Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Горина С.Р. ПРОЯВЛЕНИЕ ДОСУГОВОЙ И ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(45). URL: https://sibac.info/archive/social/9(45).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОЯВЛЕНИЕ ДОСУГОВОЙ И ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Горина София Романовна

cтудент, кафедра истории России ВлГУ,

РФ, г. Владимир

Николаева Ирина Алексеевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент ВлГУ,

РФ, г. Владимир

Целью данного исследования является изучение досуговой и праздничной культуры русских военнопленных в годы Первой мировой войны. Данная тема является важной, поскольку помогает точнее определить статус российских военнопленных в годы Первой мировой войны и изучить преемственность в организации немецких лагерей для военнопленных в двух мировых войнах ХХ века. Тема исследования способствует изучению недостаточно изученной истории России в Первой мировой войне, а также формированию чувства патриотизма у современного поколения.

Интерес к проблемам военнопленных проявляли такие историки, как Нагорная О.С. [4, с.99-101], Солнцева С.А. [7, с.98-104], Сергеев Е.Ю.[5, с.65-75]. Историки опирались на письма военнопленных и их близких, отчеты Чрезвычайных следственных комиссий, отчеты деятельности Красного Креста и др.

Досуг в лагерях, где содержались русские военнопленные, был достаточно разнообразен и выступал в качестве признака свободного пространства в немецком плену и толерантности. В солдатских лагерях в годы Первой мировой войны возникали организационные формы досуга, такие как: библиотеки, школы, кружки и различные коллективы. Для офицеров создавались спортивные кружки [4]. В том числе футбол, бадминтон и шахматы. В лагерях давали концерты и спектакли, в программы концертов включались гимны всех наций, которые находились в плену, пьесы ставились только на родном для исполнителей языке. Исключения составляли случаи, когда на представлении присутствовало немецкое командование или пленные союзники. В лагерях даже развешивали театральные программки, которые рисовали местные художники. Обычно на них изображали действующих лиц, музыкальные инструменты или виньетки. Когда проходило театральное представление свободных мест нельзя было найти: каждый сантиметр барака был заполнен людьми, а некоторым даже приходилось всё представление стоять на одной ноге или залезать на плечи соседу [4]. Обычно после пройденного представления появлялись заметки в лагерной газете, где театральные критики высказывали своё мнение по поводу спектакля. В основном эти заметки носили хвалебный характер, так как для лагерной публики любое проявление творчества уже вызывало восторг. Большой популярностью в лагерях пользовались театральные критики, которые комментировали в лагерных газетах культурные события. Большую популярность театра у пленных можно объяснить тем, что они позволяли им отвлечься от лагерной жизни и перенестись в свободное время, то время когда они еще не были в плену и находились в своём доме, со своей семьёй. Выручка от продажи билетов шла на оплату костюмов и декораций. Чаще всего солдаты ставили комедии из творчества А.П.Чехова, А.Н.Островского и Н.В.Гоголя, трагедии в лагерных постановках были редкостью. Из–за однообразия книг в лагерной библиотеке большинство постановок было схоже.

 Большое внимание в немецких лагерях уделялось повышению грамотности среди пленных. Почти во всех лагерях были устроены школы. Они пользовались большой популярностью среди пленных, так как они считали, что смогут реализовать полученные знания после войны. Военнопленные - учителя в свободное время обучали своих товарищей по программе начальной школы, а также по широкой образовательной программе. Часто поступали просьбы от военнопленных учителей с просьбами прислать им учебники по различным предметам: писхология, история, литература, педагогика, сельское хозяйство, медицина, иностранные языки. Из этого списка можно сделать вывод, что учителя, бывшие в плену, стремились повысить не только образование соратников, но и своё собственное [5]. Через некоторое время большинство учащихся могло уже читать и писать самостоятельно. Те, кто лишились на войне правой руки, обучались писать левой. В немецких лагерях кроме бесплатных обучающих курсов были платные, которые также охотно посещались пленными. Один час лекций в таких кружках стоил 30 пфеннингов. Особенно были популярны курсы по изучению иностранного языка: немецкого, французского или английского. Минимальные знания языка повышали шансы на выживание в лагерях, а также увеличивали вероятность успеха при попытке к побегу. Неудивительно, что почти все пленные, вернувшиеся на родину отлично разговаривали на немецком. Пленные, которых привлекали к работам на немецких фабриках и заводах приобретали новые технические навыки. Также немецкое руководство устраивало обучающие краткосрочные курсы по специальностям, которые были необходимы Германии[3].

В период перевода пленных в рабочие команды в культурной жизни происходит некоторый спад. Однако даже в это время пленные поддерживали деятельность библиотек, школ, театров. В библиотеках содержались произведения Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова – Щедрина и других классиков русской литературы. Все поступающие в библиотеку издания проходили тщательную цензуру [4]. Творческая жизнь забурлила с новой силой уже после революции. В это время большинство пленных было отозвано с работ и осело в лагерях. Были даже просьбы прислать ноты для хоров русских песен, аргументировав эту просьбу тем, чтобы «утешить тоску по милой и далёкой Родине». С 1915 года в офицерских лагерях активно распространяется кинематограф. Если верить отчётам лагеря Нейссе, то за один год там было организовано 150 сеансов.

В основном культурные мероприятия в лагерях  приурочивались к праздничным дням: Рождеству, Масленице, Пасхе. Именно к Пасхе военнопленные стремились организовать праздничный стол и обращались к командованию с просьбами о пожертвовании продуктов, хотя немецкое руководство не считало празднование Пасхи приоритетным в православном календаре и могло заставить заключённых выполнять работы и мыть пол в бараке. Часто военнопленные записывали в своем дневнике: « Завтра Пасха. Но что она нам даст кроме голода, горя слёз»[1]. Лишь после заключения мирного договора было принято решение сделать выходным днём пасхальное воскресенье, а до этого лишь Рождество считалось праздничным днём. В Пасху праздничную еду составляли такие продукты как: брюква, черный кофе, пол-фунта хлеба, вода с рисом и одна слива. Также в религиозные праздники пленных посещали духовные лица, независимо от их принадлежности к определённой конфессии. Для организации регулярного богослужения немцы старались привлекать в лагеря священнослужителей из оккупированных территорий. Православных священников было мало, в связи с тем, что чаще всего их возвращили на родину, а католическое и протестанское духовенство чаще всего отказывалось совершать религиозные обряды с православными пленными. В результате для совершения религиозных действий стали привлекать лиц, которые до плена имели хоть какое-то отношение к религии в России. Молельные места создавали сами пленные. Иногда руководство лагерей помогало пленным в приобретении икон и других необходимых элементов религиозной утвари. Служба в лагерях проводилось обычно два раза в неделю: среду и воскресенье, но могла проходить и каждый день. Для православных военнопленных проблемой было несовпадение юлианского и григорианского календарей. Из-за этого религиозные праздники отмечались в соответсвии с чужим календарём. На протяжении всей войны немецкое командование стремилось сохранить баланс между обязанностью организации религиозных обрядов и строгостью лагерного режима. В 1915 и 1916 годах для всех военнопленных из России день рождение императора было объявлено выходным днём. До этого нерелигиозные праздники в немецких лагерях были редкостью. В праздничные дни немецкое командование ослабляло цензуру,  и разрешало включать в программу патриотические песни. С 1917 года в лагерях начинают отмечать день поминовения усопших. В этот день сами пленные или избраные ими делегаты посещали места погребения своих товарищей. Такие послабления в лагерном режиме помогали заключённым хотя бы немного забыть об их тягостном положении и давали им надежду на лучшее.

Подводя итог, следует отметить, что создание различных кружков, сообществ и групп по интересам смогли компенсировать однообразную лагерную жизнь пленных, и помогло обрести им новые умения и навыки, которые многие из них использовали в своей жизни после возвращения на родину.

 

Список литературы:

  1. Навоев П. Как живётся нашим пленным в Германии и Австро– Венгрии. – Петроград: Военная Типография Императрицы Екатерины Великой, 1915. – 48 с.
  2. Нагорная О.С. Русские генералы в германском плену в годы Первой мировой войны// Новая и новейшая история. – 2008. - №6. –С.94-109
  3. Нагоная О.С. «Русский народ закончил в этой войне все классы и семинары»: военный плен Первой мировой как процесс обучения// Новое литературное обозрение. – 2008. -№93. –С.196-215.
  4. Сергеев Е.Ю. Русские военнопленные в Германии и Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны // Новая и новейшая история. – 1996. - №4. – С.65 – 79.
  5. Ялозина Е.А. Военнопленные российские учителя и педагогическая общественность в годы Первой мировой войны// Преподавание истории в школе. – 2014. -№10. – С. 24-27.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий