Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Махмудов У.Б., Сапарбаев Б.Х. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЪТУРА И ХОЗЯСТВО ХОРЕЗМА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: https://sibac.info/archive/social/5(20).pdf (дата обращения: 11.07.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПЕРВОБЫТНАЯ  КУЛЪТУРА  И  ХОЗЯСТВО  ХОРЕЗМА

Махмудов  Умрбек  Бахтиёрович

студент  4  курса,  кафедра  истории  УрГУ,  Республика  Узбекистан,  г.  Ургенч

E-mailumrbek-7424@mail.ru

Сапарбаев  Бунъяд  Хуррамович

студент  3  курса,  кафедра  истории  УрГУ,  Республика  Узбекистан,  г.  Ургенч

Уткир  Абдуллаев

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук  УрГУ,  Республика  Узбекистан,  г.  Ургенч

 

Название  «Хорезм»  (точнее  «Хаворазм»)  в  течение  многих  лет  подвергалось  различным  этимологическим  толкованиям.  Наиболее  верно,  по  мнению  большинства  учёных,  толкование  этого  слова  как  «Восточная  земля»  или  «Земля  восхода  солнца»  («ховар»  —  восток,  «зим»  —  земля).

Хорезм-  это  страна  низменных  земель,  расположенных  в  дельте  Амударьи.  Небольшой  горный  хребет  Султан  Уиздаг  и  отдельные  скалистые  возвышения  Джмуртаг,  Кубутаг,  Кушканатаг  занимают  лишь  незначительные  площади.

Территория  Хорезма  хорошо  исследована  геологами,  ирригаторами,  археологами,  историками,  этнографами  и  иными  специалистами.  Археологический  материал,  накопленный  Хорезмской  археологической  экспедицией,  которую  возглавлял  С.П.  Толстов,  и  некоторыми  другими  отрядами,  убедительно  свидетельствует  о  том,  что  земли  Хорезма  были  обитаемы  со  времени  каменного  века.  Небольшая  коллекция  каменных  изделий,  найденная  при  земляных  работах  на  территории  города  Хивы,  относится  к  периоду  мезолита  и  является  самым  ранним  материалом  по  истории  Хорезма.  Следующий,  неолитический,  этап  представлен  богатейшими  комплексами  из  жилищ  и  стоянок  охотничье-рыболовецких  племен  IV—III  тыс.  до  н.  э.

Исследования  гидрогеологии  и  древней  гидрографии  Хорезма  показали,  что  Хорезм,  так  же  как  и  вся  территория  Средней  Азии,  в  тот  период  подвергался  большому  естественному  обводнению.  В  отдельные  годы  воды  Арпльского  моря  и  Амударьи  затопляли  не  только  территорию  современного  Хорезмского  оазиса,  но  и  часть  территории  прилегающих  пустынь.

Хорезм  —  страна  охотников  и  рыболовов.  В  глубокой  древности  воды  Аму  на  западе,  доходя  до  выступов  Устюрта,  затопляли  Сарыкамышскую  котловину  мощным  потоком  изливались  в  каньон  Узбоя  и  текли  в  Каспийское  море.  Узбой  был  богат  рыбой,  его  берега  поросли  тугаями,  полным  дичи.

При  обследовании  побережья  Узбоя  Хорезмская  археологическая  экспедиция  обнаружила  богатые  следы  стоянок  эпохи  неолита.  На  востоке  в  песках  Турткульского  и  Берунийского  районов,  по  древним  разливам  крайнего  протока  Буярган  были  обнаружены  и  исследованы  жилища  и  стоянки  древних  охотников  и  рыболовов,  которые  в  науке  названы  кельтеминарской  культурой.  Особый  интерес  для  нас  представляют  остатки  первобытного  шалашного  жилища,  построенного  из  материалов  местных  тугайных  зарослей.

Кельтеминарская  культура  —  это  культура  первобытных  охотников  и  рыболовов.  Она  является  пока  еще  самой  древней  и  исходной  для  Хорезма.  Стоянка  эта  была  обнаружена  под  значительным  слоем  такыровидного  суглинка,  образованного  многократными  наносами  мутных  разливов  Амударьи  которые  мы  условно  назвали  такыром.  Жилище  в  виде  большой  округлой  или  овальной  формы  дома  было  расположено  на  выравненном  бархане  на  берегу  древнего  водоема.  Обитатели  дома  жили  большим  родом  под  одним  шалашным  перекрытием,  которое  было  покинуто  после  пожара.  Остатки  в  виде  костей  пресновидных  рыб,  диких  животных  и  водоплавающей  птицы,  скорлупа  яиц  черепах  и  косточек  дикорастущей  джиды  говорят  о  том,  что  кельтеминарцы  жили  вблизи  водоемов,  изобиловавших  тугайными  зарослями,  питались  продуктами  рыбной  ловли,  охотились  на  диких  тугайных  зверей,  водоплавающую  птицу  и  собирали  джиду.  Утварь  в  доме  состаяла  из  круглодонных  и  ладьевидных  глиняных  сосудов,  украшенных  штампованным  орнаментом.  На  некоторых  из  них  встречаются  следы  красной  окраски.  В  доме  преобладает  кремневая  микролитоидная  индустрия,  представленная  ножевидными  пластинками,  однотипными  наконечниками  стрел  и  т.  п.  Наряду  с  ними  встречаются  предметы  из  шлифованного  камня  и  костяные  орудия.  Кости  прирученных  животных  и  следы  земледельческой  культуры  в  стоянке  отсутствуют.  Подобная  рыболовно-охотничья  культура  известна  на  большом  ареале  степной  и  лесной  полос  Западной  Сибири  и  Приуралья.  С  другой  стороны,  некоторые  типы  керамики,  особенно  применение  окраски  сосудов,  указывают  на  значительное  влияние  земледельческой  культуры  юга  Средней  Азии  с  ее  крашенной  керамикой.

Ранние  скотоводы  и  земледельцы  Хорезма.  Следующая  за  кельтеминарской,  так  называемая  тазабагъябская  культура  степной  бронзы  представлена  десятками  развеянных  стоянок  с  фрагментами  керамики  и  каменной  микролитоидной  индустрией.  Она,  безусловно  является  стабильным  развитием  кельтеминарской  культуры  в  период  широкого  освоения  степей  с  водными  рубежами  первобытными  скотоведческими  общинами.  Эта  культура  имеет  общие  сходства  с  андроновской  культурой  Казахстана  и  Южной  Сибири  и  со  срубной  культурой  Нижнего  Поволжья.  Экспедиция  обнаружила  и  изучила  ряд  неразвеянных  жилищ  в  западной  части  правобережья  в  районах  Ангка-калы  и  Кават-калы,  что  дало  полное  представление  о  жилище  и  хозяйстве  этого  времени.

Эта  культура,  распространенная  на  широком  ареале,  доказана  как  культура  скотоводов  и  ранних  земледельцев,  населявших  широкие  степные  просторы  и  пустыни  и  базировавшихся  на  разливах  рек,  озерах,  на  «коки»  и  других  водных  рубежах.  Керамика  и  каменная  индустрия  в  основном  указывает  на  прямое  развитие  кельтеминарской  культуры.  Однако  другие  стоянки  наряду  с  развитыми  типами  тазабагъябской  керамики  содержат  микролитическую  индустрию.  Это  обстоятельство  говорит  прежде  всего  о  широком  процессе  освоения  степей,  значительных  перемещениях  скотоводческих  племен,  владевших  различными  вариантами  одной  и  той  же  культуры  степной  бронзы,  относяйщейся  к  середине  и  концу  второго  тысячелетия  до  н.э.

Прежде  всего  следует  рассмотреть  устройство  и  облик  жилищ  тазабагъябцев  в  районах  правобережной  Амударьи.  Полуземлянки  с  шалашным  перекрытием  имеют  прямоугольную  форму,  размером  10  на  12—12,5  м,  в  центре  жилища  расположен  очаг.  Могильник  Кокча-3  расположен  на  крайнем  востоке  земель  древнего  орошения,  около  горки  Кокча,  где  удалось  раскопать  76  могил  с  богатым  погребальным  инветарем.  Могильник,  безусловно,  принадлежит  бывшим  обитателям  этого  же  района,  носившим  позднее  тазабагъябскую  культуру  конца  II  —  начала  I  тыс.  до  н.  э.  Материал  из  описанных  жилищ  и  могильников  позволяет  судить  о  наличии  зачатков  земледелия.

Наряду  с  тазабагъябской  культурой  на  том  же  ярусе  напластования  такыровидных  суглинков  обнаружена  несколько  иная  культура  эпохи  бронзы,  названная  нами  суярганской.  Она  пока  обнаружена  только  в  двух  пунктах  того  же  Джанбаскалинского  района,  причем  одна  из  этих  стоянок  расположена  на  такыре,  прикрывающем  древний  бархан,  и  развеяна,  другая,  расположенная  между  слоями  такыров,  прикрывающих  древний  бархан,  была  раскопана  и  на  ее  такырной  площадке  обнаружено  длинное  жилище,  прямоугольное  в  плане,  с  шалашным  перекрытием  на  множестве  столбов,  гнезда  которых  расположены  на  определенном  расстоянии  друг  от  друга.  В  средней  части  этого  северного  края  жилища  один  возле  другого  расположены  два  очага,  вокруг  которых  сосредоточен  культурный  слой,  насыщенный  темной  зозой  мощностью  до  25  см.  Судя  по  топографии  жилища,  а  также  по  мощности  культурного  слоя  жизнь  обитателей  стоянки  протекала  в  основном  вокруг  очагов,  где  больше  все  было  сосредоточено  остатков  пищи,  обломков  посуды  и  т.  п.  В  культурном  слое  стоянки  совершенно  отсутсвует  микролитическая  или  микролитоидная  индустрия,  найден  лишь  небольшой  и  невыразительный  фрагмент  медного  изделия,  а  также  каменная  зернотерка  архаического  типа.

Найденные  в  значительном  количестве  керамические  изделия  по  технике  изготовления  и  орнаментальным  мотивам  большей  частью  имеют  родство  с  кельтеминарской  и  тазабагъябской  культурами  но  вместе  с  тем  почти  половину  их  составляют  фрагменты  крашеной  и  лощеной  керамики,  известной  по  югу  Средней  Азии.

Исчезновение  каменной  индустрии,  тип  жилища,  наличие  медных  изделий,  появление  зернотерки  и  крашеной  керамики,  отсутствие  костей  рыб  и  диких  животных  в  отбросах  пищи  свидетельствуют  о  том,  что  стоянка  принадлежала  первобытным  земледельцам  Хорезма.

Возникновение  ранних  земледельческих  оазисов  и  образование  союзов  племен.  В  первой  четверти  первого  тысячелетия  до  н.  э.  наблюдается  широкое  распространение  земледелия  с  освоением  всех  возможных  участков  по  разливам  и  другим  обводненным  местам.  Так  называемая  Амирабадская  культура  раннежелезного  века  представлена  довольно  грубой,  но  хорошо  обожженной  керамикой,  сопровождаемой  зернотерками.  Вскоре  к  середине  первого  тысячелетия  до  н.э.  появляется  и  ручной  гончарный  круг.  Всюду  темносерая  лепная  керамика  начинает  сопровождаться  фрагментами  станковых  гончарных  изделий  красного  цвета.  В  этот  же  период  умножившиеся  земледельческие  общины  начинают  вести  более  устойчивый  образ  жизни,  задерживаясь  на  прежних  местах,  регулируя  разливы  и  подводя  их  к  желаемому  пункту.  Переход  от  скитальческой  жизни  отдельных  больших  семей  к  организованной  земледельческой  общине  позволял  отводить  мелкие  каналы  от  протоков  реки,  и  передвигая  головы  каналов  все  выше  и  выше  по  протоку,  подвести  их,  наконец,  к  самой  реке.

Это  была  эпоха  образования  большой  конфедерации  сакских  племен  (массагеты)  на  базе  военного  союза,  время  оживленного  контакта  обитателей  земледельческого  оазиса  с  племенами  обширных  кочевых  степей.  Владычество  саков  над  землями  парфян  и  их  борьба  с  Мидийским  царством,  по  сообщению  Диодора,  господство  хорезмийцев  над  оазисами  Южной  Туркмении  вплоть  до  образования  Ахеменидской  Персии,  по  данным  Геродота,  и  появление  такого  раннего  города,  как  Хорезм(Гекатей),  говорит  об  образовании  царства,  власть  которого  уже  возвышалась  над  властью  племенных  вождей.

Археологический  обзор  низовий  Амударьи  показывает,  что  в  период  перехода  к  гончарному  кругу,  к  большим  искусственным  каналам  и  ранним  фундаментальным  жилым  сооружениям  из  сырцового  кирпича  обширные  земли,  усеянные  памятниками  раннеамирабадской  культуры,  оказались  покинутыми.  Жизнь  перешла  в  бассейн  регулярных  каналов  и  сосредоточилась  вокруг  небольших  укрепленных  жилых  сооружений. 

 

Список  литературы:

  1. Виноградов  А.В.  Неолитические  памятники  Хорезма,  М.,  Изд-во  «Наука»,1968  г. 
  2. Гулямов  Я.Г.  История  орошения  Хорезма  с  древнейших  времен  до  наших  дней.  Т.,  1957  г.
  3. История  Хорезма  (С  древнейших  времен  до  наших  дней).  Под  редакцией  академика  И.М.  Муминова.  Издательство  «Фан»,1976  г.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.