Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Леоненко Я.И. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М. А. ВРУБЕЛЯ В МУЗЕЯХ РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М. А. ВРУБЕЛЯ В МУЗЕЯХ РОССИИ

Леоненко Янина Ивановна

студент 5 курс, кафедра истории славян и специальных исторических дисциплин, ГГУ им. Ф. Скорины,

Республика Беларусь, г. Гомель

Алексейченко Геннадий Александрович

научный руководитель,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории славян и специальных исторических дисциплин, ГГУ им. Ф. Скорины,

Республика Беларусь, г. Гомель

За свою хоть и столь недолгую жизнь Михаил Александрович Врубель оставил огромное наследие, которое довольно широко представлено в музеях, в первую очередь, России. Некоторые музеи имеют достаточно многочисленные коллекции (Третьяковская галерея, Русский музей, музей-заповедник «Абрамцево»); другие же – единичные работы. Именно музеям, имеющим в своих собраниях небольшое количество произведений художника, и посвящена данная публикация.

Интересной коллекцией произведений М. А. Врубеля, прежде всего керамики, располагает Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. В его собрание входят: скульптуры «Египтянка» («Тайна»), ««Девушка в венке», «Лель», «Берендей» и керамическая облицовка камина «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем».

В собрании ВМДПНИ имеются три варианта наиболее известной скульптуры М.А. Врубеля «Египтянка» («Тайна»). Эти работы, демонстрирующие богатство оттенков глазурей высокотемпературного обжига, были выполнены мастером в конце 19 – начале 20 вв. Все три скульптуры в настоящее время экспонируются в постоянной экспозиции.

Скульптура «Девушка в венке» была создана М.А. Врубелем в 1890-е годы. Многие исследователи небезосновательно считают центральной героиней ансамбля скульптур персонажей оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». В данной скульптуре очевидно прослеживается сходство с живописной работой художника «Снегурочка», представленной в Третьяковской галерее.

Кроме «Девушки в венке» в коллекции музея представлены ещё две скульптуры из керамической серии «Снегурочка», воплотившие в пластических образах персонажей опер Н. А. Римского-Корсакова. Это «Лель» и «Берендей». Эти скульптуры глубоко реалистичные, в них запечатлены типично русские, национальные черты. Исследователи творчества Врубеля находят в лице майоликового «Царя Берендея» сходство черт с композитором Н. А. Римским-Корсаковым.

Помимо всего прочего, в собрание музея входит один из пяти ныне существующих, различных по цветовому решению и некоторым деталям, вариантов керамической облицовки камина «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» (остальные – в Третьяковсой галерее, Русском музее в музей-заповеднике «Коломенское» в Москве и библиотеке им. А. П. Чехова в Санкт-Петербурге). Особенность конструкции данного экземпляра в том, что он создавался как выставочный образец и никогда не выполнял утилитарных функций. По мнению специалистов, данный вариант наиболее близок первоначальному, показанному в Париже и, вероятно, является авторским экземпляром.

Коллекция произведений М. А. Врубеля Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства не ограничивается лишь керамикой. В музее представлен гобелен «Царь Салтан», выполненный по оригинальному эскизу художника.

Гобелен «Царь Салтан» в материале был исполнен Товариществом Спасо-Сетуньской мануфактуры ковровых изделий в 1903 году. Интересно, что ковер соткан на известной мануфактуре еще при жизни автора. Гобелен является единственным прижизненным изображением, созданным по эскизу М. А. Врубеля [2].

Подытоживая, можно констатировать, что данный музей обладает уникальной коллекцией произведений М. А. Врубеля, в значительной степени раскрывающей его талант мастера декоративно-прикладного искусства.

Единственное произведение М. А. Врубеля находится в собрании Новгородского государственного объединённого музея-заповедника – это выполненная мастером в 1890-е гг. майолика «Волхва». В музей она поступила в 1958 году из Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной.

Несмотря на то, музей-заповедник обладает всего одной работой М. А. Врубеля, это ни в коей мере не уменьшает его важности в вопросе изучении творческого наследия художника. Обусловлено это, прежде всего, тем, что майолика, входящая в состав коллекции музея, относится к циклу персонажей оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», который в 1900 году экспонировался на Всемирной выставке в Париже и был удостоен золотой медали [6].

Хорошую коллекцию керамики М. А. Врубеля имеет Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко. В неё входят: скульптуры «Кронштейн» (два варианта), «Купава», «Мизгирь», «Царевна», курительница «Голова ассирийца» и блюдо «Морской царь». Все эти работы были приобретены музеем в 1927 году в магазине Высший художественно-технический института. Цена их варьировалась от 5 до 20 рублей. Дороже всего музею обошлось блюдо «Морской царь».

Кроме керамики музей обладает акварелью «Голова Демона» и живописной работой «Лодка у берега». Акварель была приобретена заведующим музеем Р. К. Войциком за 80 руб. в Москве. А живописное произведение получено в дар от академика Л. Ф. Ильичева в 1985 году [5].

Небольшой коллекцией произведений М. А. Врубеля обладает Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва. В её состав входят три произведения художника: майолика «Мизгирь», акварель «Морские жители», карандашный рисунок «Головка девушки».

Скульптура «Мизгирь» и акварель «Морские жители» поступили в иркутскую коллекцию в 1948 году из Московской закупочной комиссии. А вот маленький карандашный набросок «Головка девушки» музей получил в подарок от иркутянки С. П. Лебедевой в 1970 году в честь столетнего юбилея музея [4].

Заслуживает внимания и собрание Омского областного музея изобразительных искусств, который с 1995 года носит имя Врубеля.

В коллекции Омского музея представлено единственное за Уралом живописное произведение М. А. Врубеля – триптих «Цветы», состоящий из трёх плафонов: «Желтые розы», «Хризантемы», «Розы и лилии». Этими произведениями, написанными в 1884 году по заказу Елизаветы Дмитриевны Дункер, Врубель открыл серию декоративных панно, созданных во время наивысшего подъема его творчества. В них отчетливо проявляется характерная для творчества художника черта: сдержанность цвета в сочетании с техникой наложения красок небольшими отчетливыми мазками, придающее триптиху сходство с мозаикой из камней.

Немаловажным для музея стало поступление в его фонды гипсового отлива М. А. Врубеля «Роберт и монахини», оригинал которого находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. С помощью него в 2005 году была отлита одна из самых значительных, по признанию многих специалистов, скульптурная работа Врубеля, отличающаяся динамичностью, текучестью форм и сложностью ракурсов [7].

Делая вывод о коллекциях трёх этих музеев, стоит сказать, что, несмотря на немногочисленность произведений М. А. Врубеля входящих в их состав, данные коллекции являются весьма ценными для познания скульптурного, декоративно-прикладного, живописного, акварельного и графического мастерства художника.

О таланте Врубеля-иллюстратора и театрального декоратора дают представление коллекции Всероссийского музея им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина и Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина.

В собрании Всероссийский музей А. С. Пушкина музея находятся 5 иллюстраций М.А. Врубеля к произведениям А. С. Пушкина и 5 эскизов костюмов к театральным постановкам. Иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина попали в коллекцию музея в 1938 году из собрания Государственной Третьяковской галереи. А эскизы костюмов были переданы из Театрального музея им. А. А. Бахрушина также в конце 1930-х гг. [1].

Если говорить о коллекции произведений М. А. Врубеля Театрального музея им. А. А. Бахрушина, то в неё входят: эскизы декораций «Набережная Зимней канавки», «Царский двор в Тмутаракани», «Город Леденец»; эскизы костюмов «Гвидон» и «Салтан; акварель «Женский портрет (голова украинки)» и др. [3].

Только одно произведение М. А. Врубеля имеет Рязанский художественного музея им. И. П. Пожалостина – эскиз костюма «Снегурочка» к одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова, ставившейся на сцене Московской частной русской оперы в 1890-е гг. Этот эскиз поступил в музей в 1923 году из Государственного музейного фонда РСФСР [8, с. 167 – 168].

Говоря о значении коллекций данных музеев, необходимо отметить то, что они весьма важны для изучения театрально-декоративного мастерства М. А. Врубеля, превратившего (вместе некоторыми с другими художниками) создание декораций и костюмов в особое искусство. Важность коллекций определяется ещё и тем, что во многом благодаря интересным сценическим решениям, немало спектаклей вошло в историю театра. К тому же, эскизы зачастую остаются единственным документальным свидетельством о постановке, ведь не всегда удаётся сохранить костюмы и декорации к спектаклю.

Таким образом, подводя итог, стоит сказать о том, что музейные собрания, о которых в статье шла речь, дают довольно детальное представление о творческой биографии М. А. Врубеля, раскрывая фактически все грани его таланта, и занимают равную позицию в вопросе значимости с коллекциями музеев, располагающими большим количеством работ художника. Это обусловлено тем, что в творческом наследии Врубеля нет незначимых работ, каждая от небольшого наброска до живописного полотна и огромного панно уникальна и достойна внимания.

 

Список литературы:

  1. Всероссийский музей А. С. Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museumpushkin.ru/ – Дата доступа: 18.03.2016.
  2. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vmdpni.ru/ – Дата доступа: 16.03.2016.
  3. Государственный театральный музей им. А. А. Бахрушина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gctm.ru/ – Дата доступа: 10.03.2016.
  4. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.irk.ru/ – Дата доступа: 18.03.2016.
  5. Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kxmuseum.ru/ – Дата доступа: 4.04.2016.
  6. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novgorodmuseum.ru/ – Дата доступа: 7.04.2016.
  7. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vrubel.ru/ – Дата доступа: 11.03.2016.
  8. Рязанский областной художественный музей. Русское искусство XV – начала XX века. Живопись. Скульптура. Графика: каталог – Л.: Художник РСФСР, 1982. – 269 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.