Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июля 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кутузова Е.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО В НАУКЕ, ПАРАНАУКЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(43). URL: https://sibac.info/archive/social/7(43).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО В НАУКЕ, ПАРАНАУКЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

Кутузова Екатерина Валериевна

студентка 5 курса, кафедра философии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского Таврической академии, г.Симферополь

Шоркин Алексей Давыдович

научный руководитель,

доктор философских наук, профессор(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)Таврической академии

г. Симферополь

Желание заглянуть в собственное будущее возникало у людей во все времена. Прогностические способности индивида являются фундаментальными для пояснения такого феномена, как концепт будущего человеческого бытия и являются значимым механизмом для постижения человека в мире.

Способность к построению алгоритмов для предвосхищения будущего характеризуется базовыми измерениями человеческого разума и соответственно, составляет одну из главных человеческих способностей.

На данный момент ученые ставят перед собой такие цели: осознать влияние человека на мир в целом и на развитие общества, выявить степень человеческого воздействия на объективные процессы с одной стороны, и влияние этих процессов на человека – с другой. Согласно их мнению именно от этого зависит характер концептуального видения будущего и его прогнозирование.  Для кого-то это всего  лишь обозначение новшеств и прогноз на основе развивающихся тенденций, а кто-то видит в этом прогноз тенденций развития с учётом человеческого влияния в соответствии с современными представлениями и убеждениями на них.

В 1960 годы  такой термин как «прогнозирование» получает распространение, ибо именно в это время начинает складываться специальная научная теория по разработке управляемых явлений. На протяжении многих веков научное прогнозирование не применялось в социальной сфере, т.к на тот момент господствовали идеалистические и утопические философско-исторические, религиозные подходы к интерпретации будущего.[33] Однако, начиная со 2 половины 19 века, значительное развитие получат в естественных науках  точные прогнозы такие как: заболевание,  поиск полезных ископаемых, прогнозирование погоды и т.д., пришедшие на смену приметам и обыденным предсказаниям. Прогнозирование – это научное предвосхищение или предположение будущего, которое основывается на определенной общепринятой методологии и накопленном опыте . Так же прогнозирование трактуется как разработка прогнозов и перспектив развития конкретного процесса.

Прогнозы классифицируют:

- по срокам на : долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;

-по масштабности на:

глобальные (мировые), страновые, отраслевые, региональные, местные, организационные (на уровне предприятия), личные.

Представитель паранауки под парнаукой подразумевает такое знание, которое претендует на научный статус и утверждает,  что преимущество перед наукой имеет паранаука. Аргументируя это тем, что паранаука занимается изучением других форм реальности, а соответственно объектом изучения является другая онтология. Так же паранаука  берется утверждать, что возможно постичь эти глубокие фундаментальные связи. Представители паранаучного знания уверены в том, что эти полученные знания можно использовать согласно интересам человека.

Паранаучнное предсказание – это конкретное предвосхищение будущего локализованное во времени. Заниматься предсказанием - значит поведать с высокой степенью точности  о каких-либо событиях до их свершения. Предсказание – это переход человеческой мысли далеко за пределы эмпирики  в метафизическую, не освоенную эмпирическим путем область. Можно сказать, что предсказание это знание вывода, в котором посредством определенных предпосылок дается прогноз относительно интересуемого события, естественно с разной вероятностью исполнения предсказания.

Человечество всегда  проявляло интерес к своему будущему. А кто-то наверняка думал о том, как было бы, кстати, заранее владеть определенной информацией, для того чтобы  по-другому поступить в конкретной ситуации, и т.д.  Каждый из нас задумывался  над такими вопросами: что нас ждёт в дальнейшем, кем мы будем, будем ли мы счастливы? Ну или более глобальными о том, что будет с нашей планетой, какие технологи будут нам доступны? Будут ли роботы полноценными членами общества? На подобные вопросы  пытаются ответить футуристы.

В художественном дискурсе футурологами принято разграничивать предвидения на  два типа:  предсказание будущего и предвосхищение существующих явлений, но ещё не известных. Если с первым типом футурологических предсказаний все достаточно ясно, то со втором следует более тщательнее разобраться.

 Второй тип предсказания является предвосхищением открытия  будущего, т.е  определенных явлений, у которых уже в настоящем существуют предпосылки к их появлению в настоящем, но при этом данное  явление  все еще остается неизвестным.

Этот вид предсказания можно проиллюстрировать на примере Менделеева. Им была выдвинута гипотеза о существовании некоторых свойств у ряда химических элементов, которые по сути еще небыли открыты, в последствии были открыты данные элементы и их свойства. Данное предвосхищение в некоторой мере обосновывает гипотезу  о наличной действительности.   

Мы придерживаемся следующей точки зрения: благодаря прогностической способности  индивид может выразить личные образы, опасения, ожидания и по возможности оказать влияние на формирование будущего. На данный момент можно выделить множество подходов к данной проблеме, выстраиваемых в рамках научного, художественного и паранаучного постижения мира.  Необходимо отметить, что каждый из этих концептов преподносит нам понимание собственного опыта и постижения мира.

В нашей работе рассмотрен прогностический концепт в науке, паранауке и художественном дискурсе.

 Научные знания объективны, универсальны, общезначимы.

Особенности паранаучного концепта будущего.   

Представители паранауки в своих предсказаниях часто апеллируют к древнему мистическому наследию.

Текстам и предсказаниям паранауки характерны сверхсложная системность, непривычная, скачущая и ускользающая  от логики представителя науки, но общепринятой, ясной и живой в познавательной перспективе для представителя паранауки. Паранаука опирается на результаты практического опыта, обыденное знание, наблюдения и приметы.

  В сравнении с наукой у нее богаче ретроспективное поле идей, предтеч и предвосхищений, но вследствие этого она подвержена и большему риску репродукции предшествующих заблуждений.

Переживание будущего в художественном дискурсе.

Индукция это футурологический метод, в котором есть логика, что позволяет нам продвижение от частного к общему. Но самым главным методом футурологов является экстраполяция, именно благодаря ей футурологи могут исключить некую сверхъестественность прогнозов. Но этот факт не исключает погрешности в предсказании.

Мы придерживаемся следующей точки зрения: благодаря прогностической способности  индивид может выразить личные образы, опасения, ожидания и по возможности оказать влияние на формирование будущего. На данный момент можно выделить множество подходов к данной проблеме, выстраиваемых в рамках научного, художественного и паранаучного постижения мира.  Необходимо отметить, что каждый из этих концептов преподносит нам понимание собственного опыта и постижения мира. У каждой из рассмотренных нами моделей прогнозирования, как метода определения концепта будущего, есть своя особенная процедура обоснования. Мы не считаем абсолютно целесообразным выделить верность одной модели, в ущерб другой, так как каждая из них помогает постигать мир по-своему.

 

Список литературы:

  1.  Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 2004. – 214 с.
  2.  Бестужев – Лада И.В. Окно в будущее. – М.: Мысль, 1968. – 240 с.
  3. Гвишиани Д. М., Лисичкин В. А. Прогностика, М., 1968- 186 с.
  4. Дэвид Филлипс: Нумерология и открытие внутреннего "Я",Место издания: МОСКВА, Издатель:  СОФИЯ , 2007. – 200 с.
  5. Жариков Е.С. Проблема предсказания в науке // Логика и методология науки. - М., 1967. – 276 с.
  6. Лисичкин В. А., Теория и практика прогностики, М., 1972.
  7. Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 98-110.
  8. Прогностика. Терминология, вып. 92. М., "Наука", 1978. – 248 с.
  9. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. – 306 с.
  10.  Супрун В.И. Современная буржуазная футурология: проблемы, тенденции. - Новосибирск, 1986. – 246 с.
  11.  Тузовский И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий / И.Д. Тузовский; Челяб. гос. акад. культуры и искусств.— Челябинск, 2009.— 312 с. 
  12. Хамон Л. (англ.)русск. Энциклопедия хиромантии: Искусство толкования судьбы от древности до наших дней / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 200 с.
  13. Шоркин, А. Д. Особенности современных констелляций научного и паранаучного знания // Ученые записки Таврического национального ун-та им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология», 2009. - Том 22 (61). - № 1. - С. 35-46.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий