Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Щелкотунова В. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/social/4(19).pdf (дата обращения: 26.02.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  СПОРТА

Щелкотунова  Валерия

студент  3  курса,  СПб  ГОУ  СПО  КОР  №  1,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mail :  flavusa@yandex.ru

Рожкевич  Людмила  Анатольевна

научный  руководитель,  преподаватель  высшей  категории,  СПб  ГОУ  СПО  КОР  №  1,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

 

В  течение  многих  столетий  эстетика  ограничивала  себя  сферой  искусства.  Но  формы  эстетической  деятельности  намного  разнообразнее.  В  процессе  эстетической  деятельности  люди,  руководствуясь  своими  вкусами,  взглядами,  представлениями,  идеалами,  создают  эстетические  ценности,  удовлетворяют  эстетические  потребности  не  только  в  искусстве,  но  и  в  процессе  работы,  в  быту,  в  различных  сферах  человеческой  жизни  и  деятельности,  например  в  спортивной.

И  для  спортсменов,  и  для  зрителей  спорт,  объединяющий  многообразные  виды  деятельности,  открывает  широкие  возможности  для  эстетического  наслаждения.

Мир  эстетических  явлений  спорта  также  разнообразен.  Он  содержит  в  себе  определенные  эстетические  ценности,  т.  е.  объективно  существующие  особенности,  аспекты  спорта,  которые  приобретают  эстетическую  значимость  для  человека  в  определенных  условиях,  вызывают  у  него  эстетические  чувства,  эстетическое  удовольствие,  оцениваются  им  с  эстетической  точки  зрения.

Спортивная  эстетика  является  одной  из  мировоззренческих  проблем,  связанных  с  физической  культурой  и  спортом,  рассмотрение  которых  определяют  и  философию  спорта.

Активные  занятия  спортом  в  разных  странах,  исследования,  проведённые  в  последние  годы  философами,  социологами,  культурологами,  педагогами  показали,  что  со  спортом  связан  широкий  спектр  эстетических  явлений,  поэтому  спортивная  деятельность  имеет  огромный  эстетический  потенциал.

Рассмотрим  некоторые  эстетические  аспекты  спорта:  связь  искусства  и  спорта,  мастерство  как  основу  эстетического  восприятия  в  спорте,  взаимосвязь  спортивных  зрелищ  и  эстетических  переживаний,  эстетическое  восприятие  спорта  студентами  колледжа  олимпийского  резерва  №  1.

Ещё  в  древности  теме  движения  человеческого  тела  в  искусстве  уделялось  огромное  значение.  Литературные,  скульптурные  произведения  и  изображения  на  керамических  изделиях  говорят  нам  о  том,  как  велико  было  стремление  человека  запечатлеть  занятия  людей  физическими  упражнениями  и  спортом.  Образцом  скульптурного  атлетизма  является,  например,  «Дискобол»  Мирона.

И  в  наше  время  танцы  и  спортивные  упражнения  вдохновляют  художников  в  их  творчестве.  На  таких  полотнах  как  «Игроки  в  теннис»  Брака,  «Фехтовальщики»  Цитмана,  в  скульптурах  «Метатель  молота»  Робинсона  и  «Регби»  Данлопа  точно  переданы  движения  спортсмена  и  их  красота

На  виртуальной  выставке  в  Русском  музее  Санкт-Петербурга,   подготовленной  в  рамках  проекта  «Искусство  быть  первым»  и  приуроченной  к  XXII  зимней  Олимпиаде  в  Сочи-2014,  представлено  950  произведений  из  коллекции  самого  музея  и  собраний  59  художественных  музеев  России.  Лыжники  и  конькобежцы,  легкоатлеты  и  метатели  копья,  дискоболы,  баскетболисты,  борцы  и  боксёры,  теннисисты,  футболисты  вдохновляли  и  продолжают  вдохновлять  художников  крепкими,  совершенными  телами,  напряжённой  пластикой  своих  движений,  сильным  духом,  готовностью  бороться  и  побеждать  во  славу  отечественного  спорта. 

Мы  получаем  удовольствие  от  встречи  с  этими  произведениями  искусства.  С  появлением  кино  и  телевидения  открылась  возможность  запечатлеть  спортсменов  непосредственно  в  момент  радости  или  трагедии,  а  также  возможность  на  досуге  воспроизвести  последовательный  поток  движения.

Вопрос  о  том,  может  ли  спортивная  активность  быть  темой  для  искусства,  никогда  не  ставился  под  сомнение,  а  является  ли  спорт  одной  из  форм  искусства,  да.  Часто  исследователи  говорят,  что  спорт  это  поиски  победы,  а  назначение  искусства  —  создавать  прекрасное.  Утверждают,  что  конечной  целью  спорта  является  победа,  а  не  красота,  поэтому  его  нельзя  считать  искусством.  Но  благодаря  некоторым  своим  элементам  отдельные  виды  спорта,  как  например,  фигурное  катание  и  художественная  гимнастика,  синхронное  плавание  создают  красоту.  Поэтому  вопрос  о  том,  удовлетворяют  ли  отдельные  виды  спорта  определению  искусства,  открыт  по-прежнему  для  дискуссии.

Искусство  видит  в  спорте  источник  эстетического  наслаждения.  Но,  движения  человеческого  тела  нельзя  выразить  в  категориях,  связанных  со  спортом,  а  эстетику  нельзя  рассматривать,  оперируя  терминами  искусства  [1,  с.  176].

Нельзя  с  чёткой  уверенностью  сказать,  что  спорт  100  %  связан  с  искусством  и  наоборот.  Все  исследования  ученых,  философов,  социологов,  культурологов,  педагогов  можно  разделить  на  три  группы.

Первая  группа  утверждает,  что  спорт  очень  тесно  связан  с  искусством,  что  одно  вытекает  из  другого.  Они  говорят,  что  спорт  —  искусство,  а  спортсмен  —  артист.

Вторая  группа  исследователей  считает,  что  спорт  можно  связать  с  определенными  видами  искусства  (такими,  как  скульптура,  живопись,  танец  и  т.  д.).

И  третья  группа,  это  те,  кто  вообще  не  принимают  связи  между  искусством  и  спортом.

Если  говорить  о  единстве  спорта  и  искусства,  то  различные  точки  зрения  можно  свести  воедино  и  отметить  следующее: 

1.    искусство  и  спорт  привлекают  эстетической  значимостью;

2.  спортсмены,  как  и  художники,  действуют  по  законам  красоты;

3.  в  спорте  и  в  искусстве  проявляется  игра  физических,  эмоциональных  и  интеллектуальных  сил  человека;

4.  для  спортсмена  и  артиста  огромное  значение  имеет  индивидуальная  манера,  стиль,  они  определяют  творческий  почерк  каждого  и  результат;

5.  и  спортсмены,  и  представители  искусства  —  люди  творческие; 

6.  для  спортсмена  очень  важно  войти  в  движение,  уловить  его  ритм,  как  для  артиста  войти  в  образ;

7.  через  спорт  и  искусство  люди  соприкасаются  с  прекрасным  и  совершенным,  познают  и  учатся  ценить  их.

Но  до  сих  пор  не  достигнуто  какого-либо  общепринятого  решения,  ведутся  споры  и  исследования.

Единство  искусства  и  спорта  нельзя  понять,  не  установив  различий  между  ними.  Сараф  М.Я.  выдвигает  несколько  таких  отличий.

1.  Спорт  не  является  образным  отражением  действительности;

2.  Выразительность  спортивного  и  сценического  действия  не  совпадают,  так  как  выразительность  в  спорте  —  выразительность  точного  и  эффективного  исполнения  технической  двигательной  задачи.

3.  В  спорте,  при  всей  важности  зрелищной  стороны,  условия  соревнования  ориентированы  всё  же  на  субъект,  то  есть  на  спортсмена.  В  зрелищности  же  сценической,  театральной  условия  действия  ориентированы,  прежде  всего,  на  зрителя. 

4.  Различия  можно  увидеть  и  в  индивидуальности  спортсмена  и  художника,  артиста.  Когда  творит  художник,  то  в  нём  преобладают  эмоции,  внутренние  противоречия,  он  ощущает  определённую  душевную  и  духовную  дисгармонию  как  основу  и  фон  художественного  творчества.  У  спортсмена  же  его  внутренний  мир  более  уравновешен  [2,  с.  169].

Наряду  с  вопросами  о  сходстве,  различии  спорта  и  искусства  в  последнее  время  затрагиваются  и  вопросы  об  интеграции,  синтезе  спорта  и  искусства  как  двух  элементов  культуры.

Основой  эстетического  восприятия  можно  считать  и  мастерство  во  всех  видах  человеческого  труда.

Спортивное  мастерство  это  не  только  отличительный  признак  отдельных  видов  спорта,  но  и  необходимое  условие  для  успешного  овладения  одним  из  них. 

Например,  Штольниц,  делает  следующее  замечание,  относящееся  к  предмету  нашего  обсуждения:  «За  пределами  искусства  существует  обширный  класс  действий,  правильно  названных  умелыми,  которые  могут  претендовать  на  то,  чтобы  считаться  эстетическими.  Эти  действия  выполняются  искусно,  экономично  и  ловко  и  в  достижении  своей  цели  свободны  от  излишнего  усилия,  которое  могло  бы  замедлить  или  помешать  достижению  этой  цели.  Так,  оригинальное  возражение  в  споре,  выгодное  положение  игрока,  находящегося  в  дальней  части  поля  или  движения  бармена,  готовящего  сэндвичи  в  кафетерии,  привлекают  наше  внимание,  даже  если  мы  равнодушны,  а,  возможно,  даже  враждебно  настроены  по  отношению  к  целям,  которых  достигает  при  этом  человек,  привлекший  наше  внимание»  [1,  с.  184].

Мы  видим,  что  автор  этих  строк  не  ограничивает  эстетическое  восприятие  мастерства  лишь  областью  искусства,  что  мастерство,  в  том  числе  и  спортивное,  может  быть  выражено  на  своем  собственном  языке,  а  эстетическое  восприятие  мастерства  может  иметь  место  независимо  от  того,  одобряет  ли  субъект  цель  наблюдаемой  деятельности  или  нет.

Мастерство  в  спорте  проявляется  в  пределах  правил  и  установленных  процедур,  подвергается  оценке  зрителей  и  демонстрируется  исполнителями.  В  то  время,  когда  зритель  может  получать  от  мастерства  эстетическое  удовольствие,  для  исполнителя  это  не  так  просто,  это  результат  длительных  и  мучительных  тренировок.

Мастерство  характеризуется  реакцией  спортсмена  на  собственные  движения  в  момент  их  выполнения.  Исполнитель  может  испытать  эстетическое  наслаждение  и  часто  испытывает  его.  Но  для  исполнителя  ловкие  движения  могут  являться  не  только  источником  эстетических  переживаний,  от  которых  он  получает  удовольствие,  но  и  материалом,  который  он  может  оценить  в  ретроспективе.

Мастерство  можно  считать  основой  эстетического  восприятия,  потому  что  зрелищность  спорта  лежит  в  удовольствии,  получаемом  от  наблюдения  высокого  мастерства  спортсмена.  Когда  выступает  высококвалифицированный  спортсмен,  зритель  получает  эстетическое  удовольствие  от  его  действий.  Привлекают  техническая  подготовленность  спортсмена,  объём  и  разносторонность  технических  приёмов.  У  спортсменов  профессионального  уровня  техника  отточена,  разнообразна  и  очень  сложна.

Следовательно,  мастерство  в  спорте  вообще,  как  и  в  отдельных  его  видах,  доступно  эстетическому  восприятию  независимо  от  вида  спорта,  в  котором  оно  проявляется.

Для  спортивного  зрелища,  как  и  для  любого  вида  искусства,  характерен  и  эффект  соучастия,  сопереживания  и  сотворчества  зрителя.

Это  во  многом  объясняет  эстетические  переживания  зрителей,  например,  когда  движения  спортсменов  воспринимаются  как  полные  смысла  и  красоты.

Зрелищным  можно  считать  действие,  в  котором  достигается  разрешение  достаточно  понятного  зрителям  конфликта  с  помощью  активных,  построенных  по  законам  игровой  стратегии  действий.  Они  воспринимаются  зрителем  в  развитии,  сопровождаются  глубокими  эмоциональными  переживаниями  участников  и  зрителей.

Главный  момент  спортивного  зрелища  —  соревнования,  выступающие  условной  моделью,  отражением  ценностей,  отношений,  существующих  между  людьми.  Это  борьба  и  победа,  главенство  и  подчинение,  симпатии  и  антипатии,  взаимопомощь  и  отчуждённость  и  т.  д. 

Сопереживание,  которое  вызывает  любое  спортивное  соревнование,  делает  зрителя  —  участником  поединка,  создает  эффект  присутствия.  В  спорте  присутствует  и  утомление,  и  риск,  и  боль,  и  победа  над  самим  собой,  «преодоление  самого  себя»,  каждое  выступление  спортсменов  по-своему  неповторимо,  уникально.  В  спортивных  соревнованиях  представлена  и  импровизация.  Она  влияет  на  создание  игровых  отношений,  т.  е.  отношение  выбора.

Спортивное  зрелище  отличается  наглядностью  происходящего:  все  решается  на  глазах  зрителей,  острота  борьбы  дополняется  драматизмом,  неожиданной  сменой  ситуаций,  а  вследствие  этого  и  непредсказуемостью  результатов  борьбы,  что  также  определяет  зрелищную  привлекательность  спорта  [3]. 

Важно  также  отметить,  что  повышают  зрелищность  спорта  эстетическая  организация  и  оформление  спортивных  соревнований,  снарядов,  спортивной  атрибутики,  костюмов  спортсменов,  фантазия,  импровизация. 

Но  необходимо  понимать,  что  лёгкость  и  непринужденность  движений,  которой  любуются  зрители,  достигаются  тяжелыми  усилиями  спортсмена. 

Если  отсутствует  мысль,  а  действия  спортсмена  или  команды  однообразны,  это  снижает  их  эстетическую  оценку,  а  значит  и  зрелищность.

Зрелищный  спорт  способствует  распространению  группового  настроения  (чувства  гордости,  чести  и  т.  д.)  и  групповой  солидарности  среди  членов  команды,  учащихся  школы,  района  или  целой  страны.

Эстетические  свойства  в  спорте  проявляются  в  гармонии  физических  и  духовных  качеств  человека.  Особенно  привлекательны  сложно  координированные  виды  спорта:  спортивная  и  художественная  гимнастика,  фигурное  катание,  синхронное  плавание,  прыжки  в  воду  и  др.  Истинных  поклонников  спорта  привлекают  технически  сложные  и  отточенные  двигательные  действия,  красота  человеческого  тела,  борьба  спортсменов  за  результат,  праздничное  настроение.

Влияние  зрелища  на  людей  чрезвычайно  многообразно  и  ещё  далеко  не  до  конца  изучено.

Какую  роль  играет  эстетика  для  студентов  нашего  колледжа?

Автором  данной  статьи  был  проведён  опрос,  в  котором  принимали  участие  28  человек,  все  они  студенты  КОР  №  1.  Из  них  16  пловцов,  4  легкоатлета,  2  представителя  академической  гребли,  1  фехтовальщик,  1  стрелок  из  лука,  1  спортсмен-триатлонист,  3  синхронистки.  Из  них  8  студентов  2  курса,  12  студентов  3  курса,  8  студентов  4  курса.  Всего  13  девушек  и  15  юношей.

На  вопрос,  есть  ли  связь  между  искусством  и  спортом,  студенты  ответили  так.  Результаты  ответов  представлены  на  гистограмме  рис.  1.

 

Рисунок  1  Связь  искусства  и  спорта

 

7  респондентов  считают,  что  спорт  и  искусство  тесно  связаны  между  собой.  Спорт  является  искусством  во  многих  его  проявлениях.  Для  демонстрации  искусства  спортсмену  служит  собственное  тело. 

17  респондентов  ответили,  да,  но  не  так  тесно.  Спорт  можно  связать  только  с  определенными  видами  искусства.

4  респондента  ответили,  что  нет,  они  вообще  не  связаны.  Это  совершенно  разные  понятия.  То,  что  они  имеют  общие  черты,  не  значит,  что  они  связаны.

Что  же  объединяет  многие  ответы?  Наши  студенты  считают,  что  для  спортсмена  и  артиста  важен  индивидуальный  стиль,  так  как  он  определяет  творчество  каждого  и  результат.  Также  все  утверждают,  что  через  спорт  и  искусство  люди  соприкасаются  с  такими  понятиями  как  прекрасное  и  совершенное,  что  спорт  это  игра  физических,  эмоциональных  и  интеллектуальных  возможностей  человека. 

Отметили,  что  для  спортсмена  очень  важно  войти  в  движение,  уловить  его  ритм,  как  для  артиста  войти  в  образ.  Спортивное  действие,  достижение  уникально,  как  действие  артиста.

На  вопрос  влияет  ли  мастерство  на  зрелищность  соревнований,  все  ответили  единогласно  (28  респондентов  —  100  %). 

Студентам  нужно  было  выбрать  зрелищный  вид  спорта  из  предложенного  мной  перечня,  основываясь  на  собственном  эстетическом  восприятии.  Результаты  приведены  на  рис.  2.

 

Рисунок  2.  Зрелищность  видов  спорта

 

Респонденты  считают  эти  виды  спорта  зрелищными  потому,  что…

Мнение  пловцов.  Интересно  наблюдать  за  борьбой,  подготовленностью  спортсменов;  эмоциональность,  захватывает  дух;  эталоны  командного  и  индивидуального  видов  спорта;  хоккей  мужской  спорт,  где  соревнуются  сильные  физически  и  морально  мужчины,  как  и  в  боксе;  физическая  красота  и  сила  ума;  много  эмоций  после  соревнований;  слаженность  игр;  борьба  до  самого  конца;  высокая  скорость  игры,  тяжело  предугадать  результат;  плавание  непредсказуемый  вид  спорта,  особенно  на  коротких  дистанциях.

Мнение  представителей  триатлона,  лёгкой  атлетики  —  зрелищности  придают  взаимодействие  и  выполнение  различных  финтов;  плавание  зрелищно  само  по  себе;  фигурное  катание  —  красивый  вид. 

Мнение  гребцов  —  отмечают,  прежде  всего,  знаменитых  людей  (известных  спортсменов).

Студентка  отделения  фехтования  —  спортсмены  чаще  играют  на  зрителей.

Респондент,  представляющий  стрельбу  из  лука  —  массовость,  командный  дух  и  красота.

Представительницы  синхронного  плавания  —  грация  в  движениях;  сложно  координированные  виды  спорта;  красивые  костюмы;  зрелищная  борьба  между  мужчинами.

Был  задан  и  вопрос,  связанный  с  посещаемостью  соревнований.  25  респондентов  посещают  соревнования,  3  респондента  очень  часто  посещают  соревнования.  Нет  таких  спортсменов,  кто  ни  разу  не  посещал  соревнования.

Частые  причины  посещения  соревнований  это: 

1.  поддержка  спортсмена  (родственника,  друга,  товарища  по  избранному  виду  спорта); 

2.  интерес  к  данному  виду  спорта,  к  участникам  соревнований,  хочется  узнать  больше  об  этом  виде  спорта;

3.  наблюдение,  оценивание  и  сравнение  мастерства  высококвалифицированных  спортсменов;

4.  получение  удовольствия  от  конкуренции  спортсменов  (команды),  от  их  борьбы  за  результаты;

5.  сами  являются  участниками  соревнований.

Два  последних  вопроса  были  связаны  с  плаванием,  поскольку  автор  статьи  представляет  этот  вид  спорта.

25  (89  %)  респондентов  отнесли  плавание  к  зрелищным  видам  спорта.

3  (11  %)  студентов  считают  плавание  незрелищным  видом  спорта.

На  вопрос,  почему  вы  считаете  плавание  зрелищным  или  незрелищным  видом  спорта.  Ответы  разделились  следующим  образом.

Пловцы: 

Нравится  массовость  на  соревнованиях,  красиво  наблюдать.  Можно  увидеть  настоящую  борьбу  и  эмоции.  Высокая  конкуренция,  борьба  за  доли  сотых  секунды.  Невероятное  зрелище. 

Но  бывает  скучновато,  если  на  соревнованиях  не  происходит  никаких  волнующих  действий,  если  нет  борьбы,  то  незрелищно. 

Непредсказуемый  вид  спорта,  всё  очень  быстро  меняется.  Красивое  телосложение  спортсменов.

Лёгкоатлеты  —  интересно  и  зрелищно  тем,  что  идёт  конкуренция,  привлекают  красивые  стили  плавания.

Представители  гребли  —  привлекает  конкуренция,  захватывающие  старты  и  финиш.

Фехтовальщица  —  не  привлекает  вид  спорта.

Стрелок  из  лука,  представительница  триатлона  —  массовость  на  соревнованиях,  много  известных  спортсменов,  красиво  наблюдать.

Синхронистки  —  наличие  сильных  соперников,  которые  борются  между  собой,  каждые  доли  секунды  очень  важны,  этим  и  интересен  процесс;  хорошо  сложено  телосложение  спортсменов.

Таким  образом,  следует  считать,  что  спорт,  а  в  нашем  случае  спорт  высших  достижений  (в  колледже  обучаются  члены  сборных  команд  России),  предоставляет  огромную  возможность,  как  спортсменам,  так  и  зрителям  для  созерцания  разнообразных  эстетических  ценностей,  для  наслаждения  ими.  Эстетические  явления  могут  быть  представлены  во  всех  видах  спорта,  не  смотря  на  различия  в  отношениях  к  этому  вопросу.  Спорт  непосредственно  влияет  на  эстетическую  культуру  общества,  на  традиционные  виды  эстетической  деятельности.  Происходит  и  обратный  процесс  —  проникновение  форм  собственно  эстетической  деятельности,  методов  художественного  творчества,  выразительных  средств  художественного  языка  в  сферу  спорта  [4].  Особенно  яркими  и  выразительными  в  этом  плане  являются  спортивные  праздники  и  парады.  И  как,  ярчайший  пример,  это  XXII  зимние  Олимпийские  игры  в  Сочи-2014.

 

Список  литературы:

1.Питер  Дж.  Арнольд.  Эстетические  аспекты  спорта.  Философия  спорта.  Хрестоматия/Сост.  Пешков  А.И.  СПб.:  Олимп-СПб,  2005.  —  233  с.

2.Сараф  М.Я.  Спорт  и  художественная  культура.  Философия  спорта.  Хрестоматия/Сост.  Пешков  А.И.  СПб.:  Олимп-СПб,  2005.  —  233  с.

3.Столяров  В.И.  Спорт  и  искусство.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.sportedu.ru/CetText.idc?TxtID  =  865  (дата  обращения  16.03.2014).

4.Эстетика:  Словарь/  под  ред.  Беляева  А.А.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  http://www.terme.ru/dictionary/706/word/yestetika-sporta  (дата  обращения  14.03.2014). 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий