Статья опубликована в рамках: XCVIII-XCIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 марта 2021 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЛИЧНОСТЬ КОРЫСТНОГО ПРЕСТУПНИКА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ,ТИПЫ
Актуальность изучения вопроса о личности корыстного преступника состоит в том, что преступление, являясь актом сознательной волевой человеческой деятельности, в значительной степени зависит от сущности и специфики лица, совершающего преступное деяние. Личность корыстного преступника является главным, центральным звеном преступного поведения и представляет собой сложное социальное явление, предполагающее обширный криминологический анализ. Это объясняется тем, что без изучения данного явления бороться с соответствующими видами общественно опасных деяний является практически невозможным. Для эффективной борьбы с корыстными преступлениями, представляется необходимым выяснить, почему человек совершил данное преступное деяние и что его побудило. Для того, чтобы ответить на данные вопросы, необходимо, прежде всего, дать определение понятию «личность преступника».
Существуют различные определения понятия личности преступника, криминологическое же учение исходит из того, что личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом в человеке уживаются социальное и биологическое начала.
А.И. Алексеев под личностью преступника понимает «совокупность ее социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение». То есть, для личности преступника более общим, родовым понятием служит «личность с негативно отклоняющимся поведением» [1, с. 84].
К основным признакам, характеризующим криминологический портрет лиц, совершивших корыстные преступления, относятся [2, с. 146]:
- демографические;
- социально-ролевые;
- психологические;
- уголовно-правовые.
Наибольшее значение имеют последние две группы признаков, поскольку они совместно определяют специфичность типов личности, совершающих преступления с корыстной мотивацией.
К числу психологических признаков личности, совершивших корыстные преступления, относятся [3, с. 78]:
- стойкость корыстной установки (направленности);
- уровень готовности к насильственным преступлениям, способ реализации корыстного мотива преступлений;
- характер мотивации, стимулирующей возникновение корыстной установки или ее реализацию;
- отношение к нравственно-правовым стандартам в области оборота имущественных благ и в том числе к уголовно-правовым запретам на совершение корыстных преступлений.
Самые большие различия в личности преступников связаны со стойкостью корыстной установки, под которой подразумевается степень устойчивости психологической готовности к совершению преступлений, сопряженных с противоправным обогащением. Критерием стойкости корыстной установки обычно является поведение лица, имеющее уголовно-правовое значение. В соответствии с данным явлением выделяют четыре типа корыстных преступников [6]:
- ситуационный - преступник, впервые совершивший корыстное преступление небольшой или средней степени тяжести. Совершению преступления способствовали тяжелые, неблагоприятные жизненные условия. Такой преступник ранее не совершал иных правонарушений и аморальных поступков, связанных с неприятием законного справедливого порядка распределения имущественных благ;
- неустойчивый - преступник, впервые совершивший корыстное преступление небольшой или средней степени тяжести, однако ранее им были совершены иные правонарушения и аморальные проступки, которые связаны с неприятием законного справедливого порядка распределения имущества, имущественных прав, услуг или льгот;
- злостный – преступник, неоднократно совершавший средней тяжести или тяжкие корыстные преступления, в том числе подвергавшийся за них уголовному наказанию;
- особо злостный – преступник, неоднократно совершавший особо тяжкие корыстные преступления, в том числе подвергавшийся за них наказанию в виде лишения свободы.
Исходя из характера мотивации, стимулирующей возникновение корыстной установки или ее реализацию:
- утверждающийся – преступник использует незаконное обогащение в целях самоутверждения;
- дезадаптивный – преступник совершает корыстные преступления в целях приспособления к среде или выживания;
- алкогольно-наркотический – преступник совершает корыстные преступления для удовлетворения влечения к алкогольным или наркотическим средствам;
- игровой – преступник совершает корыстные преступления для удовлетворения потребностей в острых эмоциональных переживаниях, связанных с риском;
- семейный – преступник совершает корыстные преступления в интересах семьи.
Исходя из уровня готовности к реализации корыстного мотива преступления с применением насилия, можно выделить шесть типов личности корыстных преступников [6]:
- потенциально неопасный – преступник, впервые совершивший корыстное преступление небольшой или средней тяжести с угрозой применения насилия, не опасного для здоровья;
- потенциально опасный – преступник, впервые совершивший корыстное преступление с угрозой применения насилия опасного для здоровья;
- потенциально особо опасный – преступник, впервые совершивший корыстное преступление с угрозой применения насилия, опасного для жизни;
- неопасный – преступник, совершивший преступление с применением насилия, не опасного для здоровья;
- опасный – преступник, совершивший корыстное преступление с применением насилия, опасного для здоровья;
- особо опасный – преступник, совершивший корыстные преступления с применением насилия, опасного для жизни.
Если лицо, совершившее корыстное преступление не попадает под признаки вышеназванных групп, то его следует относить к промежуточным (переходным) типам.
Если говорить о статистике корыстной преступности, то самыми распространенными преступлениями против собственности остаются кражи (751,2 тыс.). С 2020 года их количество в стране начало сокращаться, выявлено почти на 23 тыс. меньше краж, чем годом ранее [5].
Наибольший уровень распространенности краж (в расчете на 100 тыс. населения) зафиксирован в Республике Тыва (1 012,6), Амурской области (948,6) и Новосибирской области (939,3) [5].
Продолжает снижаться число краж, сопряженных с незаконным проникновением в жилища (-22,1 %, 44,4 тыс.), каждая пятая из них явилась эпизодом преступной деятельности (9 тыс.). Чаще других таким преступлениям подвергались граждане, проживающие в Амурской (133,9 преступлений на 100 тыс. населения), Еврейской автономной области (132,6) и Новгородской (99,8) областях [5].
Практически на треть (-32,3 %) меньше совершено карманных краж (25,6 тыс.). Сокращение таких преступлений в разной степени отмечается практически во всех субъектах Российской Федерации за исключением Костромской области, где их число возросло на 20 % (54) [5].
Заметно увеличилось число краж, совершенных с банковского счета или в отношении электронных денежных средств. За прошедший год зарегистрировано более 169,5 тыс. таких преступных посягательств, за 2019 год – 93,7 тыс. В 23 субъектах Российской Федерации число таких краж увеличилось кратно [5].
В основном преступления против собственности совершают мужчины. Количество женщин, задействованных в подобных преступлениях сравнительно невелико. Чаще всего женщины участвуют в кражах, а реже всего в разбойных нападениях. Непосредственными исполнителями женщины являются не во всех видах краж. Чаще всего они выполняют роль пособниц, а с исполнителем находятся в близких отношениях.
Преобладающий возраст участников преступлений против имущества от 18 до 30 лет [4, с. 92-95]. Возрастной состав преступников имеет тенденцию к увеличению возраста. Так, за последние пять лет увеличилась доля лиц старше 30 лет. Социальная принадлежность большинства преступников – это рабочие. Такие тенденции характерны для всех видов рассматриваемых преступлений.
Следующей социальной группой по величине являются учащиеся. Больше всего учащимися совершено грабежей – 19%. В последние годы, отмечается еще одна настораживающая тенденция – резкое увеличение количества среди преступников, нигде не работавших ранее лиц трудоспособного возраста. Такая закономерность более свойственна для грабежей и разбойных нападений.
Для участников разбоев и грабежей весьма характерен паразитический образ жизни, отсутствие профессии, постоянного места работы и определенного места проживания. Такие лица чаще всего заняты на временных работах или проживающие за счет случайных заработков. В случае женщин, чаще всего это лица, занимающиеся сводничеством или проституцией.
Эта категория лиц склонна к общему и социальному рецидиву, и вероятность его возникновения довольно высока. Например, среди разбойных нападений, 40% лиц ранее совершали преступления.
Согласно проведенным выборочным исследованиям лица, совершающие имущественные преступления чаще всего никогда не состояли в браке, либо разведены. Можно сделать обоснованное предположение, что это связано с тем, что среди преступников имеются неоднократно судимые и лица, ведущие антисоциальный образ жизни.
В общих чертах характеризуя лиц, совершающих имущественные преступления можно сказать, что им присущи следующие нравственно-психологические признаки: примитивно-потребительская ориентация, направленная в сторону самого себя, преувеличение значения материальных благ, отрицательное отношение к общественным интересам и интересам отдельных граждан, неспособность к адаптации к социальной среде и отрицание ее ценностей.
Однако воры по сравнению с насильственными преступниками более адаптированы к социальной среде в общей массе, они менее импульсивны, а тревога и общая неудовлетворенность социальным положением у них менее выражены. Воры проявляют агрессию менее выраженную, чем насильственные преступники и чаще способны контролировать свое поведение. Также они относительно хорошо ориентируются в требованиях общества и социальных нормах, при этом сочетая хорошее знание правил с их внутренним неприятием. Воры гораздо общительнее по сравнению с другими типами преступников, стремятся к установлению контактов и не испытывают чувство вины.
У лиц, совершивших квартирные кражи, социальная адаптация хуже, чем у других категорий воров. Квартирные воры имеют большее пренебрежение к этическим ценностям и социальным нормам. Их психологическая характеристика и степени выраженности свойств личности приближаются к таковым у насильственных преступников. Это можно в некоторой степени объяснить тем, что квартирные кражи несут в себе элементы насилия, однако направленные не в сторону конкретного физического лица, а к тому, что создает препятствия для овладения предметом (замки, двери). Вероятно, поэтому некоторые квартирные кражи заканчиваются грабежом, разбоем, а иногда и убийством. Можно сказать, что квартирный вор имеет психологическую готовность применить насилие в случае, когда необходимо устранить препятствие для захвата чужого имущества.
Еще одной особенностью личности описываемых преступников (это характерно в основном для воров, а в последнее время и для лиц, совершивших грабеж) является то, что свои преступления они начинают совершать гораздо раньше, чем многие другие правонарушители. Из этого следует, что они уже в раннем возрасте вступают в контакты как с сотрудниками правоохранительных органов, так и с другими правонарушителями. Они рано приобретают большой антиобщественный опыт и формируют соответствующие представления и взгляды, у них развиваются особые привычки к антиобщественному образу жизни и склонность разрешать жизненные трудности противоправным путем. Такое включение с юных лет в противоправную деятельность постепенно увеличивает социальную и психологическую изоляцию данной категории преступников от общественной среды, других взглядов, ценностей и позитивного общения.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что личность корыстного преступника представляет собой сложный многоаспектный феномен и в целях эффективной борьбы с корыстной преступностью необходимо изучать и учитывать особенности лиц, совершивших корыстные преступления, что позволит выявить факторы, влияющие на совершение корыстных преступлений, а также определить эффективные меры по раскрытию данных преступлений.
Список литературы:
- Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М.: ЩИТ - М, 1998.-84 с.
- Ищенко Е.П. Криминалистика в вопросах и ответах. Учебное пособие / Е.П. Ищенко. - М.: Проспект, 2018.-146 с.
- Комиссарова Я.В. Криминалистическое изучение личности. Научно-практическое пособие / Я.В. Комиссарова. - М.: Проспект, 2016.-78 с.
- Лещенко О.В. Пенитенциарная криминология. Личность несовершеннолетнего осужденного. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019. С. 92-95.
- Портал правовой статистики // Генеральная Прокуратура Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения (15.03.2021).
- Романов В.В. Юридическая психология [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/106112075378/psihologiya/tipologiya_lichnosti_prestupnikov (дата обращения 15.03.2021).
дипломов
Оставить комментарий