Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вирц Т.В. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
АВТОНОМНОЙ ФИНЛЯНДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1920-Е ГГ.:
ПРОБЛЕМА «ФИННИЗАЦИИ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 13.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
АВТОНОМНОЙ ФИНЛЯНДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1920-Е ГГ.:
ПРОБЛЕМА «ФИННИЗАЦИИ»

Вирц Татьяна Валериевна

студент 4 курса, кафедра зарубежной истории, политологии и международных отношений ПетрГУ, г. Петрозаводск

Соломещ Илья Мотелевич

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент ПетрГУ, г. Петрозаводск

Проблемы способа реформирования Поместных Православных Церквей, находящихся в каноническом подчинении Московскому Патриархату, становятся актуальными для современных исследователей. Однако наибольший интерес представляет собой Финляндская православная церковь, для проведения реформ которой, необходимо было разорвать каноническую и юридическую связь с Москвой и повести церковь по своему «национальному» пути, сильно отличающемуся от вектора развития православных церквей в других странах.

Еще в Великом княжестве Финляндском православная церковь обретает статус самостоятельной Финляндской епархии Русской православной церкви. Общество воспринимало православную церковь как инструмент имперской политики России на национальной окраине. После обретения независимости в декабре 1917 года, правительству Финляндии необходимо было что-то делать с этим исконно русским институтом. Предпринимаются первые шаги на пути к обретению независимости от России и в вопросах церковного управления. На церковном собрании в Выборге был утвержден устав автономной ФПЦ, что означало самостоятельность церкви в вопросах своей внутренней жизни и одновременное подчинение финляндскому правительству в делах гражданских и хозяйственных. Начинается противостояние двух направлений в вопросах о развитии церкви: финского, выступающего за полное обособление церкви от РПЦ и русского, выступающего за сохранение канонических связей с Москвой. Второй шаг предпринял финляндский Сенат, утвердив «Положение о ФПЦ» (1918), которое учреждало Церковное управление с жалованием из государственной казны, на которое теперь возлагалась вся полнота власти в делах церкви [13, с. 22, 3, л. 33]. Затем последовало обращение Церковного Управления к Константинопольскому патриарху Мелетию, содержащее просьбу о переходе в его юрисдикцию [12, с. 101]. В 1923 году ФПЦ была принята в каноническое управление Константинопольского патриарха.

После обретения Финляндией независимости православная церковь встала на путь отделения от РПЦ. За шесть лет независимости страны Православная церковь стала полностью подчиненной правительству в административном и финансовом плане, а также отказалась от своей матери-церкви в пользу Константинопольского Патриархата (1923 г.). Место главы церкви взамен «русского консерватора» арх. Серафима теперь занял эстонский священник Герман Васильевич Аав [10, с. 74]. Финский исследователь Ю. Лойма писал, что кандидатуру Германа Аава рекомендовал С. Солнцев, председатель Церковного Управления, сторонник «финской линии», аргументируя тем, что Герман Аав сможет легко понять национальный дух ФПЦ [12, с. 107]. Согласно предположению В.И. Мусаева, выбор в пользу выходца из Эстонии явился отголоском идеи объединения православных церквей Финляндии и Эстонии. Также, в отличие от архиепископа Серафима, Герман научно изучал финский язык и, по мнению церковных деятелей, был «по национальности близким единоплеменником финского народа» [8, с. 401]. Однозначного мнения о новом архиепископе не было. Очень эмоциональным было письмо арх. Серафима к патриарху Мелетию, в котором он отмечал, что Герман при встрече производит тягостное впечатление. Серафим считал, что в будущем Герман поведет финляндское православие к автокефалии или слиянию с Эстонской православной церковью, а также введет возможность второго брака для духовенства, значительно сократит количество постов и требования к ним [7, с. 27]. Упрекал Серафим Германа и за то, что он якобы был дважды женат и имеет 11 детей, из них шесть малолетних [11, с. 59]. На самом деле у Германа был один брак, в котором родилось всего шесть детей [14, с. 26].

Говоря о законности назначения Германа Аава на должность епископа, известный русский богослов и историк церкви Н.Н. Глубоковский пишет, что его кандидатура принята Финляндским Собором, справедливо легализирована в Константинополе и законна по всем основаниям [2, с. 108].

Исследователь В. Пурмонен называет архиепископа Германа (Аава) строителем национальной православной церкви Финляндии. Необходимо отметить основные реформы, осуществляемые внутри ФПЦ в период становления своей независимости. Первое и самое главное это утверждение нового церковного летоисчисления, а именно переход на григорианский календарь и сглаживание конфликтов на этой почве, подавление монастырской оппозиции. Это была очень болезненная для монастырской братии Валаамского, Коневского и Линтульского монастырей реформа, повлекшая за собой аресты и наказания ее наиболее ярых противников. Интересно письмо уже упомянутого митр. Антония: «Нет греха в том, чтобы пользоваться новым исчислением, каноны Соборов и святого писания этого не запрещают. Но если воспротивиться этому – распустят всю обитель Валаама, как сделали это большевики» [4, л. 3].

Так или иначе, но по прошествии десяти лет о деятельности архиепископа напишут в журнале ФПЦ «Aamun Koitto»: «Спокойные и рассудительные действия архиепископа Германа привели к безопасному разрешению этого конфликта» [14, с. 58].

Архиепископ Герман (Аав) также организовал деятельность ежегодных съездов православного духовенства Финляндии, на которых обсуждались вопросы касательно будущих изменений внутри церкви. Вопросы, обсуждаемые на этих собраниях, были различны. Необходимо было решить проблемы перевода надписей на иконах с церковнославянского на финский язык, изменения облачений клира. Теперь священнослужителям разрешалось стричь волосы и не носить бороду, женатым священникам можно было носить кольцо на левой руке, а не на правой [1]. Поднимался вопрос о сокращении количества постов и требований к их соблюдению, о совершении венчаний на дому, об установлении в храмах и церквях скамей. Предлагалось также новое расположение икон, чтобы прихожане не могли целовать их в молитве [9].

Однако данные предложения не были введены как обязательные для всех приходов Финляндской Православной Церкви. Большое внимание Герман уделял церковным облачениям, но изменения в этом плане не были введены как обязательные. Однако, в этот период можно отметить изменение внешнего образа духовенства: священники начинают коротко брить или вовсе сбривать бороды, менять фамилии.

Большое внимание Герман Аав уделял вопросам церковного пения. Под его началом в 1929 году был организован так называемый день церковного пения, на который были приглашены хоры православных церквей.

Еще одно важное направление деятельности Германа – участие в международных церковных конференциях в Риге(1924) и в Праге(1928), развитие дружественных отношений с православными церквями в Эстонии и Латвии [14, с. 68].

Большой интерес представляет то, как комментируют изменения, происходившие внутри церкви, священники ФПЦ сейчас. Сергий Коллиандер, один из священников ФПЦ, вырос в обстановке, связанной с Ново-Валаамским монастырем, со старцами, с глубиной православной жизни. Комментируя реформы данного периода, он говорит, что в развитии финляндского православия нет основы для выдвижения одного правящего архиерея, как «двигателя». Необходимо понять весь контекст, окружающий небольшой контингент православных. А именно непонимание православной церкви как полноценной христианской общины. Финляндский национализм 20-х и 30-х годов прошлого века сводится к словам: "yksi mieli, yksi kieli, yksi usko" - в переводе примерно "одна душа, один язык (против шведского), одна вера (против православия и сект). Кроме того, процесс принятия решений в рамках ФПЦ происходил и происходит в коллегии, Церковном управлении. Здесь при расхождении мнений архиепископ имеет всего один голос. Также косвенная и непосредственная зависимость ФПЦ от благосклонности государственной власти, в частности, министерства просвещения, влияло на направление "реформ" [6].

Другой финский священник, Павел Пуговкин, переехавший из России в Финляндию и имеющий статус «русскоязычного» разъездного священника Хельсинкской епархии, считает, что при всех реформах, которые водворял в жизнь владыка Герман, он сам всегда оставался верен так называемому «русскому стилю» в ношении духовного платья и церковных богослужебных облачений. То, что он брил бороду и усы – тогда многие так делали, это была всеобщая тенденция, ввиду того факта, что в умах финляндцев борода – признак «русскости», некий раздражитель. Но в то же самое время проявления русофобских настроений вызывали волну негодования и осуждения. В пример он приводит эпизод, когда один из участников праздничного мероприятия посетовал на то, что еще слышна в стенах финляндских храмов русская речь, чем навлек на себя волну порицания. Применительно к православному приходу в Хельсинки, нельзя говорить о том, что церковная жизнь была перевернута « с ног на голову». Павел замечает, что, конечно, поначалу непривычно было праздновать Рождество и Пасху по «новому стилю», но особенных волнений по этому поводу не наблюдалось. Никто не запрещает разговаривать по-русски, даже заметен большой интерес со стороны финноязычных прихожан относительно русского языка, «русских служб», которые проводятся регулярно [5].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что правительство Финляндии в лице Церковного Управления проводило политику «национализации» православия в Финляндии, а выразителем этого направления внутри церкви по-неволе стал архиепископ Герман Аав. Он становится фигурой, осуществляющей процесс финнизации, и уже поэтому вызывает противоречивые оценки со стороны русских православных, многих современных исследователей, не говоря уже о современниках событий, не примкнувших к «финскому направлению».

Стоит обратить внимание на то, что оценки процесса финнизации очень часто преувеличиваются и приобретают заведомо отрицательный оттенок. Необходимо помнить, что большинство изменений не носили срочный и обязательный характер. В результате преобразований, осуществляемых архиепископом Германом (Аавом) по инициативе финляндского правительства, Финляндская Православная церковь к концу 1920-х гг. приобрела те организационные формы, в которых она в основном сохранилась до наших дней. Но нельзя говорить о том, что «русскость» в уже национальной ФПЦ все же была полностью искоренена: продолжали существовать русские приходы, в некоторых из них удалось сохранить юлианский церковный календарь.

 

Список литературы:

  1. Герман Аав. Православная энциклопедия. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL:http://www.pravenc.ru/text/164751.html (Дата обращения: 24.03.16).
  2. Глубоковский Н.Н. «Война и мир» в Финляндской Православной Церкви / Публ. Т.И.Шевченко // Вестник СТПГУ. - 2009. - №2. – 99-119 с.
  3. Докладная записка о Финляндской православной церкви // НА РК, ф. 762, оп. 1, д. 130, л. 33.
  4. Извлечение из письма митрополита Антония от 14.10.1923 г. // НА РК, ф. 762, д. 130, л. 3.
  5. Интервью с Павлом Пуговкиным 30.10.2015. (записала Т. Вирц).
  6. Интервью с Сергием Коллиандером 15.04.2016. (записала Т. Вирц).
  7. Копии писем архиепископа Серафима Вселенским патриархам // НА РК, ф. 762, оп. 1, д. 130, л. 27, 29.
  8. Мусаев В. И. Между Западом и Востоком: Православие в автономной и независимой Финляндии (1890-е – 1930-е гг.) // В. И. Мусаев. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. – 538 с.
  9. Письма из Финляндии // Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL:http://shh.neolain.lv/seminar23/sidu%20patij.htm (Дата обращения: 24.03.16).
  10. Протокол, составленный на заседании очередного собора ФПЦ, состоявшемся для выборов викарного епископа в г. Сортавала 17 июня 1922 г // НА РК, ф. 762, оп. 2, д. 17, л. 74 об.
  11. Шевченко Т. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной церкви // Вестник ПСТГУ. - 2008. - №2. – 42-69 с.
  12. Яровой О.Я., Смирнова И.А. Валаамский монастырь и православная Церковь в Финляндии 1880-1930-е гг. (Из истории финнизации православной конфессии). Петрозаводск: Издание Карельского научного центра РАН, 1977. – 202 с.
  13. Koukkunen H. Tuiskua ja tyventä. Suomen ortodoksinen kirkko 1918-1978. Heinävesi: Valamon luostari. – 206 s.
  14. Purmonen V. Arkkipiispa Hermanin elämä: Ortodoksisen kirkon vaiheita Virossa ja Suomessa. Kuopio, 1986. – 119 s.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.