Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 марта 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Философы и социологи анализировали различные факторы развития общества. Немецкий философ XVIII века И.Г. Гердер выделял внешние и внутренние факторы общественного развития. Основным внешним фактором он называл климат, под которым понимал всю совокупность условий человеческого существования. Но основными он признавал внутренние факторы, прежде всего, человеческие способности. О. Конт называл главные факторы – естественные условия и человеческий организм, а также «побочные» – скуку, ограниченность человеческой жизни, рост и уплотнение населения.
К. Маркс и его последователи главным фактором считали экономический: общество развивается благодаря совершенствованию производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Действительно, экономика является одним из важнейших факторов общественного развития, однако Маркс абсолютизировал роль экономики, не учитывая значение политики, религии, образования, за что его теория подвергалась критике. Однако, многие современные философы согласны с Марксом. Например, И. А. Гобозов считает, что «у Маркса были все основания утверждать, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Другими словами, экономический фактор всегда выступает, в конечном счете, как детерминанта, движущая сила исторического процесса» [5, с. 92].
Другие философы большое внимание уделяли духовным факторам развития – религии, мышлению, просвещению. К примеру, русские философы П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, В.С. Соловьев и другие главным фактором общественного развития считали религию. Хомяков, считая религию основным историческим фактором, осуществил анализ разных религиозных направлений с точки зрения их роли в историческом развитии. И пришёл к выводу, что лучшим направлением является христианство, а в рамках христианства – это православие. Он обосновывает это тем, что православие, в отличие от католицизма, сохраняет свободу верующих, но и не теряет единства, основанного не на принуждении, как у католиков, а на любви. Владимир Соловьёв утверждал, что факторами общественной жизни является общественная сторона чувств, мышления и деятельной воли, причём определяющим фактором является высшая степень развития воли, приводящая к духовному обществу, или церкви.
П.А. Сорокин придавал большое значение изменениям сознания и мышления в развитии общества, хотя учитывал и роль естественных потребностей человека. Если эти потребности не удовлетворяются, может возникнуть революция. Об этом он даже написал работу «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь».
Современный научный подход предполагает признание всех названных выше факторов, как сложной системы, в которой в разные эпохи на первое место выходит тот, или иной фактор. Несомненно, важную роль в этой системе факторов играет образование. Роль образования в развитии общества очень важна, т.к. именно от образования всей нации зависит возможность государства быть конкурентным в целом мире. Место образования во многом определяется ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их умения, навыки, жизненный опыт, возможности развития личностных и профессиональных качеств.
Много лет назад Норберт Винер сказал: «…наибольшую безопасность будет иметь та страна, чье информационное и научное положение соответствует удовлетворению потребностей, которые могут возникнуть у нее, та страна, где полностью осознано, что информация имеет важное значение в качестве ступени в непрерывном процессе нашего наблюдения над внешним миром и активного воздействия на него» [1, с. 128]. Необходимым условием формирования такой безопасности является образование, которое динамично отражает и транслирует следующим поколениям всю вновь возникшую информацию. Если образовательные программы долгое время не обновляются, то страна обречена на проигрыш в международной конкуренции.
Любое общество делится на слои и различные группы. И все они находятся между собой в тесном контакте. В своих теориях многие философы и социологи раскрывали общество, как единый организм.
Огюст Конт под понятием «общество» подразумевал все человечество или его часть, связанную консенсусом. А связывающим звеном между индивидом и обществом выступает семья. Он считает, что основной элемент общества – это семья и именно по образу семьи и строится общество [3]. Конт во многом прав, хотя общество – это качественно новая ступень развития, сущность которой не сводится к копированию семейных отношений. Если в семье родители передают свои знания ребенку бессистемно, то в обществе возникает специальный институт – система образования. О такой системе говорил Эмиль Дюркгейм.
Согласно Эмилю Дюркгейму, «развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности (традиционное общество); органической солидарности (индустриальное общество). Это не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами» [Цит. по: 6, с. 72]. Эмиль Дюркгейм развивает идею о ведущей роли разделения труда в обществе. Важнейшими социальными фактами Дюркгейм считал социальные институты. Большое внимание он уделяет происхождению образовательных систем, изучению социологии религии [2]. Таким образом, Дюркгейм – один из первых, кто выделил систему образования как составную часть общества и фактор его развития.
Основными сферами общества, как известно, являются экономическая, социальная, политическая и духовная. Образование входит составной частью в социальную и духовную сферу и тесно связано с экономической и политической сферами.
Большую роль играет связь образования с экономикой.
По словам Е. Семеновой: «Благодаря теории человеческого капитала удалось преодолеть заблуждение о том, что затраты на образование являются потребительскими расходами, удалось признать их производительную природу, ведь инвестиции в человека обеспечивают значительный долговременный экономический эффект» [4]. Фактическое место сферы образования в экономике определяется внутренней экономической закономерностью, которая отражает необходимое частному капиталу на данной стадии его развития отвлечение материальных и трудовых ресурсов общества на сферу образования.
Обратимся к политической сфере. Ни для кого не секрет, что большинство школ и высших учебных заведений являются государственными, а, следовательно, школьные программы и выбор учебников для обучения молодого поколения контролируется государством. Государству нужны квалифицированные кадры, которые в будущем будут способны поднимать и развивать страну. Но это невозможно, если не прививать человеку способность оценивать свои поступки. В наше столь не легкое время нужно очень постараться сделать так, чтобы политика и образование соприкасались не только как контроль одной сферы над другой, а как две сферы с одной общей целью – не потерять в процессе социализации самого человека, не разрушить его индивидуальность, пытаясь создать сотрудника, привив ему шаблонность мышления.
Список литературы:
- Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Издательство иностранной литературы. 1958. – 200 с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. – 432 с.
- Конт О. Дух позитивной философии. М.: Феникс. 2003. – 92 с.
- Семенова Е.А. Теоретические основы анализа эффективности расходов на образование. Экономика образования. Научно - методический журнал №3. – 2009.
- Социальная философия. Учебник. – Под редакцией И. А. Гобозова. М.: Издатель Савин С. А., 2003. – 528 с.
- Социология: учебник для вузов / А.И.Кравченко, В.Ф. Анурин. –СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
дипломов
Оставить комментарий