Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 ноября 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ровная А.Г. РУССКИЕ ХУДОЖНИЦЫ В ЭМИГРАЦИИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(46). URL: https://sibac.info/archive/social/10(46).pdf (дата обращения: 11.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РУССКИЕ ХУДОЖНИЦЫ В ЭМИГРАЦИИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ

Ровная Анастасия Георгиевна

студент Академии архитектуры и искусств ЮФУ, г. Ростов-на-Дону

Кравец Виктория Сергеевна

научный руководитель,

кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии ИИМО ЮФУ,

г. Ростов-на-Дону

Отличительной чертой русской женской эмиграции 1917-1940 годов является трепетное отношение к культурному наследию покинутой Родины. Женщины в эмиграции старались сохранить национальные традиции и исторические корни, не переставали считать себя частью национальной культуры России.

Женскую эмиграцию 1917-1940 годов следует считать явлением не только социально-политического значения, но и культурного.  Ведь, как известно, "первая волна" женской эмиграции была представлена интеллигенцией, это были образованные люди, которые, даже оказавшись в изгнании, не потеряли любви к своей Родине, веры в ее светлое будущее и надежды на возвращение к своим родным. Эти женщины претерпели много трудностей на своем пути, многие из них были матерями, которые в изгнании были лишены возможности увидеть своих родных детей, свой дом и родные края до конца своей жизни.

Как писал литературный критик Г.Адамович: "Без преувеличения мы вправе сказать, что в истории еще не было явления, схожего с русской послеоктябрьской  эмиграцией. Историческая единственность, историческая исключительность русской эмиграции  - вне сомнения"[1].

Особого внимания и интереса в эмиграции 1917-1940 годов заслуживают люди искусства, в своем творчестве отразившие чувства и мысли поколения эмигрантов, которым пришлось покинуть свою родину из-за того, что они не поддержали воцарившуюся идеологию и не признали новую власть. Важную роль в понимании женской русской эмиграции первой волны сыграли художницы, эмигрировавшие из России и в своем творчестве отразившие все свои чувства: тоску по Родине, любовь к родной земле, отклик на события того нелегкого времени. Талант этих женщин раскрылся на  чужбине, но, несмотря ни на что, они стремились на Родину, преодолевая непростые обстоятельства для того, чтобы посвятить себя искусству.

Одной из выдающихся художниц, оказавшихся в эмиграции, того времени была Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Эту женщину с непростой судьбой не обошел ужас революции, изгнание в эмиграции, но она стойко стерпела все трудности, отдавая всю себя искусству.

Родилась Зинаида в семье с художественными традициями, ее отец, Евгений Александрович Лансере, был скульптором, а мать, Екатерина Николаевна Бенуа, была сестрой художника Евгения Лансере, а в молодости занималась графикой.

Зинаида Серебрякова получила очень хорошее художественное образование, развивая свои навыки и учась у выдающихся художников своего времени. Ей удалось в 1901 году учиться у И.Е. Репина в Художественной школе княжны М.К. Тенишевой, в 1903-1905 годах она занималась в частной мастерской О.Э. Браза, одного из лучших портретистов своего времени, посещала академию Гранд Шомьер в Париже, в это же время копировала работы старых мастеров в Эрмитаже. Санкт-Петербург вдохновлял З.Е.Серебрякову как художника, "кажется, что без Петербурга она не могла бы состояться, или была бы совсем иной, ибо город, его внешний облик и прошлое, подверг её своему мощному и таинственному облучению"[2].

Художница активно участвовала в выставках, одну из ее самых известных картин "За туалетом"(1909 г .) вместе с картиной "Молодуха"(1909 г .) приобретает Третьяковская галерея. В 1900-е в  своем родном имении Нескучное Зинаида Серебрякова создает пейзажи, портреты крестьян, женские и детские портреты, композиции на тему крестьянской жизни. Она пишет такие известные свои картины, как "Купальщица"(1911 г.), одно из самых классицистических своих произведений, "Кормилица с ребенком"(1912 г.) "За завтраком"(портрет детей художницы, 1914 г.) и другие.

Зинаида Серебрякова также активно путешествовала, так, в 1912-1913 несколько месяцев жила в Царском Селе, в 1911-1913 путешествовала по Крыму, в 1914 - по Швейцарии, Италии. В своих путешествиях писала много пейзажей. Так, в результате своих стараний, в феврале 1917 года в числе первых женщин была выдвинута в академики, но из-за революции баллотировка не состоялась.

Художница не приняла революцию и ее идеи, ей не хотелось рисовать то, что предлагала новая власть, склоняясь к классической живописи. Жизнь З.Е.Серебряковой полностью изменилась с приходом революции. Родовое имение Серебряковых сожгли, в результате пожара была потеряна большая часть работ художницы; Борис, муж Зинаиды, вынужден был оставить семью и уехать на работу в Сибирь, а после - в Москву. Не выдержав долгой разлуки, Зинаида отыскала мужа, но в один из приездов к родным Борис заразился сыпным тифом и скончался. Для художницы начались страшные годы, ведь на ее плечах осталась забота о четырех детях без средств к существованию.

Чтобы прокормить своих детей и не умереть с голоду, Зинаида трудилась без устали, временным спасением стала работа в археологическом музее Харькова. Чуть позже З.Серебрякова переезжает с детьми в Петроград, где изредка удается найти работу, создавая картины практически даром, принимая за свой труд еду и поношенные вещи.

Последней трагедией в жизни художницы становится ее отъезд в Париж, где она должна была выполнить заказ, чтобы заработать денег. Но там она оказывается вновь никому не нужной: в моду входит ар-нуво и классическая манера русской художницы перестала пользоваться спросом. Но вернуться на родину она так и не смогла, как не получилось у нее забрать к себе детей. Зинаида очень тосковала по своим детям. Со временем двоих детей удалось переправить во Францию, дочь Татьяна приехала к художнице лишь спустя 36 лет, а сына Евгения Зинаиде так и не суждено было увидеть.

Оказавшись в разлуке со своими близкими, Зинаида не прекратила писать, в эмиграции она создает декоративные панно "Флора", "Правосудие", "Искусство", "Свет" и др.для виллы Ж.-А. де Броуэра, портреты Г.Л. Гиршман(1925), С.С. Прокофьева(1926), К.А. Сомова.

Эмиграция полностью поменяла жизнь русской художницы, но даже в эти трудные годы главной темой ее творчества были простые русские женщины, дети и пейзажи, она не потеряла свое острое ощущение красоты и гармонии мира, передавая в чарующих образах восторг и красоту своей души.

Другой яркой личностью русской женской эмиграции 1917-1940 годов является Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караева, известная также как Скобцева (урожденная Пиленко). У этой женщины была непростая судьба, она была не только талантливой художницей, но и поэтом, публицистом, занималась общественно-религиозной деятельностью.

Родилась Елизавета в имении Джемете близ Анапы, где отец художницы занимался виноделием. В 1906 году семье Пиленко пришлось переехать в Петербург после скоропостижной смерти отца.

Жизнь Елизаветы Скобцевой очень тесно было связана с поэзией. Первый муж, Д.В. Кузьмин-Караев ввел ее в столичный литературный круг. Тут Елизавета стала тесно общаться с А.А. Блоком, А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилевым, О.Э. Мандельштамом, М.А. Волошиным и другими. Была гостем и участницей вечеров артистического кабаре "Бродячая собака", "Цех поэтов". В 1912 году Е.Ю. Скобцева издала свой первый стихотворный сборник "Скифские черепки", а в 1916 сборник "Руфь".

После Февральской революции 1917 года Елизавета поддерживает Партию эсеров и вступает в нее. После революция она занимала должность городского комиссара по здравоохранению и народному образованию, активно вела антибольшевстскую деятельность, участвовала в 1918 году в нелегальном съезде Партии правых эсеров в Москве.

В 1919 году она выходит замуж за кубанского казачьего деятеля Д.Е. Скобцова и весной 1920 года после разгрома Белого движения на Кубани, она переезжает в в Грузию со своей матерью и дочерью Гаяной, откуда потом переезжает в Константинополь, живет в Сербии, а в январе 1924 года переезжает в Париж.

В эмиграции Елизавете Скобцевой пришлось преодолеть много испытаний и трудностей на своем пути. В 1926 году умирает младшая дочь художницы. Пережив эту трагедию, Елизавета утверждает, что это способствовало ее духовному перерождению. Она заканчивает в Париже Свято-Сергиевский Православный богословский институт и после развода со Скобцевым принимает 16 марта 1932 года монашеский постриг, получив имя Мария. По благословлению духовного отца Сергия Булгакова она полностью посвящает себя благотворительной и проповедческой деятельности. Так, Елизавета выпускает такие книги, как "Жатва духа. Жития святых"(1927), "Мистика человекообщения"(1937), пишет биографии "А.Хомяков"(1929) и "В.Соловьев"(1929).

Свои художественные таланты Е. Скобцева применяет в росписи домовых церквей, церкви Покрова Пресвятой Богородицы, вышивала иконы, плащанины, писала картины религиозного содержания.

Во время оккупации нацистами Парижа Елизавета всеми способами пытается спасать еврейских детей и военнопленных. В 1943 году ее сына Юрия арестовывают и помещают в концлагерь Дора(где он погибает через год). 9 февраля гестапо арестовали и саму Елизавету. Ее поместили в тюрьму порта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. За неделю до освобождения лагеря Красной Армией, Елизавета погибает в газовой камере. 16 января 2004 года решением Священного Синода Константинопольского Патриарха она была канонизирована как "преподобномученица". Иконы, фрески, церковное шитье Елизаветы Скобцевой представлены в частных собраниях России, Франции, Англии, США. В России прошли такие выставки репродукций работ Елизаветы, как "Мать Мария" в Пушкинском доме РАН, "Горячее сердце Матери" в Анапе.

Эта женщина имела довольно трагичную судьбу, в эмиграции ей пришлось перенести смерть нескольких детей, ужасы войны, но она не падала духом, встав на путь духовного очищения.

Эмиграция не оставила в стороне и известную художницу Наталью Сергеевну Гончарову(1881-1962).

Она имела дворянское происхождение, приходилась правнучатой племянницей жене А.С. Пушкина Наталье Гончаровой-Пушкиной, а ее отцом был архитектор Сергей Михайлович Гончаров.

Получила хорошее художественное образование, в 1901 году училась у скульпторов С.М. Волнухина и П.П. Трубецкого и посещала класс живописи К.А. Коровина, выдающегося русского живописца и педагога.

Решающую роль в ее судьбе сыграла встреча с соучеником по училищу М.Ф. Ларионовым, который впоследствии стал ее мужем, другом и соратником в борьбе за утверждение новых эстетических принципов в искусстве.

Н.С. Гончарова начинает с импрессионизма, но не останавливается на нем, пробует себя в разных стилях. В это время ею создаются такие картины, как "Мать", "Хоровод", "Уборка хлеба", "Евангелисты". В 1913 году Н.С. Гончарова много работает над иллюстрациями к произведениям В.В. Хлебникова, С.П. Боброва, А.Е. Крученых. В конце концов, художница пришла в своем творчестве к синтезу кубизма и примитивизма, использовала традиции лубка, русской иконы, отдала предпочтение крестьянской и религиозной тематике.

В 1915 году С.П. Дягилев приглашает Гончарову и Дягилева во Францию, но после революции и обострившейся ситуации в стране о возвращении домой не могло быть и речи, так, очередная поездка обернулась вынужденной эмиграцией.

В эмиграции Наталья Гончарова не перестала творить, она сотрудничала с европейскими театрами, иллюстрировала книги, проводила выставки своих работ совместно с мужем, участвовала в выставках русского искусства в Париже. Эмигрировав, Гончарова не отошла от своего стиля, она скучала по своей родине, успешно развивала русское искусство своего века, пройдя через все испытания, она оставила свой важный след в искусстве ХХ века.

Так, на примере художниц З.И. Серебряковой, Н.С. Гончаровой и Е.Ю. Скобцевой раскрывается положение большей российских художниц и людей искусства русской эмиграции периода 1917-1940 годов.

 

Список литературы:

  1. Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. Париж, 1961. С.6
  2. Савицкая Т. А. / З. Серебрякова. Избранные произведения./ М.: Советский художник, 1989. с. 2 — 3.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий