Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 01 октября 2013 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Яткина Е.О. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. URL: https://sibac.info//archive/social/13.pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАННИЙ  ПЕРИОД  ТВОРЧЕСТВА  МАРТИНА  ХАЙДЕГГЕРА

Яткина  Евгения  Олеговна

магистр  1  курса,  истории  философии  НИИ  ТГУ,  г.  Томск

E-mail: 

Евстропов  Максим  Николаевич

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  доцент  НИИ  ТГУ,  г.  Томск

 

Фундаментальные  проблемы  экзистенциализма  в  том  виде,  в  каком  они  представлены  в  современности,  получили  широкое  распространение  в  немецком  экзистенциализме,  а  так  же  и  в  французской  ветви.  Их  представителями  являются  К.  Ясперс,  М.  Хайдеггер,  Ж.-П.  Сартр,  А.  Камю,  Г.  Марсель.  Наш  интерес  будет  прикован  к  творчеству  Мартина  Хайдеггера,  так  как  он  являются  одними  из  ярчайших  представителей  экзистенциализма,  который  повлиял  на  развитие  дальнейшей  философии.

Мартин  Хайдеггер  немецкий  философ  ХХ  века  он  является  одним  из  самых  ярких  представителей  экзистенциализма.  Его  работа  «  Бытие  и  время»  провозглашает  своей  целью  адекватно  определить  смысл  бытия.  В  этой  работе  дана  экзистенциальная  аналитика  вопрошающего  о  смысле  бытия  человека.  И  поэтому  есть  необходимость  в  ответе  на  такой  вопрос,  как  кто  вопрошает  о  смысле  бытия,  то  есть  через  какое  сущее  можно  понять  бытие.  Автор,  таким  образом,  говорит  о  проблеме  бытия,  то  есть  о  вероятности  сделать  прозрачным  конкретное  сущее  и  человека,  который  ищет  смысл  бытия.

Обращение  к  творчеству  Мартина  Хайдеггера,  а  точнее  к  книге  «Бытие  и  время»,  которая  вскоре  приобрела  широкую  известность  не  только  в  Германии,  но  и  в  других  европейских  странах,  ознаменовало  возникновение  нового  направления  в  западной  философии  —  экзистенциализма.  Хайдеггер  сегодня  —  это  один  из  самых  прославленных  и  чтимых  классиков  философии  XX  века.  Его,  как  правило,  рассматривают  как  философа,  принадлежащего  к  кругу  экзистенциалистов.  Однако  хорошо  известно,  что  сам  мыслитель  не  принимал  такую  классификацию. 

Творчество  Хайдеггера  следует  делить  на  ранний  (до  1930  годов)  и  поздний  периоды.  Переход,  между  периодами  был  связан  с  поворотом  в  сознании.  Ранний  период  —  это  переход  от  феноменологии  к  экзистенциализму,  а  поздний  можно  назвать  «герменевтическим». 

Наш  интерес  будет  прикован  к  раннему  периоду  творчества  Хайдеггера.  В  этот  период  мы  попытаемся  проследить  смысл  бытия,  то  есть  понять,  что  представляет  собой  сущее,  что  вопрошает  о  нем.  Это  сущее  –  это  человек,  и  теперь  перед  нами  встает  задача  понять  человека. 

В  ранний  период  человеческое  сознание  —  это  совокупность  феноменов,  то  есть  поток  переживаний,  стоит  отметить  здесь  сильное  влияние  феноменологии.  Но  в  дальнейшем  он  пришел  к  тому,  что  человека  необходимо  рассматривать  как  целостное  существо,  взятое  в  полноте  его  жизни  или  существования,  то  есть  экзистенции.  Хайдеггер  отмечает  тот  факт,  что  человек,  прежде  всего,  обладает  бытием  и  его  бытие  есть  фактическая  жизнь,  то  есть  поток  фактов  сознания.  Фактическая  жизнь  —  это  всегда  есть  «здесь  бытие»  или  «бытие-в-мире»,  то  есть  существование,  привязанное  ко  времени  и  различным  условиям  жизни,  она  конкретна,  случайна,  уникальна  и  неповторима  [6,  с.  12].  Именно  она  является  она  универсальной  реальностью  и  представляет  собой  подлинное  бытие  человека.  Все  объекты,  с  которыми  имеет  дело  человек,  всегда  выступает  как  «преданные  ему»,  то  есть  как  «присутствующие»  в  его  бытии.  Следовательно,  человек  это  не  просто  объект  среди  других  объектов.

Смотря  на  человека,  стоит  так  же  отметить  то,  что  он  в  любой  момент  свой  жизни  всегда  находится  в  определенной  жизненной  ситуации,  он  как  бы  «заброшен»  [7,  с.  45]  в  нее  и  находит  связь  с  ней.  Это  «здесь-бытие»  включает  в  себя  и  осознание  факта  своего  существования,  и  то  или  иное  понимание  сути  и  смысла  этого  существования. 

Хайдеггер  отказывается  от  рассмотрения  субъекта  как  чего-то  самостоятельного,  изолированного  от  мира,  который  выступает  в  процессе  своего  опыта  в  определенном  отношении  к  объектам  этого  мира  и  другим  субъектам.  Все  встречи  с  другими  субъектами  происходят  уже  с  отметкой  «совместного  бытия»,  которое  исконно  существует  в  таких  встречах. 

Существенной  особенностью  «здесь-бытия»,  является  сама  его  возможность  быть,  существовать,  реализовываться  в  настоящем.  Человек  способен  изменять  те  объекты,  которые  находятся  в  его  бытии,  а  так  же  воздействовать  на  другие  субъекты,  менять  мир  и  конечно  же  себя.  Важнейшей  чертой  человеческого  существования  является  его  постоянное  построение  проектов  по  изменению  своей  жизни. 

М.  Хайдеггера  в  онтологическом  аспекте,  составляющем  ядром  которой  является  его  экзистенциональная  аналитика,  так  и  следующие  обстоятельства. 

1.  Основная  идея  экзистенциальной  аналитики  Dasein  как  фундаментальной  онтологии  заключается  в  том,  что  рассматривать  человека  не  в  качестве  самосознания,  не  в  качестве  субъекта  в  познавательном  противопоставлении  познаваемому  объекту,  а  феноменологически  созерцать  его  в  качестве  как  вот-бытие  (Dasein)  и  экзистенцию  и  феноменологически  выявлять  струяктуры  бытия,  то  есть  экзистенциалы. 

2.  В  употреблении  термина  Dasein  в  «Бытии  и  Времени»  содержится  двузначность:  Dasein  —  это  термин  для  обозначения  такого  сущего,  которым  является  человек.  Но  то,  что  в  этом  термине  выражается,  делая  акцент  на  частицу  «Da»,  говорит  о  том,  что  это  не  человек  как  сущее,  а  бытийная  конструкция  этого  сущего,  то  Dasein  выражает  бытие.  Понимание  двузначности  термина  Dasein,  тоже  неоднозначно.  И  поэтому  правильное  понимание  фундаментального  понятия  хайдеггеровской  философии  —  понятия  Dasein  невозможно  без  осмысления  базисных  онтологических  взаимосвязей,  лежащих  в  его  основании. 

3.  Специфика  хайдеггеросвского  экзистенциально-онтологического  вопроса  о  бытии  Dasein  характеризуется  тем,  что  вместе  с  бытием  Dasein  берутся  и  способы  бытия  сущего,  не  являющего  Dasein,  но  также  уже  и  бытие  как  таковое.  Поэтому  очевидно,  что  понимание  аналитики  Dasein  будет  недостаточным  без  осмысления  того,  значения,  которым  должно  бытие  как  таковое  в  отношении  бытия  Dasein.  Это  обстоятельство,  в  свою  очередь,  делает  анализ  исходных  онтологических  установок  Хайдеггера  неизбежным. 

Dasein  для  автора  это  непрерывное  присутствие  бытия  в  конкретных  ситуациях  человеческой  жизни.  Человек  –  это  сущее,  которое  единственное  обладает  возможностью  понимать  бытие,  и  поэтому  бытие  для  него  обладает  непрерывной  актуальностью  в  его  повседневном  существовании.  Человеческое  существование  —  это  своего  рода  актуализация  бытия  в  мире  сущего.  Человек  в  таком  случае  и  есть  Dasein,  но  Dasein  не  тождествененно  эмпирическому  «я»,  оно  идентично  присутствующему  в  пространстве  человека.  Таким  образом,  аналитика  Dasein  —  это  попытка  найти  место  в  мире  сущего,  откуда  можно  поставить  вопрос  о  бытии,  то  есть  Dasein  проявляет  как  едиственная  возможность  понимания  бытия  и  раскрытия  его  сущего.  Стоит  так  же  сказать  о  самотождественности  бытия  и  Dasein,  то  есть  об  их  взаимонаправленности  друг  к  другу.  Бытие  есть  неподвижное  и  неизменное  целое,  Dasein  же  для  бытия  является  возможностью  быть  открытым,  то  есть  фактичность  Dasein  всегда  стремиться  к  тому,  чтобы  бытие  в  нем  открылось,  выходя  для  этого  вовне  себя. 

Итак,  основная  проблема  трактата  «Бытие  и  время»  —  проблема  бытия  сущего,  то  есть  речь  идет  бытии  сущего,  то  есть  бытия  Dasein.  Вопрос  о  смысле  бытия,  без  которого  нельзя  начинать  философствование,  ибо  невозможно  продвинуться  дальше,  является  фундаментальным,  поэтому  Хайдеггер  называет  свою  онтологию  фундаментальной,  в  отличие  от  традиционных  учений  о  бытии,  которые  подменяют  бытие  сущим.  Сущее  Хайдеггер  понимает  как  Dasein.  Таким  образом,  чтобы  раскрыть  смысл  бытия  вообще,  нужно  раскрыть  бытие  Dasein.

 

Список  литературы:

1.История  философии:  Запад-Россия-Восток  (книга  четвертая:  Философия  XX  в.).  М.:  «Греко-латинский  кабинет»  Шичалина  Ю.А,  1999.  —  448  с.

2.Михайлов  А.А.  Проблема  субъективности  в  фундаментальной  онтологии  Хайдеггера  //  Проблема  сознания  в  современной  западной  философии  /  Ред.  Т.М.  Кузьмина.  М.,  1989  —  354  с. 

3.Михайлов  И.Н.  -  Ранний  Хайдеггер  Между  феноменологией  и  философией  жизни  Рос.  АН,  Ин-т  философии.  М.,  Прогресс-Традиция  Дом  интеллектуальной  книги.  1999.  —  268  с.

4.Мотрошилова  Н.В.  Драма  жизни,  идей  и  грехопадения  Мартина  Хайдеггера  //  Философия  Мартина  Хайдеггера  и  современность.  М.,  1991.  —  436  с.

5.Реале  Д.,  Антисери  Д.  Западная  философия  от  истоков  до  наших  дней.  Том  4.  От  романтизма  до  наших  дней.  ТОО  ТК  «Петрополис»,  Санкт-Петербург,  1997.  —  880  с.

6.Хайдеггер  М.  Бытие  и  время:  Статьи  и  выступления  /  Сост.  и  пер.  Бибихина  В.В.  М.:  «Республика»,  1993.  —  447  с.

7.Хайдеггер  М.  Пролегомены  к  истории  понятия  времени.  Томск:  Издательство  «Водолей»,  1998.  —  384  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.