным  явлением.  Межэтническая  брачность,  будучи  показателем  стабильности  общества,  указывает  на  существование  устойчивых  толерантных  отношений  между  этносами.

Наиболее  массовым  источником  о  составе  семей  и  входящих  в  них  брачных  партнеров  в  XX  в.  являются  Всесоюзные  переписи  населения.  Согласно  их  данным,  в  1959  году  на  1  тысячу  семей  приходилось  103  межнациональных,  в  1970  году  —  135,  в  1974  году  —  149  межнациональных  семей.

Говоря  о  динамике  межнациональных  браков,  следует  отметить,  что  в  1950-е  гг.  межэтническим  был  каждый  десятый  брак,  а  в  1980-е  гг.  —  каждый  седьмой,  а  в  некоторых  республиках  —  каждый  пятый  брак.  На  рубеже  90-х  годов  появились  новые  тенденции  во  взаимовлиянии  миграционной  обстановки  и  положения  межнациональных  семей.  Распад  СССР  привел  к  разрыву  не  только  хозяйственных,  но  и  родственных  связей.  Многие  межнациональные  семьи  рушатся  или  становятся  неполными.  Тем  самым  подрываются  общественные  нормы,  растет  ксенофобия,  ослабевают  этнокультурные  связи,  ухудшается  демографическая  картина  [6].

Однако  и  в  настоящее  время  показатель  межэтнической  брачности  в  Башкортостане  достаточно  высок.  Данные  переписи  2002  г.  показали,  что  доля  домохозяйств,  состоящих  из  лиц  разных  национальностей,  составляет  29,0  %,  в  городах  —  30,7  %,  в  селах  —  20,4  %.  При  этом  доли  лиц,  проживающих  в  национально  смешанных  домохозяйствах,  не  различаются  кардинально  у  наиболее  многочисленных  этносов:  русских  (31,3  %),  башкир  (31,8  %)  и  татар  (39,7  %).

По  данным  Управления  записи  актов  гражданского  состояния  Республики  Башкортостан  в  2010  году  в  регионе  зарегистрировано  13222  межнациональных  браков.  Для  Башкортостана  характерны  межнациональные  браки  между  основными  этносами  —  русскими  и  татарами,  башкирами  и  татарами,  причем  с  каждым  годом  число  таких  семей  возрастает.  В  2005  году  было  заключено  1412  браков  между  русскими  и  татарами,  в  2010  году  эта  цифра  увеличилась  до  3224.  Между  башкирами  и  татарами:  в  2005  году  —  1372  брака,  в  2010  —  3214  [7].

Распространенность  национально-смешанных  браков  у  разных  народов  зависит  от  многих  факторов.  Важным  определением  заключения  межэтнических  браков  представляют  собой  демографические  показатели  этнических  групп  населения,  такие  как  численность  этнической  группы,  характер  ее  расселения,  тип  демографического  воспроизводства,  половозрастная  и  брачная  структура,  миграционная  активность,  которые  являются  естественными,  объективными  детерминантами  межнациональной  семьи.

Городское  население  является  наиболее  активным  в  сфере  заключения  браков  с  представителями  другой  национальности.  Это  связано,  прежде  всего,  с  тем,  что  городская  среда,  аккумулируя  в  себя  представителей  разных  этносов,  способствует  размыванию  этнических  границ.  Высокий  уровень  социальной  мобильности  городского  населения  и  отсутствие  жесткого  социального  контроля  приводит  к  снижению  значимости  фактора  этнической  принадлежности  в  сфере  заключения  национально-смешанных  браков.

К  числу  факторов  роста  межэтнических  браков  можно  отнести  ослабление  влияния  традиционных  и  соседских  связей.  По  мнению  В.И.  Козлова,  «немаловажное  значение  для  распространения  таких  браков  в  городах  имела  …  автономизация  брачных  пар,  ослабление  их  связей  с  кругом  родственников»  [1,  с.  219].  О.А.  Ганцкая  и  Л.Н.  Терентьева  также  подчеркивают  влияние  соседских  кругов  внутриэтнического  общения  на  выбор  женихов  и  невест  по  национальности  [3].  Анализируя  материалы  по  национально-смешанной  брачности  в  Средней  Азии,  Г.П.  Васильева  отмечает,  что  в  смешанные  браки  вступают  часто  люди,  у  которых  нет  большой  сплоченной  родни  [3].

Существенным  фактором  изменения  численности  этнически-смешанных  браков  является  численное  соотношение  полов  на  брачном  рынке,  фактор  брачной  миграции,  связанный  с  дисбалансом  половозрастной  структуры  населения,  в  первую  очередь  между  городом  и  селом.

Анализ  данных  микропереписи  1994  года  подтвердил  наличие  внушительного  разделения  в  зависимости  от  пола  в  частоте  заключаемых  межэтнических  браков.  Она  сильно  отличается  также  в  зависимости  от  этнической  принадлежности  и  от  территории,  на  которой  проживает  семья.  В  большинстве  случаев  мужчины  более  склонны  к  заключению  смешанных  браков,  чем  женщины.  Преобладание  мужчин  в  смешанных  браках  по  сравнению  с  женщинами  заметно  выше  среди  тех  этнических  групп,  которые  характеризуются  близостью  культуры,  религиозных  норм  и  ценностей,  где  велика  роль  традиций  и  уровня  социального  контроля.

Республиканские  исследования  показывают,  что  в  некоторых  сельских  районах  в  западной  части  республики  доля  межэтнических  башкиро-татарских  браков  составляет  более  30  %  от  общего  числа  браков.  Этому  существует  и  историческое  обоснование.  В  дореволюционный  период  территориальная  и  хозяйственно-культурная  близость  башкир  с  татарами,  мишарями,  казахами,  ногайцами  и  др.  способствовала  появлению  межнациональных  браков.  Об  этом  свидетельствует  широкое  распространение  родовых  подразделений  аймак  (тюба)  или  ара  с  этнонимами  татар,  мишар,  казах,  каракалпак,  сарт,  тезик  (таджик),  иогай,  а  так  же  встречались  и  этнонимы  немусульманских  народов  —  чуваш,  черемис,  калмык,  ар  (удмурт)  [2,  с.  31—32].

Следующим  фактором,  влияющим,  на  распространенность  межэтнической  брачности  является  миграция,  которая  обеспечивает  расширение  зоны  этнических  контактов.  В  настоящий  период  одним  из  главных  составляющих  миграционного  процесса  в  РФ  является  так  называемая  вынужденная  миграция  из  бывших  республик  Советского  Союза  и  ряда  автономных  областей  Российской  Федерации.  В  связи  с  тем,  что  вынужденная  миграция  носит  ярко  выраженный  семейный  характер  (по  разным  оценкам  54  %—95  %  мигрантов  состоят  в  браке),  то  рост  числа  смешанных  браков  в  России  также  связан  с  приездом  на  данную  территорию  уже  сформированных  этнически-  смешанных  семей.

Вместе  с  тем,  можно  обозначить  ряд  серьезных  проблем  в  функционировании  смешанных  браков  и  семей.  Это  трудности  социокультурной  совместимости,  поскольку  межэтнические  браки  и  национально-смешанные  семьи  как  социальный  институт  концентрируют  в  себе  особенности  и  проблемы  окружающей  социально-этнической  среды.

Гетерогамность  межэтнического  брака  —  один  из  факторов,  угрожающих  его  существованию.  Разводом  заканчиваются  78,0  %  межнациональных  браков.  Супруги  и  их  родственники  могут  придерживаться  различных  взглядов  на  характер  семейных  отношений,  распределение  семейных  статусов  и  ролей,  традиций  воспитания  детей.  К  тому  же  встает  вопрос  об  особенностях  социализации  ребенка  в  национально-смешанной  семье:  какие  ценности  и  традиции  он  усвоит,  какова  будет  его  идентичность.

Решение  возникающих  проблем  в  национально-смешанных  семьях  видится  на  пути  формирования  этнорелятивных  установок.  Этнорелятивизм  начинается  с  признания  этнокультурных  различий.  Люди,  осознающие  это,  относятся  благожелательно  к  представителям  другой  национальности,  проявляя  толерантность  при  обнаружении  этнических  различий.  Косвенным  свидетельством  этого  становится  самовоспроизводство  межэтнических  браков:  выходцы  из  смешанных  семей,  в  которых  сложились  благополучные  супружеские  и  детско-родительские  отношения,  оказываются  более  толерантными,  и  более  готовыми  к  вступлению  в  межнациональный  брак  [5,  c.  47—77].

 

Список  литературы:

  1. Арутюнян  Ю.В.,  Дробижева  Л.М.,  Сусоколов  А.А.  Этносоциология.  М.:  Аспект-Пресс,  1999.  —  271  с.
  2. Асфандияров  А.З.  Башкирская  семья  в  прошлом  (ХVIII  —  первая  половина  XIX  в.).  Уфа:  Китап,  1997.  —  104  с.
  3. Монгуш  М.В.  Этнокультурные  процессы  у  тувинцев  Монголии  и  Китая//  Этнос  и  культура.  2005.  №  4.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2005/2005_4_Mongush.pdf  (дата  обращения  29.04.2014).
  4. Набиева  Г.В  Башкирии  проживают  представители  160  национальностей  и  13  этнических  групп.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.bashinform.ru/news/470039/  (дата  обращения  5.05.2014).
  5. Тишков  В.А.  Очерки  теории  и  политики  этничности  в  России.  М.:  Русский  мир,  1997.  —  532  c.
  6. Топилин  А.В.  Межнациональные  семьи  и  миграция:  вопросы  взаимовлияния//  СОЦИС.  —  1995.  —  №  7.  —  С.  76—82.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/17035521.html/  (дата  обращения  5.05.2014).
  7. Сабирова  Э.В  Башкирии  каждая  третья  семья  —  межнациональная.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.bashinform.ru/news/338556/  (дата  обращения  5.05.2014).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом