Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Свистунова Н.А., Середа М.А. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С АЛКОГОЛЕМ ВО ВРЕМЕНА ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/social/4(19).pdf (дата обращения: 15.12.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

МЕТОДЫ  БОРЬБЫ  С  АЛКОГОЛЕМ  ВО  ВРЕМЕНА  ЕНИСЕЙСКОЙ  ГУБЕРНИИ

Свистунова  Наталья  Андреевна

Середа  Мария  Александровна

студенты  1  курса,  кафедра  международного  менеджмента,  ИММиО,  КрасГАУ,  РФ,  г.  Красноярск

E-mailNatasha.Svistunova95@mail.ru

Гайдин  Сергей  Тихонович

научный  руководитель,  д-р  ист.  наук,  профессор  КрасГАУ,  РФ,  г.  Красноярск

 

В  нашей  стране  уже  не  один  раз  проводилась  компания  по  борьбе  с  пьянством  населения.  К  сожалению,  проблему  не  удалось  преодолеть  до  сих  пор.  Как  мы  выяснили  из  разных  источников,  в  европейской  части  страны  большинство  населения  пило  не  часто,  но  много.  В  старожильческих  селах  Сибири,  где  уровень  достатка  был  выше,  чем  у  крестьян  европейской  части,  алкоголь  потребляли  довольно  часто.  Здесь  он  становился  частью  системы  питания.  В  Сибири  употребляли  спиртное  домашнего  производства  с  устатку,  после  баньки,  для  настроения,  для  аппетита.  При  этом  появление  в  нетрезвом  состоянии  считалось  несовместимым  с  правилами  приличного  поведения. 

Правда  и  в  Сибири  были  проблемные  зоны  с  более  высоким  употреблением  спиртного.  Это  рыбные  промыслы  в  низовьях  Енисея,  где  рыбаки  в  сложных  климатических  условиях  принимали  алкоголь  для  согрева.  Это  золотые  прииски,  где  было  принято  «гулять»  после  получения  зарплаты.  Это  некоторая  часть  жителей  сел,  расположенных  на  Московском  тракте,  которые  регулярно  пользовались  услугами  питейных  заведений.  Известный  писатель  И.А.  Гончаров  в  своей  книге  «Путешествие  на  фрегате  «Паллада»»  в  30-е  гг.  XIX  писал,  что  неотъемлемой  составляющей  Московского  тракта  являются  трактиры.  И,  хотя  на  тракте  можно  было  жить  лучше  за  счет  продажи  овса  для  лошадей,  но  некоторые  жители  трактовых  сел  спускали  все  свои  средства  на  посещение  трактиров.  К  сожалению,  предприниматели,  занимавшиеся  заготовкой  на  Енисейском  Севере  ценных  пород  рыбы  и  скупкой  пушнины,  сознательно  спаивали  коренное  население,  экономя  деньги  на  оплате  их  труда  и  добытой  ими  пушнины.

Естественно,  что  в  разные  времена  в  Сибири,  как  и  в  стране  в  целом,  делались  попытки  бороться  с  избыточным  употреблением  спиртного.  Для  того,  что  бы  выяснить,  как  это  делалось,  мы  просмотрели  «Памятные  книжки  Енисейской  губернии»  за  различные  годы,  заметки  из  газет  «Енисей»  и  «Красноярский  вестник».

Что  касается  борьбы  с  пьянством  в  XIX  в.,  то  мы  обнаружили,  что  по  утверждениям  разных  авторов,  призывами  к  трезвости  занимались  священники  в  своих  проповедях,  обещая  кары  небесные  для  тех,  кто  не  порвет  с  дьявольским  пристрастием.  Мы  не  знаем,  насколько  эффективным  были  такие  психотерапевтические  средства.  Но  совершенно  очевидным  было  то,  что  потребление  алкоголя  в  Сибири  не  становилось  меньше.

Как  оказалось,  ситуация  с  алкоголизацией  населения  Российской  империи  на  рубеже  XIX—XX  вв.  стало  осознаваться  как  катастрофическая.  Это,  скорее  всего,  было  связано  с  введением  государственной  винной  монополии  в  целях  получения  дополнительного  притока  средств  на  развитие  российской  индустриализации.  Таким  образом,  алкоголизация  населения  ради  развития  страны  стала  одним  из  важнейших  элементов  государственной  политики.  Алкогольные  деньги  в  конце  XIX  в.  давали  до  половины  государственного  бюджета  России.

Для  борьбы  с  нарастающим  пьянством  и  алкоголизмом  населения  на  рубеже  XIX—XX  вв.  в  стране  стали  открываться  Общества  трезвости.  Инициаторами  их  создания  были  представители  интеллигенции  и  духовенства.  Первое  такое  общество  в  Красноярске  было  открыто  в  1899  г.  По  газетным  публикациям  мы  попытались  выяснить,  чем  именно  занималось  это  общество.  Как  оказалось,  его  представители  организовывали  лекции  о  вреде  алкоголя,  открывали  читальни,  проводили  вечера  трезвости,  чтобы  отвлечь  людей  от  пьянства  и  заинтересовать  их  возможностью  проводить  свой  досуг  без  спиртного.

Государство,  с  одной  стороны  заинтересованное  в  увеличении  объемов  продаж  алкоголя,  с  другой  стороны  было  обеспокоено  масштабами  негативных  последствий  государственной  монополии  на  его  производство  и  реализацию.  Министерство  Финансов,  к  примеру,  пыталось  ограничить  время  продажи  вина  из  казенных  лавок.  В  1906  г.  в  городах  торговать  можно  было  с  7  часов  утра  до  20  часов  вечера,  в  субботние,  предпраздничные  дни  —  с  7  часов  утра  до  18  часов  вечера.  В  воскресные  и  праздничные  дни  торговали  только  до  17  часов.  Управляющий  акцизными  сборами  Енисейской  губернии,  в  свою  очередь,  счел  нужным  в  интересах  городского  населения  эти  правила  немного  изменить.  Он  настаивал,  чтобы  в  будничные  дни  торговля  алкоголем  в  губернии  производилась  с  8  часов  утра  до  18  часов,  в  субботние  и  предпраздничные  дни  —  с  8  часов  утра  и  до  16  часов,  а  в  воскресные  и  праздничные  дни  торговля  не  велась  бы  совсем.  Однако  министр  финансов  такое  распоряжение  губернской  администрации  отклонил,  предположив,  что  подобные  меры  могут  вводиться  в  губернии  только  в  случае  военного  положения  разрешив  ввести  их  как  временную  меру  только  на  время  военного  положения.

Вместе  с  тем  в  одной  из  «Памятных  книжек  Енисейской  губернии»  мы  столкнулись  с  тем,  что  губернская  администрация  в  чрезвычайных  с  ее  точки  зрения  ситуациях  вынуждена  была  принимать  чрезвычайные  меры.  По  данным  губернского  комитета  государственных  имуществ,  спаивание  населения  купцами  и  предпринимателями  приняло  такие  масштабы,  что  нужны  были  чрезвычайные  меры  по  спасению  коренного  населения.  Для  этого  было  запрещено  завозить  на  Север,  какой  бы  то  ни  было  алкоголь.  Однако  полностью  перекрыть  каналы  его  поставок  в  северные  районы  не  удалось.  Завозом,  как  правило,  занимались  ямщики  перевозившие  почту  и  грузы  в  северные  станки.  На  нехватку  алкоголя  быстро  откликнулось  русское  население  сел,  расположенных  на  Енисейском  Севере.  Оно  наладило  производство  самогонки  и  доставку  ее  в  районы  проживания  и  работы  коренных  народностей.  Наиболее  нечистоплотные  предприниматели  стали  завозить  на  Север  технические  жидкости  —  лаки  на  спиртосодержащей  основе,  денатурат  и  другие.  От  их  употребления  многие  слепли,  многие  утрачивали  трудоспособность,  а  для  некоторых  употребление  спиртосодержащих  жидкостей  заканчивалось  летальным  исходом.  Таким  образом,  стало  очевидно,  что  логичные  на  первый  взгляд  запретительные  меры  не  только  не  дали  положительного  результата,  но  еще  больше  усугубили  ситуацию.  Поэтому  губернской  администрацией  было  принято  решение  об  отмене  локального  «сухого  закона»  и  об  открытии  на  Енисейском  Севере  нескольких  винных  лавок,  в  которых  само  население  могло  бы  иногда  покупать  качественный  алкоголь.  Причем  владельцы  лавок  должны  были  следить  за  приемлемым  количеством  приобретаемого  алкоголя.

Но,  тем  не  менее,  застарелая  проблема  на  территории  всей  страны  все-таки  требовала  принятия  радикальных  мер  и  в  частности  лечения  больных  «зараженных  алкоголизмом».  Санитарно-Врачебный  Совет,  летом  1906  г.  одобрил  создание  специальных  лечебниц.  В  том  же  году  при  Красноярской  городской  лечебнице  было  открыто  отделение  для  лечения  алкоголиков.  Хотя  вопреки  ожиданиям  городского  головы  это  не  дало  большого  эффекта.  Лечение  в  больнице  было  добровольным,  требовало  определенных  материальных  затрат  и  мало  кто  из  нуждавшихся  в  нем  являлся  в  больницу.  Скорее  всего,  нужны  были  принудительные  меры,  но  тогдашнее  законодательство  таких  мер  не  предусматривало.

Но  даже  эти  ограниченные  меры  со  стороны  государства  и  деятельность  Общества  трезвости  привели  к  тому,  что  пьянство  среди  горожан  уменьшилось,  стало  меньше  драк  и  грабежей.  Пьяные  к  ночи  успевали  немного  протрезветь  или  добраться  до  темноты  домой.

25  августа  1909  года  городская  дума  сделала  следующий  шаг  по  борьбе  с  пьянством.  Она  утвердила  перечень  районов  города  Красноярска,  в  которых  открытие  пивных  заведений  было  категорически  запрещено.  Это  скорее  всего  можно  было  бы  рассматривать  в  качестве  вполне  своевременной  меры.  В  одном  из  номеров  газеты  «Енисей»  за  1897  г.  мы  нашли  информацию  одного  из  возмущенных  авторов,  который  писал  об  избыточном  количестве  питейных  заведений  на  некоторых  улицах  города.  В  частности  на  Узенькой  улице  (ныне  ул.  К.  Маркса)  на  небольшом  пространстве  располагались  три  кабака  и  один  трактир.  Автор  писал,  что  возле  городского  сада,  предназначенного  для  спокойных  прогулок,  где  раньше  были  мир  и  тишина,  воцарилось  беспробудное  пьянство.  Он  обращался  к  городской  управе  с  требованием  навести  порядок  с  размещением  питейных  заведений  на  улицах  города.

Специальным  приказом  полиции  в  1910  г.  было  поручено  не  допускать  открытия  питейных  заведений  на  Вокзальной,  Плац-Парадной,  Театральной  площадях,  на  всей  протяженности  Воскресенской  улицы  (ныне  ул.  Мира),  на  значительной  части  Всех-Святской  улицы  и  во  многих  других  местах  с  указанием  конкретных  адресов,  а  так  же  на  берегу  реки  Енисей.  Были  приняты  меры  по  ограничению  продажи  алкоголя  в  сельской  местности.  В  основу  этого  легло  убеждение  красноярских  врачей,  членов  Общества  трезвости,  сотрудников  городской  управы,  в  том,  что  пивные  лавки  в  большинстве  своем  были  притонами  разврата  и  рассадниками  болезней,  особенно  на  окраинах  города,  где  жила  беднота.  Также  поступали  многочисленные  жалобы  военного  начальства  на  невозможность  устранить  посещение  нижними  чинами  пивных  лавок  и  распространение  заболевания  сифилисом.  Около  лавок  всегда  находилась  пьяная  публика,  устраивающая  «беззакония  и  скандалы».

К  сожалению,  как  показала  практика  запретов  и  ограничений,  она  не  дала  осязаемых  результатов.  Ограничение  продажи  спиртного  в  городе  и  его  окрестностях  привело  к  перемещению  продажи  спиртного  в  пригородные  села,  где  также  росло  потребление  спиртного.  В  селе  Погорельском  Красноярского  уезда  по  данным  газеты  «Красноярский  вестник»  за  2  февраля  1910  г.  тайная  продажа  водки  велась  круглосуточно,  в  любых  количествах.  В  результате  как  писалось  в  газете  «…деревенский  люд,  несмотря  на  постигший  их  неурожай,  все  спивается  и  разоряется,  так  как  можно  купить  водку  за  деньги,  выменять  на  последний  пуд  муки,  петуха,  гусей,  которых  парни  крадут  по  чужим  дворам,  заложить  шубу,  шапку  и,  наконец,  в  долг  до  случая,  когда  будут  деньги».

Как  бы  сильно  государство  не  старалось,  создавая  Общества  трезвости,  открывая  лечебницы,  вводя  запреты  на  спиртные  лавки  и  ограничивая  время  продажи  алкоголя,  толку  было  не  много.  Народ  все  равно  пил.  Не  решил  данной  проблемы  даже  «Сухой  закон»  введенный  в  Сибири  в  1914  году.  К  сожалению,  прошли  уже  более  ста  лет,  но  проблема  алкоголизма  не  стала  меньше.

Когда  мы  знакомились  с  методами  борьбы  с  алкоголизмом  в  нашей  стране  в  последующие  периоды,  то  обнаружили,  что  те  методы,  которые  были  апробированы  в  рассматриваемый  нами  период  в  той  или  иной  конфигурации  использовались  и  в  другое  время.  И  государство,  начиная  очередную  антиалкогольную  компанию,  со  временем  убеждалось  в  неэффективности  этих  мер.  Хотя  конечно  в  каждой  антиалкогольной  компании  была  своя  специфика,  свои  плюсы  и  минусы.  Нам  кажется,  что  единственным  способом  отвлечь  людей  от  пьянства  -  это  воспитать  у  человека  чувство  самоуважения  чувство  хозяина  своей  судьбы,  чувство  ответственности  за  жизнь,  судьбу  и  благополучие  родных  и  близких.  Но  как  это  сделать,  эта  тема  уже  другого  и  очень  сложного  исследования.  Как  показывает  практика,  простые  решения  не  дают  простых  и  однозначных  решений.

 

Список  литературы:

  1. Гончаров  И.А.  «Путешествие  на  фрегате  «Паллада»».
  2. Газета  «Енисей»  1894—1905  гг.
  3. Газета  «Красноярский  вестник»  от  2  февраля  1910  года.
  4. Памятная  книжка  Енисейской  губернии  на  1865.  СП.  Ред.  К.  Вульфа  —  345  c.
  5. Памятная  книжка  Енисейской  губернии  на  1899  год  СП.  И.  Огризко  —  350  c.
  6. Памятная  книжка  Енисейской  губернии  на  1906  год  Г.А.  Хотунцова  —  255  c.
  7. Памятная  книжка  Енисейской  губернии  на  1909  год  —  281  c.
  8. Памятная  книжка  Енисейской  губернии  на  1910  год  Н.В.  Доброхотова  —  106,  80,  77,  51  c.
  9. Памятная  книжка  Енисейской  губернии  на  1914  год  —  1—26,  27—102,  128  c.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий