Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Селюгина А.Ю., Никульшина О.О. ОДИНОЧЕСТВО И ФОРМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОДИНОЧЕСТВО И ФОРМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Селюгина Анна Юрьевна

студент 3 курса, кафедра управления персоналом СибГИУ, г. Новокузнецк

Никульшина Ольга Олеговна

студент 3 курса, кафедра управления персоналом СибГИУ, г. Новокузнецк

Пьянкова Людмила Алексеевна

научный руководитель,

канд. экон. наук, доцент СибГИУ, г. Новокузнецк

Одиночество является серьезной трудностью современного социума Оно издавна закончило существовать предметом обсуждения отдельных индивидов, сообразно специфичным факторам не сумевших приспособиться к социуму, и перевоплотился в актуальную социальную дилемму, от решения которой не в заключительную очередность зависит психологическое и психическое самочувствие человека. Довольно нередко снаружи беспристрастно существующую ситуацию: человек может обладать семьей, находиться с товарищами, колесить и совместно с тем чувствовать себя совсем одиноким.

Академический и утилитарный энтузиазм к исследованию парадокса одиночества, обхватывающий наиболее различные общественные круги русского сообщества, увеличился за крайние годы, невзирая на то, что он все еще в большей степени рассматривается с точки зрения психологических теорий, ежели социологических. Как отмечает Ж. В. Пузанова, в настоящее время разрешено произносить об одиночестве как о суровой общественной дилемме, так как вследствие усиления индивидуализма, ослабления связей первичной общественной группы, интенсификации общественной мобильности, роста раздробленности в сообществе вызванная данными причинами непостоянность приводит к возрастанию в сообществе социально обусловленного одиночества [1]. Можно дополнить  вышесказанное тем, что масштаб общественного одиночества возрастает в критериях неопределенности, сопровождающейся кризисом идентичности, невысоким уровнем общественного и межличностного доверия. Положение одиночества как социального явление в современной России мало осмыслена, так как сложность решения предоставленной трудности связана с противоречивостью природы одиночества, его многофакторной обусловленностью как общественного явления и сложностью измерения. Не считая этого, в социальном знании отсутствуют довольно разработанные способы выявления одиноких людей.

До того как перейти к выявлению общественной сущности парадокса одиночества, нужно открыть суть «одиночества», рекомендовать метод операционализации категории «одинокий человек» и классифицировать предпосылки и причины, обусловливающие распределение и масштаб одиночества в социуме. Как подмечают ученые, вследствие противоречивости и трудности самой природы одиночества данное мнение остается одним из менее разработанных социальных мнений [2].

Сообразно понятию Г.М. Тихонова, предоставленная двойственность выливается из самой сущности человечного бытия, так как человек, с одной стороны,- это персональная личность, испытывающая надобность в автономии и индивидуализации, а с иной стороны - вещество публичное, испытывающее надобность в единении с иными людьми. Г. Р. Шагивалеева отмечает, что одиночество - это непростой парадокс, так как подключает в себя очень много форм, любая из которых переживается человеком по-всякому [4] идентичности, невысоким уровнем общественного и межличностного доверия.

Дилемма одиночества как социальное явление в современной России мало осмыслена, так как сложность решения предоставленной трудности связана с противоречивостью природы одиночества, его многофакторной обусловленностью как общественного явления и сложностью измерения. Не считая этого, в социальном знании не имеется достаточно разработанных способов выявления одиноких людей.

Под одиночеством понимается положение, которое представляет собой переживание «разорванности» отношений с миром, положение индивидума, ощущающего себя изолированным от находящейся вокруг решетки [5]. В осмысливании «одиночества» как состояния выделяют 2 нюанса: во-1-х, как субъективное положение, связанное с эмоциями тоски, неполноценности, покинутости, непонятности и в базе данных эмоций лежит депривация, то имеется недочет доверия, осмысливания;,во-2-х, как беспристрастное положение  принужденной физиологической либо общественной изоляции, то имеется положение выключенности из общения с людьми либо с какими-то социально важными категориями людей [6].

Как показывает Н. Л. Смакотина, чувство одиночества может ходить как один из индикаторов неинтегрированности, неадаптивности человека к социальному миру [5].

Сейчас уточним индикаторы, на базе которых в социологической литературе открывается дефиниция «одинокий человек», попробуем сконструировать либо операционализировать категорию «одинокий человек».

Используя повышенный Г. Зиммелем метод конструирования категории «бедные» к построению категории «одинокий человек», разрешено рекомендовать соответствующие симптомы, сообразно которым разрешено отнести людей к предоставленной общественной группе [7].

Данная группа людей сводится средством коллективной установки, которую другие члены сообщества признают в качестве характерной свойства сравнительно данной группы. Одинокие люди как социальная категория - это не лишь те, кто мучается лишь от недостатка межличностного общения либо чувствует себя неполноценными, однако и те, кто получают содействие муниципальную либо обязан бы её обретать, однако не пользовался предоставленной возможностью; владеет невысоким уровнем общественной идентичности(кризис идентичности), межличностного доверия, наименее адаптирован к условиям сообщества, интернальным локус-контролем, невысоким уровнем удовлетворенности собственной жизнью [7]. Дела меж группой народонаселения, определяемой категорией «одинокие», и прочий долею народонаселения перемещает часто нехороший оттенок и выражается в форме общественной эксклюзии, общественной дисквалификации либо неприятия (в последних вариантах отторжением) группой. В нюансе зависимости от служб общественной поддержке категория «одинокий человек» для сообщества представляет определенную категорию, так как она институализирована структурами, сделанными для оказания общественной и психологической поддержке предоставленной категории, а конкретно муниципальными учреждениями [7]. Каковы же предпосылки и причины, действующие на распределение масштабов одиночества в социуме, Мы считаем в концентрированном облике они отражены в монографии «Одиночество и индивидуальности его треволнения студентами» Г. Р. Шагивалеевой. Исследователь группирует предпосылки одиночества последующим образом [4]:

1. Предпосылки, исходящие от самой личности. В свою очередность, предоставленная группа обстоятельствраспределяется на две подгруппы: а)осмысленное и целенаправленное рвение человека к одиночеству; б)желание к одиночеству, объясненная наличием определенных дьявол нрава, затрудняющих коммуникацию и поддержание недалёких отношений с людьми.

2. Предпосылки, исходящие от остальных людей (пренебрежение, увертывание, насильственное заключение и др.).

3. Предпосылки, вытекающие из стечения событий (беспристрастная изоляция, не зависящая ни от самой личности, ни от действий остальных людей).

К социальным факторам отчуждения относят [7] очень скорую урбанизацию, породившую социальную и расовую сегрегацию; важную дистанцию меж поколениями; культ давления в средствах массовой информации; замену обычной среды, вызванную профессиональной мобильностью; неравенство в заработках и доступе к медицинскому обслуживанию и образованию. Нужно выделить, что не есть одной предпосылки, которая приводит к одиночеству, лишь в совокупности и одновременном действии и почти всех событий и при определенных критериях приобретает распределение одиночество. Как показывает Р. С. Вейс [8], в исследовании причин, связанных с одиночеством, есть 2 направленности:

1.Ситуативные причины: ситуации, при которых появляется возможность одиночества: собственные происшествия разведенных и овдовевших, ситуация общения у людей, окружающих в клинике либо сменивших не так давно пространство жительства.

2.Характерологические причины: нравственности личности (серьёзность на собственном внутреннем мире, робость), низкая самомнение и т. д. Некие ученые выделяют еще дополнительные причины: телесное формирование, семейные условия (к примеру, потеря доверия к родителям)[9].

Изучение видов одиночества ведётся нам продуктивным в зависимости от аспекта, положенного в базу классификации. Этак, Г. Р. Шагивалеева в собственной монографии исследует виды одиночества для такого, чтоб найти, какие ситуации взаимодействия человека с социальным окружением разрешено означить этим мнением. Она исходит из классификации сообразно трем основаниям [4]:

а) сообразно уровням взаимодействия человека с находящимся вокруг миром. В контексте главного основания классификации выделяются ситуации одиночества 4 уровней: телесное (пространственное) одиночество; коммуникативное одиночество; эмоциональное одиночество; духовное одиночество;

б)сообразно временной протяженности. 2-ое базу классификации дозволяет произносить об эпизодическом и хроническом одиночестве;

в)сообразно происхождению (факторам, факторной структуре). Выделяются две имеющие отличия друг от друга в субъективном восприятии и оценке вариации одиночества: добровольное и принужденное [4].

Иная классифицирование видов одиночества как состояния представлена последующим образом:

И. Ялом представляет последующую классификацию одиночества в зависимости от типа изоляции [11]:

-одиночество, вызванное общественной изоляцией - неимение доступного кружка общения людей, способных удовлетворить надобность в общении как этаком, в межличностных контактах;

-одиночество, вызванное эмоциональной изоляцией - вследствие неимения привязанности к конкретному человеку или тогда, когда человек изолирует свои эмоции от воспоминаний о событии и делается неспособным к недалёким отношениям с иными людьми.

К главным формам одиночества относят [12]:

1. Телесное одиночество - беспристрастная ситуация, когда человек вынужденно либо по собственной воле остается один.

2. Сердечное одиночество - в его базе лежит эмоция утраты, непризнание человека иными.

Осмотрев суть, виды, предпосылки и причины распространения одиночества, перейдем к выявлению общественной сущности одиночества. Социальную суть одиночества разрешено разглядеть в рамках концепции общей системы социальных взаимодействий [4]. В процессе жизнедеятельности индивидум интегрирован в систему социальных взаимодействий, однако в установленный момент времени и под воздействием специфичных причин он может ограничить свои общественные связи либо разорвать их совсем и избрать одиночество.

Принципиально концентрировать интерес на том, что есть разная реакция на данную ситуацию, на которую воздействует тот либо другой разряд одиночества [4].

Но в механизме обратной связи личности и общественного окружения появляются нарушения. Итогом может появиться отбор личной стратегии жизни с ориентацией на одиночество либо уединенный образ жизни. Уединенный образ жизни, сообразно понятию Р. С. Яцемирской, И. Г. Беленькой, - это телесное положение, которое деятельно избирается самой персоною в силу собственных характерологических необыкновенностей и психического здоровья.

Как показывает Н. В. Шитова [14], лишь выявив определенные закономерности, установив какие-либо связи с тем, что двигает человека на обособленность, разрешено рекомендовать действенные способы борьбы с сиим ощущением и делать шаг для установления утерянных одинокими людьми обычных межличностных отношений, в которых они чувствуют натуральную надобность.

Посреди средств сообразно преодолению одиночества выделяют последующие:

-социально-психологические: личностная диагностика и обнаружение индивидов с завышенным риском одиночества; коммуникативные тренинги для обучения навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения нездоровых эффектов одиночества;

-организационные: творение клубов и групп общения, создание у одиноких людей новейших социальных связей и политработа новейших интересов в обмен утраченных;

- социально-медицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и аудирование основ здорового вида жизни.

Р. С. Вейс дает последующие методы улучшения возможности к установлению контактов с иными людьми: отдать одиноким людям абстрактное понятие об одиночестве - в лекциях либо публикациях; сотворить особые условия, при которых проще грузнуть знакомства.

Одним из приборов в решении «заморочек» одиноких людей выступают брачные агентства, какие в современных критериях исполняют функции ВУЗа сватовства. Функции интернациональных брачных агентств: информационная (творение баз данных покупателей и т. д.); посредническая (содействие в переписке, организация встреч, сервисы переводчика и т. д.), психотерапевтическая содействие (содействие в преодолении ощущения одиночества и др.). [4]

Отчерченный абстрактный анализ дозволяет изготовить вывод о том, что парадокс одиночества присущ современному трансформационному социуму, затрагивает огромную дробь народонаселения и имеет место быть в вариантах, когда индивидум, в силу разных событий, ограничивает свои общественные связи либо совсем разрывает свои общественные козни и избирает стратегию жизни с ориентацией на одиночество.

Человек, существуя в социуме, подвержен отчуждению. Процесс житейских коммуникаций подразумевает взаимодействие Я с «миром Других». Отношения с Иным носят дуальный нрав. Иной главен для Я, нужен, так как является родником познания обо мне как неповторимом и неподражаемом. Однако он же является родником моих отрицательных значений, сокрытой опасностью для моего существования. Отношения с Иным соединены с ожиданием реакции на мои деяния. Вероятные ситуации взаимодействия

Я с миром Остальных приводят к происхождению последующих форм отчуждения, какие, в свою очередность, являются факторами специфичных проявлений одиночества: [1]

1. Социальное отчуждение. Человек, аннексированный в коммуникативные связи, отчужден от сообщества. Сделанные самим человеком политические, экономические, юридические и публичные университеты, какие сочиняют базу социальных отношений и призваны помогать распорядок, перевоплотился в безликую и неизвестную силу, которая заведует человеком и над которой он растерял администрация. Это проистекает в силу такого, что человек преднамеренно жаждет избежать хоть какой ответственности за принятые им решения и сформированные идеи. «В законодательстве, какие верховодят нами, воплощены наши же личные деяния, однако эти законы стали больше нас, и мы - их рабы». Единичный человек, даровитый осмыслить абсурдность конкретной ситуации, нередко как оказалось не в состоянии справиться ее. Динамичные процессы превращают мир в беспорядок, сам человек как оказалось не в состоянии помогать в нём распорядок. Следствием данных действий делается индивидуализм, эгоизм, безразличие и одиночество.

2. Коммуникативное отчуждение. Отчуждение человека от человека характеризуется кризисом собственных отношений. Отношения людей друг с ином представляют собой «отношения 2-ух живых машин, использующих друг друга». Эти дела носят наружный нрав, формируя иллюзия дружелюбия, любви и порядочности, за которыми прячется обоюдная изолированность, сомнение и безразличие. Этот разряд отчуждения приводит к утрате человеком духовных, личных связей, какие существовали в предшествующие эры. При наличии наружных контактов в человечьих отношениях отсутствуют со-причастность, со-переживание, со-бытие с Иным. Конкретно данная выкройка отчуждения, сплетенная с нарушением коммуникативных связей, в особенности обостряет ситуацию одиночества. Каковы машины проявления чуждости Иного, какие приводят к отделению от Иного и происхождению одиночества?

Коммуникативное отчуждение проявлено в 2-ух вариантах. 1-ый появляется вследствие внутренних устремлений Я и наружной их проявленности для себя. 1-ая стадия обнаружения отчуждения связана с тем, что проявленность меня для Иного не подходит моему Я. Она приводит к одиночеству. 2-ая появляется вследствие внутренних устремлений Я и наружной проявленности Я для Иного. Данная стадия связана с осознанием чуждости Иного, когда он описывает меня не как меня, разрушая мою тождественность, в итоге порождая эмоция злобы и одиночества.

3. Самоотчуждение. Отчуждение человека от самого себя ведет к «разделению человечного «Я», к деперсонализации личности. Данная выкройка появляется вследствие наружной проявленности Я и ответного восприятия Иного. Предоставленная стадия обнаружения отчуждения приводит к самому глубочайшему экзистенциальному одиночеству. Это самоотчуждение, когда появляется ситуация несопричастности меня к выраженному мной результату. Я никто, меня не есть как Я. Более симптоматично данная ситуация проявлена А. Туреном в тезисе: «Я более не Я» («JenepasMoi»).

Не считая такого, в современной общественной действительности известие человека к самому себе определяется первичной ценностью средств. Человек расценивает себя как конкурентоспособный продукт, который нужно рентабельно реализовать на базаре. «Отчужденная личность, предназначенная для реализации, безизбежно утрачивает эмоция личного плюсы, свойственного людям даже на самой ранений ступени исторического развития».

4. Культурное отчуждение. Ежели произносить о необыкновенностях ментального места, какие различаютсовременную культуру, то они смотрятся последующим образом. Революция в средствах массовой информации привела к моментальному распространению инфы из 1-го конца решетка в иной. Это привело к взаимопроникновению культур, непрестанному размену культурными ценностями. В результате человек, за пределами зависимости от собственного хотения, делается «гражданином мира» и, находясь в собственной культурной среде, непрерывно проверяет чужеродные социокультурные воздействия снаружи. Под поводом мнимой вездесущности глобальной культуры исполняется атомизация, диспергирование, превращающее жизнь человека в духовную жажду. Все смешалось, все спуталось. Данная выкройка отчуждения выражается в бездуховности и подмене вправду культурных ценностей эрзацами «всеобщей массовой культуры» и контркультуры.

5. Нравственное отчуждение. Отчуждение человека от морали проявлено в аморализме. Высочайшиевысоконравственные и действительно человечные ценности - благо, солидарность, благо приязнь, влюбленность - в современном мире оказываются подчинены вещественным взаимоотношениям, злу, давлению, жестокости и эгоизму.

Все приведенные формы отчуждения приводят к различным измерениям одиночества. Неразрешимые противоречия и конфликты появляются как итог несоизмеримости внутренних устремлений Я, их наружной проявленности для решетка Остальных и его ответного восприятия. Эти противоречия с неизбежностью приводят к одиночеству и содействуют происхождению кризиса идентичности.

Многофункцианальной эмблемой современного индивидума является Нарцисс. Это человек, который занят лишь собой и хлопочет лишь о своем благоденствии. «Нарциссизм - это реакция на вызов машинального: побуждаемое нуждою приобрести себя, наше “Я” окунается в безграничную работу сообразно избавлению, наблюдению и разъяснению собственной личности». Нарцисс демократичен, мобилен, он полностью дозволяет наличие остальных людей, какие этак же, как он, заняты собой. Одной из его ценностей стают личное тело и заботы о нем, не исключающие и рискованного экспериментирования, а еще розыски своей самости, идентичности. Нарциссизм является следствием процесса персонализации, который, сообразно понятию Ж. Липовецки, преобразует все сферы публичной и личной жизни. «Персонализация в масштабах сообщества, - строчит Ж. Липовецки, - подходит персонализации личности, выражающейся в хотении заполучить «больше удовольствия», напаривать над самим собой, мерцать всем телом под музыку, проверять конкретные чувства, ощущать себя вовлеченным в сплошное перемещение впору, обхватывающего целый организм человека». Ситуация одиночества переживается как одинокость Иными и сформирует скрытный круг неспособности ставить длительные дела, а еще сопровождается зависимостью от оценки и согласия Остальных.

В XX веке и в предстоящем, одиночество становится одной из приоритетных тем не только философии, однако, в первую очередность, психологии и социологии. Потому дилемма держит, непременно, междисциплинарный нрав. Изюминка философского подхода содержится в том, что конкретно он дозволяет открыть амбивалентную природу парадокса одиночества и представить, что одиночество в современном мире делается неустранимым, имманентно присущим методом бытия человека.

 

Список литературы:

  1. Алейникова О.С. Проблема одиночества: истоки и современное прочтение // Новый человек: радость и печаль существования: межвуз. сб. Ростов н/Д, 2005. С. 141147.
  2. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества: пер. Е. Егоровой.[электронный ресурс] — Режим доступа.-URL: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/gumsoc/1/Нtml/.
  3. Возникновение и преодоление одиночества. URL: http://www.itmed.ru/library/ v/vozniknovenie. Htm.
  4. Кораблева Г.Б., Антонова Н.Л., Герасимова М.В. Клиентки брачного агентства: штрихи к портрету // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 142-144.
  5. Одиночество и кризис неформальной поддержки.[электронный ресурс] — Режим доступа. -URL:http://www.ombudsman.kz/en/publish/docs/doklad_spec/d.
  6. О чем? Несколько слов об одиночестве: [электронный ресурс] — Режим доступа.-URL:http://www.keytoself.com/1Mm.
  7. Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования //Журнал социологии и социальной антропологии. Т. II 2013. С. 140-156.
  8. Пузанова Ж.В. Социологическое измерение одиночества: автореф. дис. д-ра социол. наук]. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2009; Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации: офиц. сайт. М., 2009. .[электронный ресурс] — Режим доступа.-URL:http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/an.. /2009/1205/PuzanovaZHV.pdf.
  9. Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования Я- концепции подросткового возраста.[электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:

    http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n1/Slobodchikov.shtml.
  10. Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография. М.: КДУ, 2009. С. 162.
  11. Тихонов Г.М Одиночество как тензионное состояние // Мир психологии. 2006. №3. С. 118-124.
  12. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография. Елабуга: Алмедиа, 2007. С. 11-55.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.