Статья опубликована в рамках: XCVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2020 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН
JUDICIAL SYSTEMS OF MUSLIM COUNTRIES
Aibulat Akhmedyanov
Student, FSBEI HE "South Ural State University (National Research University)",
Russia, Chelyabinsk
Andrey Kutepov
Student, FSBEI HE "South Ural State University (National Research University)",
Russia, Chelyabinsk
Olga Nacharkina
Academic Supervisor, assistant professor, FSBEI HE "South Ural State University (National Research University)"
Russia, Chelyabinsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается судебная система в исламских странах, живущих по нормам мусульманского права. Анализируется как история возникновения данного вида судебных систем, так и их состояние на данный момент времени.
ABSTRACT
The article examines the judicial system in Islamic countries that live according to Islamic law. It analyzes both the history of the emergence of this type of judicial systems and their state at a given time.
Ключевые слова: мусульманское право; шариат; ислам; кияс; иджма; фикх.
Keywords: Muslim law; sharia; Islam; qiyas; ijma; fiqh.
Мусульманское правосудие, как и мусульманское право, возникло в процессе становления мусульманского государства. Основной чертой мусульманского права является то, что данная правовая система напрямую связана с религией - исламом. Соответственно источниками мусульманского права будут являться: 1) Коран - священное писание; 2) Сунна пророка (совокупность преданий, посвященных пророку Муххамеду); 3) Иджма - своеобразная "правовая доктрина", которая высказывает мнение авторитетных "правоведов" по вопросам, которые не урегулированы религиозной исламской литературой; 4) Кияс - суждение, вывод, сделанный по аналогии с ситуацией, описанной в коране или сунне. Основным же, в юридическом смысле, формальным источником мусульманского права является доктрина (фикх) выдающихся мусульманских юристов.
Также мусульманское право часто отождествляют с шариатом, что не совсем верно. Шариат - более широкое понятие, на нем основывается вся жизнь мусульман, он регулирует не только правила внешнего поведения, но и включает основы религиозной догматики и этические постулаты, которые обращены к совести мусульман.
Что же касается судебной системы, то первым "судьей" в исламе был Мухаммед, который, если верить религиозной исламской литературе, первоначально лично рассматривал практически все споры, возникавшие как среди членов мусульманской общины, так и между ними и не мусульманами. Изучение преданий об отправлении Мухаммедом правосудия позволило мусульманским правоведам в дальнейшем формулировать многие принципы и нормы судоустройства и процессуального права [1, с. 145].
Для современных судебных систем мусульманских стран характерно наличие как мусульманских, так и светских судов. Судебные системы арабских стран, где до сих пор сохранились мусульманские суды, можно разделить на две группы. Первая группа сложилась в странах, которые достигли высокого уровня жизни, высокого уровня общественного развития, где государство выражает интересы буржуазно-феодального социального класса. Примером таких государств может быть Ливан, Судан, Иордания, Марокко, Ирак, Ливия, Сирия. В данных странах мусульманские суды, зачастую, состоят лишь из одного уровня - из судов первой инстанции, как например в Марокко. Но также в некоторых странах напротив существует многоступенчатая система мусульманских судов, как в Судане, например, где судебная система мусульманских судов состоит из районных судов трех ступеней, а также апелляционных судов, а есть системы, в которых решения исламских судов первой инстанции не подлежат оспариванию, или могут обжаловаться духовному лицу - имаму.
Кроме того необходимо добавить, что ислам, как религия, включает в себя различные течения, направления, которые имеют определенные основные общие черты, но различаются в толковании источников данной религии, в толковании писаний. Соответственно в странах, где существуют различные направления ислама, существуют и различные параллельные системы мусульманских судов, которые судят по своим правилам, например, суннитских и джафаритские суды в Ираке и Ливане. Также часто в подобных странах формируются верховные мусульманские суды, которые играют роль апелляционной инстанции. Кроме отправления правосудия мусульманские суды в этих странах регистрируют браки и разводы или назначают специальных чиновников для выполнения таких нотариальных действий.
Особую же группу образуют судебные системы монархических государств Аравийского полуострова и Персидского залива, развитие которых испытывает глубокое влияние феодальных пережитков. В многих из этих стран мусульманские суды, действующие на данный момент времени, были образованы относительно недавно. Не так давно правитель, монарх сам лично выполнял роль суда в этих странах, как того требует их религия, и судил по нормам шариата. На данный момент только лишь султан Омана иногда лично разбирает судебные споры. В других же странах, хоть правитель и сохраняет за собой полномочия верховного судьи, по факту правосудие осуществляется от его имени назначаемыми им судами, главным образом мусульманскими, которые занимают господствующее положение в судебной системе. В том же Омане, например, и иных странах Персидского залива решения таких судов являются окончательными и пересмотреть их может только глава государства, который таким образом выполняет апелляционные полномочия. В вышеназванных странах, зачастую, действует многоступенчатая система мусульманских судов, которые рассматриваю в том числе и уголовные и гражданские дела. Более того, за исключением брачно-семейных вопросов, эти суды могли решать дела граждан в независимости от их конфессиональной принадлежности. В основным деятельность таких судов не урегулирована законодательством и строится лишь на религиозных нормах, которые точно так же применялись и в раннем средневековье. Однако в Кувейте, например, относительно недавно мусульманское судопроизводство определяется Законом 1959 г. "О судоустройстве", исходя из которого судебная система страны состоит из судов первой инстанции, разрешающие незначительные гражданские и торговые споры, суммарные суды, которые рассматривают дела личного статуса, а также споры, связанные с вакуфным имуществом (имущество переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели) и дарением, а также Верховный апелляционный суд.
В Саудовской Аравии же действует несколько иная судебная система. Она включает суды первой инстанции, рассматривающие брачно-семейные дела и незначительные гражданские споры; общие суды, рассматривающие уголовные дела; апелляционный суд, в состав которого входят палаты по уголовным, брачно-семейным и иным вопросам, а также Высший судебный совет, осуществляющий контроль над всеми мусульманскими судами и выполняющий функции высшей апелляционной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам [3, с. 486].
Также говоря о мусульманском праве и судебной системе в подобных странах, нельзя не рассмотреть проблему прав человека в таких странах. Например, та же вышеупомянутая Саудовская Аравия - одна из немногих стран, которая отказалась признать некоторые статьи Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Правозащитная организация Freedom House относит Саудовскую Аравию к числу девяти стран с наихудшим режимом в области политических и гражданских прав и свобод человека. К числу нарушений можно отнести плохое обращение с заключенными, запреты и ограничения в области свободы слова, религии, дискриминация женщин, этнических, религиозных и иных меньшинств, ущемление прав рабочих и т.д. Кроме того в данной стране существует смертная казнь, как один из видов наказания.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что мусульманские суды, как и мусульманское право, играют большую роль в функционировании большинства арабских стран, в правовом регулировании жизни людей.
Список литературы:
- Сафонов В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. 2015 год
- О. Г. Большаков. Вакф // Ислам: Энциклопедический словарь. — М.; Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.
- Сухарѐва, А.Я. Правовые системы стран мира / А.Я. Сухарева. – М.: НОРМАИНФРА, 2001.
- Крашенникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран: в 2 т. Т. 1 / Н. А. Крашенникова. – М.: Норма, 2009. – 719 с.
- Крашенникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран: в 2 т. Т. 1 / Н.А. Крашенникова. – М.: Норма, 2009. – 719 с.
- Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Сюкияйнен Л.Р.; Отв. ред.: Туманов В.А. − М.: Наука, 1986. – С. 215;
- Ислам классический: энциклопедия. М: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. − 416 с.
дипломов
Оставить комментарий