Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хоружий В.В. «ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ» КАК ПРАВОВОЙ ИСТОЧНИК ФЕОДАЛЬНОЙ АНГЛИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 13.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ» КАК ПРАВОВОЙ ИСТОЧНИК ФЕОДАЛЬНОЙ АНГЛИИ

Хоружий Владимир Валерьевич

студент 1 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Российская Федерация

Гущина Людмила Ивановна

научный руководитель,

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права,

«Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар, Российская Федерация

«Великая хартия вольностей» один из основных правовых документов средневековой Англии. История его появления связана с именем Иоанна Безземельного (1199-1216 гг.).

Политический кризис, разразившийся при Иоанне Безземельном, один из наиболее значимых эпизодов в истории средневековой Англии после нормандского завоевания. Деспотизм Иоанна Безземельного поднял против него все слои английского общества, которые сплотившись под   предводительством баронов, с оружием в руках потребовали от Иоанна гарантий, обеспечивавших неприкосновенность их прав и прежде всего прав баронов, поднявших и организовавших данное движение. Результатом явилось издание «Великой Хартии вольностей», которую многие современные англичане считают краеугольным камнем английской свободы, а день принятия хартии - 15 июня 1215 г. - первым днем многовековой свободы Англии.

Обстоятельства, вызвавшие в английском обществе движение, которое окончилось приобретением «Великой Хартии», общеизвестны, и мы остановимся лишь на главных моментах. В 1204 г. Иоанн Безземельный в результате неудачной войны с французским королем Филиппом II Августом лишился Нормандии, Мэна и других территорий. Во время этой войны Иоанн использовал сильный государственный аппарат, который он унаследовал от отца, для нажима на все слой населения с целью получить субсидии для своих военных прожектов, как правило неудачных. Нелегитимными конфискациями земель, арестами и казнями не угодных ему магнатов, систематическими нарушениями феодальных обычаев Иоанн возбудил против себя оппозицию баронов. Их поддерживала церковь, недовольная вмешательством короля в церковные выборы и его бесконечными поборами.

Это было не первое столкновение королевской власти и баронов. Но в отличие от всех предшествующих столкновений в оппозиционном лагере оказались на этот раз и те слои населения, которые ранее всегда были преданы королю и поддерживали его в борьбе против баронов – рыцарство и горожане. К поддержке баронов их подтолкнул произвол королевской администрации и бесконечные поборы, особенно с городов. Недовольство финансовыми вымогательствами короля пустило глубокие корни и в этих традиционно преданных королевской власти слоях общества. И поэтому неудивительно, что попытка коро­ля найти поддержку у рыцарства и горожан (съезд их представите­лей состоялся в Сент-Олбансе в 1213 г.) не имела успеха.

Кроме того, положение короля осложнялось конфликтами с папой римским Иннокентием III. Непосредственным поводом к столкновению стал вопрос о замещение кентерберийской кафедры, ставшей вакантной в 1205 г. Папа отклонил кандидатуры, представленные королем и назначил архиепископом в 1206 г. одного из своих кардиналов – Стефана Лэнгтона. Король отказался принять нового примаса. В результате в 1208 г. Иннокентий III подверг Англию интердикту, а короля отлучил от церкви (1209 г.). Ответом на эту меру было решение короля конфисковать в королевстве все владения церкви. В 1211 г. папа потребовал подчинения короля, в противном случае подданные короля освобождались от присяги верности.

В 1212 г. папа объявил Иоанна Безземельного лишенным престола и благословил французского короля Филиппа II Августа на крестовый поход против Англии.  Кроме того, в оппозицию к королю в самой Англии встали практически все слои английского общества: церковь негодовала по поводу конфликта с папой римским и наступления на ее права; бароны были недовольны ужесточением налогового гнета и серьезным ограничением их политических привилегий; рыцарей, горожан и свободных крестьян не устраивали огромные фискальные требования королевской власти.

Не видя выхода, Иоанн примирился с папой Иннокентием III и признал Стефана Лэнгтона. В июле 1213 г. отлучение было снято с Иоанна, а в октябре 1213 г. он передал папе Англию и Нормандию, а затем получил их от него в держание в качестве лена. Т.е. Иоанн стал вассалом папы, а Англия – леном папского престола. Кроме того, Иоанн обязался выплачивать папе ежегодную дань в тысячу фунтов [4, с.58-59]. Этот позорный акт еще больше усилил оппозицию.

Поражение английского короля в 1214 г. в битвах при Бувине и Ларош-о-Муане, в результате которого английская корона окончательно потеряла большинство континентальных владений, стало последней каплей, переполнившей чашу всеобщего негодования. Весной 1215 г. бароны при поддержке рыцарства и горожан начали открытую войну против короля. В конце мая баронское войско двинулось на Лондон. «Большая хроника» Матвея Парижского сообщает об этом следующее: «Магнаты, явившиеся к королю, требовали утверждения неких вольностей и законов короля Эдуарда… Но склонить короля к соглашению никак не могли... Магнаты... в боевом порядке двинулись тогда к Лондону. После этого король Иоанн видя, что силы его не равны силам баронов ... законы и вольности им пожаловал». [3, с.73-74]. Случилось это 15 июня 1215 г. и документ, подписанный Иоанном Безземельным получил название «Хартия вольностей» (Carta Libertatum). Название «Великая хартия» (Magna Carta) этот документ «английской вольности» получил не сразу, а лишь в 1253 г.

«Великая Хартия вольностей» представляет собой важный историко-правовой памятник конституционной истории Англии. Из 63 статей хартии: 3 касались церкви; 30 статей выражали интересы духовных и светских баронов; 7 интересы рыцарства и фригольдерской верхушки; 3 статьи - интересы горожан; 16 статей были посвящены улучшению деятельности судебно-административного аппарата. Это распределение свидетельствует о том, что в Magna Carta интересы баронов представлены наиболее полно, Статьи 2-11 гарантировали соблюдение королем феодальных обычаев по отношению к его вассалам-баронам. Статья 12 запрещала королю брать с баронов феодальную помощь и щитовые деньги «не иначе, как по общему, совету королевства нашего» [2, с.100]. Состав этого общего совета королевства называет статья 14 Magna Carta: «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием ... или для обложение щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов» [2, с.102]. Таким образом, к управлению государством по "Великой Хартии вольностей" допускалась лишь феодальная аристократия.

Баронам удалось свести на нет многое из того, что было сделано королем Генрихом II в области юрисдикции. Особенно показательны в этом отношении статьи 34 и 39. Статья 34 постановляет, что королевская курия не имеет права выдавать приказы о перенесении исков о праве на держание имущества из феодальной курии в королевскую, нанося этим ущерб свободному человеку. Под «свободным человеком» имеется ввиду бароны, так как иметь свою курию могли только крупные феодалы. Стремление баронов обеспечить себе юридическую независимость от королевского суда проявляется и в статье 39: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму или лишен имущества ... иначе как по законному приговору равных его (пэров) и по закону страны» [2, с.106]. Эти статьи отражают политическое стремление баронства к замене государственной юридической системы, формирующейся под воздействием политических устремлений к централизации со стороны королевской власти, на феодальное право, передающее судебную власть в руки баронства.

Но, несомненно, самый феодально-олигархический характер носит статья 61 «Великой хартии вольностей». В ней говорится о создании комитета 25-ти баронов, «которые должны всеми силами блюсти мир и вольности», пожалованные королем [2, с. 114]. В случае нарушения хартии, королем этот комитет имел право начать против него войну, призвав к восстанию всю страну. Выполнение этой статьи надолго задержало бы развитие Англии на пути централизации.

Однако для своего времени «Великая хартия вольностей» имела и известное прогрессивное значение. Она ограничивала произвол королевской власти не только в отношении баронов, но также рыцарства и горожан (хотя им хартия дала значительно меньше, чем баронам).

Статьи, касающиеся рыцарства и горожан сформированы очень лаконично и весьма расплывчато. Хартия запрещала баронам требовать с рыцарства и верхушки фригольдеров больше служб и повинностей, чем следовало по обычаю (статьи 15,16,27,60).

Еще меньше привилегий получили по хартии города. Статья 13 торжественно подтверждает уже существовавшие права и вольности Лондона и всех других городов. Вместе с тем, Magna Carta содержит ряд пунктов, способствующих реализации конкретных требований городов, позволяющих нормально функционировать торговой и промышленной жизни в стране: статья 35 вводит единообразие мер и весов в стране, статья 28 запрещает королевским агентам брать у кого-нибудь хлеб или другие предметы иначе, как немедленно уплачивая при этом продавцу деньги. Налогового гнета для городов «Великая Хартия вольностей» не облегчила [1, c. 132-133]

Основная же масса английского народа - вилланство - ничего по получило от хартии, которая, игнорируя интересы крепостных крестьян, еще раз подчеркнула их полное бесправие (статья 20, единственная, упоминающая вилланов, имеет в виду прежде всего интересы их сеньоров).

Ряд статей «Великой Хартии» утверждают в стране новые судебно-административные порядки, сложившиеся после реформы Генриха II (18,19,20,32,40 и др.), выгодные широким слоям свободного населения. Эти статьи оказались наиболее жизнеспособными и прогрессивными, будучи включены впоследствии в статуты ХIII-ХIV вв.

В целом, однако «Великая Хартий вольностей» чисто феодальный документ, защищавший интересы баронов и отчасти рыцарства и городской верхушки. Её конституционные статьи (12,14,21,34,5,39,61) утверждали прежде всего привилегии баронства, а последние четыре из них, изымая баронов из-под действия королевской юрисдикции и узаконивая феодальные междоусобицы, носили явно реакционный характер. Magna Carta, как результат оппозиции политике централизации короля, была шагом назад. Для ХII-XIII вв. централизация – прогрессивное явление. Следовательно, «Великая Хартия вольностей», несмотря на свой противоречивый характер (феодально-реакционные политические требования баронов переплетаются в хартии с прогрессивными для XIII в. требованиями рыцарства, горожан и фригольдерской верхушки) была документом реакционным.

Тем не менее «Великая Хартия вольностей» сыграла серьезную роль в политической борьбе ХII-XIII вв., приведшей к складыванию английской сословной монархии. Хартия торжественно подтверждалась 32 раза, всеми английскими королями от Генриха III до Генриха VI, за исключением конституционных статей, умалявших престиж короны. В эпоху Тюдоров значение Хартии сильно упало, о ней практически забыли. Шекспир в своей драме «Король Иоанн» ни разу не упоминает о «Великой Хартии» и вполне возможно никогда о ней и не слышал.

Забытая в конце XV-XVI вв. «Великая Хартия» была заново «открыта» в начале XVII в. и использовалась лидерами парламентской оппозиции накануне и в начале английской буржуазной революций для доказательства древности права парламента контролировать корону.

 

Список литературы:

  1. Гущина Л.И., Епифанова Е.В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие. Ч.1. Краснодар: Манускрипт, 2015. — 148 с.
  2. Памятники истории Англии XI-XIII вв. / Под ред. Д.М. Петрушевского. М.: Госоцэкиздат, 1936. — 238 с.
  3. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. Т.2. М.: Учпедгиз, 1950. — 348 с.
  4. Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., Изд-во ЛГУ 1973. — 184 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.