Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2013 г.)

Наука: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хабарова К.А. ПРОБЛЕМА НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ П. А. ОЙУНСКОГО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/social/9(12).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА  НАРОДНОГО  ВОСПИТАНИЯ  В  ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ  П.  А.  ОЙУНСКОГО

Хабарова  Куннэй  Агитовна

студент  5  курса,  кафедра  методики  преподавания  истории  и  обществознания  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  РФ,  г.  Якутск

E-mail: 

Макарова  Аграфена  Иннокентьевна,

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  РФ,  г.  Якутск

 

В  условиях  социально-экономического  кризиса  сегодняшняя  молодежь  начинает  забывать  национальную  культуру,  ценность  своих  традиций,  это  приводит  к  оскудению  общечеловеческих  ценностей.  Воспитание  школьников,  основанное  на  национальных  традициях,  стала  одним  из  актуальных  вопросов  современной  педагогики.  Проблемы  народного  воспитания  очень  хорошо  отражены  во  многих  историко-этнографических  произведениях  якутского  народа,  в  частности  в  олонхо  «Ньургун  Боотур  Стремительный»,  великого  якутского  писателя,  поэта,  мыслителя,  политического  деятеля  П.А.  Слепцова-Ойунского.  Данный  эпос  переведен  на  несколько  иностранных  языков.

По  мнению  исследователей,  олонхо  является  сокровищницей  народной  мудрости,  неиссякаемым  источником  народной  педагогической  мысли,  помогает  ребенку  понять  свою  национальную  идентичность.  В  нем  отражены  несколько  элементов  якутского  фольклора  —  тойук,  алгыс,  сказания,  афоризмы  —  является  своего  рода  кодексом  нравственности.  А  так  же  описывается  убранство,  костюм,  хозяйственная  деятельность  якутского  народа  [4,  c.  15].

Всемирно-историческое  значение  имеет  провозглашение  ЮНЕСКО  2006  году  олонхо  шедевром  устного  и  национального  наследия  человечества.  Это  является  большой  ролью  для  возрождение  и  сохранение  развития  исторического  эпоса  олонхо  в  наше  время.  Начался  огромный  скачек  на  уровне  государственной  поддержки  по  открытию  жизненного  потенциала  великих,  глубоко  философских  идей  олонхо  народов  саха  [5,  c.  13].

Многие  современные  педагоги  начали  писать  статьи  с  основной  мыслью,  что  детей  с  раннего  возраста  нужно  изучать  в  духе  идей  олонхо.  Эти  статьи  освещают  Концепцию  «Педагогика  олонхо».  Эта  концепция  разработана  сотрудниками  НИИ  национальных  школ  Р(СЯ).  Ее  главная  цель  воспитать  всесторонне  развитых  детей,  т.  е.  компетентностных  в  духе  народного  воспитание,  которое  очень  хорошо  отражено  в  олонхо.  Концепция  предлагает  направления  реализации  «педагогики  олонхо»  в  жизнь: 

1.  Внедрение  философии  Олонхо  в  учебный  процесс

2.  Олонхо  и  воспитание  детей 

3.  Идеи  олонхо  в  культуре  других  народов 

4.  Олонхо  социума  [4,  c.  66]. 

Великий  русский  педагог  К.Д.  Ушинский  настаивал  на  том,  что  молодежь  надо  воспитывать  на  исторических  традициях  развития  родного  народа,  его  языка  и  культуры.  Его  идею  быстро  подхватила,  передавая  интеллигенция  национальных  окраин  России.  Тем  самым  было  положено  начало  отрасли  педагогической  науки-  этнопедагогики,  которая  изучает  опыт  народного  воспитания  тех  или  иных  народов  [8,  c.  283—284].

Этнопедагогика,  теснейшим  образом,  связано  с  традициями,  реальными  процессами  жизни  и  быта  определенного  народа  и,  конечно  же,  с  общечеловеческими  ценностями.  Национальные  традиции,  обычаи,  обряды,  исторические,  экономические,  географические  условия,  а  так  же  бытовая,  реальная  жизнь  народа  непосредственно  влияет  на  воспитание  детей.  Но  к  сожалению  во  время  всемирной  глобализации  мы  столкнулись  с  проблемой  потери  национальной  идентичности.  Мы  утратили  ценность  своих  предков,  их  учение.  И  этнопедагогика  должна  помочь  решению  данной  проблемы  [1].

Выдающийся  этнопедагог  Г.  Волков,  который  очень  хорошо  был  знаком  с  якутской  народной  педагогикой,  писал,  что  олонхо  несет  на  себе  огромную  педагогическую  нагрузку:  в  нем  богато  отражены  воспитательные  идеи,  оно  оснащено  образовательным  материалом,  формирует  патриотическое  сознание,  нравственность  и  человечность.  Текст  олонхо  очень  хорошо  развивает  ум,  память,  внимание,  наблюдательность,  ведь  олонхосуты  без  всякого  текста,  с  ума  могли  в  течении  трех  дней  и  ночей,  без  остановки  рассказывать  свое  олонхо.  Каждое  олонхо  достигает  шести-десяти  тысяч  стихотворных  строк,  а  так  же,  встречались  эпосы,  насчитывающие  двадцати  и  более  тысяч  строк.  Потом  из  их  уст,  оно  передавалось  молодому  поколению,  и  так,  из  поколения  в  поколение  дошло  и  до  нас.  Сами  олонхосуты  являются  прекрасными  учителями  народа.  В  олонхо  можно  найти  цели  воспитания  и  его  методы,  в  нем  определены  черты  личности  и  средства  воздействия  на  чувства,  сознание  и  поведение  подрастающего  поколения  [2,  c.  44]. 

Таким  образом,  «Ньургун  Боотур  Стремительный»  непосредственно  имеет  огромное  значение  в  этнопедагогике  нашего  народа.  В  этом  произведении  описывается  изначальная  жизнь  древнего  якута  —  «Ураанхай  Саха»,  в  лице  Ньургуна  Боотура,  с  первого  появления  его  на  земле.  Он  спустился  с  неба  со  своей  лошадью  —  «Дьесегей  огото»,  и  с  первых  же  дней  своего  появления  начинает  организовывать  жизнь  на  ней,  преодолевая  различные  препятствия,  встающие  на  его  пути.  Эти  препятствия,  по  мнению,  Слепцова-Ойунского,  создают  чудовища,  заполняющие  прекрасную  землю.  Они  разрушают  и  уничтожают  на  ней  все  живое.  Ньургун  Боотур  должен  сразиться  с  ними,  освободить  от  них  свой  народ,  создавать  изобильную,  мирную  и  счастливую  жизнь.  Такова  цель,  стоящая  перед  первым  человеком.  Поэтому  он  должен  быть  необыкновенным,  его  судьба  уже  была  предопределена  свыше.  Ньургун  Боотур  был  таким  героем.  Его  племя  называется  «айыы-аймаха»,  так  как  они  божественного  происхождения.  Под  именем  этого  племени  подразумеваются  наши  предк  —  предки  якутов.  Ньургуна  Боотура  Ойунский  описывает  самым  сильным,  красивым,  статным.  Его  душа  была  тождественна  его  внешним  обликом,  внутренний  мир  таким  же  красивым. 

Образы  олонхо  резко  контрастны.  Если  Ньургун  Боотур  —  защитних  всех  людей  на  земле,  красивый,  статный,  то  представители  племени  нижнего  мира,  «абаасы-аймаха»  рисуются  как  злые,  отвратительные,  безобразные,  однорукие,  одноглазые,  одноногие  чудовища.  Кроме  божественного  героя  и  богатырей  нижнего  мира  есть  родители  и  родственники,  добрые  и  злые  божества,  духи,  шаманы  и  шаманки,  вестники,  рабы,  «стражи»  разных  мест  и  множество  других  второстепенных  персонажей.  Среди  этих  персонажей  особо  выделяется  образ  женщины,  героины,  невесты  —  в  лице  Туйаарымы  Куо.  Ойунский  описывает  ее  как  воплощение  женственности,  красоты,  милосердия,  теплоты  и  человеческой  доброты.  Но  в  то  же  время,  она  может  быть  очень  сильной  и  вести  бой,  защищая  себя  и  свой  народ.  Такая  характеристика  женщины  прочно  вошла  в  традицию  олонхо,  сильная,  в  то  же  время  нежная,  она  является  примером  подражания  якутской  женщины. 

Еще  на  земле  кроме  людей  и  злых  чудовищ  живут  духи  «иччи».  В  понимании  якутского  народа,  каждое  живое  существо,  каждый  предмет  имеет  свой  дух.  И  они  все  чувствуют  и  видят.  Их  нужно  почитать,  уважать  и  при  необходимости  они  могут  помочь  тебе.  Особенно  значительна  из  них  Аан  Алахчын  Хотун  —  дух  земл.  Она  помогает  герою  и  его  людям,  ходатайствует  перед  богами  в  пользу  людей,  благословляет  идущего  в  поход  героя.  Большое  значение,  особое  место  занимает,  так  же,  говорящий  и  поющий  богатырский  конь  «Дьесегей  огото»,  который  является  помощником  и  советчиком  героя,  активный  участник  всех  событий,  в  которые  в  ходе  действия  вовлекается  герой. 

Богатая  и  разнообразная  мифология  данного  произведения  показывает  мировоззрение  якутского  народа.  В  нем  отражен  уровень  развития,  исторический  путь  пройденный  народом.  Сюжеты  олонхо  отражают  героический  подвиг  героя,  его  любовь  к  своему  народу,  его  преданность.  Подвиги  Ньургуна  Боотура  не  ограничиваются  пределами  семьи,  он  борется  за  счастье  всего  племени.  Тем  самым,  он  находится  в  центре  всего  происходящего,  все  сфокусировано  вокруг  его  судьбы  [6,  5]. 

Таким  образом,  в  проблематике  якутского  олонхо  гармонически  сочетаются  общечеловеческие  и  национальные  идеалы.  В  олонхо  «Ньургун  Боотур  Стремительный»,  главный  герой  выражает  светлые  мечты,  чаяния  и  стремления  людей.  В  нем  воплощенные  такие  хорошие  национальные  черты  характера,  как  доброта,  честность,  стремление  к  справедливости,  сочувствие  к  ближнему,  понимание,  храбрость,  любовь  к  своему  народу  и  родной  земле.  На  его  примере  веками  воспитывались  якутские  дети.  Образ  Нюргуна  Боотура  Стремительного  является  эталоном  настоящего  человека,  достойного  прекрасной  жизни  на  этой  священной  планете  —  Земля.  В  его  образе  разработана  и  внедрена  в  практику  работы  школ  республики  учителем-новатором  А.А.  Нестеровым  программа  «Юрюнг  Уолан»  для  мальчиков  и  юношей  [3,  c.  43]. 

Признание  олонхо  как  шедевра  нематериальной  культуры  имеет  огромное  значение  для  нашего  народа.  Оно  способствует  в  бессмертии  нашей  нации.  Олонхо  помогает  воспитать  глубоко  нравственной,  духовно-богатой,  гармоничной  личности.  Ребенок  воспитанной  на  основе  национальной  культуры,  усваивает  вековую  традицию  своего  этноса,  становится  защитником  окружающей  среды,  ярким  и  сильным  защитником  своего  народа. 

Проблемами  воспитания  подрастающего  поколения  на  народных  традициях  сегодня  занимаются  самые  различные  социальные  институты:  семья,  школа,  учреждения  дошкольного  и  дополнительного  образования,  социальные  педагоги,  средства  массовой  информации  [1].  На  наш  взгляд,  здесь  одну  из  ключевых  ролей  играет  семья.  Ценностная  ориентация  ребенка  непосредственно  связано  с  семейными  ценностями.  Любовь  к  своей  родине,  культуре,  традициям  первоначально  прививаются  его  родителями.  В  семье  у  ребенка  формируется  нравственный  идеал  совершенного  человека  и  общечеловеческие  ценности.  Здесь  ребенок  начинает  познавать  мир  и  всматриваться  в  краски  жизни,  складывается  понятие  о  добре  и  зле,  хорошем  и  плохом.  Огромное  влияние  на  становление  нравственных  устоев  имеют  родители  и  близкие  ребенка.  С  их  помощью  ребенок  знакомится  с  национальной  культурой,  фольклором  своего  народа.  В  этом  случае,  олонхо  может  выступать  как  главный  помощник.  Так  как,  в  нем  очень  хорошо  отражены  быт,  культура,  традиции,  ценности  наших  предков.  В  таком  раскладе,  педагоги  должны  выполнять,  роль  консультантов  для  родителей. 

В  традиционном  обществе  наших  предков  воспитание  детей  происходило  в  семье  в  ненавязчивой  форме.  Например,  через  колыбельные  и  игровые  песни,  игрушки  и  детскую  одежду,  подвижные  игры,  детский  фольклор,  традиционные  праздники,  а  так  же  рассказами  олонхо  [6].  Современные  дети  должны  завидовать  своим  предкам,  ведь  они  своими  ушами  слышали  олонхосутов.  Говорят,  они  с  легкостью  могли  изображать  и  имитировать  женские  и  мужские  голоса.  Приход  олонхосута  в  алас  для  детишек  того  времени  было  счастьем.  Они  все  с  нетерпением  ждали  вечера,  чтобы  собраться  вокруг  печи  и  послушать  про  бой  добрых  и  злых  богатырей.  Дети  искренне  болели  за  своего  героя,  переживали  за  него. 

Современные  родители  должны  взять  пример  с  наших  предков,  воспитывать  своих  детей  на  основе  национальной  культуры.  Это  в  дальнейшем  поможет  их  чаду  понять  свою  идентичность,  быть  толерантными,  нравственными.  А  так  же  тем  самым  помогут  развитию,  процветанию  нашей  национальной  культуры. 

На  наш  взгляд,  родители  своим  детям  перед  сном  должны  сюжеты  олонхо  рассказывать  в  форме  сказок.  Ведь  в  нем  отражены  быт,  мировоззрение  и  прошлое  народа  саха,  его  отношение  к  действительности,  нравственные  идеалы,  горе,  печаль  и  радость,  мечты  о  лучшей  жизни  и  стремление  к  ней.  Главные  герои  эпоса  служат  эталонами  идеала.  Оно  помогает  воспитать  сильных,  ответственных,  храбрых  мужчин,  борцов  за  справедливость.  А  так  же,  чутких,  заботливых,  милосердных  хранительниц  домашнего  очага. 

Таким  образом,  олонхо,  в  частности  эпос  П.А.  Слепцова-Ойунского  «Ньургун  Боотур  Стремительный»  имеет  огромное  значение  для  этнопедагогики  якутского  народа.  Оно  способствует  воспитанию  справедливого,  нравственного,  сильного,  доброго,  толерантного  поколения.  Ньургун  Боотур,  Туйаарыма  Куо,  являясь  народными  героями,  идеалами,  должны  послужить  вдохновителями  подрастающего  поколения.  А  так  же,  оно  помогает  формированию  эстетических  чувств,  патриотизма,  гордость  за  свой  народ. 

«Золотая  формула»  этнопедагогики  отражает  большое  значение  народного  воспитания  в  следующих  словах:  без  памяти  -  нет  традиций,  без  традиций  —  нет  культуры,  без  культуры  —  нет  воспитания,  без  воспитания  —  нет  духовности,  без  духовности  —  нет  личности,  без  личности  —  нет  народа  как  исторической  общности  [6]. 

 

Список  литературы:

1.Батурина  Г.  Этнопедагогические  проблемы  обучения  и  воспитания.//  Педагогика.  2000. 

2.Волков  Г.Н.  Этнопедагогика.  Чебоксары,  1974. 

3.Карпова  П.Н.  Роль  олонхо  в  формировании  ценностных  ориентаций  у  школьников. 

4.О5о  уонна  олонхо  (ребенок  и  олонхо)/сост.  Ефимова  Д.Г.-Дьокуускай,  НИИ  НШ  РС(Я),  2006.  —  66    с. 

5.Олонхо  —  сайды  тирэ5э  (Олонхо  источник  развития)/сост.  Чехордуна  Е.П.-Дьокуускай,  НИИ  НШ  РС(Я),  2004.  —  42  с. 

6.Прокопьева  М.М.  Этнопедагогическое  обеспечение  системы  семейной  самоорганизации  якутов.//Педагогика.  2007  №  6. 

7.Слепцов  П.А.  Ньургун  Боотур  Стремительный.  Якутск.:  Якутское  книжное  изд-во,  1982.

8.Ушинский  К.Д.  избранные  педагогические  произведения.  М.:  Просвещение,  1968.  —  556  с.  

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.