Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ В ФИЛОСОФИИ
В чем заключается смысл существования? Какое место человек занимает в этом мире? Какова миссия каждого из нас в жизни? Эти вопросы волнуют людей уже на протяжении многих веков, и именно философия имеет возможность осветить эти вопросы, помочь понять жизненные смыслы человека в течении его жизни.
Человек - единственное существо во Вселенной, которое способно осознавать конечность собственного существования, и это порождает вопрос о смысле жизни. Этим он отличается от других форм жизни. Вопрос о смысле жизни интересовал человека всегда. Ответ на него искали Демокрит и Эпикур, в поисках понимания природы блага и основ нравственности человека его рассматривали Сократ, Платон, Аристотель. Эсхатологические аспекты смысла бытия изучались в средневековой философии - Августином, Фомой Аквинским и др. В современной философии проблема смысла жизни становится основной для философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, К. Ясперс, Г. Марсель и др.)
«Человек - это такое бытие в мире, которое, пребывая в бытии, сопряженным с бытием - озабочен им, печется о нем, задается вопросом о нем и вопрошает его» [1, c. 21] . Один из основателей немецкого экзистенциализма М. Хайдеггер считал, что главная задача философии - ответить на вечные вопросы о смысле человеческой жизни. Именно эта способность человека является основным признаком личности.
Стремясь к свободе, человек чувствует заботу, тревогу и тяжесть мира и необходимость постоянно утверждать себя в нем. «Человек познает бытие постоянно, через все, что происходит и все, что он делает. Мы смотрим на мир, и у нас возникает множество вопросов к нему и определения нашего места в нем. Через разум, волю, чувства мир предлагает нам ответы на наши тревожные вопросы»[2, c.51]. Мы являемся лишь маленькой, но в то же время неотъемлемой частью всего этого мира и, познавая мир, мы лучше понимаем собственную природу.
Один из важных признаков существования человека – это время. Ничто не вечно, и человек не является исключением. Время нашей земной жизни ограничено, и мы все это прекрасно понимаем. Ориентируясь на будущее, прогнозируя его, человек преодолевает страх от осознания собственной конечности.
В чем же заключается смысл жизни? Ради чего мы живем и «хватаемся» за жизнь? Ради чего люди вообще появились на свет, почему мы существуем, какую миссию призваны выполнить? Античные мыслители часто видели смысл жизни в удовольствии, когда человек, не ограничен ни в чем, но при этом он может самосовершенствоваться. Представители Киренской философской школы Аристиппа и Федор считали, что смысл жизни – это наслаждаться тем, что есть в данный момент, настоящим. В эпоху Просвещения смысл жизни человека понимается как возможность утверждение его как личности. Кант считал, что смысл жизни человека заключается в осознании им своего человеческого бытия. И. Фихте видел смысл бытия в самосовершенствовании и гармонии с собой и т.д.
К сожалению, в сегодняшнем обществе многие люди склонны мыслить по предлагаемым массовой культурой шаблонам. На самом деле каждый человек должен осознавать, что его действия и поступки так или иначе влияют на жизнь окружающих людей. Все мы, порой не осознавая этого, вносим вклад в жизнь общества, а порой способны повлиять на него или даже изменить ход событий. Нельзя прожить жизнь, не оставив после себя следа или упоминания. Ими могут быть память потомков, открытия, достижения в той или иной области человеческой деятельности. Ведь без этого человек исчезает бесследно и навсегда. Но мы в этом мире, мы существуем, значит, мы присутствуем в мировом процессе, в жизни. Бытие означает присутствие. Поэтому каждый стремится постичь цель своего присутствия в мире, свою роль, будь она доминирующей или второстепенной. Человек в определенном смысле ищет в происходящих вокруг него событиях самого себя, стремится не потеряться во времени и пространстве. Неустойчивость человеческого бытия или потеря смысла приводят к серьезным последствиям, психологических травмам и, что хуже всего, к отчуждению человека от самого себя, следствием чего может стать даже самоубийство. «Мир есть то непредметное, чему мы подвластны, доколе круговращение рождения и смерти, благословение и проклятия отторгают нас вовнутрь бытия» [1, c.235]. Процесс рождения и смерти побуждает нас к размышлениям о промежутках между этими процессами, о времени жизни, данном каждому человеку. Так уж сложилось, что все, что имеет начало - имеет и конец, это относится и к нашей жизни.
Смерть является прекращением жизнедеятельности организма - это общераспространенное определение понятия «смерть». Но с философской точки зрения, оно не является достаточным. Смерть. Действительно, является прекращением жизнедеятельности, но это еще и возможность для перехода из одного измерения в другое. В ходе проведенных исследований были получены новые специальные экспериментальные знания о явлении смерти и процессе умирания, которые в свою очередь требуют философского осмысления. В работах психологов Э. Кюблер-Росса и Р. Моуди были проанализированы околосмертные опыты людей, переживших клиническую смерть. Результатом их исследований стал вывод о необходимости переосмысления феномена смерти для лучшего понимания природы жизни. С религиозной точки зрения, «смерть не является окончательным завершением жизни, а только прекращением жизни души в теле» [4, c. 73].
Понятием, противоположным понятию жизни, является бессмертие. Бессмертие - это вечное существование, полное исключение смерти.
С естественнонаучной точки зрения, бессмертие невозможно, т.к. это противоречит самому содержанию понятия живого. Живое по тому и живое, что способно умереть. Таким образом, наука говорит и стремится не к достижению бессмертия, а к увеличению срока жизнедеятельности человека. Наука стремится продлить физическое существование человека, которое, на самом деле, слишком ограничено даже в сравнении с другими земными формами жизни.
Религиозное понимание природы человека трактует бессмертие иначе. Религии от самых древних до современных понимают бессмертие в двух качествах: или как вознаграждение за достойную жизнь, или же в качестве наказания за греховные поступки. Идея бессмертия души – основа всех религиозных систем.
Человеку очень трудно понять сущность бессмертия, поскольку оно выходит за пределы его земного, физического существования. Никто не располагает информацией о том, что происходит с человеком после смерти, а неизвестность пугает нас более всего, и наш жизненный опыт не может нам ничем помочь в этой ситуации. Мысли о бессмертии и стремление обрести его - это стремление выйти за пределы природного мира, в котором все живое свидетельствует о неотвратимости конца. Но каждый, пожалуй, хотя бы раз в жизни задумывался о вечной жизни. Вера в нее всегда неразрывно связана с идеей превосходства духа над телом. С одной стороны, эта идея отражает специфику природы человека, а, с другой, является основанием для религиозного мировоззрения.
Христианство, как и большинство других религий, понимает бессмертие именно как бессмертие душа, существование которой связано с потусторонним божественным миром, из которого она появляется и в который она стремится вернуться. Душа грешника обречена на вечные муки и страдания. Душа праведника наследует Царство небесное и, благодаря этому, человеческое существование приобретает целостность, полноту и завершенность. Совершенно четко определяется цель и смысл существования человека.
Обрести подобную ясность понимания своего существования, его предназначение в реальном физическом мире не так просто. Но философия, которая порой признает тезис о бессмертии души, все-таки стремится решить проблему смысла жизни шире и более тесно связывает ее решение с реальной, доступной нашему познанию действительностью. Признание собственной смертности, т.е. конечности существования, наполняет жизнь человека глубоким смыслом, придает ей особую ценность, заставляет производить переоценку того, что возможно и доступно человеку в его физическом бытии. При таком подходе смерть выступает не в качестве цели, а скорее как то, что должно быть преодолено, хотя бы относительно, условно. Осмысление собственной смертности в рамках личного будущего опыта становится определенным средством для создания другой динамики жизни, для поиска путей сохранить память о своем существовании в той или иной форме. Когда человеку это удается, он обретает бессмертие.
Список литературы:
- Илюшенко В.И. Отец Александр Мень: жизнь, смерть, бессмертие / В.И. Илюшенко. - Москва: Эксмо: Книгоноша, 2013. – С. 670.
- Калугина С.А. Жизнь-смерть-бессмертие в духовной традиции русской культуры / с.А. Калугина. – М.: Пашков дом , 2010. - С. 73-77.
- Кулаковский, Ю.А. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков / Ю. А. Кулаковский. - Изд. 2-е. - Москва: URSS: Либроком, 2011. – С. 127.
- Соболь, А.А. Тайны смерти и бессмертия: может ли человек жить вечно? / А.А. Соболь. - Москва: Эксмо, 2011. – С. 189.
отправлен участнику
Оставить комментарий