Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2016 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБЩАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ «АНТИОФФШОРНОЙ БОРЬБЫ»
Представленная тема является весьма актуальной в настоящее время, так как правительства развитых стран в наибольшей степени недовольны деятельностью оффшорных зон и ведут активную борьбу против оффшоров и их пользователей. Одним из приёмов данной борьбы является составление чёрных списков оффшорных юрисдикций, в соответствии с которыми взаимоотношения с ними подвергаются весьма специфической системе контроля, отдельными нюансами налогообложения.
В настоящее время к одному из ключевых элементов мировой финансовой инфраструктуры относится и оффшорный бизнес в виде оффшорных структур и оффшорных режимов - особых территорий, где для его развития создана наиболее благоприятная среда. В связи с тем, что международный оффшорный бизнес является важной частью мировой финансовой сферы, он безусловно в какой-то степени оказывает влияние на развитие современного кризиса и во многом выступает фактором дестабилизации мировой экономики.
Общая глобализация международного бизнеса в последние годы привела к ещё большему возрастанию участия оффшорного сектора в мировой экономике в связи с чем возникающие угрозы для мировой финансовой системы порождают возрастание беспокойства мирового сообщества. Следствием всего вышесказанного является всемирный размах «антиоффшорной» борьбы, в которой принимают участие такие международные организации, как: ОЭСР, FATF, ООН, ЕС и иные, целью которых является продвижении политики, которая ориентирована на экономический рост и социальное благополучие людей во всем мире.
Основные претензии со стороны государств, которые предъявляются к оффшорным зонам, сводятся к двум главнейшим, это:
- нечестная налоговая конкуренция;
- содействие криминалу, что прежде всего выражается в «отмывании» денег [5, с.114].
Борьба с первой проблемой ведётся при ведущей роли ОЭСР. Налоговые системы всегда создавались для обслуживания нужд конкретной страны, но глобализация экономики привела к тому, что сильно возросло влияние налоговой системы каждой страны на другие страны. Ведь финансовый капитал стал невероятно мобилен, то есть стал без труда перемещаться из одной страны в другую, исходя из благоприятных, выгодных местный условий. Это произошло благодаря ликвидации или уменьшения неналоговых барьеров. Исходя из чего, ставка налогообложения стала важнейшим фактором конкуренции за привлечение капитала между странами. К оффшорным же зонам претензия заключается в том, что устанавливая нулевую или номинальную ставку они переманивают мобильный капитал из других стран. В связи с чем происходит разрушение налоговой базы этих стран, переносится бремя налогообложения на такие налоговые базы, которые менее мобильны, например, труд, недвижимость, и происходит поощрение уклонения от налогов. В результате чего, мы наблюдаем искажение структуры экономических стимулов неоффшорных экономик. Именно с данной точки зрения пользователи оффшорных компаний, которые проживают в странах с высоким налогообложением, приобретают такое наименование, как «безбилетники», в связи с тем, что они пользуются социальными благами, которые оплачены налогоплательщиками из этих стран, однако свой налоговый вклад они не вносят. Сами оффшорные зоны также являются «безбилетниками» только уже мировой экономики, которые пользуются общественным богатством, созданным другими странами [1, с.78].
Борьба, со второй проблемой ведётся при ведущей роли FATF. Содействие криминалу является серьёзным обвинением и оно состоит прежде всего в том, что предлагаемые оффшорными зонами структуры являются орудием для «отмывания» денег преступниками, а также для финансирования преступной деятельности, которая включает также террористическую преступную деятельность.
Что следует понимать под «отмыванием» денег? Действительно, данное выражение является жаргоном, которое не вошло в лексику, которая используется в официальных документах, законодательных актах. Целью многих преступлений является имеется получение денег, то есть корыстные мотивы. Не будем углубляться в уголовное право, но заметим, что контрабанда, торговля оружием без разрешения, торговля наркотиками- всё это приносит огромную прибыль и как правило в виде наличных денег. Но для того, чтобы воспользоваться плодами своей деятельности, преступникам необходимо «легализовать» свои доходы. Для этого обычно деньги обращаются в безналичную форму, после чего проходят достаточно длинную цепочку превращений и только затем возвращаются в легальную экономику. Именно этот процесс и называется «отмыванием грязных денег».
Наряду со схемами по «отмыванию» денег существуют корпоративные схемы, их необходимо различать, так как прежде всего корпоративные схемы являются законными и их цель - минимизация налогообложения.
Говоря о Российской Федерации необходимо сказать, что в Российской Федерации выбран курс на «деоффшоризацию» отечественной экономики. Так в Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) недавно были внесены изменения, а именно включена глава 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица» [3].
Кроме того, НК РФ содержит такое понятие как «резидентство», в ч. 2 ст. 207 НК РФ [4], но данное понятие охватывает лишь налоговое резидентство физических лиц. По аналогии с рекомендациями ОЭСР критерий инкорпорации предлагается дополнить критериями места управления и резидентства участников юридического лица, что является необходимым для недопущения использования способов минимизации или же избежание налогообложения в Российской Федерации при структурировании хозяйственной деятельности с помощью иностранных налоговых юрисдикций. Выделяются следующие способы: Во-первых, учрежденное в иностранном государстве юридическое лицо, не осуществляющее реальную хозяйственную деятельность в государстве инкорпорации, но при этом фактически управляемое с территории Российской Федерации. Во-вторых, иностранное юридическое лицо в России учреждается российскими налоговыми резидентами с более низкими ставками налогообложения прибыли, чем в российской Федерации. Но при этом доля российских участников иностранного юридического лица позволяет им контролировать эту организацию. Проанализировав зарубежный опыт по применению критериев налогового резидентства юридических лиц таких стран, как Германия, Бельгия, Италия, приходим к выводу, что применение данных критериев является актуальной проблемой налоговой практики. Установление этих првил в Российской Федерации станет важной мерой против избежания российского налогообложения [2, с.124-125].
Исходя из вышесказанного, заметим, что прежде всего необходимо принятие специального Федерального закона, а также что дальнейшие изменения в законодательстве должны быть максимально последовательными и плавными, поскольку, если в Российской Федерации будут созданы благоприятные налоговые условия и предпринимательский климат, то это поспособствует стабилизации экономики и процветанию бизнеса.
Список литературы:
- Владимирова М.П. Оффшоры: Инструмент международного налогового планирования: учеб. пособие для вузов. - М.: КНОРУС. - 2005. – 105 с.
- Еремонок В. Налоговое резидентство юридических лиц: каким ему быть в России? // Право и управление.XXI век. - Изд-во: «МГИМО-Университет». - 2013. - №4(29). – С. 112-129.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2016. № 7 Ст. 920.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000. № 117-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст.3340; 2015. № 27. Ст.3968.
- Реносов В.В. Оффшоры: понятие и правовое регулирование // Сборник тезисов докладов Актуальные проблемы реформирования современного законодательства российской Федерации. - Саратов, Изд-во: Саратовская государственная академия права. - 2008. – С. 110-145.
дипломов
Оставить комментарий