Статья опубликована в рамках: XCVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2020 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ДОСРОЧНОМ СНЯТИИ С АДВОКАТА ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ
В законодательстве, регулирующем адвокатскую деятельность, отсутствуют критерии, на основе которых принимается решение по обращению о снятии взыскания, что создает ситуацию правовой неопределенности. Для того, чтобы система действующих правовых предписаний (норм) сохраняла устойчивый характер к минимуму должна быть сведена возможность субъективной оценки. Каждая правовая процедура должна быть достаточно определенной, действовать однозначно. Процедура досрочного снятия дисциплинарного взыскания – не исключение. Следовательно, логично стремление к единообразному подходу в её применении.
Вопросы дисциплинарной ответственности регулируют Кодекс профессиональной этики адвоката от 31.01.2003 г. (далее КПЭА) и Федеральный закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ.
Так, статья 17 «ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» устанавливает три меры дисциплинарной ответственности: замечание, предупреждение и прекращение статуса адвоката [2].
Замечание – это наименьшая по степени тяжести мера дисциплинарной ответственности, применяемая к адвокату за совершение правонарушений, не влекущих за собой серьезных негативных последствий. Оно позволяет акцентировать внимание адвоката на допущенном проступке и побудить принять меры к его устранению.
Предупреждение занимает промежуточное положение между замечанием и прекращением статуса адвоката. Данная мера определяется как более строгая по сравнению с замечанием и, как правило, сопряжена с незнанием и (или) несоблюдением адвокатом действующего законодательства.[3, с. 176].
Согласно пункту 1 статьи 26 КПЭА, если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания адвокат не будет подвергнут новому, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.[1] Совет вправе до истечения одного года снять дисциплинарное взыскание:
- по собственной инициативе;
- по заявлению самого адвоката,
- по ходатайству адвокатского образования, в котором состоит адвокат.
Следует обратить внимание, что Комиссия ФПА по этике и стандартам в своем Разъяснении по вопросу применения мер дисциплинарной ответственности от 15 мая 2018г. № 03/18 дала ответы на ряд вопросов, возникающих на практике Советов адвокатских палат при назначении адвокату соответствующей меры дисциплинарной ответственности. Между тем, вопрос досрочного снятия дисциплинарного взыскания остался без разъяснений.
Снятие дисциплинарного взыскания Советом палаты по собственной инициативе – определенно, уникальное явление, в связи с чем, вряд ли подлежит регламентации. Совсем иначе выглядит процедура снятия взыскания по обращению самого адвоката или адвокатского образования. Обращаясь в Совет, заявителю важно знать критерии, на основе которых принимается решение. В связи с этим, считаю необходимым осуществить их разработку.
В первую очередь, следует определить момент возникновения у адвоката (адвокатского образования) права на обращение в Совет палаты с заявлением (ходатайством) о досрочном снятии взыскания в виде замечания или предупреждения. Очевидно, что снятие взыскания по истечению короткого срока несправедливо и нецелесообразно, а дисциплинарное производство, по итогу которого было назначено наказание за совершение того или иного проступка теряет смысл. В таком случае привлечение адвоката к ответственности сводится к формальности, а равно несправедливо по отношению к адвокатам, осуществляющим свою профессиональную деятельность без нарушений. Определенный период времени, позволит Совету палаты оценить степень осознанности адвокатом допущенного правонарушения. Очевидно, в короткий срок совершить данное действие невозможно.
Таким образом, на основе анализа статьи 17 ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности РФ» и статьи 21 КПЭА следует выделить первый критерий – минимальный период действия дисциплинарного взыскания до обращения о его досрочном снятии.
Так, вице-президент АП Ставропольского края Никита Трубецкой предлагает следующий порог для обращения о снятии взыскания:
- по истечении 3 месяцев для замечания (1/4 часть от годичного срока);
- по истечении 6 месяцев для предупреждения (1/2 часть срока).
На мой взгляд, обозначенные сроки оптимальны, поскольку определены с учетом тяжести совершенного правонарушения.
Как известно, при осуществлении профессиональной деятельности, адвокат обязан добросовестно, квалифицированно, разумно и своевременно исполнять профессиональные обязанности, а также активно защищать права, свободы и интересы своих доверителей всеми незапрещенными законом способами. При этом под термином «добросовестность» понимается исполнение своих обязанностей честно, основательно и старательно. Согласно статье 18.1. КПЭА добросовестное исполнение адвокатом профессиональных обязанностей при безусловном соблюдении норм КПЭА является основанием для его поощрения. Считаю логичным названое основание применить и к снятию с адвоката взыскания. Предложенный критерий будет означать, что в период после назначения дисциплинарного взыскания адвокат надлежащим образом исполняет решения Совета региональной палаты и ФПА РФ, а также не привлекается к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, вторым обязательным критерием для снятия дисциплинарного взыскания можно определить добросовестное исполнение адвокатом профессиональных обязанностей при безусловном соблюдении норм КПЭА.
Перечисленные критерии должны нести обязательный характер, т.е. несоответствие им, как правило, должно повлечь отказ в удовлетворении заявления (ходатайства) о снятии взыскания.
Помимо критериев досрочного снятия дисциплинарного взыскания целесообразно определить и основание отказа в удовлетворении заявления (ходатайства) адвоката (адвокатского образования). Так, правомерным стоит считать отказ в удовлетворении обращения о снятии взыскания, если ранее адвокат подвергался досрочному снятию взыскания, и со дня вынесения решения Совета прошло менее трех лет. Здесь, трехлетний срок обозначен исходя из срока хранения материалов дисциплинарного производства (пункт 2 статьи 26 КПЭА).
Таким образом, применение изложенных критериев в качестве общего правила позволит обеспечить единый подход к рассмотрению обращений о снятии дисциплинарного взыскания, а процедура досрочного снятия взыскания приобретет правовую определенность.
Список литературы:
- Кодекс профессиональной этики адвоката от 31.01.2003 (ред. от 20.04. 2017 г.) // Российская газета. – 2005. – № 2017. № 222. – Ст. 3401
- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63 - ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. № 23. – Ст. 2102.
- Бусурина Е.О. Замечание и предупреждение как мера дисциплинарной ответственности адвоката // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2012. – №5. – С. 176-178
дипломов
Оставить комментарий