Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЖИЗНЬ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ В XVI—XVII ВЕКАХ
Коронова Лилия Романовна
студент факультета истории и юриспруденции ЕИ К(П)ФУ
E-mail: lilia-92@yandex.ru
Крапоткина Ирина Евгеньевна
канд. ист. наук, доцент ЕИ К(П)ФУ, г. Елабуга
История повседневности представляет собой одно из наиболее перспективных направлений, получивших свое развитие в отечественной историографии с конца XX столетия. Тема актуальна на фоне возросшего на рубеже XX—XXI вв. интереса к исследованию статуса российской женщины в современном обществе, для чего необходимо изучение и осмысление экономического и социально-политического положения женщины в России на протяжении длительного исторического периода.
Согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года, крестьянство являлось крупнейшим сословием и составляло 77,1 % населения, а женщины-крестьянки составлялся 38,9 % от общего населения всей Российской империи [14].
Для крестьянской семьи XVI—XVII веков характерно то, что в ней царил дух взаимопомощи; обязанности были строго распределены. В народе был очень высок авторитет семейной жизни.
Русская крестьянская семья XVI века состояла в среднем из 15—20 человек. Это была патриархальная семья, в которой совместно проживали три-четыре поколения родственников. Однако уже в XVII веке в семьях было не более 10 человек представителей всего двух поколений.
Крестьянский брак заключался из хозяйственных соображений: чувства или желания молодых не учитывалось — помещик мог женить крепостных по своему усмотрению. К тому же в народе не было принято, чтобы молодые люди и девушки сами заключали брак.
При выборе невесты предпочтение отдавалось здоровым и трудолюбивым девушкам — это было связано с тем, что после замужества на женские плечи ложилось домашнее хозяйство, воспитание детей, работа на огороде и поле. Девушки, занимавшиеся рукоделием, имели больше шансов удачно выйти замуж [15, с. 234—235].
В брак в XVI—XVII веках вступали очень рано — девушки с 12 лет, а юноши с 15. А также существовал запрет на заключение браков с родственниками до шестого колена и с иноверцами. В брак можно было вступать не более трех раз, об этом говорит и «Стоглав»: «Первый брак — закон, второй — прощение, третий — законопреступление, четвертый — нечестие, понеже свинское есть житие» [16].
Создание новой семьи обязательно сопровождалось свадебным гулянием. Русская свадьба содержала в себе два элемента: христианский (венчание) и народный («веселие»). Свадьбы принято было играть осенью или зимой — это было наиболее удачным временем, поскольку все сельскохозяйственные работы были закончены. До свадьбы обязательно шло сватовство, в процессе которого родители невесты решали, стоит ли им выдавать свою дочь за этого жениха. В случае, если они соглашались, то происходил «сговор»: жених со своим отцом приезжали к родителям невесты в дом и стороны договаривались о свадебных расходах, сроках, размеров приданого невесты и подарках жениха. Придя к единому решению, начинали подготовку к свадьбе.
«Домострой» учил родителей собирать приданное дочери с самого рождения, откладывая «от всякой прибыли». В приданное входили куски полотна, одежда, обувь, украшения, посуда — се это складывалось в короб или сундук [3, c. 135].
После того как все приготовления были окончены, в оговоренный срок игралась свадьба. Крестьянская свадьба XVI—XVII веков сопровождалась множеством обрядов: чесание головы гребнем, смоченным в меде, убор волос под кику, осыпание молодожен хмелем, угощение хлебом-солью — эти обряды были направлены на то, чтобы привлечь на молодых счастье в семейной жизни [5]. Однако был обычай, который обуславливал дальнейшее положение женщины в семье: жених клал в один из сапогов плеть, а в другой — монету. Задача невесты было снять с ног жениха сапоги по очереди, если первым оказывался сапог с монетой, то она считалась удачливой, а семейная жизнь счастливой, а если первым оказывался сапог с плетью, то муж демонстративно ударял жену ею — таким образом муж показывал характер дальнейших отношений в семье [15, c. 241—242].
Положение замужней крестьянки XVI—XVII веков было более свободным, чем у женщин высших сословий: она могла свободно выходить из дома, занимаясь хозяйственными делами.
Петр Петрей отмечает, что крестьянки работали в поле и дома наравне с мужьями. При этом у женщины были и другие дела, такие как приготовление пищи, стирка, рукоделие, то есть изготовление одежды для всех членов семьи, а также они носили дрова и воду в избу. Кроме этого иностранец отмечает, что мужья часто били своих жен [11].
Однако женщина обладала большим авторитетом в семье. Особенно он возрастал после рождения мальчика — это было связано с наделением земли только мужчин. Крестьянки XVI—XVII веков постоянно были заняты делами даже во время беременности, в связи с этим роды могли пройти где угодно — в поле, в избе или в хлеву. В русском средневековом обществе лечебницу заменяла баня и по возможности рожать старались именно там [15, c. 242—243]. «Домострой» велел обучать детей уважению к родителям [3, c. 136]. Ребенка обучали соответствующему ремеслу с раннего возраста. Мать обучала дочь вести хозяйство и рукоделию с раннего возраста: с 6 лет начинала осваивать прялку, с 10 — серп, шитье. В 14 лет девочки уже умели ткать, косить сено и печь хлеб. В 15 лет крестьянские девочки работали в поле наравне со взрослыми [15, c. 210—211].
В свободное от полевых и хозяйственных работ время женщины занимались ткацким делом. И. Е. Забелин пишет о том, что льняное дело в крестьянском хозяйстве находилось исключительно в женских руках [4]. Кроме этого шитье, прядение тоже было занятием женщин и девушек в долгие зимние вечера. Шитье рубах было очень хлопотным делом: заготовка льняного волокна происходила еще летом, потом его несколько недель вымачивали, затем стебли мяли, трепали и чесали гребнями — в результате получалось сырье для прядения. Закончив прядение, крестьянки ткали холсты, для это из сарая в дом вносился ткацкий станок. Летом, когда полотно было соткано, его белили на солнце, расстелив на лугу. Только после всего этого полотно было готово для кроения и шитья. В XVI—XVII веках рукоделием девушки занимались, собравшись вместе при свете лучины; вечера проводили в беседах [15, c. 211—214].
Издревле одежда была предназначена не только для того чтобы скрыть наготу, но и для того чтобы подчеркнуть достаток человека. К тому же считалось, что одежда призвана отгонять злых духов [5].
Благодаря сведениям иностранных гостей можно составить описание нарядов крестьянок России. Одежда мужчин и женщин была очень похожей; не была приятна для глаз и шилась дома [3, c. 137, 147—148, 154]. Крестьяне работали в старой одежде, закончив дела, переодевались в повседневную, а в праздники, в церковь надевали нарядную [5]. Одежда часто переходили по наследству [13], бережно хранились в клетях и сундуках и чистились после каждой носки [11]. Основным предметом одежды в XVI—XVII веках была рубаха, шившаяся из шерстяной ткани, так называемая власяница, и льняного или конопляного полотна, но по причине сложности технологии изготовления полотняные рубахи были менее распространены.
Согласно русским средневековым нравам женщине не позволялось подчеркивать фигуру, поэтому рубаха имела свободный покрой, не пролегала к телу и доходила до колен. С XVII века поверх рубахи стали надевать сарафан, то есть платье без рукавов, которое облегало грудь и расширялось книзу или поневу — шерстяную юбку синего или черного цвета, с украшенным низом [15, c. 184].
В одежде крестьян до XVI—XVII веков пояс играл роль оберега, но к указанному периоду это значение было утрачено и он становится просто традиционной деталью костюма [5].
Особое внимание в XVI—XVII веках уделялось женским головным уборам, так как имелось четкое разграничение девичьих и женских. До замужества девушкам позволялось с непокрытой головой, после замужества — это считалось не приличным поведением [15, c. 184—185]. Девушки носили перевязки — украшенные полоски ткани, которые обхватывали голову обручем, «накосники» — украшения на косу, а замужние женщины — волосники (домашний убор), подубрусники (мягкие шапочки, носившиеся с убрусом или платком), убрусы (праздничный убор), кокошники (носился от вступления в брак до рождения первенца и по праздникам) или кики [13, с. 163—165], то есть они скручивали свои волосы и прятали их под чепцом [10].
Верхняя одежда крестьян изготавливалась из кожи барана, которая имела специфичный запах. На ногах у крестьянок были лапти, которые делались в собственном хозяйстве из лыка вперемешку с кусками меха или грубого сукна. Зимой носились валенки и шерстяные носки [2]. Чулок не было — их заменяли куски полотна, которыми оборачивали ноги.
Для крестьян характерно то, что нарядные платья они всегда держали в чистоте и хранили в сундуках, доставая только по праздникам и для походов в церковь. Нередко предметы одежды переходили по наследству [11].
Женщины крестьянского сословия XVI—XVII веков не могли позволить себе приобрести дорогие предметы украшения, поэтому одежду украшали вышивками.
Девушка заранее начинала изготавливать одежду, которая будет ей приданным, поскольку это требовало очень долгой и кропотливой работы. На свадьбу чаще всего невеста одевала красивое, то есть красное платье [15, c. 184].
Хотелось бы отметить, что крестьянки не заботились об изяществе, вкусе или сочетании цветов. Все одежда была произведена своими руками и поэтому к ней относились очень бережно, новую одежду одевали в исключительных случаях и позаботившись о ее сохранности вновь убирали в сундуки, где они хранились. Одежду в XVI—XVII веках носили до тех пор, пока он придет в полную негодность. Еще одной особенностью крестьянской одежды России в рассматриваемый период является то, что не существовало одежды, изготовленной специально для детей — они были вынуждены донашивать одежду взрослых, а если на них и шилась одежда, то «на вырост».
Другими словами, одежда русской крестьянки XVI—XVII веков не отличалась разнообразием форм и материи, поэтому ее старались украсить вышивкой и другими способами. Главным предназначением одежды было защита от холода и прикрытие наготы — а с этим домотканая одежда справлялась.
Крестьянский стол XVI—XVII веков не отличался разнообразием и был основан на обычае. Основу рациона составляли черный хлеб, щи, каша и квас; многие блюда были похожи между собой [7].
«Домострой» советовал хозяйке интересоваться хитростям приготовления блюд у «добрых жен» [3, c. 152]. Питание крестьян было тесным образом связано не только с религией (строгое соблюдение постов) [12], но и с тем, что производили сами крестьянские хозяйства.
Соблюдению постов в XVI—XVII веках придавал особое значение каждый православный христианин. По этой причине стол русского крестьянина делился на постный и скоромный (мясоед). Во время постных дней запрещалось употребление мясомолочных продуктов, а в мясоед все это разрешалось. В православном календаре выделялось четыре основных многодневных и множество однодневных постов. Таким образом, количество постных дней в общей сложности занимало около 200 календарных суток. Помимо крупных постов среда и пятница в течение всего года, за исключением Святок и сплошных седмиц, тоже являлись постными днями. Религиозные нормы и «Домострой» регламентировали употребление определенных продуктов на протяжении четырех главных постов.
Первым шел Великий пост, который имел продолжительность в 40 дней, к столу подались постные хлебцы, рыба, каши с ней, каши из гороха, сушеные и вареные рыжики, щи, блины, кисели [3, c. 173, 178], пироги с варением, луком, горохом, репою, грибами, капустою [7].
Следующим был Петров пост, начинавшийся через неделю после Троицына дня и кончавшийся на Петров день, то есть на 12 июля. На протяжении данного поста православные крестьяне в пищу употребляли рыбу, уху приправленную шафраном, луком и чесноком, пироги с пшеном и горохом, грибы, щи [3, c. 171, 178—179].
Далее шел Успенский пост, длившийся с 1 по 14 августа. В это время к столу подавали рыбную еду: кислую капусту с рыбой, рыбу приправленную чесноком, в подливке с приправами, рыбные студни, уху, рыбные колобки, выпечку, кислые пироги с горохом или рыбой [3, c. 171].
А заключительным крупным постом был Рождественский, продолжавшийся 6 недель с 12 ноября до Рождества Христова. Здесь крестьяне XVI—XVII веков трапезничали вареной и тушеной рыбой, приправленной чесноком и хреном, рыбными студнями, ухой, караваями. В конце Рождественского поста на праздничный стол крестьяне старались подавать блюда из мяса поросят или утят [3, c. 172].
Крупнейшими однодневными постами являются день Воздвижения Креста Господня, Рождественский сочельник. В это дни подавались житная каша, горох, печеная репа, капустные щи и рассольник [3, c. 133—134].
Основу крестьянского питания составлял ржаной хлеб, а выпечку из пшеничной муки ставили на стол только по большим праздникам. Без хлеба не обходилось ни одна трапеза. Кроме того он играл важную роль и в различных обрядах: религиозных (просфоры для причащения, куличи на Пасху), свадебных (молодожен встречали «хлебом да солью»), народных (блины на масленицу, пряники на встречу весны) [15, c. 224—225].
Хлеб пекли раз в неделю в специальной деревянной кадке — квашне, которую редко мыли, потому что она постоянно была в работе. Перед тем как ставить тесто, хозяйка натирала стенки кадки солью, потом заливала ее теплой водой. В крестьянском хозяйстве XVI—XVII веков для закваски использовали кусок теста, оставшегося от предыдущей выпечки. Далее засыпали муку и тщательно перемешав, оставляли на ночь в теплом месте. Поднявшееся к утру тесто хозяйка месила до тех пор, пока оно не начинала отставать и от рук и от стенок квашни. После чего тесто вновь ставили в теплое место на ночь, а утром снова вымешивали. Теперь тесто формовали и ставили в печь. Испеченный хлеб хранился в специальных деревянных хлебницах. Женщина, которая умела печь вкусный хлеб, была особо уважаемая в семье. В неурожайные годы крестьяне были вынуждены добавлять в муку лебеду, кору деревьев, молотые желуди, крапиву и отруби, вследствие чего хлеб приобретал горький привкус [15, c. 225—226].
В XVI—XVII веках крестьяне пекли из муки не только хлеб, но и пироги, блины, оладьи, пряники, однако все это присутствовало исключительно на праздничном столе. Самым популярным мучным блюдом можно считать блины: их готовили на масленицу, кормили роженицу и поминами усопшего. Далее шли пироги — готовились они из дрожжевого, пресного и слоеного теста, причем они могли печься в масле (пряженые) и без него в поду печи (подовые). Начинкой для пирогов служили яйца, фрукты и ягоды, мясо и рыба, творог, овощи, грибы, каши [7]. Еще одним мучным блюдом русского крестьянского праздничного стола были пряники разной формы. При приготовлении теста в него добавляли мед и пряности — отсюда и пошло название [15, c. 226—227]. Из смеси ржаной и пшеничной муки пекли калачи [7].
В крестьянской среде XVI—XVII веков широчайшее распространение имели щи и каши, причем щами называли любую похлебку. Каши варились из крупы на молоке или воде с добавлением масла. Каши были атрибутом многих народных обрядов, к примеру, ее варили на крестины, свадьбу и поминки. Если женщина умела вкусно варить щи и печь хлеб, то это уже являлось основанием считать ее хорошей хозяйкой. Щи готовились из свежей и кислой капусты, нередко с добавлением репы, свеклы. Вообще репа считалась вторым хлебом. Щи варились как на мясном бульоне, так и просто на воде [15, c. 228—230].
В скоромные дни на русском средневековом крестьянском столе нередко можно было встретить молочные супы и каши из различных круп, сдобренные маслом или салом, сыры, творог, сметану и мясные блюда. На русской земле мяса было в достатке, однако крестьяне употребляли его мало; каждый вид мяса дополнялся огородными культурами (репой, чесноком, луком, огурцами, перцем, редькой). С весны до поздней осени мясные блюда готовились в основном из баранины; зимой — из говядины (так как большое количество мяса не портилось на морозе), перед Рождеством — из соленой или копченой свинины.
Однако не все на крестьянском столе было выращено самой крестьянской семьей. Широкое распространение имела уха, варившаяся из речной рыбы, пойманной на общинных угодьях. Так же рыба употреблялась в соленом, вареном, копченом виде и применялась для приготовления щей, пирогов, котлет, подавалась с гречкой, пшеном и другими крупами. Блюда из птицы (выращенной дома или пойманной на охоте) добротно приправлялись хреном и уксусом [6].
Особенностью блюд русского стола является то, что они обильно приправлялись луком, чесноком, перцем, горчицей и уксусом, но соль, по причине своей дороговизны, крестьяне редко могли себе позволить [9].
Наиболее распространенными напитками среди крестьян XVI—XVII веков были квас, морс, а в апреле — березовец, то есть березовый сок [10]. Также широкое употребление имели пиво, мед, водка.
Квасные напитки были доступны многим, к тому же на его основе можно было готовить многие блюда, к примеру, окрошку, свекольник, тюрю. Хорошая хозяйка умела готовить самые разнообразные квасы: из ячменного или ржаного солода, из меда и ягод (вишни, черемухи, малины, клюквы) или фруктов (яблок, груши). К тому же квас, так же как и капуста, были прекрасными средствами профилактики таких заболеваний, как цинга [15, с. 230—231]. Пиво варили из ячменя, овса, ржи и пшеницы. Оригинальным и лучшим русским напитком, славившимся среди иностранцев, была медовуха; все путешественники единогласно признавали его достоинство. Мед варился из ягод (малины, смородины, вишни, брусники, черемухи), с дрожжами или хмелем [1].
В XVII веке появляется водка и получает широкое распространение в среде крестьянства. Обычно русская водка делалась из ржи, пшеницы или ячменя [8], но было и исключение — это женская водка, которая изготавливалась с добавлением патоки или меда за счет чего она и получалась сладкой. К тому же при изготовлении водку нередко настаивали на разнообразных пряностях (корице, горчице) и душистых травах (мяте, зверобое, можжевельнике) и делали наливки на разных ягодах.
Широкое распространение имели спиртные напитки — обычно они употреблялись по разным праздникам и поводам, но иностранные путешественники отмечают, что пьянство было частым явлением среди русского народа в XVI—XVII веках [2]. «Домострой» запрещал женщине употреблять хмельные напитки [3, c. 152—153], однако Жак Маржерет отмечает, что женщины и девушки нередко придавались пьянству [8].
В крестьянской среде считалось, что еду нужно заслужить, поэтому завтракали редко. Крестьянской семье XVI—XVII веков редко удавалось обедать совместно: в страдную пору ели прямо в поле, для того чтобы не терять времени [15, c. 232—234.].
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что пищевая культура крестьян XVI—XVII веков в полной мере зависела от религиозных постов и продукции сельского хозяйства. Повседневный рацион крестьян был крайне неприхотлив и состоял из круп, овощей (таких как репа, капуста, огурцы), мяса и рыбы [1], то есть их трапеза в большей степени была простой, по причине того что в пищу употреблялись продукты, которые выращивались на своем участке.
Подводя итог, хотелось бы отметить то, что русская женщина XVI—XVII веков оказывала полную поддержку и помощь мужу, она работала наравне с ним; помимо этого она занималась воспитанием детей, шитьем одежды и приготовлением пищи. Крестьянская семья была большой, а доходы — маленькими, вследствие этого женщина не могла позволить себе покупку одежды – все производилось в самом хозяйстве. Также дела обстояли и с крестьянским столом — большую часть произведенного они были вынуждены отдавать помещикам. Таким образом, крестьянская семья была очень сплоченной, а положение женщины в семье зависело от ее собственных умений.
Список литературы:
- Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vostlit.info/
- Джером Горсей. Записки о России XVI — начало XVII в. / Под ред. В.Л. Янина; Пер. и сост. А.А. Севастьяновой. — М.: МГУ, 1990. — 288 с. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://krotov.info/
- Домострой / Сост., вступ. ст. пер. и коммент. В.В. Колесова; Подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Пименовой; Худож. А.Г. Тюрин. — М.: Сов. Россия, 1990. — 304 с.
- Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. — М.: Типография Грачева и К°., 1869. — 852с. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://az.lib.ru/
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880. — 624 с. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.knigafund.ru/
- Итальянец в России XVI в. Франческо да Колло. Донесение о Московии. — М.: Наследие. 1996 // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.drevlit.ru/
- Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М.: Экономика, 1993. — 400 с. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.rus.ec/
- Маржерет Жак. Россия начала XVII в. Записки капитана Маржерета / Сост. д.и.н. Ю.А. Лимонов. Отв. ред. д.и.н. В.И. Буганов. Перевод Т.И. Шаскольская, Н.В. Ревуненков. — М.: Институт истории РАН, 1982. — 254 с. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vostlit.info/
- Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян / Перевод на русский Хорошевич А.Л. — М., 1994 // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vostlit.info/
- Описание Московии при реляциях гр. Карлейля / Пер. с франц. с предисл. и примеч. И.Ф. Павловского. — 1879. — Т. 5. — 46 с. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vostlit.info/
- Петрей Петр. История о великом княжестве Московском // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.booksite.ru/
- Путешествие в Московию Августина Мейерберга и Горация Вильгельма Кальвуччи в 1661 году. — Репринтное издание 1874 г. — СПб.: Альфарет, 2011. — 262 с. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gumer.info/
- Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. — М.: Мысль, 1989. — 286 с.
- Результаты первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://demoscope.ru/
- Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI—XVII вв.: Учебное пособие — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 336 с.
- Стоглав, Собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче (в лето 7059). — Лондон: Trübner & Co., 1860. — 68 с. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dlib.rsl.ru/
дипломов
Оставить комментарий