Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2016 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ. ФИГУРА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ I
Петр строил новое государство рационально. Оно должно было напоминать хорошо отлаженный механизм, где каждый подданный – от простого мужика до министра – должен был знать свое место в иерархической системе взаимоотношений, сознательно исполнял бы предписанные ему законом обязанности. Первому российскому императору и в голову не приходило, что после его кончины наступит эпоха дворцовых переворотов и у власти окажутся веселые, не способные править царицы.
Петровская эпоха примечательна тем, что выдвинуться на первые роли стало возможным не столько благодаря родовитому происхождению, но и благодаря личным качествам – смекалке, природному уму, дальновидности, организаторским способностям. Петр ценил и приближал к себе таких людей. Именно поэтому поговорка «из грязи да в князи» очень точно и метко характеризует карьерный взлет наиболее известных личностей той эпохи. В их числе находятся фигуры Меншикова и Екатерины I.
К тому времени уже был устранен царевич Алексей, который не только не одобрял отцовской политики, но и находил ее вредной для России. В 1722-м году Петр утверждает закон о престолонаследии, а по сути – простор для беззакония, ибо с этого времени у правящего монарха появляется возможность назначать наследника по собственному усмотрению, вне зависимости от родственных или иных связей. Допускалась возможность для изменения решения по причине «непотребства» кандидата. Выходило, что претендовать на власть могли все возможные кандидаты – дочери Петра Анна и Елизавета, великий князь Петр Алексеевич, а также вдова брата Петра – Ивана – царица Прасковья Федоровна. За их спинами складывались партии, членам которых воцарение кандидатов сулило титулы, чины, ордена, земельные пожалования, что и стало залогом долгой политической нестабильности внутри страны.
Единственным мужчиной среди претендентов был семилетний Петр, на которого дед не рассчитывал. В итоге Петр остановил выбор на супруге, с которой обвенчался еще в 1712-м году. В мае 1724-го года Екатерина была провозглашена императрицей.
Однако решение Петра не стало окончательным. Планы и надежды угасавшего самодержца окончательно сгубило дело камергера Монса. Он был братом бывшей возлюбленной Петра – Анны. Когда-то Петр хотел жениться на ней и даже сделать императрицей. Отличившийся в петровских походах Монс делал быструю и успешную карьеру при дворе. В 1716 году он стал камер-юнкером Екатерины. В 1724 году он уже ее камергер. Однако завистники не дремали. Осенью того же года на Монса поступил донос. Его обвиняли в многочисленных злоупотреблениях, взяточничестве и корыстном покровительстве. В процессе следствия открылось куда более страшное – с 1718 года Монс являлся любовником Екатерины. Следствие было недолгим. Оскорбленный Петр лично провел допрос и спустя несколько дней, 16 ноября 1724 года, отрубленная голова камергера Монса покатилась с плахи.
Над самой императрицей, по многим свидетельствам, в последние недели жизни Петра, нависла смертельная опасность. Видимо, лишь многие годы близости к Петру сохранили ей жизнь. Однако завещание в ее пользу было все-таки уничтожено.
Петр I умер после длительной агонии в ночь на 28 января 1725 года, не оставив никаких распоряжений о наследнике престола. Легенда о том, что он якобы успел написать всего два слова «Отдайте всё…» и перо вывалилось из его рук, не нашла никакого документального подтверждения.
Гвардия, умело направляемая Меншиковым, возводит Екатерину на престол. Гвардия была до обожания предана императору и это обожание перенесла на Екатерину. К тому же и еще один сподвижник Петра, Феофан Прокопович, вспоминает, как в одном из частных разговоров император высказывал намерение оставить престол жене. Под грохот полковых барабанов в Зимний дворец врываются гвардейцы с криками во здравие императрицы и недвусмысленными обещаниями расколоть головы боярам, если те станут упорствовать и не признавать Екатерину новой правительницей.
Екатерина вызывала невольную симпатию. Ее судьба стала типичным примером того, как в петровские времена реализовывалась в жизнь поговорка «из грязи да в князи».
Она была неплохим человеком, но без выдающихся личных качеств, необходимых для управления такой державой, как Россия. Именно с нее начинается эпоха женского правления. Один из современников очень точно подметил главный секрет Екатерины – она была очень естественна в поведении и перевоплощалась в императрицу, не забывая, что ею не родилась. Конечно, кроме этого она прекрасно танцевала и умела вести светские беседы на четырех языках.
Не обладая достаточными знаниями и организаторскими способностями, не будучи дальновидной и прозорливой, Екатерина не вмешивалась в управление государственными делами, возложив эти обязанности на Меншикова.
И вот бывшая служанка, солдатская прачка в январе 1725 года становится российской императрицей. При живом Петре ей удавалось неплохо разбираться в придворных делах и конфликтах. Теперь полагаться приходилось исключительно на себя да на верного Меншикова. Тот, на правах старого друга, мог в любое время посещать спальню императрицы.
Необходимо было вести государственную политику. Чтобы помочь императрице управлять страной, был создан новый орган – Верховный Тайный совет. Это была попытка создания коллегиальной системы управления. Всем было ясно, что Екатерина является лицом юридическим, но не фактическим. Специальный указ провозглашал действительность распоряжений, подписанных всеми членами совета. Это было необходимо для полноценного функционирования государственной машины. Тем не менее, императрица не являлась на заседания Совета, всецело доверяя Меншикову. Всего один раз она удостоила верховников тем, что слушала их доклад в течение получаса, а затем завершила аудиенцию, сославшись на мигрень.
Сама Екатерина большую часть времени проводила в т.н. Летнем дому, в огороде. Она так и не обучилась грамоте. После трех месяцев тщетных упражнений она лишь смогла ставить подпись на государственных бумагах. Примерный распорядок дня императрицы выглядел следующим образом: она вставала в четыре часа дня, в восемь часов вечера плотно обедала, ночью прогуливалась в Летнем Саду и ложилась спать около десяти утра. По утрам императрица выходила в приемную, раздавала милостыню. Царское Село, подаренное Петром супруге, станет с тех пор самой известной царской загородной резиденцией.
По заложенной еще Петром традиции императрица посещала верфи, госпитали и выезжала на пожары. Екатерина впервые стала награждать орденом Святого благоверного Александра Невского. Орден был задуман еще Петром. Она же распорядилась своим указом отпустить из казенных средств три тысячи рублей на возведение церкви святого Андрея Первозванного в честь учрежденного ордена и военно-морского флага. Таким образом, петровские традиции были продолжены, как и его начинания, только уже без прежнего блеска. Именно при Екатерине в конец 1725 года состоялось торжественное открытие российской Академии наук. Ни Екатерина, ни Меншиков не понимали ни одного слова из того, что произносилось во время открытия – ведь оба они не смогли осилить родную грамоту, а тут латынь… Вместе с Академией в Петербурге открылся академический университет. Он стал первым светским учебным заведением в стране. Была организована первая научная экспедиция из Петербурга в Архангельск, а затем и в другие губернии империи. Учреждена самостоятельная Иркутская епархия. Ее епископом был назначен Иннокентий Кульчицкий, будущий первый сибирский святой, канонизированный православной церковью. Были изданы указы о прощении должников, об уменьшении подушной подати для крестьян, о прощении политических преступников. Был спущен на воду 54-хпушечный фрегат под курьезным названием «Не тронь меня».
Екатерина правила совсем не долго, с января 1725 по май 1727 года. Из-за неправильного образа жизни, постоянных балов и гуляний, здоровье неумолимо покидало “золушку”. Она слегла 10 апреля. С этого дня стал усиливаться кашель, а позже, и вовсе, обнаружилась лихорадка. В 21:00 6 (17) мая Марта Самуиловна Скавронская скончалось. Ей было 43 года.
С Екатерины же, как отметил историк В.О.Ключевский, начинается затяжной период правления иностранцев в России. Впрочем, он так и не закончится до самого конца династии Романовых.
Список литературы:
- Анисимов Е.В. Россия без Петра. – Спб.: Лениздат, 1994
- Екатерина I Алексеевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Павленко Н.И. Екатерина I. – М.: Мол.гвардия, 2009
- Соловьев С. М. «История России с древнейших времен», т.18, гл.4
дипломов
Оставить комментарий