Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соломатина В.В. РОДИНСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info//archive/social/11.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОДИНСКОЕ  ПОГРЕБЕНИЕ

Соломатина  Виктория  Витальевна

студент  4  курса,  кафедра  истории  России  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  г.  Якутск

E-mailviksolom999@mail.ru

Аргунов  Валерий  Георгиевич

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  г.  Якутск

 

Актуальность  исследования.  В  1980  году  Северо-Восточный  отряд  ПАЭ  под  руководством  С.П.  Кистенева  и  В.М.  Михалева  продолжил  работы  в  бассейне  Колымы  начатые  еще  в  1946  году  А.П.  Окладниковым.  В  результате  раскопок  были  открыты  на  Пантелеихе  такие  стоянки,  как  Гора  II,  Родинка  II—V  и  Родинское  погребение,  которое  считается  самым  северным  в  мире  памятником  неолита  —  68*  4  *  северной  широты  [2,  c.  25].

Возможно,  захоронение  на  Родинке  дает  нам  представление  о  жизни  людей,  которые  населяли  Нижнюю  Колыму  3500  лет  назад,  а  так  же  дает  нам  возможность  понять  их  представления  об  окружающем  их  мире,  об  их  образе  жизни,  об  их  религии  и  т.  п.

Цель  данной  работы  рассмотреть  инвентарь  погребения,  отдельным  предметам  дать  интерпретацию.

На  раскопках  стоянки  Родинка  II  были  найдены  бусы  из  раковин  и  костяное  шлифованное  изделие,  которое  напоминает  фаллос.  Так  же,  раскопки  показали,  что  на  скальном  основании  террасы  покоился  костяк  человека,  который  был  завернут  в  бересту.  Погребенный  женского  пола  молодого  возраста  (предположительно  до  25  лет),  принадлежавший  —  к  арктическому  монголоидному  типу.  Погребенная  женщина  была  ориентирована  головой  на  восток,  ногами  к  реке. 

Она  сопровождалась  богатым  погребальным  инвентарем,  который  располагался  в  области  черепа,  груди,  живота,  таза  и  ног.

В  могиле  женщины  археологи  обнаружили  молоточки,  лук,  наконечники  стрел  и  копий,  топоры  и  кинжалы,  каменные  и  костяные  ножи,  а  так  же  были  обнаружены  скребки  и  тесла.  В  могиле  нашли  бусины  из  раковин  и  скорлупы  крупных  птичьих  яиц.

Так  же  в  погребении  найдены  ожерелья  из  клыков  медведя,  росомахи,  лисицы  и  песца.  Были  найдены  амулеты  с  орнаментом,  скульптурные  изображения  хищных  птиц,  подвески  в  виде  плоских  изображений  птиц.

На  груди  погребенной  лежали  овальные,  костяные  предметы,  на  одном  из  них  были  изображения  «остроголовых  человечков»,  которые  в  мифологии  юкагиров  символизируют  их  праотца,  хозяина  нижнего  мира,  а  у  нганасан  подобным  образом  изображались  «тени  мертвых»  и  расписывались  шаманские  бубны.  Сам  же  овальный  предмет,  скорее  всего,  символизировал  бубен  [1,  c.  151].  Похожая  фигурка  была  найдена  в  своё  время  А.П.  Окладниковым  в  одном  из  захоронений  на  средней  Лене.  Окладников  охарактеризовал  это  погребение  как  шаманское.  Но  юкагиры,  как  известно,  своих  шаманов  не  хоронили,  они  их  тела  расчленяли,  и  кости  родня  хранила  как  родовые  обереги,  а  для  черепов  делали  деревянное  «тело»,  и  эта  реликвия  обычно  находилась  у  главы  рода. 

Многие  предметы  были  стилизованы,  на  некоторых  были  нанесены  кресты  и  другие  символы.  В  захоронении  было  обнаружено  оленье  ребро  с  насечками.  Возможно,  что  это  был  древнейший  календарь  -  количество  насечек  на  этом  ребре  делиться  на  4  блока,  кратные  9  и  на  4  блока  кратные  4.  Пеньков  в  своих  исследованиях  установил,  что  при  такой  комбинации  можно  получить  любое  число  от  72  до  94,  некоторые  из  которых  соответствуют  древним  расчетам  в  природных  циклах.  На  «линейке»  по  числу  секторов  прослеживаются  цифры  пять  и  десять.  С.П.  Кистенев  пришел  к  выводам:  «Такое  сочетание  наводит  на  мысль,  что,  возможно,  покойница  при  жизни  была  хранительницей  астрального  женского  календаря,  по  которому  определялись  по  луне  сроки  родов...»  [2,  c.  48].

Как  уже  упоминалось,  в  погребении  были  обнаружены  костяные  изображения  хищных  птиц.  Костяные  орнаментированные  подвески  в  виде  птиц  могли  быть  шаманскими  атрибутами.  Подвески  в  виде  птиц  на  костюме  якутского  шамана  изображали  духов-помощников,  считалось,  что  они  олицетворяют  духов  верхнего  мира.  Похожие  подвески  можно  встретить  на  территории  Сибири  в  эпоху  бронзы  (например  —  подвеска  в  виде  сидящей  хищной  птицы  со  сложенными  крыльями  из  поселения  Березовая  Лука). 

Что  касается  костяной  скульптурки  птицы,  С.П.  Кистенев  предполагал,  что  это  куропатка.  Сложно  сказать  в  данное  время  кого  точно  напоминает  данная  фигурка,  так  как  клюв  обломан.  Если  предположить,  что  фигурка  действительно  является  куропаткой,  к  примеру,  у  лесных  жителей  было  характерно  поклонение  крылатым.  У  народов  Сибири  выявлен  ряд  родов  и  групп,  которые  признавали  своими  тотемами  птиц  —  орлов,  журавлей,  ворон,  ястребов,  чаек  и  гагар.  Возможно  фигурка  птицы  —  куропатка  была  тотемом  народа  погребенной  женщины.  Вера  в  превращение  умерших  в  тотемных  животных  и  птиц  была  распространена  практически  на  всех  материках. 

Если  предположить,  что  найденная  фигурка  —  скульптура  хищной  птицы,  возможно  орла,  то  у  большинства  шаманов  Сибири  птица  считалась  покровителем  —  кафтан  шамана  воспроизводил  образ  птицы:  бахрома  и  подвески  на  нем  символизируют  оперение,  благодаря  чему  он  приобретал  способность  летать  во  время  обряда.  В  финской  мифологии  говорится,  что  шаманы  —  сыновья  небесного  бога  —  орла.  У  угорских  народов  Западной  Сибири  существовало  поверье,  что  орел  был  первым  шаманом  и  научил  человека  шаманить.  По  религиозным  представлениям  обских  угров,  душа  человека  принимает  образ  птицы,  которую  может  видеть  только  шаман. 

Если  проводить  параллели  с  мировоззрением  якутов,  то  и  здесь  большую  роль  играл  орел.  В  книге  «Материалы  для  изучения  верований  якутов»  в  главе  о  сверхъестественных  существах  Алексей  Елисеевич  упоминает  о  боге  —  покровителе  птиц  —  Хотой-Ары.  Он  считается  отцом  орла  и  жестоко  карает  человека,  убившего  орла,  человек,  убивший  орла,  страдает  болезнью  похожей,  по  описанию  якутов,  на  «пляску  св.  Витта»  и  умирает  в  страшных  муках.  Слово  —  Хотой  по-русски  —  орел.  Хотой  Ары  летает  в  образе  темно-сизого  орла.  В  разделе  «Более  значительные  обряды»,  говорится,  что  орел  мстит  тому  человеку,  который  будучи  ребенком,  махал  на  него  кнутом.  Месть  его  простирается  даже  на  членов  семьи  и  ближайших  родственников  обидевшего  человека.  Если  орел  надумает  сделать  человеку  зло.  То  он  не  отлетает  от  его  жилища.  Чтоб  он  не  причинял  зла,  надо  его  кормить  до  тех  пор,  пока  он  не  улетит  добровольно  или  не  околеет  совсем.  Одряхлевшего  орла  также  надо  кормить  до  его  смерти.  Тело  орла,  убитого  невзначай  или  найденного  мертвым,  якуты  сохраняют  следующим  образом:  обертывают  его  в  чистую  бересту,  берут  в  охапку  и  идут  за  дом  в  лес,  где  устраивают  высоко  на  дереве  лабаз,  и  туда  кладут  тело  с  заклинаниями.  Орел  —  уважаемая  птица,  его  настоящее  имя  (хотой)  якуты  не  смеют  произносить,  называя  его  просто  господин. 

У  народов  Сибири  существовали  поверья  о  душе-тени,  которая  уходит  после  смерти  человека  в  загробный  мир  и  о  душе  —  птице,  переходящей  по  наследству  и,  которая  отождествляется  обычно  с  образом  тотемного  предка.  По  воззрению  селькупов,  душа  человека  имеет  обличие  птицы  с  человеческим  лицом  либо  человека  с  крыльями.  У  древних  народов  душа  выступает  в  облике  животных  или  птиц.  Очевидно,  что  первоначально  существовало  представление  —  душа  человека  имеет  вид  птицы  или  животного,  но  позднее  оно  сменилось  представлением  о  том,  что  душа  после  смерти  человека  переходит,  иногда  может  временно,  в  птицу.  Чаще  всего  душа  представлялась  именно  в  виде  птицы,  это  связано  с  тем,  что  божества  находятся  на  небе.  Птицы  летают,  «общаясь»  между  собой  и  сверхъестественными  существами.  Многие  древние  народы  верили,  что  человек  после  смерти  мог  превращаться  в  птиц  и  в  их  образах  продолжать  жить  дальше.

В  найденной  фигурке  птицы  имелось  отверстие  в  центре,  что  позволяло  насаживать  фигурку  на  шест.  Подобные  найдены  в  Мурлинском  и  Бакчарском  кладах  (эпоха  бронзы),  они  имеют  также  отверстия  в  центре,  это  позволяло  перемещать  ее  над  головой,  в  таком  положении  создавалась  иллюзия  летящей  над  головой  птицы  —  человека,  уходящего  в  верхний  мир.

С.П.  Кистенев  предполагал,  что  погребенная  женщина  является  удаганкой,  с  такой  точки  зрения  фигурка  птицы  могла  служить  в  погребении  как  сопровождение  души  в  загробный  мир,  также  она  могла  быть  просто  атрибутом  ее  костюма  или  предметом,  используемым  при  камланиях  [2,  c.  149].

В  итоге  проделанной  работы  приходим  к  следующему  заключению:  пока  точно  отнести  родинское  погребение  к  какому  либо  народу,  культуре  трудно,  но  можно  вполне  предположить,  что  оно  могло  быть  шаманским. 

 

Список  литературы:

  1. Иохельсон  В.  Юкагиры  и  юкагиризированные  тунгусы.  Н.:  Наука,  2005.  —  675  с.
  2. Кистенев  С.П.  Новые  археологические  памятники  бассейна  Колымы.  Я.,  1980.  —  75  с.
  3. Штернберг  Л.Я.  Первобытная  религия  в  свете  этнографии,  М.,  2000.  —  200  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.