Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Давыденко Е.Л. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В ДОНСКОМ КАЗАЧЕСТВЕ, КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ XVII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВВ. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: https://sibac.info/archive/social/5(20).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ИЗМЕНЕНИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ  ЖЕНЩИН  В  ДОНСКОМ  КАЗАЧЕСТВЕ,  КАК  РЕЗУЛЬТАТ  ЭВОЛЮЦИИ  СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ  ОТНОШЕНИЙ  В  КОНЦЕ  XVII  —  ПЕРВОЙ  ПОЛОВИНЕ  XVIII  ВВ.

Давыденко  Елена  Леонидовна

студент  4  курса  факультета  истории  и  права  АГАО,  РФ,  г.  Бийск

E-mail:  lena.davydenko2014@inbox.ru

Орлов  Дмитрий  Сергеевич

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  всеобще  истории  и  права,  Факультет  истории  и  права  АГАО,  РФ,  г.  Бийск

 

Порядок  бракосочетания  донских  казаков,  необычен  для  современности.  До  начала  XVIII  века  церковь  и  священнослужители  на  Дону  отсутствовали,  брачные  отношения  регулировал  Войсковой  круг.  Исторические  источники  указывают,  что  вплоть  до  середины  XVII  в.

Большинство  казачества  не  вступало  в  брачные  отношения.  В  казачьих  общинах  насчитывалось  всего  несколько  женатых.  Со  временем  увеличивалось  население,  усиливалась  личная  безопасность  —  все  это  дало  возможность  обзаводиться  семьей.  Изначально  приветствовалось  привести  в  дом  супругу  из  плененных  девушек,  казаки  приводили  в  дом  супругу  из  числа  захваченных  пленниц.  Казаки,  в  частности  низовые,  были  очень  разборчивы  в  женской  красоте,  выбирали  —  черкешенок,  турчанок  и  татарок.  Обряд  бракосочетания  и  сейчас  вызывает  особый  интерес  у  историков,  он  значительно  отличался  от  современного  бракосочетания  и  от  христианского  обряда  вступления  в  брак  по  церковному  уставу.  В  ранний  период  существования  казачества  вступление  в  брак  ограничивалось  объявлением  об  избранной  жене,  перед  своей  общиной.  Чтобы  заключить  брачный  союз,  жених  и  невеста  приходили  вместе  на  собрание  народа  на  площадь.  Помолившись  богу,  они  совершали  поклоны  на  все  четыре  стороны  затем,  жених  и  невеста  назвав  друг  друга  по  имени  говорили  «Ты,  будь  мне  жена»,  «А  ты,  будь  мне  муж».

Заключенный  таким  образом,  союз  считался  законным.  Казачий  брачный  союз,  также  легко  мог  быть  расторгнут.  Отправившись  в  дальний  поход  или  под  предлогом  что  жена  больше  не  «люба»,  казаки  обычно  бросали  свою  землянку,  а  супругу  выводи  на  круг  и  говорил:  «Вот,  честная  станица,  была  она  мне  хорошей  женой,  верной,  но  теперь  не  люба  мне,  кому  люба,  тот  и  бери».  Тот  кто  брал  в  жены  отказную  жену,  прикрывал  ее  полою  кафтана  и  говорил  перед  общиной  «Ты,  будь  мне  жена».  Прикрытие  полою  кафтана,  для  казачьей  общины  являлось  необходимостью.  Это  символизировало  снятие  с  отказной  супруги  позора  развода.  Данный  комплекс  брачных  обрядов  очень  строго  соблюдался.

Сожительство  без  осуществления  данного  комплекса  обрядов,  считалось  не  законным.  Наказания  за  «не  законный  брак»,  были  достаточно  суровыми,  вплоть  до  лишения  жизни,  так  как  такое  действие  считалось  прелюбодеянием.

Стоит  более  подробно  остановиться  на  обряде  «подбора»  невесты.  Первым  этапов  при  выборе  невесты  были  смотрины,  проходили  они  следующим  образом:  жених  с  близкими  родственниками  под  разного  рода  предлогами  приходили  в  дом  невесты.  Во  время  присутствия  родных  жениха  гостях,  взоры  падали  на  девицу,  если  она  производила  положительное  впечатление  то  по  уходу,  они  произносили  фразу:  —  Бог  даст,  и  она  нас  полюбит!

Следующим  этапом  за  смотринами,  шло  сватовство.  В  дом  невесты  приходили  сваты,  если  они  получали  согласие  родителей,  при  рукопожатии  мужчин  приговаривали  «В  добрый  час!».

В  период  окончания  XVII  в.  Создание  семьи  для  казаков  превращается  в  жизненную  необходимость,  так  как:

Существовала  проблема  продолжения  казачьего  рода

Необходимость  обновления  войска

На  данном  этапе  развития  для  казака,  стало  особым  почетом  создать  семью,  каждый,  кто  имел  возможность,  женился.  В  начале  XVIII  века  супружеские  отношения  донских  казаков  существенно  изменяются.

Вступление  в  брак  стало  осуществляться  по  церковному  уставу,  ушла  в  прошлое  и  возможность  «легкого»  развода.  Казаки  уже  не  могли  развестись  со  словами  «Я  ей  не  муж,  она  мне  не  жена».

В  сентябре  1745  года,  на  Дон  пришла  грамота  «  жениться  о  живых  жен  и  больше  4  раз».  В  связи  с  этими  изменениями,  меняется  положение  женщины,  как  в  семье,  так  и  в  казачьей  общине  [2,  с.  387].

Женщина-казачка  из  «рабыни»  в  руках  казака  превращается  в  полноправного  члена  общества.  Со  временем  ролью  женщины  становится  не  только  хранение  домашнего  очага,  но  его  защита  в  полном  смысле  слова,  так  как  донской  как  основную  часть  своей  жизни  проводит  вне  дома.

Изменение  положения  женщины  в  семье  и  обществе  можно  проследить  в  эпизоде  Азовского  осадного  сидения.  С  течением  времени  расширяются  гражданские  права  женщин-казачек.  Пожилые  женщины,  получили  возможность  высказывать  свое  мнение  на  собраниях  мужчин,  тем  не  менее,  этим  правом  они  не  злоупотребляли.

Роль  женщины  в  казачьей  семье  и  общине  возросла  с  развитием  земледелия.  Служба  донских  казаков  надолго  отрывала  казаков  от  дома.  В  отсутствие  мужа  на  женщин  возлагались  обязанности:

·     Самостоятельно  вести  хозяйство

·     Обрабатывать  пай

·     Воспитывать  детей

В  казачьем  обществе  главой  семь  являлся  отец,  но  после  его  смерти  все  права  переходили  к  его  жене,  независимо  от  то  того,  жил  ли  в  доме  старший  сын  с  семьей.

С.Ф.  Номикосов  отмечает:  «В  силу  особенностей  военного  быта  на  Дону  исторически  вырабатывался  особенный  тип  женщины  —  неустанной  труженицы,  смело  и  энергически  принимающей  на  себя  все  труды  мужчины,  всюду  поспевающей  и  все  делать  успевающей.  Забота  молодайки,  жившей  у  батюшки  с  матушкой  без  горя  и  нужды,  в  том  и  состоит,  чтобы  не  с  голыми  руками  встретить  мужа  по  его  возвращению  со  службы.  Уронивши  хозяйство,  она  роняет  свое  человеческое  достоинство  в  глазах  всей  честной  станицы  и  в  своих  собственных,  недаром  неписанные  нравственные  законы  донских  казаков,  в  частности  «Заветы  Игната  Некрасова»,  гласят:  «Женщину-мать  защищает  кру»  «Казаки  должны  любить  своих  жен,  не  обижать  их».

Особый  образ  жизни  Донского  казачества  способствовал  появлению  определенного  типа  женщины  В.П.  Пожидаев  так  говорил  о  донских  казаках:  —  «И  со  временем  казачка  достигла  в  своей  сфере  большого  уменья.  Казачка  управляла  лошадью  и  ездила  на  ней  верхом,  как  настоящий  наездник,  и  пахала,  и  сажала,  и  сеяла,  и  убирала  новый  урожай.

Вплоть  до  конца  XVIII  Донское  казачество  практиковало  такой  вид  супружества,  заключенный  в  интересах  свекровей,  появление  в  доме  невестки  было  необходимо,  лишь  тогда,  когда  ей  становилось  трудно  справляться  с  хозяйственной  жизнью.  Это  обряд  осуществлялся  так:  жениха  вызывали  в  кратковременный  отпуск,  невеста  ему  уже  была  определена  [1,  с.  232].

Выбор  будущей  жены  был  определен  материальными  и  карьерными  соображениями.  После  свадьбы  молодая  жена  оставалась  в  доме  мужа,  в  полном  подчинении  свекрови  и  главы  семьи.  В  изучаемый  период  взаимоотношения  в  семьях  были  основаны  на  домострое,  т.  е.:  сын  его  жена  и  дети  находились  под  властью  свекра,  в  его  отсутствие  управление  переходило  в  руки  свекрови.  Традиции  патриархальной  семьи,  со  временем  исчезали,  начинал  складываться  тип  нуклеарной  семьи.  Врангель  Н.Е.  в  своих  трудах  оценил  быт  казачьей  станицы,  в  частности  деятельность  женщин:  «Казак  даже  в  своем  доме  не  хозяин,  а  временный  гость.  Хозяин  —  его  жена.  Дом  ведет  хозяйка,  а  станичник  сам  околачивается  без  определенных  занятий,  то  куда-то  отправляется  верхом,  то  куда-то  уезжает  на  повозке,  а  затем  снова  садится  на  коня  и  отправляется  на  службу».

По  причине  того,  что  амуницию  и  обмундирование  казаки  приобретали  за  свой  счет,  это  делало  их  зависимыми  от  супруг.  Так  как  бюджет  казачьей  семьи  напрямую  формировался  женщиной,  то  и  деньги  на  амуницию,  добывала  супруга;  источником  доходов  становилось  домашнее  хозяйство.  В  силу  сложившихся  условий  формировался  тип  казака,  не  обременённого  семейным  бытом,  супруги  решения  приходилось  решения  принимать  самостоятельно.  В  этих  условиях  сложился  тип  вольного  от  семьи  и  семейных  обязанностей  мужа  и  независимой  самодостаточной  жены,  привыкшей  принимать  решения.

Анализируя  положение  женщин,  на  предмет  их  эволюции  в  семейно-брачных  связях,  стоит  отметить  что  она  действительно  имела  место.  Женщина  из  «игрушки  и  рабыни»  в  руках  казака,  превратилась  в  самодостаточную  и  независимую,  которая  могла  полностью  прокормить  семью,  защитить  ее  и  иметь  собственное  мнение,  чего  совершенно  не  было  ранее.

 

Список  литература:

  1. Астапенко  М.П.  «История  донского  казачества».  учеб.  пособие.  Москва.1986  —  232  с.
  2. $12.            Шахов  Д.А.  Воронежская  станица.  Статистико-этнографическое  описание  //  Кубанский  сборник.  Екатеринодар,  —  1883.  —  Т.  1.  —  387  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.