Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 октября 2013 г.)

Наука: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гирфанова Э.С. ТАТАРЫ В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: https://sibac.info//archive/social/13.pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТАТАРЫ  В  ОРЕНБУРГСКОМ  КРАЕ

Гирфанова  Элина  Сергеевна

студент  4  курса  экономического  факультета  ФГБОУ  ВПО

«Оренбургский  государственный  аграрный  университет»,  г.  Оренбург

E-mail: 

Потапова  Алёна  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  истории  Отечества  ФГБОУ  ВПО  «Оренбургский  государственный  аграрный  университет»,  г.  Оренбург

 

 

Уникальность  Оренбуржья  заключается  в  полинациональности  и  поликонфессиональности.  Среди  десятков  представителей  различных  народов,  национальных  и  этнических  групп,  проживающих  в  области,  татары  по  численности  занимают  второе  место.  По  данным  переписи  2010  г.,  на  территории  Оренбургской  области  проживает  151492  татар,  что  составляет  7,6  %  от  общей  численности  населения  [5].  Интерес  к  становлению  и  жизни  татарского  народа  в  Оренбургском  крае  обусловлен  и  тем,  что  я  отношусь  к  представителям  этой  национальности.  Стоит  отметить,  что  существенное  влияние  на  зарождение  и  развитие  культуры  Оренбуржья  оказали  заселение  обширных  пространств  в  ходе  колонизации,  появление  городов-крепостей,  сельских  населенных  пунктов,  развитие  промышленности,  промыслов  и  ремёсел,  внутренней  и  внешней  торговли,  контакты  между  людьми  различных  национальностей,  мощные  социальные  потрясения  в  период  восстания  под  предводительством  Е.И.  Пугачёва.  Здесь  возникла  зона  непосредственного  контакта  традиций  и  особенностей  Востока  и  Запада.  В  ходе  «диалога»  культур  элементы  европейской  и  азиатской  культуры  тесно  переплелись,  взаимно  обогатились,  и  это  придало  ей  неповторимый  колорит  и  самобытность.

До  30-х  годов  XVIII  в.  территория  Оренбуржья  практически  не  была  заселена.  Существовал  лишь  один  населённый  пункт  —  Сакмарский  казачий  городок  (ныне  с.  Сакмара).  Успешная  деятельность  Оренбургской  экспедиции  в  1734—1744  гг.,  которую  возглавляли  учёные  И.К.  Кирилов,  В.Н.  Татищев,  В.А.  Урусов  и  И.И.  Неплюев,  способствовала  тому,  что  появилась  возможность  интенсивного  заселения  тогда  ещё  малолюдного  Оренбургского  края.  Основная  масса  переселенцев  направлялась  из  Среднего  Поволжья,  большую  часть  среди  них  составляли  татары,  выходцы  из  Казанской  губернии.  Массовое  переселение  татар  на  территорию  Оренбуржья  началось  во  2-й  четверти  XVIII  века.  Это  было  связано  с  расширением  юго-восточных  границ  русского  государства,  которые  нужно  было  защищать.  После  создания  Оренбургской  губернии  были  приглашены  торговые  татары  из  Казани  с  целью  развития  торговли.

  Губернатор  И.И.  Неплюев  12  марта  1744  г.  представил  Сенату  доклад,  в  котором  казанские  купцы  обращались  с  просьбой  поселиться  при  Новом  городе  на  условиях  освобождения  от  рекрутской  повинности  и  разрешения  свободно  исповедовать  свою  религию  и  строить  мечети.  Эта  просьба  была  услышана  и  одобрена.  Первым  приехал  богатый  торговец  Сеит  Аитов  из  Казанского  уезда  Арской  дороги,  по  чьей  инициативе  было  организовано  переселение.  Посёлок  стал  называться  по  имени  основателя,  т.е.  Сеитова  слобода,  ныне  Татарская  Каргала.  Жителей  посёлка  зачислили  в  купечество,  но  лишь  немногие  из  них  имели  достаточный  капитал,  чтобы  заниматься  крупной  торговлей,  поэтому  основным  занятием  населения  в  то  время  можно  считать  хлебопашество  на  землях  по  рекам  Сакмаре  и  Каргалке.  В  то  же  время,  каргалинские  татары  сыграли  немалую  роль  в  развитии  торговых  связей  с  Казахстаном,  Средней  Азией  и  Индией  [3,  с.  6—9]. 

Начавшийся  в  40-х  годах  XVIII  в.  процесс  переселения  татар  в  Оренбургский  край  продолжался  на  протяжении  многих  последующих  десятилетий  и  всего  XIX  в.,  затем  приобрёл  значение  естественный  прирост.  Благодаря  сохранившейся  переписи  новопоселённых  селений  1747  г.,  можно  установить  названия  самых  старейших  татарских  сёл  нашей  области  и  число  их  жителей:  Аширово  (110  душ  мужского  пола),  Биккулово  (95),  Дюсметево  (117),  Кутлумбетево  (84),  Мустафино  (92),  Наурузово  (123),  Надырово  (27),  Сарманаево  (131),  Юзеево  (97),  Якупово  (89)  и  другие.

Татары  сыграли  в  XVIII  в.  ведущую  роль  в  развитии  земледелия,  торговли,  в  чугуноварении,  лесосплаве,  медных  и  солевых  рудниках.  Среди  них  было  много  мастеров  по  изготовлению  украшений  из  драгоценных  металлов  и  камней.  Женщины-татарки  отличались  искусством  золотого  шитья  гладью,  многоцветной  вышивкой  тамбуром,  аппликациями  по  ткани;  активно  включились  в  развитие  пуховязального  промысла  в  Оренбурге.

В  скором  времени  Татарская  Каргала  стала  крупным  центром  торговли,  а  торговые  татары  были  даже  самостоятельнее,  чем  купцы  из  Оренбурга.  Каргалинские  купцы  первыми  с  Запада  проникли  тайными  тропами  через  Тянь–Шань  в  Индию.  Первый  раз  —  в  1750  г.  купцы  отправили  два  каравана  с  товарами,  которые  были  доставлены  до  Хивы,  а  затем  караван  дошёл  и  до  Индии.  Эту  экспедицию  возглавлял  Абдулла  Хаялин. 

С  широким  размахом  вели  торговлю  с  городами  европейской  части  России  выходцы  из  Татарской  Каргалы  братья  миллионеры  Хусаиновы,  торговые  конторы  которых  располагались  в  Нижнем  Новгороде,  Москве,  Петербурге,  Киеве.  Ахмет  Хусаинов  вёл  торговлю  с  Германией  и  Англией.  Он  построил  в  1889  г.  крупнейшее  учебное  заведение  на  Южном  Урале  —  медресе  «Хусаинию»  [2,  с.  33—35].

Установление  торговых  и  дипломатических  отношений  жителями  Сеитовского  посада  (Каргалы)  с  Казахстаном  и  со  странами  Средней  Азии  и  прорыв  в  Индию,  т.  е.  открытие  Азии,  —  это  подвиг,  триумф  для  своего  времени,  весомый  вклад  каргалинских  жителей  в  развитие  мирных  отношений  Российского  государства  с  Востоком.  Потомки  бывших  казанских  татар  —  нынешние  жители  Каргалы  могут  гордиться  тем,  что  их  предки  шли  в  Азию  не  с  оружием  в  руках,  не  смерть  сеяли  на  Востоке,  а  устанавливали  дружеские  торговые  связи,  что  является  немаловажным,  даже  актуальным  и  в  наши  дни.

С  самого  начала  своего  возникновения  Каргала  развивалась  не  только  как  торговое,  но  и  как  крупное  ремесленное  поселение.  По  данным  1870  г.,  146  из  6409  её  жителей  были  ремесленниками  (2,3  %).  Постепенно  формировалась  и  местная  промышленность  [4,  с.  205].

Поселения  татар  с  самого  начала  заселения  сохранили  свою  уникальную  культуру.  Этнографическая  экспедиция  Российской  Академии  Наук,  организованная  под  руководством  известных  учёных  Палласа  в  1769  г.  и  Фалька  в  1774  г.,  проезжая  многие  губернии  России,  побывала  в  Оренбурге  и  Сеитовой  слободе.  Членами  экспедиции  была  отмечена  благоустроенность  посёлка,  где  каждый  дом  состоял  из  нескольких  белых  комнат,  обитатели  которых  отличались  аккуратностью,  чистоплотностью  и  чувством  вкуса.  Их  впечатлил  и  трезвый  образ  жизни  жителей,  неравнодушие  к  домашней  утвари.  Довольно  высоко  было  развито  просвещение  татар.  Высокой  начитанности  и  образованности  татарского  населения  способствовала  издательская  деятельность  «восточных»  типографий,  в  1910  г.  их  в  Оренбурге  насчитывалось  3  [1,  с.  13]. 

Большинство  оренбургских  татар,  потомки  переселенцев,  сегодня  бережно  сохраняют  свои  традиции,  отмечают  многие  мусульманские  праздники  —  Ураза  (Рамазан)  и  Курбан-Байрам.  Татарские  народные  праздники  восхищают  чувством  благодарности  и  почтения  людей  к  природе,  к  обычаям  предков,  друг  к  другу.  Из  народных  праздников  нерелигиозного  характера  традиционно  отмечается  Сабантуй  —  Праздник  Плуга. 

Татарский  народ  со  своей  историей  и  культурой  является  одной  из  составных  частей  российской  духовности.  Наиболее  ярко  это  выражено  в  Оренбуржье,  представляющем  собой  своеобразную  модель  многонациональной  России.  Татарский  народ  идёт  в  ногу  со  временем,  развивается,  обменивается  знаниями  и  традициями  с  другими  народами,  при  этом  сохраняя  свою  историю  и  самобытность.

 

Список  литературы:

1.Габдулгафарова  И.М.  Некоторые  этнокультурные  особенности  татарского  народа  /  И.М.  Габдулгафарова  //  Татары  в  Оренбургском  крае.  Материалы  научно-практической  конференции.  Оренбург:  Изд-во  «Димур»,  1997.

2.Гафарова  М.Г.  Из  истории  села  Татарская  Каргала  /  М.Г.  Гафарова  //  Татары  в  Оренбургском  крае.  Материалы  научно-практической  конференции.  Оренбург:  Изд-во  «Димур»,  1997.

3.Зобов  Ю.С.  Начальный  этап  формирования  татарского  населения  Оренбуржья  (40—50-е  гг.  XVIII  в.).  /  Ю.С.  Зобов  //  Татары  в  Оренбургском  крае.  Материалы  научно-практической  конференции.  Оренбург:  Изд-во  «Димур»,  1997.

4.Искандаров  Р.Ш.  Оренбургские  татары:  историко–энциклопедический  очерк  /  Р.Ш.  Искандаров.  Казань:  Татар.  кн.  изд-во,  2009.  —  271  с. 

5.Федеральная  служба  гос.  статистики.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gks.ru/

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.