Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)

Наука: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мухаева М.Н. ОСОБЕННОСТИ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ И ТРАДИЦИОННЫХ СВАДЕБНЫХ ПЕСЕН НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info//archive/social/11.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ОСОБЕННОСТИ  СВАДЕБНЫХ  ОБРЯДОВ  И  ТРАДИЦИОННЫХ  СВАДЕБНЫХ  ПЕСЕН  НАРОДОВ  СРЕДНЕГО  ПОВОЛЖЬЯ

Мухаева  Марина  Николаевна

студент  2  курса,  специальность  «Сольное  и  хоровое  народное  пение»,  ГОУ  СПО  «Марксовское  училище  искусств  (техникум)»

E-mailmpsergeeva@yandex.ru

Сергеева  Мария  Павловна

научный  руководитель,  преподаватель  ГОУ  СПО  «Марксовское  училище  искусств  (техникум)»

 

Свадебные  традиции,  ритуалы  и  обряды  различных  регионов  России  вызывают  большой  интерес  этнографов,  фольклористов,  исследователей  разных  областей  науки.  Не  смотря  на  то,  что  изучению  этой  области  народной  культуры  посвящены  многие  исследования,  научные  труды,  свадебный  обряд  и  его  региональные  разновидности  остаются  еще  недостаточно  изученными,  особенно  в  сфере  этномузыкологии. 

Среднее  Поволжье  представляет  собой  особую  этнографическую  область  Восточной  Европы,  расположенную  на  стыке  Европы  и  Азии,  которую  населяют  народы,  имеющие  много  общего  как  в  экономическом  и  историческом  развитии,  так  и  в  происхождении,  культуре,  быте:  русские,  мордва,  татары  и  другие. 

Традиции  семейно-бытовых  праздников  и  обрядов  этих  народов  формировались  многими  поколениями  в  течение  столетий.  Не  смотря  на  различие  семейного  уклада,  вероисповедания,  некоторые  семейно-бытовые  обряды  имеют  много  общего  и  в  то  же  время  отличаются  благодаря  своим  характерным  особенностям.

Цель  данной  работы  —  сравнить  особенности  свадебных  обрядов  народов  Среднего  Поволжья,  их  песенные  традиции.

Свадебный  обряд  русских  сел  Среднего  Поволжья  четко  разделяется  на  две  части:  первая  проходит  в  доме  невесты,  включает  прощальные  обряды,  подготовку  к  переходу  невесты  в  новую  семью  и  сопровождается  прощальными  свадебными  песнями-причетами,  плачами  невесты  и  величальными  песнями;  вторая  часть  —  свадебное  пирование  в  домах  жениха  и  невесты,  сопровождающееся  плясовыми  песнями.

Его  описание  в  письменных  источниках  дается  по  рассказам  местных  жителей  старшего  поколения  и  порой  предстает  в  трансформированном  виде,  больше  напоминающем  театрализованное  действие,  где  смешиваются  и  объединяются  воедино  различные  элементы  свадебной  игры,  которые  сопровождаются  не  строго  регламентированными  традиционными  песнями  и  причитаниями,  а  подходящими  к  событию  протяжными  и  плясовыми  песнями.

Основные  элементы  русской  свадьбы:  сватовство,  смотрины,  рукобитье,  запой;  хозяйственная  подготовка  к  свадьбе,  вечорки  у  невесты,  девичья  баня;  сбор  поезжан,  выкуп  невесты,  переход  невесты  в  дом  жениха;  пир  в  доме  жениха.

Ритуальные  песни  органично  вплетались  в  ход  свадьбы,  создавали  праздничную  атмосферу,  придавали  особую  важность  происходящему,  исполнялись  в  начале  многих  важных  моментов  свадьбы  и  помогали  исполнять  свадебный  обряд:  подсказывали  время  отправления  к  венцу,  сообщали  о  приезде  молодых  к  дому  жениха,  вызывали  родителей  жениха  встретить  молодых,  приглашали  к  свадебному  столу  гостей,  извещали  о  конце  свадебного  гуляния. 

Многие  элементы  свадебного  обряда  формировались  с  утилитарно-магическими  целями,  но  сегодня,  в  связи  с  изменившимися  условиями  бытования,  утратили  их.  М.В.  Хохлачева  указывает,  что  «важнейшую  роль  в  свадебном  обряде  играют  причитания,  которые  отражают  глубинную  сущность  образа  невесты,  ее  эмоционально-психологическое  состояние»  [3,  226].

Свадебный  плач  —  это  развитый  ритуал,  связанный  с  прощанием  невесты  с  родными,  в  нем  она  обращается  к  присутствующим  гостям,  к  отцу,  матери  и  подругам,  прощается  с  родным  домом  перед  отъездом  к  венцу.  Этнограф  А.Н.  Минх  характеризует  свадебный  плач  следующим  образом:  «Выпь  —  состоит  из  причитаний  на  распеве,  диким  и  протяжным  голосом.  Если  невеста  вопит  с  чувством,  то  многие  женщины  начинают  плакать  и,  приходя  в  восторг,  обнимают  невесту  и  в  свою  очередь  вторят  ей  —  тут  хоть  святых  вон  неси!  Вопящия  выводят  взапуски  такия  рулады,  что  мороз  по  коже  подирает  —  на  ту  музыку  собираются  поглазеть  и  послушать  молодые  парни  и  мальчишки»  [4,  2].

В  русской  свадьбе  в  большом  количестве  представлены  песенные  жанры  совместного  пения,  которые  исполнялись  в  основном  подругами  невесты.  Это  величальные  песни,  в  которых  восхвалялись  жених  и  невеста,  их  положительные  качества,  близкие  к  причитаниям  так  называемые  «невестины  песни»,  песни  встречи  свадебного  поезда,  корильные  песни,  в  которых  высмеивались  жених,  его  родные  и  друзья,  плясовые  и  протяжные  песни.

Свадебный  обряд  мордовских  сел  наиболее  близок  русскому,  обладает  также  аналогичным  развитым  ритуалом.  Однако  долгое  время  в  нем  присутствовал  обычай  умыкания  невесты,  он  проходил  с  тайного  согласия  самой  невесты,  ее  родителей  или  без  него.  Умыкание  не  сопровождалось  никакими  обрядами,  но  могло  закончиться  дракой,  увечьями  участников  и  даже  невесты.

В  мордовских  селах  свадебный  обряд  начинался  также  со  сватовства,  включал  смотрины  жениха  и  невесты,  смотрины  дома  жениха,  запой. 

Однако  после  сватовства,  в  отличие  от  русского  свадебного  обряда,  подруги  невесты  оповещали  жителей  села  о  предстоящей  свадьбе,  родственники  жениха  собирались  в  доме  невесты  для  назначения  дня  свадьбы,  накануне  свадьбы  девушки  приглашались  на  «девичью  кашу»  —  этой  ритуальной  едой  угощали  подруг  невесты.  Утром  свадебного  дня  невеста  пряталась  у  соседей,  родственников  или  каталась  с  подругами  по  селу,  скрываясь  от  поезжан,  к  ним  невесту  выводили  охранявшие  ее  урьвали  —  молодые  люди  из  ее  рода. 

Во  время  продвижения  свадебного  поезда  в  дом  жениха  совершалась  остановка  у  кладбища,  где  невеста,  громко  причитая,  прощалась  с  умершими  родственниками.  В  некоторых  мордовских  селах  жених  не  присутствовал  в  свадебном  поезде,  а  присоединялся  к  нему  только  тогда,  когда  молодых  везли  в  церковь.  Иногда  невесту  доставляли  в  дом  жениха,  а  в  церковь  отправлялись  лишь  на  следующий  день  или  через  несколько  дней.  Это  говорит  о  формальном  отношении  жителей  данных  селений  к  церковным  обрядам.  Интересен  характерный  для  мордовской  свадьбы  обряд  наречения  невесты,  который  заключался  в  том,  что  в  доме  жениха  невесту  одевали  в  женскую  одежду  и  давали  новое  имя. 

Все  мордовские  свадебные  ритуалы,  также  как  и  русские,  сопровождались  песнями  различных  жанров,  однако  необходимо  отметить  преобладание  в  них  жанров  одиночного  пения,  к  ним  относятся:  традиционные  свадебные  причитания  невесты  после  запоя,  во  время  девичьей  бани  (обычай  устраивать  такую  баню  характерен  не  для  всех  мордовских  сел),  при  прощании  с  усопшими  родственниками  на  кладбище;  причитания  матери  невесты,  отдельных  родственниц;  «песни  свахи,  которая  начинала  петь  еще  в  доме  жениха,  собираясь  «на  покупку  живого  товара»,  и  пела  на  протяжении  всей  свадьбы,  руководя  событиями  и  комментируя  их»  [1,  58]. 

Жанры  совместного  пения  включали  корильные  песни,  которые  исполнялись  подругами  и  родней  невесты  и  жениха,  а  также  ритуальные  песнопения,  сопровождавшие  печение  свадебных  пирогов  в  доме  жениха  избранными  стряпухами  из  его  рода,  протяжные  и  плясовые  песни. 

Важным  отличием  является  и  тематика  свадебных  обрядов  и  песен:  в  русской  традиции  внимание  уделялось  раскрытию  собственных  переживаний,  а  в  мордовской  —  «потусторонней  силе»  (образам  умерших  предков),  языческим  божествам  женского  рода,  с  которыми  связано  земледелие,  плодородие.  В  этом  проявляются,  по  всей  видимости,  отголоски  языческих  верований  и  матриархата. 

В  свадебных  обрядах  народов  Среднего  Поволжья,  исповедующих  православие  (русские,  мордва,  удмурты,  мари),  имеются  общие  или  близкие  по  назначению  свадебные  ритуалы,  но  в  то  же  время  они  отличаются  множеством  характерных  деталей,  присущих  традициям  каждого  из  этих  народов.  Это  можно  отнести  и  к  песням,  сопровождающим  свадебные  обряды.

Свадебные  песни  удмуртов,  исполняющиеся  во  время  свадебных  пиров  в  домах  невесты  и  жениха,  делятся  на  песни  рода  жениха  и  песни  рода  невесты,  которые  исполняются  на  собственный  традиционный  напев  данного  рода.

Свадебный  обряд  мари  сопровождался  пением  свадебных  песен  и  игрой  на  волынке  и  барабане,  также  бытовали  песни,  исполняемые  только  мужчинами  в  доме  жениха,  и  свадебные  частушки  —  песни  проводов  невесты. 

Наиболее  распространенными  песенными  жанрами  свадебного  обряда  чувашей  были  причитания  невесты,  песни  дружек  жениха,  дружек  невесты.  Свадебный  поезд  сопровождался  ударами  барабанов,  игрой  на  пузырях,  колокольчиками  и  бубенчиками.

  Многие  источники  свидетельствуют  об  использовании  народных  музыкальных  песенных  и  инструментальных  жанров  и  в  свадебных  обрядах  мусульманских  народов,  населяющих  Среднее  Поволжье  —  татар,  башкир. 

У  татар  традиционно  господствовала  семья,  основанная  на  патриархальных  принципах,  с  избеганием  женщинами  мужчин,  элементами  женского  затворничества.

В  татарских  селах  существовали  следующие  в  виды  бракосочетаний:  по  сватовству;  убегом,  т.  е.  уход  девушки  к  любимому  без  разрешения  родителей;  похищение  девушки. 

Свадьбе  предшествовали  сватовство,  сговор,  помолвка.  На  этом  этапе  стороны  договаривались  о  калыме,  которым  сторона  жениха  должна  была  одаривать  сторону  невесты,  приданое  невесты  особо  не  оговаривалось.  Основные  свадебные  обряды,  а  также  религиозный  обряд  бракосочетания,  сопровождались  особым  застольем  без  участия  молодых  и  проводились  в  доме  невесты.  Молодая  оставалась  в  доме  родителей  до  уплаты  калыма  (в  виде  денег  и  одежды  для  девушки,  продуктов  для  проведения  свадьбы).  В  это  время  молодой  посещал  свою  жену  по  четвергам  раз  в  неделю.  Переезд  молодой  в  дом  мужа  иногда  затягивался  до  рождения  ребёнка  и  обставлялся  множеством  обрядов.  Специфической  особенностью  отличались  свадебные  застолья  различных  групп  татар:  у  казанских  татар  они  проводилось  раздельно  для  мужчин  и  женщин,  иногда  в  разных  помещениях;  у  татар-мишарей  это  разделение  было  не  столь  строгим,  а  у  татар-кряшен  вообще  отсутствовало.  В  свадебном  поезде  татарских  сел,  музыканты  обязательно  находились  во  главе  процессии.  В  народном  песенном  искусстве  развивалось  лишь  традиционно  одноголосное  сольное  пение.  У  кряшен  и  мишарей  бытовали  специальные  свадебные  песни,  у  мишарей  существовало  свадебные  причитание  невесты. 

Башкирский  свадебный  обряд  состоит  из  нескольких  этапов:  выбор  невесты,  сватовство,  сговор;  свадьба,  сопровождающаяся  обрядом  бракосочетания  (никах);  послесвадебные  церемонии.  Все  это  представляет  собой  многоступенчатое  театрализованное  действие:  первая  ступень  —  бишек  туйы  (колыбельная  свадьба)  проводится  тогда,  когда  девочка  и  мальчик,  которых  родители  хотят  видеть  в  будущем  женой  и  мужем,  достигают  сорокадневного  возраста;  вторая  хыргатуй  (свадьба  серег)  проводится  тогда,  когда  «жених»  в  состоянии  самостоятельно  сесть  на  коня  и  управлять  им,  а  «невеста»  может  носить  воду  (в  этом  случае  мальчик  дарит  нареченной  серьги).  После  этих  символических  свадеб  и  достижения  молодыми  совершеннолетия  устраивается  настоящая  свадьба  —  никах  туйы  (брачная  свадьба).  До  тех  пор,  пока  жених  не  уплатит  калым,  ему  запрещается  увозить  невесту,  показывать  свое  лицо  тестю  и  теще,  поэтому  он  приходит  к  невесте  поздно  вечером  и  лишь  в  назначенные  дни. 

Исследователи  башкирского  фольклора  указывают  на  отсутствие  в  нем  собственно  свадебных  песен,  лишь  в  некоторых  башкирских  селах  Среднего  Поволжья  бытовали  отдельные  музыкально-поэтические  жанры,  например,  сенгляу  —  свадебные  причитания,  исполнявшиеся  одной  или  несколькими  женщинами  перед  проводами  невесты  в  дом  жениха.  Известны  два  вида  таких  свадебных  причитаний:  «сенгляу-раздумья,  связанные  с  обрядовым  хождением  девушек  в  поле,  прощанием  невесты  с  девичьим  головным  убором,  с  родным  домом;  сенгляу-обращения,  которые  пелись  при  обходе  невестой  домов  своих  родственников,  при  отправлении  свадебного  поезда»  [1,  65].

Каждый  народ  по  мере  возможности  донес  до  наших  дней  свои  традиции,  обряды  и  обычаи.  В  них,  как  в  зеркале,  отражаются  лучшие  черты  национального  характера.  В  песенном  фольклоре  преломляются  традиционные  особенности  культуры  разных  народов,  их  нравственные,  религиозные  представления. 

Сегодня  наше  общество  возрождает  забытые  традиции  старины,  использует  народный  опыт,  создавая  новые  формы  семейных  обрядов.  Это  связано  с  функциональными  особенностями  жанров  фольклора,  с  глубокой  духовностью  и  мудростью  народного  творчества,  с  непрерывностью  процесса  передачи  национальной  культуры  из  поколения  в  поколение.

На  современном  этапе  национального  возрождения  необходимо  вернуться  к  тому,  что  было  достигнуто  нашими  предками,  бережно  сохранять  историю,  культуру,  быт,  уклад  жизни  народа,  передавать  народные  традиции  следующим  поколениям.

 

Список  литературы:

  1. Ананичева  Т.,  Суханова  Л.  Песенные  традиции  Поволжья.  —  М.:  Музыка,  1991,  —  176  с. 
  2. Минх  А.Н.  Свадебные  обряды  крестьян  с.  Колено  Саратовской  губернии.  Русские  волости,  1873,  №  75.
  3. Хохлачева  М.В.  К  вопросу  о  культуре  свадебного  плача  в  Саратовском  Поволжье  //  История,  теория  и  практика  фольклора:  Сборник  научных  статей  по  материалам  IV  Всероссийских  научных  чтений  памяти  Л.Л.  Христиансена.  —  Саратов,  2013.  —  370  с.
  4. Шишкина  Е.М.  Музыка  свадьбы  нижнего  Поволжья:  Дисс.  канд.  иск.  М.,  1989.  —  199  с. 
  5. Шульгин  В.С.  Культура  России:  IX—XX  вв.:  Учебное  пособие  /  В.С.  Шульгин,  Л.В.  Кошман,  М.Р.  Зезина.  —  М.:  Простор,  1996.  —  390  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.