Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2013 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
"За статью проголосовало 2 человека"
ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НЕГАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ (КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СЕРИАЛОВ)
Ракова Александра Сергеевна
студент 5 курса, социальный факультет, СмолГУ, РФ, г. Смоленск
Анисенкова Татьяна Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент СмолГУ, РФ, г. Смоленск
В современной России уже второе десятилетие продолжается период кардинальной трансформации всех сфер жизни общества и государства — ее социального, социокультурного пространства, всех видов общественно-политических отношений. На этот процесс накладывает свой отпечаток и обширная глобализация, активное сотрудничество с зарубежными странами. Благодаря подобной открытости возникают новые ценности, меняются стандарты поведения людей. Наиболее восприимчивой частью общества к такого рода переменам, является молодежь.
Социализация, индивидуализация, самоидентификация молодого человека формируются как продукты влияния таких социальных институтов как семья, школа, государство и средства массовой информации. Однако в последнее время массмедия стали доминирующим агентом социализации, часто подменяя иные социально-политические институты по формированию культуры, политического сознания молодого человека, его ценностные, поведенческие установки.
Господствующее положение среди средств массовой информации сегодня занимает телевидение. Если в 80-х годах предыдущего века телевизор был редкостью, то сегодня этот вид техники получил глобальное распространение — телевизор есть в каждом доме, да и не один.
В процессе социализации и самоидентификации молодежи особенное влияние оказывает такой агент социализации как СМИ. Визуальная составляющая чрезвычайно важна для формирования восприятия самого себя как личность для молодежи, так как «мы смотрим на мир через других». Именно телевидения сегодня является поставщиком визуальных образов, влияющих на формирование образа жизни, моделей поведения современной молодежи.
На сегодняшний момент в России зафиксировано 17 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 7 телеканалов, вещающих за пределы России и около 180 региональных телеканалов [3, с. 17].
Популярность телевидения и телевизионных сериалов объясняется массовым и повседневным ощущением дефицита действия, и именно оно, пусть и виртуально, на техническом уровне, но восполняет это дефицит у своей аудитории. «Эффект зрительного присутствия» дает возможность стать участником телевизионного сообщения — взаимодействовать, спорить, любить, ненавидеть как и персонаж, причем также драматично, театрально, ярко.
Представление о мире, событиях, других людях и фактах россияне зачастую получают через телевидение. Семья, школа, другие люди и даже пресса теряет свою авторитетность по сравнению со значимостью телевидения. Важность вопроса перед исследователями состоит в оценке масштаба негативного влияния современного телевидения, возможных социальных и культурных перемен в обществе, изменения норм и оценок восприятия действительности, стереотипов поведения молодых людей, в первой степени — семейного, из-за подобного воздействия.
Семейное поведение — поведение человека в семье, которое отличается от индивидуального, так как рамки семьи накладывают на это поведение существенные ограничения в виде определенных норм, рамок, требований, традиций, мифов, ритуалов, границ социальной активности и т. п. [1, с. 23].
Семейная жизнь регулирует семейное поведение индивида — его трудовую активность, конкурентоспособность на рынке труда, экономическую активность, активность в сфере культуры и образования, религиозную активность, понимаемую как духовно-нравственное поведение, общественную активность и активность в сохранении и улучшения здоровья всех членов семьи. Семейное поведение определяет автономность семьи, ее благополучие в обществе.
Сегодня сериалы вписаны в образ жизни многих россиян. И произошло это благодаря активной их демонстрации по центральным и кабельным каналам телевидения с определенными небольшими интервалами, в определенное, отведенное для них время. Просмотр телесериала для некоторых дает разрядку после рабочего дня, для других — это способ восполнить недостаток разнообразия, ярких эмоций в собственной жизни.
Телевизионный сериал представляет собой феномен массовой культуры, по временным, содержательным и функциональным критериям являясь значительной ее частью. Подобная значимость связана с их глобальной наполняемостью телевизионного времени.
Сериал — разновидность телевизионных программ, которые состоят из отдельных и последовательных эпизодов. Основной целью любого сериала является привлечь к экранам на длительный период зрителя и удерживать его интерес к продукту эпизод за эпизодом [2].
Социальную значимость телевизионных сериалов трудно недооценить — они транслируют определенные стандарты поведения, мировоззренческие ориентиры, ценности, воздействуя на свою аудиторию. Модели поведения, предлагаемые героями телевизионных сериалов, переносятся в обыденную жизнь зрителей. Таким образом, телесериалы являются не только феноменом массовой культуры, но и инструментом влияния на реальную жизнь своей аудитории.
Подобную характеристику телевизионных сериалов чрезвычайно важно учитывать при исследовании влияния СМИ на формирования новых моделей семейного поведения у молодежи. Именно молодежь, проходящая стадию социализации, является самой восприимчивой частью общества, усваивавшая всё, что предлагает ей социум. Ценности, транслируемые через телесериал, плавно перетекают в обыденность молодежи, принимаются ее сознанием — чаще всего не являются нравственными, не позволяя создать и жить в благополучной семье, иметь здоровые, успешные брачные отношения, правильно воспитывать своих детей. Таким образом, исследование влияния телевизионных сериалов на формирование новых моделей семейного поведения у молодежи актуально как никогда.
В качестве гипотезы для контент-анализа выступил тот факт, что сериалы занимают большую часть телевизионного эфира среди передач для молодежи — они составляют 32,86 % об общего количества передач, и, за счет своего активного присутствия в эфире, непосредственно влияют на формирование моделей семейного поведения у молодежи [4].
В выборочную совокупность исследования были включены сериалы таких центральных каналов, как «Первый», «Россия 1», «НТВ», «СТС» и «ТНТ». Эти каналы являются лидерами по рейтингу популярности по просмотру [4]. Для исследования был использован метод контент-анализа. Анализу была подвергнута программа передач на календарную неделю с 1 по 7 апреля 2013 года. В течение этой календарной недели демонстрировалось 30 российских телевизионных сериалов (всего были показаны 195 серий). Автором были проанализованы все 30 российских телевизионных сериалов и выявлены стереотипные модели семейного поведения, транслирующиеся через телесериалы на молодежь. Все сериалы были сняты за последние пять лет, причем большинство из них (63,3 %) — в 2012, 2013 году. В этих телефильмах использовались преимущественно три типа сюжетных линий — комедийная, детективная и мелодраматическая. Действия во всех сериалах разворачивались в современной России.
В качестве единицы анализа использовался образ семейной пары (или досемейной. При анализе выделялось два уровня информации:
· сведения о характеристиках семейной пары (или досемейной);
· описание всех моделей семейного поведения каждого персонажа, транслирующегося через телесериал, семейные роли и описание различных проблем в семье (брачной пары, влюбленных).
На первом этапе контент-анализа были проанализированы такие характеристики семейной (досемейной) пары, как возраст, наличие и продолжительность брака, а также такие характеристики семьи, как полная — неполная, нуклеарная — расширенная, благополучная — неблагополучная.
На втором этапе контент-анализа были выявлены основные модели семейного поведения, семейные роли, профессиональные статусы и семейные события каждого члена семейной (досемейной) пары, транслирующиеся через телесериал.
Во всей совокупности телесериалов, исследуемых автором, сериалы с криминальным сюжетом составляли 40 %, что представляет собой самый большой массив сериалов. Также были представлены такие жанры сериалов, как комедия — 33,3 %, мелодрамы — 20 % и мистика — 6,6 %. Следует также сказать о преимущественной жанровой характеристике сериалов каждого из телевизионных каналов, что может свидетельствовать о смысловой наполненности и направленности телевизионного канала:
· «Первый канал» транслировал в своей телевизионной сетке 2 сериала в течение изучаемой календарной недели — 100 % сериалов мелодраматического характера;
· «Россия 1» — 6 сериалов — 66,6 % — мелодрамы, 16,6 % — детектив, 16,6 % — мистика;
· «НТВ» — 11 сериалов — 100 % из которых — криминальной направленности (детективы, боевики, криминал);
· «СТС» — 4 телесериала — 75 % комедийных сериалов, 25 % мистика;
· «ТНТ» — 7 телесериала — 100 % из них — комедии.
По представленным возрастным характеристикам главных героев, телесериалы можно разделить на две группы: с одной стороны — сериалы с изображением людей среднего — старшего возраста, с их типом семейного поведения, семейной направленностью, профессиональными характеристиками, семейными ролями и социальным поведением (73,3 %); с другой – сериалы, изображающие молодых людей до 25 лет — студентов, характерное для молодежи социальное поведение, готовность к семейной и профессиональной жизни, процесс брачного отбора и направленность личности (26,6 %).
Результаты анализа показали, что во всех сериалах есть упоминание о существовании собственной или родительской семьи у главных действующих лиц. Это говорит о том, что семья, как в жизни, так и в сериале, — неотъемлемая, ничем не заменимая ячейка общества, и человек всегда как-либо связан с ней.
В 63 % из всей совокупности сериалов (81 % из сериалов первой группы) встречается упоминание или само изображение развода главных героев. В редких случаях — повторный брак, который омрачается «тенями из прошлого». Чаще всего, разведенный персонаж полностью погружается в профессиональную деятельность, становится язвительным, его больше не интересует семья и семейная жизнь, больше не верит в любовь, к любовным отношениям относится потребительски как к удовлетворению своих желаний. Более того, именно после развода персонаж становится профессионалом своего дела, полностью раскрывается в работе.
Причинами разводов в изученных сериалах являлись: измена, ревность, месть, желание новых ощущений, недостаток внимание со стороны противоположенного пола, неумение пойти на компромисс, эгоцентризм и «зацикленность» на собственных желаниях.
Дети изображаются как смысл жизни, однако ценность их чрезвычайно мала. Именно дети в сериалах чаще всего являются инициаторами восстановления семьи после развода, однако их мнения не учитываются. Личные мотивы неудовлетворенности каждого из супругов становятся превыше ценности детей и важности сохранения семьи.
В некоторых изученных телесериалах изображается противопоставление различных типов семейного поведения. В этом плане очень характерен такой сериал как «Светофор»: холостяк — «зеленый цвет жизни» — свободен, нет никаких преград и тягот в жизни, не должен ни с кем считаться, вся жизнь в радость; занят — «желтый» — есть постоянная девушка, должен с ней все согласовывать, что весьма обременительно; женат — «красный» — максимум ответственности, минимум развлечений, жизнь в тягость.
В 66,6 % сериалах особое внимание заостряется на важности профессиональной деятельности человека, ее приоритетности даже по отношению к семье. Женщины в этих сериалах также нацелены на карьеру. Личный успех и удовлетворение потребностей — вот формула счастья многих персонажей в изученных телесериалах.
Таким образом, в тех сериалах, где главный герой обладает такой социальной ролью, как «муж», он изображается «мямлей», подкаблучником, потерявшем свою твердость, решительность, мужественность, суровость, нерешающий ничего в семье, находящийся под вечным давлением жены. Этот образ можно охарактеризовать так: «если ты женат — значит ты уже не мужик».
С другой стороны представляется образ мужчины — настоящего профессионала своего дела. У него нет семьи, чаще всего разведен, так как совмещение успешной работы и семьи не возможно в телесериалах. Именно такой мужчина привлекателен для аудитории — он умен, остроумен, красив, язвителен, властолюбив, не уважает авторитеты, успешен, и то же время — разочарован в браке и семье.
При изучении женского образа в телесериалах, ярко проявляется такое же противопоставление. Образ «жены» чаще всего — это истеричная женщина, которая плохо готовит, редко занимается хозяйством, вульгарно выглядит, смотрит сериалы, читает журналы, кричит и оказывает давление на мужа.
В то же время, образ женщины вне брака весьма примечателен. Это красивая, умная, язвительная, ухоженная молодая женщина, главная цель которой — успешная карьера и самоутверждение, в том числе — на фоне мужчин. Любовные отношения — легкомысленны, так как серьезные могут отвлечь от работы.
В тех сериалах, где главными героями являются молодые люди, читается образ молодежи — только как потребителей. Они стараются получить от жизни все, пока молоды, нацелены только на профессиональную деятельность. Личные отношения — это лишь дополнение к самореализации, а частая сменяемость партнеров воспринимается как талант, это качество уважают. Так в телесериале «Деффчонки» главная цель молодых девушек — выйти замуж за олигарха, самореализоваться за деньги мужа и получить мировую популярность.
Хотя в каждом сериале существует свой сюжет, есть типичные его формы. Способ заострения интриги во многих сериалах — это внебрачные связи, внебрачные беременности и внебрачные дети. Отношение к таким событиям со стороны героев телесериала — приемлемое, терпимое.
Таким образом, складывается печальная картина относительно семейного поведения, транслируемого через российские телесериалы на молодежь. Популяризируются такие социальные явления как:
· нуклеаризация семьи;
· распространение и социальная приемлемость развода, неполных семей (семейная пара не старается найти выход из проблемы, герои эгоцентричны, замкнуты только на себе);
· расшатанность родственных связей;
· падение ценности детей;
· предпочтение карьерных достижений ролям «жена-мать», «муж-отец»;
· неуважение статуса домохозяйки;
· осмеяние такой семейной ценности как «верность» и «прочность семейных уз»;
· красивый и успешный (красивая и успешная) значит — свободный и полностью погруженный в работу (семья воспринимается как тягота жизни, мешающая самореализации);
· молодость — это время, чтобы получить от жизни все (распространенность свободных отношений и частой сменяемости партнеров).
Возникает закономерный вопрос: «Семья с такими характеристиками может сформироваться под влиянием средств массовой информации, телевизионных сериалов, транслирующие вышеназванные социальные явления?». Само состояние российской семьи подтверждает данное исследование. Вышеназванные явления крепко вошли в нашу жизнь. Именно этими позициями характеризуется современная российская семья.
Мы полагаем, что одна из главных причин кризиса российской семьи является трансляция негативного образа семьи и безнравственного семейного поведения на молодежь через СМИ, в том числе и через телевизионные сериалы. В то же время, появление телепрограмм с позитивным образом семьи и благоразумным семейным поведением однозначно положительно повлияло бы на восприятие семьи как таковой среди молодежи. В российских СМИ почти не встречается такой образ как счастливая, красивая, мудрая жена-мать и заботливый, успешный, сильный муж-отец.
Безусловно, популярность телесериала с подобными персонажами, его трансляционная сила влияния на молодежь, прежде всего зависит от таланта сценариста и качества постановки. Этому российские телесериалы и их режиссеры могут поучиться у своих английских коллег (телесериалы производства «ВВС» — «Аббатство Даунтон», «Вниз и вверх по лестнице» и др.), которые через чрезвычайно увлекательный сценарий показывают историю английских семей сквозь историю своей страны. Образ «матери-жены» в подобных сериалах английского производства изображается как источник уюта, красоты и мудрости всего дома, а образ «отец-муж» — как благоразумный, уверенный в себе мужчина, отданный душой и сердцем своей семье. В Англии эти сериалы бьют все рейтинги по просмотру и популярности, положительно отражаясь в подъеме патриотизма и значение ценности семьи среди англичан.
Следовательно, целенаправленное формирование положительных моделей семейного поведения у молодежи, основанных на нравственных ценностях, невозможно без тщательно продуманной работы СМИ в этом направлении, в особенности — телевидения. Модели семейного поведения, принятого в обществе, часто определяет позиция того или иного СМИ, которое подстраивается под свою аудиторию. В то же время, авторитетность СМИ может очень сильно повлиять на формирование новых, как положительных, так и отрицательных моделей семейного поведения под влиянием предложенным СМИ примеров. Так, упомянутое в СМИ поведение в семье отдельного человека оказывается непосредственного связанным с будущей трансформацией семейного поведения аудитории этого СМИ. Ответственность средств массовой информации в этом плане трудно недооценить.
Сегодняшнее состояние социального института семьи именуют кризисным. Но сможет ли российская семья все-таки выйти из кризиса в ближайшие годы? Ответ может быть двояким. Однако один из путей выхода из кризиса семьи стал очевиден для автора при проведении данного исследования. При условии особого внимания Президента РФ и Правительства РФ по вопросу содержательной составляющей телевизионных программ, касающихся семьи, при контроле информации, искажающей нравственное семейное поведение, при создании большого объема телепрограмм с положительным образом семьи — все эти действия окажут непосредственно положительное влияние на состояние российской семьи, и результатов не придется долго ждать.
Список литературы:
1.Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. М., 1996.
2.Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы / Л.М. Землянова. М..1995.
3.Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009.
4.Шумков Д.В. Визуальный образ молодежи на телевидении / Д.В. Шумков // Вектор науки ТГУ, — № 1(8), — 2012. — с. 329—332.
отправлен участнику
Оставить комментарий