Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2013 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
"За статью проголосовало 9 человек"
ИССЛЕДОВАНИЕ Х. ОРТЕГОЙ-И-ГАССЕТОМ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Татаринова Мария Витальевна
студент 2 курса, кафедра информационных технологий, Оренбургского государственного университета, РФ, г. Оренбург
Е-mail:
Завьялова Галина Ивановна
научный руководитель, доцент Оренбургского государственного университета, РФ, г. Оренбург
В решении X. Ортегой-и-Гассетом вопроса индивид-общество, с чрезвычайной наглядностью отразилась реальная ситуация индивида в современном буржуазном обществе, восприятие им общества как образования, в достаточной мере ему чуждого и противостоящего.
«В исследовании этого вопроса X. Ортега-и-Гассет ставил задачу определить принципы реализации индивидом своей «жизни», своего подлинного человеческого бытия в условиях социального мира, следовательно, выяснить возможность самореализации индивида, сферу этой самореализации, ее пределы, формы и т. д. Этим частично вычерчивалась задача, реально встающая перед индивидом в условиях кризиса буржуазного общества, но не решалась проблема взаимодействия индивида и общества» [1, c. 141].
Выступая против социологии, X. Ортега-и-Гассет имеет в виду, прежде всего позицию Э. Дюркгейма. Именно Дюркгейм наиболее последовательно выразил особенности социологического подхода к проблеме взаимодействия индивида и общества, и из его позитивистской трактовки во многом исходила возникшая позже так называемая функциональная социология, которая рассматривала индивида как простейший элемент общества и тем самым способствовала возникновению социальной инженерии и всей практики социального манипулирования.
X. Ортега-и-Гассет прежде всего поставил перед собой задачу проанализировать то, чем является социальное отношение в его наиболее элементарной, абстрактной и основной структуре. Большинство социологов, отмечал он, в качестве простейшего социального отношения рассматривают отношение реагирующих друг на друга индивидов. X. Ортега-и-Гассет считает это отношение реальностью не социальной, а межиндивидуальной. Межиндивидуальное отношение определяется X. Ортегой-и-Гассетом авторством вступающего в это отношение индивида: здесь речь всегда идет о двух или нескольких индивидах, каждый из которых действует, исходя из своей личной индивидуальности, т. е. сам по себе и имея в виду свои собственные цели.
Межиндивидуальное отношение — это, таким образом, отношение личностное, авторское. Большинство отношений в человеческом мире определяются X. Ортегой-и-Гассетом как различные варианты межиндивидуальных отношений. К ним X. Ортега-и-Гассет относит и отношения, имеющие совсем иную социальную природу, например между предпринимателями, которые таким образом приравниваются к личностным отношениям.
X. Ортега-и-Гассет «отвергает содержащееся в социологической теории утверждение, согласно которому, «социальное» впервые возникает именно в межиндивидуальных отношениях. «Социальное» для X. Ортеги-и-Гассета здесь еще отсутствует» [3, c. 20].
Основной характеристикой социального факта X. Ортега-и-Гассет считал, прежде всего, его внешнее по отношению к индивиду существование. X. Ортега-и-Гассет неоднократно подчеркивал связь человека с его миром, в том числе и социальным. Человек живет в определенном мире, проникаясь его идеями и обычаями. Но возникновение «социального» понимается им следующим образом. Индивид в процессе своей жизнедеятельности создает какое-либо социально значимое новшество, оно подхватывается другими, становится другими, становится общим достоянием, отрывается от своего автора, постепенно перестает быть живым элементом жизни, закостеневает в своих формах. С тех пор как оно оторвалось от индивида, став общим достоянием, «социальное» существует само по себе и ни от кого не зависит, за «социальным» никто не стоит, «социальное» практикуется всеми, за «социальное» никто не в ответе. Порок всей предшествующей социологической мысли, говорит X. Ортега-и-Гассет, в том и состоит, что она(мысль) межиндивидуальное отношение принимала за отношение социальное, поскольку с самого начала спутала социальное и межиндивидуальное. В утверждении внешнего по отношению к человеку существования «социального факта» X. Ортега-и-Гассет видел отличие своей позиции от социологической.
Для X. Ортеги-и-Гассета внешний характер «социального факта» означает не только его надындивидуальную природу, но и чуждость, противостояние его индивиду. Подчеркивая чуждость «социального факта» индивиду, X. Ортега-и-Гассет рассматривал это качество как определяющую характеристику «социального» как такового.
В противопоставлении индивида и общества выразилась реакция X. Ортеги-и-Гассета на реально существующее явление отчуждения личности в буржуазном обществе.
«Особенность позиции X. Ортеги-и-Гассета в понимании проблемы индивид-общество наиболее ярко раскрывается тогда, когда он пытается проанализировать, как «социальный факт» выступает на уровень сознания» [2, c. 4].
X. Ортега-и-Гассет относит «социальный факт» к области коллективного сознания. Для него отсюда следует вывод, что для отдельного индивида «социальный факт» всегда выступает как иррациональный. Иррациональность «социального факта» X. Ортега-и-Гассет усматривает в его принципиальной неосмысляемости каждым индивидом. Основное условие жизни человека, состоящее в необходимости осмысления каждой ситуации и принятия решения, вытекающего из свободного выбора и влекущего за собой индивидуальную ответственность, природой «социального факта» отвергается. Поэтому социальное действие человек совершает автоматически; он не понимает, не осознает его. Поэтому оно иррационально.
Замысел учения X. Ортеги-и-Гассета о человеке направлен на утверждение значимости его индивидуальных проявлений. X. Ортега-и-Гассет воспринимает любой социальный феномен, прежде всего, как противостоящий индивиду, самой его природе, требующей от индивида свободного и сознательного действия. X. Ортега-и-Гассет фиксирует, таким образом, непреодолимое противоречие: надиндивидуальность и принудительность «социального факта», с одной стороны, и специфика человеческой жизни, предполагающая авторство в действиях индивида — с другой, сталкиваясь, приводят к тому, что индивид и общество оказываются фактически в постоянном конфликте.
В соответствии со своим пониманием природы социального X. Ортега-и-Гассет анализировал и способ социальной регуляции человеческого поведения.
«Простейшим и основным элементом такой регуляции он считал обычай. Социальный мир — это мир обычаев. Обычай действительно служит одним из важнейших способов регуляции социального бытия человека. На ранних стадиях цивилизации, в рамках традиционных обществ, «он был одним из основных регуляторов социального поведения людей и одним из способов хранения и передачи социального опыта» [3, c. 6]. По мере развития общества наряду с обычаем возникли и иные нормы социальной регуляции, например государственно-правовое регулирование, т. е. классовое регулирование жизни общества.
X. Ортега-и-Гассет разделяет все обычаи на «сильные» и «слабые». «Сильными» он называет обычаи правовые, социально-экономические и другие, связанные с государственной и институциональной регуляцией, т. е. такие способы регуляции, которые уже не являются обычаями в строгом понимании этого слова. К обычаям «слабым» X. Ортега-и-Гассет относит те формы регуляции, которые веками бытуют в обществе или общности людей и, во-первых, осуществляются всей совокупностью общества или общности, во-вторых, осуществляются фактически незаметно для индивида. К таким способам общественной регуляции X. Ортега-и-Гассет относит мораль, и обычаи в формах приветствия или в одежде, и язык. Объединяет «сильные» и «слабые» обычаи то, что и те и другие представляют собой форму принуждения.
Наибольшую безотказность воздействия социального на человека и возможность принуждения со стороны этого социального X. Ортега-и-Гассет усматривает именно в «слабых» обычаях. Воздействие «сильных» обычаев человек и ощущает и осознает; «слабые» же обычаи формируют его в каждодневной жизни, причем таким образом, что он не только не осознает их воздействия, но и не ощущает его. Поэтому именно «слабые» обычаи X. Ортега-и-Гассет рассматривает как классическое выражение социального.
X. Ортега-и-Гассет констатирует, что индивид, ни в каких случаях не может «убежать от общества» [3, c. 22], избежать его воздействия. Природа социального неизменна. Отсюда следует вывод X. Ортеги-и-Гассета о бесполезности социальной борьбы и радикального преобразования социального мира. Однако психологическое состояние индивида, связанное с его ощущением давления со стороны общества, порождается действием не «слабых» обычаев, а именно тех форм социальной регуляции, которые никак не могут быть сведены к обычаю и которые X. Ортега-и-Гассет выносит за пределы своих исследований «социального».
«Классическим примером «слабого» обычая X. Ортега-и-Гассет считает язык и именно потому, что принудительное воздействие, оказываемое через него обществом на индивида, последним почти не ощущается. Именно в сфере языка он пытается проследить взаимодействие индивидуального бытия и жизни человека.
Исследование X. Ортегой-и-Гассетом проблемы взаимодействия человека и общества явилось его ответом на ситуацию индивида в буржуазном обществе, которая все больше ощущалась самой буржуазной философией. Искания X. Ортеги-и-Гассета отразили тот момент ее развития, когда доверие к буржуазному социальному миру оказалось потерянным, когда этот мир воспринимался как чуждый человеку и, более того, как таящий в себе постоянную угрозу насилия.
Список литературы:
1.Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета: критические очерки / А.Б. Зыкова. М.: Наука, 1978. — 160 с.
2.Капитанова Л.С. X. Ортега-и-Гассет и И. Хейзинга о жизни благородной и жизни «заурядной»/ Л.С. Капитанова. СПб.: 2001. — 226 c.
3.Соколов Э.В. Ортега-и-Гассет: искусство и массовая культура в XX веке / Э.В. Соколов. М.: Наука, 2003. — 32 c.
дипломов
Оставить комментарий