Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2016 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛАГЕРНОЙ ЖИЗНИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
«Сгоняли на фронт умирать…» такая строчка есть в стихотворении великого русского поэта С. Есенина, написанного в годы Первой мировой войны. Она во многом отражает положение русской армии в военные годы. Одной из самых трагичных страниц войны является плен. Представления русских солдат о германском плену формировались еще до попадания на фронт боевых действий. С самого начала войны священники агитировали против сдачи в плен. Они аргументировали это тем, что люди, оказавшиеся в плену, совершили преступления перед Богом. Также бытовало мнение, что всех пленных после возвращения на родину отправят в Сибирь. Чувство неизбежного наказания было таким ужасающим, что уже в середине войны многие военные обращались с просьбами остаться в Германии, чтобы их не расстреляли на родине [5, c. 38]. Многие бежавшие из плена награждались георгиевскими крестами и хвалебными строками в прессе. Тем самым они представляли себя и мучениками, и героями. «Беглецам» даже предоставлялось слово на съезде делегатов в Петрограде в 1917 году [8]. Позже почти все военнопленные включали в свои биографии попытку побега или отказ работать на врага, чтобы хоть как - то реабелитировать себя в глазах общественности.
Большую информацию о содержании военнопленных содержат рассказы беглецов, чьи показания зафиксированы в опросных листах. В основном военнопленных российской стороны представляли малограмотные крестьяне в возрасте 25-39 лет [2]. Первые группы пленных из России начали поступать в сентябре – октябре 1914 года, но основную массу русских привезли в плен после провала наступления на Восточном фронте в 1915 году. Тогда германские лагеря дополнили около 70 тыс. российских военных. Все прибывшие военнопленные проходили обязательную регистрацию. А с 1915 года начали заводиться трудовые карточки на военнопленных, где указывалась специальность пленного и другие его данные. Именно благодаря этой немецкой скрупулёзности германской статистике можно доверять. Русских пленных распределяли в немецкие лагеря по сословному признаку. Т.е. офицеры поселялись отдельно от солдат и ни в коем случае не допускались в помещение к нижним чинам [7]. В записках полковника В.Б.Лисынова, который был в плену 15 месяцев, говорится о том, русские живут в плену хуже, чем каторжники. Сами лагеря, как рассказывают очевидцы, были сделаны из досок, которые абсолютно не держали тепла, о наличии мебели и говорить не приходится. Однако встречались и противоречивые сведения. Многие пленные в своих записях писали, что после ухода из плена они будут помнить о Германии только хорошее. Во многом сказался тот факт, что немцы занимались пропогандистской работой среди пленных и «промыванием мозгов». Тем самым они очерняли России и восхваляли Германию. Рядовой Василисков, которые сбежал из немецкого плена, рассказывал о немцах с восторгом. Вот что он говорил: «Во флягах дорогие вина…чай не пьют вовсе, только один кофей да какаву...а на дне кусков пять сахару лежит» [1, c. 16]. Немцы специально пользовались таким приёмом, чтобы бежавшие из плена солдаты могли деморализовать своих сослуживцев. Так они обещали сладкую и сытную жизнь солдатам в плену. На самом деле пленные могли надеяться лишь на самые общие меры гуманности по отношению к ним [8]. Хотя, в общем, офицерам жилось намного лучше, чем рядовым солдатам. В местах их содержания было просторно и чисто, и пища их была намного лучше, им разрешали делать покупки в городе и не заставляли работать. Но в основном почти во всех воспоминаниях можно встретить упоминание о том, что с пленными обращались очень жестоко [3, c. 20]. Например, автор П. Навоев пишет, что за малейший проступок пленных били по лицу или кололи штыками. Русские врачи, которые побывали в немецких концлагерях, говорили о том, что к военнопленным применяются палки, кандалы, розги, травли собаками, сокращение пайка, погружение в холодную воду, сжигание заживо, сдирание кожи с пленника и многое другое [4, c. 43]. Работали заключённые с 4 часов утра и до 8 часов вечера, а свободное время было лишь с 20 до 21 часов [5]. А то, что пленных заключали на арест до двух недель, было обычным явлением. Например, арест могли назначить за курение в бараках, за попытку стащить еду на кухне или же за ослушание проводника пленного. В течение всего этого ареста военнопленных заставляли каждый день по несколько часов стоять неподвижно связанными или заставляли до изнеможения бегать с мешком с песком за спиной. Также распространённой пыткой было заколачивание в гроб на несколько часов и подвешивание провинившихся за ноги [8]. После чего более крепкие падали в обморок, а остальные умирали. Пленный Иван Аношенков сообщал, что одного пленного расстреляли за то, что он взял одну бутылку вина и несколько хлебов. В одном из писем военнопленного из Германии сказано, что заживо было погребено 3600 человек. Своим соотечественникам немцы не раскрывали всю правду про военнопленых и всякую информацию по поводу жестокого обращения с пленными они опровергали и оборачивали её так, чтобы немецкие граждане с призрением относились к пленникам.
Особенно любили немцы глумиться над пленными во время своих праздников. В эти дни пленных особенно много били и бранили, а также водили по улицам города, чтобы немецкие жители могли поглумиться над пленными солдами. По сведениям исследователя О. С. Нагорной, в первые полгода войны пленные размещались в палатках, землянках или же просто под открытым небом. Этот период отмечен высокой смертностью и заболеванием, так как не хватало должного медицинского обслуживания, питания и одежды. Многие военнопленные донашивали одежду, в которой они были на факт пленения до полностью непригодного состояния. Но иногда и это подлежало конфискации. О. С.Нагорная отмечает, что в сентябре 1914 года у русских пленых отбирали сапоги, которые позже отдавались солдатам немецкой армии, а вместо сапог выдавали деревянные башмаки, ходьба в которых была крайне неудобной и болезненной. Одежду пленных составляли два одеяла. Одно предназначалось на голову, а второе на тело [7]. Также немцы отбирали у пленных деньги, бельё, хлеб, платье. Если немцы встречали сопротивление, то тут же убивали пленных, а затем уже мёртвых продолжали грабить [4, c. 19]. Штабс-капитан Самохвалов в своих воспоминаниях рассказывает, что когда он попал в плен, с него сняли даже «кокарду и погоны, не забыли часы и кошелек» [4, c. 14]. Особенно русские военнопленные ценились, как послушные рабочие и поэтому работать им приходилось на самых тяжелых работах.
Тяжелые условия содержания военных в плену приводили к их высокой заболеваемости, а зимой смертность увеличивалась в 7-8 раз. Качественной медицинской помощи пленным не оказывали, т.к. подозревали их в симуляции болезни для уклонения от работ. Постоянно возникающие проблемы с продовольствием в Германии во время войны заставляли власти снижать нормативы выделения продовольствия военнопленным. Уже в 1915 году из их рациона исчезло мясо, а хлеб по своей консистенции состоял в основном из картофеля. Однако следует отметить и положительный аспект. Немецкая лагерная организация способствовала знакомству пленных с иной производственной и языковой структурой. Они проходили обучение грамоте, языку, новым профессиям [5]. Приобретенные умения они пытались использовать после возвращения в Россиию или для получения права остаться в Германии. В условиях Гражданской войны большевики стремились использовать бывших пленных для пополнения состава армии, а их профессиональные навыки для налаживания разрушенного проихводства. Однако опыт плена в глазах власти и общественности носил негативный оттенок и уже в 1930-е годы стал причиной для репрессирования бывших заключенных.
Можно сказать, что лагерная повседневность, условия труда были направлены на физическое и моральное уничтожение заключённых. Однако это не мешало россиянам в своих воспоминаниях писать о проявлении гуманности к пленным со стороны стран-захватчиков. Эти несоответсвия мешали созданию единой картины положения русских в плену у обычных граждан и порождали множество сомнений.
Список литературы:
- Арамилев В.В. В дыму войны. Записки вольноопределяющегося (1914-1917 гг.). – М., 1930. – 340 с.
- Китанина Т.М. Война, хлеб и революция. – Л.: Наука, 1985. – 383 с.
- Михайлович З.З. Зверства немцев в войну 1914-1918 гг. – Л.: Газетно-журнальное и книжное изд-во, 1943. – 116 с.
- Навоев П. Как живётся нашим пленным в Германии и Австро– Венгрии. – Петроград: Военная Типография Императрицы Екатерины Великой, 1915. – 48 с.
- Нагорная О.С. Другой военный опыт. Российские военнопленные Первой мировой войны в Германии (1914-1922). – М.: Новый хронограф, 2010. – 438 с.
- Нагорная О.С. Русские генералы в германском плену в годы Первой мировой войны// Новая и новейшая история. – 2008. - №6. –С.94-109
- Сергеев Е.Ю. Русские военнопленные в Германии и Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны // Новая и новейшая история. – 1996. - №4. – С.65 – 79.
- Солнцева С.А. Военный плен в годы первой мировой войны (новые факты) // Вопр. Истории. – 2000. - №4/5. – С. 98 -106.
отправлен участнику
Оставить комментарий