Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июля 2016 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Груздева Е.С. ПРОБЛЕМЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ, ПОТРЕБЛЯЕМЫЕ МОЛОДЕЖНЫМИ СУБКУЛЬТУРАМИ Г. ИРКУТСКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(43). URL: https://sibac.info/archive/social/7(43).pdf (дата обращения: 13.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 57 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПРОБЛЕМЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ, ПОТРЕБЛЯЕМЫЕ МОЛОДЕЖНЫМИ СУБКУЛЬТУРАМИ Г. ИРКУТСКА

Груздева Елена Сергеевна

студент 4 курса Института социальных наук ИГУ, г. Иркутск

Бобков Александр Иванович

научный руководитель,

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии и социологии

Института социальных наук ИГУ, г. Иркутск

Наиболее конденсированной формой массовой культуры являются культурные проекты, которые представляют собой отражение общественных взглядов и мнений, реакцию на социальную ситуацию. Культурный проект есть модель (идеальная «программа») реконструкции культурного содержания, которая направлена если не на замену старых элементов культуры новыми, то на смещение акцентов в их интерпретации и актуализации. Поскольку культурные проекты легко тиражируются и  распространяются, идеи, которые они содержат, быстро становятся доступны вниманию общества. Примером культурного проекта может являться любое явление или феномен культурной жизни, который сложился не стихийно, а в результате творчества одного или нескольких людей: фильм, интернет-проект, средство массовой информации, книга.

Киноискусство, как сфера, оказывающая значительное влияние на жизнь современного человека, должно задавать некие моральные и нравственные идеалы жизни человека. Особенно актуальной эта проблема становится, когда мы говорим о современной молодежи и ее нравственных и моральных ценностях и идеалах.

Для выявления проблем и особенностей моделей социализации, репрезентированных в кинематографе через призму комплексной модели социализации, отражающей основные жизненные стратегии, рассмотрим наиболее популярных персонажей в молодежной среде, названных респондентами в качестве любимых при проведении авторского исследования. В онлайн-опросе приняли участие жители г. Иркутска с возрасте от 18 до 27 лет. При 5% ошибки выборочная совокупность определена в 386 человек.

Самый популярный персонаж, названный респондентами, – Капитан Джек Воробей из саги о пиратах Карибского моря. По типажу он относится к «потерянным душам». Главная характеристика данной категории персонажей – потеря морально-нравственных ориентиров, преступление законов и норм морали. Это персонажи, которые могли бы интегрироваться в общество, но выбрали путь преступности. Преступление – способ решить проблему и только. Среди выделенных по содержанию моделей социализации, здесь присутствует модель экономической социализации (герой активно пользуется деньгами, знает им цену), модели профессиональной и правовой социализации отражены в качестве неуспешных, в основном персонаж является примером отклоняющейся социализации, вследствие преобладания девиантного поведения. Полностью отсутствует модели трудовой и семейной социализации. Комплексная модель социализации Шерлока Холмса, героя одноименного британского сериала, включает в себя: межличностную, когнитивную модели, семейная модель социализация показана в качестве неуспешной. Снова наблюдаем отсутствие модели трудовой социализации. Ганнибал Лектер относится к категории «потерянные люди» - он высокоинтелектуальный маньяк-убийца. Высокий интеллект дан как факт, модель когнитивной социализации выражена слабо. Семейная и правовая модели социализации показаны как неэффективные, отсутствуют модели профессиональной и трудовой социализации. Акцентировано внимание на сложном протекании процесса межличностной социализации. Тони Старк и Бэтмен – «идолы», действующие в собственных вселенных (Marvel и DC соответственно), оторваны от действительности. У них отсутствуют супер способности, ключевым мерилом их суперсилы являются деньги и определенные таланты. Богатство обоих и талант инженера Тони Старка даны как факт и не наблюдаются в развитии. Экономическая социализация отражена в акциях благотворительности, но весьма слабо. Трудовая и семейная социализация не показана совсем. В основном преобладают межличностные модели социализации, показана совокупность адаптивной и побуждающей моделей. К категории идолов принадлежит и Гарри Поттер, он неизменно положителен от фильма к фильму, для него нет неразрешимых проблем, гипертрофированно тянется к добру, его мотивация отлична от мотивации других персонажей. Здесь присутствует когнитивная модель, профессиональная, модель экономической социализации и межличностная модель. Отсутствует модель трудовой и семейной социализации.

Статистическая обработка полученных нами данных с использованием коэффициента корреляции Спирмена показала, что специфика предпочитаемых комплексных моделей социализации не зависит от ряда социально-демографических показателей (пол, возраст, основная деятельность и прочее (p < 0,2), но зависит от субкультуры, к которым принадлежат респонденты (р > 0,78). Наиболее сильные связи были выявлены при помощи коэффициента корреляции Пирсона: в среде социально-активных наиболее популярным является Тони Старк (r = 0,23 ), социально-пассивные предпочитают Бэтмена (r = 0,18 ), асоциальные - Ганнибалла Лектера (r = 0,12), «золотая молодежь» - Капитана Джека Воробья (r = 0,31) и Тони Старка(r = 0,28). По отношению к другим популярным персонажам сильной связи не наблюдается. Автор полагает, что выявленные связи позволяют судить о том, что каждая субкультура тяготеет к персонажу, с которым себя идентифицирует в большей степени, чья модель поведения наиболее коррелирует с их собственной. Тони Старк явно социально-активный персонаж, однако его специфика деятельности обусловлена наличием всевозможных технических приспособлений, что делает его популярным у «золотой молодежи». В саге о пиратах Карибского моря Джек Воробей в основном занят поиском значимых артефактов, мир вещей очень четко вплетается в мир людей, являясь основным мотивом их деятельности. Эпатажное поведение Капитана и стремление к приобретению – ключевые моменты, отражающие субкультуру «золотой молодежи» на экране. Главное отличие Бэтмена от Тони Старка, заключается в «закрытости» Бэтмена, если Тони Старк является публичной личностью, то Бэтмен действует инкогнито. Общественность не осведомлена, кто скрывается под маской летучей мыши, Брюс Уэйн в качестве Бэтмена не ищет социального одобрения. Ганнибал Лектер сам по себе выдающийся асоциальный персонаж, что делает его популярным в среде асоциальной субкультуры.

Семейная социализация важный элемент комплексной модели социализации. Семья является одним из основополагающих институтов первичной социализации индивида. У наиболее популярных персонажей или совсем отсутствует данная модель, или показана как неэффективная.

Согласно анализу персонажей, выделенных респондентами в качестве любимых, киногерой - 75 % фильмов не имеет семьи, в 12 % фильмов семья у главного героя создается или разрушается и только в 9 % картин удается его увидеть в семейной обстановке. Крепость семейных ценностей в таких фильмах относительна: нередко кино, исключая мелодрамы, демонстрирует их явный крах. Отражение в реальности данные тенденции находят в социологических исследованиях, проводимых в России. Так, уменьшение браков происходило с начала 1990-х гг. Так, если в 1980 г. было заключено 10,6 браков на тыс. населе- ния, в 1990 г. – 8,9, в 1996 г. – 5,9, в 2000 г. – 6,2, то в 2006 г. – 7,8, в 2014 г.- 6,5 [4]. По результатам авторского исследования в браке состоят 16,8% респондентов.

Как мы видим, при подробном рассмотрении приведенных примеров, у всех отсутствует трудовая модель социализации. Как уже было сказано, трудовая социализация представляет собой процесс становления и развития личности, основанный на усвоении, принятии, понимании и осознании индивидом на протяжении всей своей жизни определенных образцов поведения, ценностей, норм и правил в трудовой сфере, способствующих эффективной интеграции человека в трудовую сферу и успешной трудовой деятельности [1].

Отношение к труду у молодежи формируется задолго до непосредственной реализации трудовых практик, хотя оно может и меняться в ходе трудовой деятельности. Ключевыми акторами формирования трудовых ценностей молодежи выступают институты семьи и образования, которые, как и вся институциональная система российского общества, переживают период трансформации, сопровождающийся кризисными проявлениями в их функционировании. Это служит источником социализационного кризиса в стране и, как результат, - кризиса и деформации трудовой социализации, в рамках которой перестала формироваться внутренняя мотивация к труду как ценности духовного порядка среди молодежи. В подтверждение данной тенденции, приведем результаты онлайн-опроса, проведенного лично автором: только 18% респондентов имеют работу и живут самостоятельно. Молодежь преимущественно занята в институтах образования и самообразования, ценность труда как формы социально-одобряемого поведения значительно снизилась.

В процессе трудовой социализации формируются мотивационные установки, определяющие отношение к труду сквозь призму мотивации труда. В свою очередь, мотивационные установки выступают основанием тех или иных адаптационных стратегий индивида, социальной группы на рынке труда, что позволяет в структуре трудовой социализации молодежи в качестве важнейших выделить мотивационные и адаптационные установки. Приведенные результаты исследования коррелируют с результатами вторичного анализа социологических исследований: 1. Результаты исследования компании «TNS Россия» «Роль мирового кино в формировании социальных стереотипов российской молодежи: эмпирическое исследование». В состав выборки вошли: 1. Молодежь - а именно 26 школьников. Из них 12 юношей и 14 девушек, средний возраст 16 лет. 2. Лица старшей социальной группы. Возрастные рамки группы составляли 45 – 60 лет. Средний возраст 52 года. Статистическая погрешность не превышает 3,6% [5].

2. Результаты исследования: «Кино: что и как смотрят россияне?» Фонда «Общественное мнение». Исследование проводилось 23 июня 2013 г. в 100 населенных пунктах на территории 43 субъектов РФ. В исследовании приняли участие1500 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, статистическая погрешность не превышает 3,6 % [3].

3. Исследование 2014 года Института общественного мнения «Анкетолог»: «Кино родилось на ярмарке и через сто лет вернулось туда же». Анкетирование проходило в режиме онлайн на сайте Anketolog.Ru. В опросе приняли участие 800 респондентов из разных уголков страны. Статистическая погрешность не превышает 3,2% [2].

При анализе направленности в достижении успехов в карьере современной молодежью можно заметить, что наибольшее число ответивших выбрало ответ, предполагающий иногда и противоправный метод. Наименьший процент учеников, придерживается утверждения: «только честно зарабатывая». Зачастую мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие. И именно это обстоятельство становится источником формирования тактических, а не стратегических адаптационных стратегий молодежи на рынке труда.

Основным источником информации для нынешней молодежи является СМИ. Наименее значимым источником информации является информация от родителей. Это подтверждает тот факт, что молодежь оказывается наиболее восприимчивой к влиянию СМИ, которое оказывает огромное воздействие на познавательную сферу и, формирует определенные стандарты мышления и стереотипы поведения.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что, несмотря на универсальность образов, транслирующихся в современном кино, существует зависимость интереса к наиболее популярным персонажам от выявленных субкультур. По мнению автора, это объясняется тем, что каждая субкультура тяготеет к персонажу, с которым себя идентифицирует в большей степени.

Обнаруженное отсутствие репрезентации моделей семейной и трудовой социализации в комплексной модели популярных персонажей кино находит свое отражение в действительности. Невыраженность репрезентации в кинематографе самоценности труда как основного мотивационного компонента в кино приводит к снижению способности к принятию социальной ответственности в условиях участия в разделении общественного труда, что подтверждает гипотезу, лежащую в основе данной работы.

Сегодня студенческая молодежь сформирована посредством продукции массовой культуры. Поэтому необходимы практики и меры противодействия негативным последствиям влияния кинематографа, а также обучение дешифровке внутреннего содержания его продукции для студенческой молодежи, находящейся в процессе личностного становления.

 

Список литературы:

  1. Гавра Д. П. Социальные институты // XServer.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://www.xserver.ru/user/sozin/ (дата обращения: 31.05. 2016 г.);
  2. Кино родилось на ярмарке и через сто лет вернулось туда же // Официальный сайт Института общественного мнения «Анкетолог».  [Электронный ресурс]. URL: https://iom.anketolog.ru/2014/02/14/kino-rodilos-na-jarmarke (дата обращения: 31.05. 2016 г.);
  3. Кино: что и как смотрят россияне? // Официальный сайт Фонд «Общественное мнение». [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11192 (дата обращения: 13.06.2016);
  4. Население России: численность, динамика, статистика // statdata.ru - сайт о странах и городах [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru/russia (дата обращения: 31.05. 2016 г.);
  5. Роль мирового кино в формировании социальных стереотипов российской молодежи: эмпирическое исследование» // Студопедия [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.info/11-42494.html   (дата обращения: 13.06.2016).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 57 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.