Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 октября 2013 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Луговских В.А., Четверикова А.А. СОВЕСТЬ КАК ЭТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: https://sibac.info//archive/social/13.pdf (дата обращения: 18.02.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВЕСТЬ  КАК  ЭТИЧЕСКИЙ  ФЕНОМЕН:  ФИЛОСОФСКИЙ  АСПЕКТ

Луговских  Валентина  Александровна

Четверикова  Анна  Алексеевна

студенты  2  курса,  кафедра  философии,  СибГИУ,  г.  Новокузнецк

E-maillarochca-19@mail.ru

Быкасова  Лариса  Валентиновна

научный  руководитель,  канд.  культурологии,  доцент,  СибГИУ,  г.  Новокузнецк

 

У  вас  никогда  не  возникал  вопрос,  что  изнутри  мучает  нас,  не  дает  нам  покоя,  если  мы  поступили  не  правильно,  обидели  или  причинили  боль  кому-то?  Ответ  очень  просто  —  это  совесть,  данная  человеку,  не  смотря  на  то,  хочет  он  этого  или  нет.  Содержательная  сторона  концепта  «совесть»  фиксирует  данное  понятие  как  категорию  этики,  характеризующую  способность  личности  осуществлять  нравственный  самоконтроль,  самостоятельно  формулировать  для  себя  нравственные  обязанности,  требовать  от  себя  их  выполнения  и  производить  самооценку  совершаемых  поступков  [4,  с.  620].

Совесть,  по  мнению  отечественных  и  зарубежных  ученых,  основана  более  на  христианско-религиозном  понимании  добра  и  зла,  чем  на  светско-прагматичном.  Актуальность  рассмотрения  феномена  совести  вызвана  потребностями  современного  общества  в  людях,  способных  не  только  на  эмоциональные  переживания,  а  в  большей  степени  способных  на  рациональное  осознание  совершаемых  действий.  В  связи  с  этим  перед  философией  возникает  важная  задача  изучения  феномена  совести.  

Первые  мысленные  ассоциации,  возникающие  со  словом  совесть  —  мораль,  справедливость,  нравственность.  Это  действительно  так.  Тем  не  менее,  феномен  совести  в  философии  изучался  отдельно  от  этих,  более  общих  категорий. 

Рассмотрение  совести,  как  феномена,  реально  переживаемого  человеком,  выводит  философию  совести  из  чисто  теоретической  философской  дисциплины  к  живому  опыту  реально  нравственной  жизни.  На  наш  взгляд,  это  правильный  подход,  потому  что,  нельзя  понять,  что  такое  совесть  самому  не  пережив  то  ощущение,  когда  совесть  не  дает  тебе  покоя,  заставляет  постоянно  думать  о  соделанном.  Говорить  о  совести  заученными  фразами,  знать,  что  значит  совесть  только  в  теории,  для  человека  точно  не  принесет  никакой  пользы,  не  научит  его  жить  правильно.

В  христианстве  абсолютное  следование  своей  совести  называют  святостью.  Ханс  Урс  фон  Бальтазар,  немецкий  католический  богослов  и  теолог,  считал,  что,  если  святость  живет  в  вас,  она  дает  в  нас  действовать  Божьей  воли,  причет  в  каждом  человеке  по-разному.  Но,  к  сожалению,  встретить  святых  людей  в  современном  мире  —  редкая  возможность  для  обывателя.  Даже  герои  Библии  оступались,  в  Священном  писании  указано,  что  один  Бог  свят.  Значит,  мы  можем  только  стремиться  к  этой  святости,  и  в  этом  стремлении  совесть  наш  верный  помощник.  Она,  как  компас,  поведет  нас  в  правильном  направлении,  регулируя  наши  поведения  и  не  давая  поступать  опрометчиво.

Следует  отметить,  что  проблема  добра  и  зла  имеет  непосредственное  отношение  к  рассматриваемому  феномену.  Представитель  аналитической  философии  Людвиг  Витгенштейн  писал,  что  важнейшим  вопросом  философии,  является  вопрос  о  происхождении  добра  и  зла  в  человеке  —  вопрос  генезиса  совести.  Опираясь  на  данный  тезис,  мы  можем  утверждать,  что  усиление  роли  вероисповедания  в  современном  обществе  —  не  благое  пожелание,  это  вопрос  жизни  и  смерти,  так  как  нравственность  проистекает  из  религии.  Можно  и  не  согласиться  с  этим  утверждением  хотя  бы  потому,  что  история  показывает  обратное  —  большинство  войн,  актов  геноцида  основывалось  именно  на  религии  и  религиозном  конфликте.  По  нашему  мнению  же,  если  убрать  из  жизни  и  религию,  то  в  мире  будет  еще  больше  зла.  Религия  не  учит  убивать,  воровать,  не  учит  жить  аморально,  а  наоборот  учит  добру.  Взять,  например  «золотое  правило»  морали:  поступай  с  человеком  так,  как  ты  бы  хотел,  чтобы  поступали  с  тобой,  ведь  об  этом  тоже  говорится  в  Библии  [3,  с.  13]. 

Пониманию  сущности  феномена  совести  способствовали  представители  классической  немецкой  философии,  например,  И.  Кант,  рассматривая  вопросы  морального  действия,  делает  вывод,  что  это  действие,  основанное  на  свободной  воле  конкретного  человека  и  способное  стать  образцом  для  действий  других  людей.  Таким  образом,  внутренним  механизмом  автономного  выбора  становится  разумное  осознание,  во-первых,  собственной  свободы,  во-вторых,  всеобщности  как  необходимого  условия  реализации  этой  свободы.  Слово  разумное,  мы  считаем,  нужно  подчеркнуть,  потому  что,  если  человек  бессознательно,  забывая  про  совесть,  про  ответственность  за  свои  поступки,  будет  делать  все,  что  ему  вздумается,  то  это  приведет  к  печальным  последствиям.  Нужно  помнить,  что  за  то,  что  ты  совершаешь  по  собственной  воле,  основываясь  на  том,  что  ты  свободен  в  своих  действиях,  только  ты,  и  никак  иначе,  будешь,  и  не  только  перед  другими  людьми,  но  и  перед  самим  собой,  когда  угрызение  совести  будет  мучить  тебя  [2].

В  древних  текстах,  например,  ассиро-вавилонских,  совесть  представляется  нам,  как  страх  разгневать  божество,  а  не  внутренний  механизм  регуляции  поведения,  но  данное  видение  совести,  конечно,  ушло  в  прошлое.  Сегодня  мало  кто  кого-то  боится,  не  говоря  уже  о  том,  что  есть  люди,  которые  даже  правового  закона  не  бояться.  Не  просто  так  же  появилось  известное  выражение,  что  закон  создан,  чтобы  его  нарушать.  В  наше  время,  было  бы  хорошо,  если  бы  совесть  все  же  была  регулятором  нашего  поведения,  и  мы  бы  умели  контролировать  свои  действия.  Но,  так  или  иначе,  бесспорным  остается  тот  факт,  что  хоть  в  древности,  хоть  сейчас,  совесть  нужна  нам. 

Доказательством  этому  служит  статья  В.А.  Васильева,  в  которой  говориться  о  том,  что  Л.  Фейербах,  рассуждая  о  благе  и  добродетели,  подчеркивал,  что  моральное  стремление  к  счастью  ведет  человека  на  стезю  совести.  Из  этого  следует,  что  совесть  связано  с  нашим  счастьем,  а  кто  не  хочет  быть  счастливым  [1,  с.  183].

Следует  отметить,  что  человек  редко  задумывается  о  том,  что  счастье  связанно  с  совестью.  Следует  проанализировать  взаимосвязь  совести  и  счастья.

По  своей  природе  человек  эгоистичен.  Для  того  чтобы  ему  быть  счастливым,  ему  нужно,  чтобы  желания  его  исполнялись,  и  желательно  бы  как  можно  быстрее.  Иногда,  даже  бывает  такое,  что  желания  не  совпадают  с  возможностями,  и  человек  делает  далеко  не  правильный  выбор,  когда  думает  отказаться  от  них  или  поступить  плохо.  Нужно  помнить,  что  мы  живем  в  обществе,  в  котором  существуют  моральные  нормы  и  правила,  про  которые  забывать  не  стоит.  Люди,  которые  нас  окружают,  тоже  хотят  быть  счастливыми. 

Мы  считаем,  что  человек  не  может  быть  счастливы,  когда  окружающие  несчастны,  ведь  человек  не  может  выжить  один,  в  течение  жизни  он  обязательно  должен  взаимодействовать  с  другими  людьми,  и  эта  связь  значительна.  Например,  бывают  случаи,  когда  нашим  счастьем  может  стать  другой  человек.

Поэтому,  чтобы  быть  счастливым,  мы  должны  поступать  так,  чтобы  не  ущемлять  счастье  других  людей.  Земная  основа  морали  требует  от  нас,  как  считает  Л.  Фейербах,  принимать  действенное  участье  в  счастье  и  несчастье  других  людей.  Главным  регулятором  нашего  поведения  как  раз  является  совесть,  то  мы  не  должны  заглушать  ее,  когда  она  нам  подсказывает,  что  нужно  помочь  человеку,  что  не  нужно  проходить  мимо,  и  тогда  наши  глаза  будут  открыты  на  горе  и  боль  окружающих,  мы  научимся  видеть  не  только  свою  боль  [1,  с.  185].

К  сожалению,  как  показывает  практика,  совесть  у  человека  просыпается  в  основном  тогда,  когда  уже  совершено  действие.  В  тот  момент,  когда  мы  только  хотим  совершить  поступок,  она  как-будто  бы  спит,  а  иногда  наше  стремление  достичь  поставленной  цели  берет  верх  и  приглушает  голос  совести.

Если  бы  совесть  всегда  преследовала  человека,  и  мы  бы  задумывались  о  том,  какие  последствия  будут  после  наших  действий,  то  разве  бы  было  в  нашем  мире  столько  зла,  когда  брат  идет  против  брата,  дочь  восстает  на  свою  мать?  А  тем  более,  разве  было  бы  столько  войн,  которые  преследуют  человечество  на  протяжении  всей  истории?  Конечно,  нет.  Совесть  только  развивает  в  нас  такие  качества,  как  добродетель,  милосердие,  уважение,  и  мы,  не  задумываясь,  принимаем  правильные  решения,  знаем,  что  допустимо  для  нас.

Конечно  же,  совесть  есть  у  каждого  человека,  но  для  того,  чтобы  поступать  по  совести,  нужно  работать  над  собой,  усовершенствовать  свой  «Образ  Я»,  хоть  и  чужие  ошибки  легче  конечно  видеть,  чем  свои.  Нужно  на  немного  отрываться  от  дневной  суеты,  чтобы  обдумать,  все  ли  правильно  мы  делаем,  чтобы  дать  бескомпромиссную  оценку  самому  себе,  так  как  лучше,  чем  мы  себя  никто  нас  не  знает.  Никто  никогда  не  залезет  к  нам  в  душу  и  не  узнает,  о  чем  мы  думаем.  Наша  задача  слышать  голос  совести,  который  поможет  нам  критиковать  самих  себя,  развивать  в  себе  только  нравственные  качества.  Л.  Фейербах  говорил:  «Жалкое  человечество,  если  ты  потеряло  свою  чистую  совесть,  если  ты  с  целью  заглушить  голос  совести  рассматриваешь  упреки,  которые  она  тебе  делает,  лишь  как  простые  хитросплетения  и  преувеличения  болезненной,  чрезмерно  напряженной  души».

В  заключение  хотелось  отметить,  что  человек,  который  превращает  другого  человека  в  средство  для  осуществления  своих  замыслов,  действует,  минуя  других  людей,  он  действует  в  буквальном  смысле  нечеловечно,  без  совести.  А  так  как  никто  не  отменял  закон  бумеранга,  то  нужно  не  забывать,  что  все  еще  вернется  и  ничего  не  проходит  бесследно.

 

Список  литературы:

1.            Васильев  В.А.  Л.Фейербах  о  благе  и  добродетели  /  В.А.  Васильев  //  Социально-гуманитарные  знания.  —  2005.  —  №  2.  —  С.  173—188.

2.            Онтологизация  межрелигиозного  диалога  в  философии  Франца  Розенцвейга:  архивный  материал.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.jcrelations.net

3.            Сабиров  В.Ш.  Аберрации  совести  /  В.Ш.  Сабиров,  О.С.  Соина  //  Человек.  —  2010.  —  №  3.  —  С.  5—19.

4.            Философский  энциклопедический  словарь.  М.,  1983.  —  С.  620.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий