Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В современном мире, полном новейшими техническими устройствами и компьютеризованными способами передачи информации, так же как и раньше, человеческие отношения играют основополагающую роль. Межличностные связи и отношения всегда были сугубо индивидуальными факторами, присущими каждому человеку . А в основе этих факторов лежат простейшие и, одновременно с этим, наисложнейшие системы под названием «Добро» и «Зло».
«Добро» и «зло» – две общечеловеческие категории, которые фиксируют в себе то, что одобряется и порицается большинством людей. Но что считается добром и злом? Как рассматривается данная проблематика в истории философии? Что сегодня думает студенческая молодежь касательно проблемы «добро-зло», и какой она является в своем большинстве – доброй или злой?
Данная работа ставит своей целью: показать место общечеловеческих понятий «добро» и «зло» в контексте философской науки прошлого и человеческой культуры настоящего.
Пожалуй, первыми философами, которые стали рассуждать на подобные темы, были Сократ, Платон, Аристотель. У Сократа добро и зло - следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно - знания. Истина, Добро и Красота — эта этическая троица греков — является, по мнению Сократа, единственно важным предметом изучения и знания, без чего человек, как бы сведущ ни был в других областях, есть не что иное, как невежда. Главными добродетелями Сократ называл храбрость – знание, как обуздать страх, умеренность – знание, как обуздать страсть и справедливость – знание, как соблюдать законы человеческие и божественные [3].
Этика Платона, ориентированная на создание идеального государства, исходит из идеалистического понимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий: мудрость является добродетелью правителей-философов, храбрость - добродетелью воинов, умеренность - добродетелью народа. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости [3].
В основе этики Аристотеля лежит разделение добродетелей на два вида: разумную и нравственную. Разумная добродетель развивается благодаря обучению. Нравственная добродетель исходит из привычек человека и формируется в процессе воспитания. По Аристотелю, добродетель является золотой серединой между двумя крайностями пороков: недостатком и избытком [3].
В эпоху средневековья концепция «добро-зло» была одной из ключевых в рассуждениях философов. Согласно А. Аврелию, все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к Абсолютной Доброте. Ведь Бог, создавая вещи, запечатлел в них определенную меру, вес и порядок. Отсутствие же добра А. Аврелий называл злом. «Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота – отсутствие одежды, болезнь – отсутствие здоровья, а темнота – света, так и зло – отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе» - писал А. Аврелий [3].
Ф. Аквинский помещает человека на границе между животными, с одной стороны, и ангелами, с другой. В сравнении с последними, человеческая личность является чем-то несравненно более низким и несовершенным. В свою очередь, в иерархии телесных созданий человек находится на самом высоком месте как совершенное животное. Отличается же человек от животных нематериальной разумной душой и свободной волей. Благодаря воле человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между добром и злом [3].
Эпоха Возрождения смещает акценты в сторону человека. При поиске идеалов люди обращаются не к Богу, а в первую очередь, к самому себе. Проявления собственного «Я» и воспринимаются в качестве добра. В эпоху Нового времени Ф. Бэкон пишет: «Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь» [3]. В современный период развиваются специальные науки, предметом исследования которых являются проблемы добра и зла, в частности, практическая педагогика, этическая психология и др.
Как показывают результаты собственных социологических исследований, проведенных среди студентов ФГБОУ ВО Белгородского ГАУ, 85% опрошенных утверждает, что научить и принудить человека быть добрым нельзя, в то же время, добро не является врожденным или данным от Бога, оно есть внутренняя саморегуляция человека в сфере свободы и напрямую соотносится с волей человека (диаграмма 1). При этом, добрым можно быть вообще, никак не проявляя доброту в делах (75%) (диаграмма 2), а началом доброго отношения к людям является умение прощать (на это указали 60% респондентов) (диаграмма 3).
Тем не менее, у 50% респондентов обнаружено, что их доброта – вопрос случая. Добры они далеко не со всеми. Для одних они могут пойти на все, для других – нет. Общение с такими личностями более чем неприятно для тех, кто
им не нравится. Такие люди не могут быть ровными со всеми. С некоторыми же студентами (их оказалось 19%) общение порой бывает просто мукой даже для самых близких людей. И лишь 31% опрошенных любезны и приятны в общении со всеми людьми. Они могут нравиться окружающим. У них, наверное, много друзей. Они могут легко находить контакт и идти на компромисс, считаясь с мнениями других людей. С наших позиций, именно эти студенты могут оцениваться другими людьми как добрые, нравственные (диаграмма 4).
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3.
Диаграмма 4
Если принять во внимание учение апостола Павла о том, что человек есть тело, душа и дух, то порочное поведение – это, прежде всего поведение, направленное на удовлетворение телесных потребностей. Чем больше интерес к телесному, тем дальше уход от духовного. Как показал опрос, молодежь ориентируется сегодня, прежде всего, на обретение материального благополучия (57%) и деловой карьеры (35%) [1; 2].
В целом, можно сказать, что в нашем обществе наличествует кризис ценностей, когда мораль теряет очевидность, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и зло.
Список литературы:
1. Белозерова,И.А. Отражение русской идеи в характере современного россиянина // Материалы ХI Международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики» (27 февраля 2015 г.) – Отв. редактор Уварина Н.В. – Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s. r. o., 2015. – С. 477-479.
2. Белозерова И.А. Роль праздничных народных традиций в воспитании молодежи // Материалы XVIII международной научно-производственной конференции «Проблемы и перспективы инновационного развития агроинженерии, энергоэффективности и IT-технологий» (26-27 мая 2014 г.) – Белгород: изд-во БелГСХА, 2014. – С. 208.
3. Гуревич П. С., Столяров В. И. Мир философии: Книга для чтения: в 2-х частях. - М.: изд-во «Лань», 1991 - Ч. 1. - С. 26-61.
дипломов
Оставить комментарий