Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2013 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
"За статью проголосовало 0 человек"
ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ТОЛПЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Мошко Галина Алексеевна
Скакун Софья Викторовна
студенты 4 курса, строительный факультет, УлГТУ, РФ, г. Ульяновск
E-mail: galina35ru@mail.ru
Пискунова Елена Юрьевна
научный руководитель, канд. псих. наук, доцент, кафедра «Политологии, социологии и связи с общественностью», УлГТУ, РФ, г Ульяновск
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими феноменами, как часы «пик» в метро, скопление фанатов и болельщиков, демонстрации: движение за мир, протесты, выступления с лозунгами. А средства массовой информации каждый день сообщают о событиях, в которых участвуют массы: коллективное самоубийство секты Храма в Гвиане, массовый голод в ряде стран Африки и Азии, массовые убийства в Освенциме, уничтожение Хиросимы и т. д. [5]. Сталкиваясь с подобными явлениями, человечество постепенно накопило абстрактное знание об «эре толпы», которое служит референтной рамкой для нашего личного опыта в отношении масс и плотности концентрации. Мы руководствуемсянеполными знаниями, графиками развития, цифрами, процентами, которые, несмотря на свою неточность, говорят о зарождении коллективного сознания, а представления о росте масс и вызываемых им проблемах стали неотъемлемой частью нашего представления о современности. Многие психологи и социологи XX и XXI вв. такие, как Лебон «Психология народов и масс», Фрейд «Психология масс и анализ человеческого я», Ортега «Восстание масс», в своих трудах пытались разработать психологию масс, изучая толпу, лидеров или эффекты плотности концентрации людей в малых или больших группа [5].
Словом «толпа» мы часто называем беснующихся болельщиков, обезумевших людей, фанатов и т. д. Все эти явления одного порядка и объединены безличностью, социальной деградацией, огромной звериной мощью, которую можно направить в любую сторону. Толпой чаще всего руководит не сочувствие благородной идее, а инстинкт подчинения. Ведь «идеи» — это из области разума, а толпа разумом не обладает [2, с. 135].Разум в толпе замещен коллективным инстинктом, а человеческие чувства — неопределенной, но чрезвычайно сильной эмоцией, которая может изменяться в зависимости от обстоятельств. Постоянно в этой эмоции то, что она требует выхода, выплеска, разрядки.
Обычное скопление людей в метро, в кинотеатре, на улице или в иных общественных местах может внезапно превратиться в звероподобную массу, которая способна просуществовать в активном состоянии от нескольких минут до нескольких часов. Зачастую, именно политики использовали эту энергию толпы, манипулируя коллективным инстинктом и эмоциями.
Повлиять на образование толпы может накопившаяся усталость людей, алкоголь и, как правило, общая нервозность, социальная напряженность, ожидание, готовность к некоей предполагаемой опасности, катастрофе.Психологическая напряженность, созданная правительствами при помощи средств массовой информации, позволяет активировать процесс формирования в считанные минуты.
Другой причиной, способствующей «толпообразованию», является физическое сдавливание, искусственное сближение людей в толпе. Вокруг каждого из нас существует личное пространство, невидимое поле, которое позволяет человеку думать и действовать сознательно, как самостоятельное разумное существо, индивидуальность.Но в толпе границы личного пространства исчезают, и сознательная часть личности человека моментально подвергается воздействию [7, с. 78].
Так, 30 мая 1999 г. произошла массовая давка в подземном переходе Минска возле станции метро «Немига», жертвами которой стали 53 человека.
В этот день многие минчане пришли на берег реки Свислочь на праздник пива, организованный пивоваренным заводом «Оливария», и приуроченный к нему концерт группы «Манго-Манго». Внезапно началась гроза, сопровождаемая крупным градом. Около двух с половиной тысяч молодых людей попытались укрыться от непогоды в подземном переходе. В результате давки погибло 53 человека, среди которых 40 девушек и два сотрудника милиции, пытавшихся спасти людей. Большинство погибших — молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Только трём погибшим было более тридцати лет — 36, 47 и 61 год. Более 150 человек получили различные ранения [6].
А 13 октября 2013 г в г. Ратангар, штат Мадхья-Прадеш тысячи людей собрались на религиозный праздник в храме города. В результате того, что кто-то из толпы пустил слух о том, что мост вот-вот рухнет от большой нагрузки, началась давка. Более 100 человек погибло. По другим сообщениям, полиция применила дубинки, чтобы контролировать толпу, и это вызвало панику. Подобный случай в Индии уже не первый. В 2012 году в трех таких трагедиях погибли десятки людей. В 2008 более 220 человек погибли в давке в индуистском храме в знаменитой крепости Мехрангарх, возвышающейся над городом Джодхпур [6].
Бессознательное составляет 90 % нашей сущности, которое в момент разрыва персонального пространства немедленно берет верх. Явление толпы проявляется в том, что человек мгновенно может из высокоразвитой личности превратиться в бессмысленное стадное животное, полностью лишенное индивидуальности, не осознающее себя, не помнящее прошлое, не способное даже назвать свое имя. Бессознательное человека не может оценить реальность опасности (оно вообще ничего не может оценить).
Паническая реакция толпы никогда не бывает адекватна реальной опасности. Зато физическая сила возрастает во много раз, и не только сила толпы в целом, но и сила каждого человека в отдельности, — именно потому, что телом в этот момент управляют 90 % нашей сущности, а не обычные 10 %. Чем сильнее подавляется бессознательное в обычной жизни, чем сильнее в обществе давление правил и условностей, социального регулирования внешней жизни человека, тем более неприглядно проявляются они в толпе.
Третья предпосылка к толпообразованию — это потребность человека в социализации. Человек проявляет себя как коллективное, социальное существо уже в первые годы своей жизни. Но природная, изначальная способность человека к коммуникации, к совместному творчеству, строительству и обучению, очень далеко отстоит от крайних проявлений «духа толпы». Толпа — это эволюционная регрессия человека до уровня дикаря [2, с. 149].
Некоторые виды толпы: [1]
·Окказиональная толпа (от англ., occasion — случайность) — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие, например, на автомобильную катастрофу.
·Конвенциональная толпа (от англ., convention — условность) собирается по поводу заранее объявленного события (рок концерт, футбольный матч).
·Экспрессивная толпа (от англ., expression — выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение. Речь идет о людях, скандирующих лозунг на митинге, громко поддерживающих любимую команду или клеймящих судью на стадионе.
·Экстатическая толпа (от англ., ecstasy — экстаз) — экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди могут самозабвенно истязать себя.
·Агрессивная (от англ. Aggressive — напористый) — толпа, эмоциональная доминанта которой ярость, злоба.
·Паническая толпа (от англ. panic — переполох, тревога) — толпа объята ужасом, стремлением каждого является избегание реальной или воображаемой опасности.
Управлять толпой можно следующими способами:
·повести толпу за собой. Для этого нужен профессионализм иного рода. Получив лидера, направление, цель, толпа увеличивает свой «срок жизни» по сравнению с неуправляемой толпой. Как любое существо, толпа желает продлить свой срок жизни, и поэтому ищет вожака, жаждет подчиниться силе, авторитету.
·изоляция лидеров толпы, тогда толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости и тут же проводить мероприятия по рассеиванию толпы;
·по громкоговорящему оборудованию отвлечь внимание толпы на объявления о привлечении к ответственности участников, ссылаясь на видеосъемки скрытыми камерами, называя мнимо известных участников перечисляя фамилии, имена, отчества, наиболее распространенных в данной местности. Затем используя формы приказов и обещаний подменить роль лидера, ликвидируя активность толпы и принять меры по ее рассеиванию.
Многое было сказано о том, что толпа подавляет, растворяет личность человека, уничтожает сознательное «я», заменяя его на бессознательное «мы» [7, с. 69].Но, что же такое — «я», которое необходимо сохранить, уберечь, для того, чтобы оставаться человеком. Ведь в современном мире, легко оперирующем людьми как «массами», давление толпы на личность усилилось во много раз.
Что же происходит в реальности? В реальности, человек в современном мире практически перестал существовать как «индивидуум», как личность. Конечно, каждый из нас продолжает ощущать себя личностью, но для общества в целом человек превратился в номинализацию.
Свобода свелась к свободе потребительского выбора. Предметом потребления, или купли-продажи, может быть буквальновсе, что угодно, — от человеческих тел до отвлеченных идей, — на все вкусы.
Пару веков назад в обществе было намного меньше социальных ролей. Людей можно было разделить по семейному положению, профессиональным навыкам и т. д., но теперь общество делит людей на различные «толпы». Один и тот же «индивидуум» может одновременно принадлежать к разным «толпам»: покупателей, избирателей, телезрителей, радиослушателей, интернет пользователей, и т. д. А благодаря достижениям научно-технического прогресса этими толпами можно вполне успешно управлять.
Если раньше, закрыв за собою дверь своего дома, человек оставался один на один с собой, с семьей, с книгами, и никто и ничто не могло нарушить его «личное пространство», то теперь — в отдельной квартире, на своем собственном диване человек нажимает кнопку своего собственного телевизора — и вот он уже сам себе не принадлежит. Человек становится пешкой огромной«виртуальной толпы».
Читая газету, пробегая глазами по уличной рекламе, уставясь в экран телевизора человек может ощутить себя «гражданином мира». Как и в обычной толпе, он чувствует себя частью чего-то большего, чем он сам, выходит за пределы собственной личности, — а на деле попросту топит ее в море безличностной информации. Вдумайтесь, миллионы людей в одно и то же время испытывают одни и те же эмоции по поводу одного и того же футбольного матча или телерепортажа, или до слез сочувствуя (забыв о собственных проблемах) очередной «Санта-Барбаре» или «детям Германии».
Любая толпа имеет иррациональное свойство предпочитать иллюзию реальности и представляет собой замкнутую систему, живущую по собственным законам и игнорирующую (либо по- своему интерпретирующую) все, что происходит вне ее. То же можно сказать и о виртуальной толпе. Человек с высшим (возможно даже лингвистическим) образованием преспокойно «глотает» рекламные сентенции вроде «Пиво Арсенальное — для настоящих мужчин», не подвергая сомнению реальность связи между пивными градусами и мужскими достоинствами. Может быть, как «отец семейства» или «инженер-конструктор» он бы и засомневался, но какуважаемый телезритель, покупатель, потребительблагополучно пропускает эту информацию в подсознание без критики, — на что, собственно и было рассчитано.
Точно так же, как и в настоящей толпе, нарушается, искусственно сдавливается личное пространство человека, и это уже не пространство тела, но пространство сознания.
Но если в течение жизни не всякому «повезет» хоть раз оказаться в настоящей толпе, то в ту или иную виртуальную толпу практически каждый цивилизованный человек попадает ежедневно. В этом одна из причин постоянно растущего количества современных неврозов.
Практически все неврозы имеют в своем основании сочетание (вернее, не сочетаемость) объективной и иллюзорной реальностей. Например: при помощи средств массовой информации, фильмов, видеороликов рекламирующих кремы, шампуни и средства для похудения, создан некий иллюзорный эталон, стандарт, которому должен соответствовать каждый человек (вернее, член виртуальной толпы). Для женщин это пресловутые «девяносто-шестьдесят-на девяносто», для мужчин — посчитайте сами, сколько там сантиметров). И масса неврозов возникает из-за, казалось бы, очевидной невозможности «подогнать» свое реальное тело под виртуальный эталонный образец. (Тот же эффект иллюзорной одержимости социопсихологи отмечают и в отношении настоящей толпы).
Что же стоит за этим явлением, «виртуальные толпы»? Может, это чья-то злая воля? Посягательство на нашу свободу? Воплощение коварных планов инопланетян или, упаси Бог, масонов? Кто руководит виртуальными толпами?
Да, похоже, что никто. Никто не собирается толкать человечество в пропасть обезличенности. По-видимому, это просто результат закономерного развития общества победившей религии потребления, где все и вся является товаром и где каждый простой и скромный рекламный агент (или депутат, или коммерсант, или артист, или сутенер) старается заработать себе на хлеб с маслом.
А что происходит с людьми, которые не желают «собираться в виртуальные стаи»? Часть из них просто тихо страдает от невозможности спрятаться от толпы, которая лезет буквально отовсюду: из радиоприемников маршрутных такси, с рекламных щитов и бегущей строки, из собственной кухни, где жена готовит ужин под любимый сериал (или муж нервно курит, сопереживая перипетиям предвыборной компании во Франции или в Южной Корее).
А другая часть собирается в другие стаи и летит «назад к природе»; или же организует акции протеста против всяческого научно-технического прогресса. Есть, правда, индивидуумы, у которых ощущение реальности и личной самоидентификации настолько высоко, что они просто живут, работают, творят, не замечая и не смешиваясь с виртуальными толпами, но во все времена такие уникумы были редкостью. Храбрецы, на боящиеся «повернуть глаза зрачками в душу». Впрочем, выбор есть у каждого, выбор — выбирать самому.
Список литературы:
1.Бушующие волны массового психоза [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.xakep.ru/ (дата обращения 14.11.2013).
2.Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академический проект, 2011. — 238 с.
3.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.:Фолио, 2009. — 134 с.
4.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.:АСТ, 2005. — 246 с.
5.Психология толпы [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psyfactor.org/ (дата обращения 15.11.2013).
6.Толпа [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org / (дата обращения14.11.2013).
7.Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я". М.: Академический проект, 2010. — 123 с.
дипломов
Оставить комментарий