Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 ноября 2016 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Никонова В.Е. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(46). URL: https://sibac.info/archive/social/10(46).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Никонова Виктория Евгеньевна

студент магистратуры, кафедра психологии и социальной работы ГАГУ, г. Горно-Алтайск

Социализация личности является тем явлением, изучение которого не ослабевает с течением времени, более того актуальность его изучения в наши дни лишь усиливается. На сегодняшний день социализация связывается с понятием общества массового потребления. Ж. Бодрийяр впервые вводит термин "общество потребления" в 1968 г., в котором само потребление является частью нового формирующегося общества. Он пишет о том, что "общество потребления - это не просто общество изобилия, где вдоволь всяких вещей. Это общество, в котором потребление сделалось главным содержанием общественной жизни, оттеснив на второй план производство и накопление [1, с. 24]".

Сама по себе суть феномена потребительства выражается не в том, есть ли у человека возможность, исходя из его материальных благ, приобрести тот или иной товар, а желает ли он приобрести его. Потребительство находится не ив сфере материальных возможностей, а в сознании, где возникает желание приобрести некий товар. Данное желание определяется культурой и приобретается через социализацию. По словам Л. Далакишвили культура, которая придает смысл человеческому бытию приостановлена в своем развитии [2]. Личностно-ориентированную культуру вытесняет "культура потребительства". Поскольку, современное общество поддерживает и восхваляет данную культуру, человеку становится все сложнее и сложнее пойти наперекор социальным нормам.

Современная рыночная экономика сталкивается с проблемой сбыта произведенных товаров. При этом ищутся новые рынки сбыта, но количество таких рынков ограничено. Выходом из данной ситуации становится придумывание потребителю все новых и новых потребностей, которых жизненно необходимо удовлетворять. Производители используют психологические, культурные средства, которые провоцируют у людей чувство необходимости приобрести тот или иной товар. Вся эта деятельность направлена на трансформацию потребителей, являющихся средой, которая обеспечивает рост и процветание потребления.

В настоящее время в нашем бессословном обществе под влиянием культуры постмодернизма потребление начинает перерастать от материальной практики в социокультурную, и свою очередь, начинает доминировать над другими сферами человеческой жизни. Оно переходит в определенную смысложизненную стратегию личности, определяющую приоритеты. Товары и услуги представляются символами успеха, удовлетворенности жизни и социальным статусом. Потребительство теперь условие социальной успешности, возможность проникнуть в элитные слои общества.

В процессе социализации человек открывает в себе внутреннее стремление к самоорганизации, задавая формы ее проявления и создавая пласт для самореализации. Развитие личности происходит в процессе противоречий, возникающих в социальной системе. То есть это воздействие побуждает человека искать в себе то, что нужно "исправить", "доработать", "изменить", чтобы оно совпадало с общественным или же придуманным самой личностью эталоном.

Однако на сегодняшний день наблюдается существенная деформация процессов социализации, при этом происходит изменение ее институтов, повлекшее за собой возникновение стихийной деструктивной непредсказуемой социальной ситуации. Последствием этого становится производство специфического социального типа в огромном количестве - человека потребляющего. Цель социализационного процесса в обществе массового потребления отражает то, что человек, являясь субъектом, отдает себя объектам. Суждения, деятельность человека, его мышление, оценка исходят из этой отдачи объекту. Данный объект выражает возможность удержаться в "поле", так называемой "норме", которая принята потребителями. Происходит переоценка ценностей: основная ценность теперь желаемый объект, а субъектность оказывается в стороне - человеку не требуется выражение себя в языке, поступках, собственной личностной активности.

Вместе с этим изменяется направление процессов социализации: социальные связи подменяются на механистические по типу "производство-потребление". Распространение на такие социальные сферы как семья, образование, потребительские установки существенно деформируют традиционное влияние этих институтов, подменяя реальные процессы в сферу симуляций и иллюзий. Традиционно процесс социализации состоял из топоса (семья, школа, вуз) и хроноса (социально-исторические условия). Но на сегодняшний день социализация приобретает облик ухода в асоциальность, где привязка к жестким социальным пространственно-временным структурам отсутствует [3].

Само по себе потребительство может быть как в явных, так и в латентных формах. Явная форма характерна для людей обеспеченных, которые могут в любой момент приобрести товар или услугу, при этом они об этом открыто заявляют. Соответственно, латентная форма присуща малообеспеченным людям и выражается в мечтах о богатстве или зависти к тем, кто имеют большие материальные блага. Но главное, что характеризует любого потребителя - неизбывная жажда потребления, которую он не может утолить. Это ведет к неизбежной неудовлетворенности от той социальной группы, в которой человек состоит на данный момент. Нормы и ценности, характерные для непосредственного окружения, теряют свою авторитетность и привлекательность. Вследствие, социально желаемой для индивида становится референтная группа. Члены референтной группы создают определенные социально-культурные практики, при этом они являются субъектами процесса репликации. Репликация определяется как создание себе подобной структуры. Репликатор - это "самовоспроизводящаяяся единица информации, объект, побуждающий определенные среды к своему копированию", то есть основной функцией репликатора является создание своих собственных копий, при этом конкурируя с остальными репликаторами за материальные ресурсы репликации [4]. А. Тойнби использует понятие мимесис, которое рассматривается им как средство механизации человеческой природы. Главным недостатком подражания является то, что человек перенимает способ действия, в котором не содержится его собственной инициативы. Люди, которые считают образцом желаемую референтную группу выступают всего лишь объектами этого процесса. Сами по себе они являются средой, которая обеспечивает нужные условия для копирования социокультурных потребительских практик.

Знаковое поведение людей является отличительной чертой общества потребления. Ж. Бодрийяр отмечает, что вещи приобретают характер знаков. В целом потребление определяется как символическая практика манипуляции знаковыми системами, с помощью которых производство захватывает сознание человека и интегрирует его в себя, заключая сообщником и жертвой [1].

Социализация под знаком потребительства рождает все большее количество людей, чье реальное социальное окружение, реальные социальные возможности находятся в противовесе с желаемым материальным положением, с уровнем их притязаний. Возникает массовое отчуждение от своей социальной, профессиональной группы, принадлежность к которой воспринимается как неудача.

Таким образом, становление нового исторического типа социализации, свойственного обществу массового потребления, сводится к свертыванию субъектности, а также к способности проявлять только потребительский вид социальной активности.

 

Список литературы:

  1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. - М.: Библион - Русская книга, 2003. - 272 с.
  2. Далакишвили Л. Человек и нация в информационном обществе // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сб. материалов симпозиума. - Спб.: Санкт-Петербургское филос. общество, 2003. - №1. - С. 86-92.
  3. Николаева Е.М., Николаев М.С. Потребительская культура и кризис социализации // Вестник Томского Государственного университета. - 2012. - № 354.
  4. Пойзнер Б.Н., Ситникова Д.Л. Воспроизводство неустойчивости в культуре // Человек и обество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-традиция, 2003, С. 479-489.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий