Статья опубликована в рамках: XCVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2020 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
FEATURES OF SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE IN MODERN CHINA
Veronika Starikova
Master student, Department of Sociology of Personality, Lomonosov Moscow State University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье представлена краткая историческая справка о развитии социологии в Китае, рассмотрены основные проблемы изучения, среди которых: социальная структура, стратификация, социальная идентичность и другие. В качестве примера в статье более подробно описывается проблематика китайской семейной политики «Одна семья – один ребенок». Выдвинут ряд рекомендаций для более успешного развития социологии в Китае.
ABSTRACT
The article provides a brief historical background on the development of sociology in China, examines the main problems of study, including: social structure, stratification, social identity, and others. As an example, the article describes in more detail the problems of the Chinese family policy "One family – one child". Some recommendations are put forward for more successful development of sociology in China.
Ключевые слова: социологическое знание, социальная структура, демография, семейная политика, общество.
Keywords: sociological knowledge, social structure, demography, family policy, society.
Сложившаяся мировая система социологического знания, которая до недавнего времени базировалась исключительно на европейской и американской школах социологии, не позволяла пользоваться популярностью китайской социологической науки среди ученых. Однако, в настоящее время ситуация изменилась, поскольку Китай – активно развивающаяся страна, которая за последние тридцать лет пережила беспрецедентную реструктуризацию общества, а именно урбанизацию, социальную трансформацию, институциональные реформы и демографический кризис.
Китайская социологическая мысль возникла в конце XIX века, ее основной предпосылкой послужил кризис, позволивший выявить целый ряд социально-экономических проблем: отчетливое социальное расслоение, высокий уровень бедности, высокие показатели миграции в города среди крестьянского населения, повышенный уровень безработицы, постоянное недовольство и другие. Ученые искали пути оптимизации общественной жизни, поэтому перед ними встала задача исследовать данные проблемы и найти выход из них, при этом не теряя культурную идентичность страны. В этот момент произошло становление социологии как науки. Первоначально социология основывалась на опыте зарубежных коллег, а сам термин обозначал «учение о группах людей» [1], а затем стал определяться как комплекс дисциплин, основанный на политических, экономических, социальных и духовных концепциях [2].
В начале XX века социология включается в систему высшего образования, на базе которых проводятся эмпирические исследования, публикуются научные работы. В этот период было создано «Социологическое общество Китая». Вторая половина XX века характеризуется критическим положением социологии, что связано с развитием социализма в стране. Социология приняла статус академической науки, однако, к 1953 году были закрыты все социологические факультеты, а преподавание дисциплины и вовсе запрещено.
Возрождение социологической науки пришлось на 1978 года, а в 1982 году была открыта «Китайская социологическая ассоциация». Возобновлялась работа институтов, факультетов и кафедр, появлялись специализированные журналы («Социология и социальные исследования»).
В настоящее время практическая нацеленность китайской социологии заключается в изучении таких актуальных проблем как: социальная структура, стратификация, социальная идентичность. Большое количество трудов посвящено изучению рынка труда, систем занятости, ценностных ориентаций работников. Актуальными проблемами остаются девиантное и делинквентное поведение личности. Семья также изучается современными социологами. Так, одной из активно обсуждаемых тем является отмена китайской политики «Одна семья – один ребенок». Данная политика предполагала ограничение рождаемости из-за избытка людей в стране и была вынужденной мерой. Согласно статистическим данным, за весь период существования политики государство Китая предупредило порядка 400 млн. деторождений [3].
Демографическая политика в Китае имела как положительные последствия, так и отрицательные. С одной стороны, она помогла уменьшить рост населения, что позволило улучшить экономическую ситуацию в стране, дети стали более образованными (в связи с полноценным обеспечением его родителями), с другой стороны, дети привыкали, что все внимание уделяется только им и вырастали эгоистами, доля пожилых людей превышала над молодыми, а также сокращалась численность женщин (многие семьи ставили в приоритет рождение ребенка-мальчика для того, чтобы передать ему наследство и продолжение рода, соответственно, узнавая, что у женщины ожидается девочка, она совершала аборт). В 2016 году политика была отменена, а социологи до сих пор активно решают ее последствия.
Анализируя современную китайскую социологию, можно говорить о формировании двух ее типов – «традиционной» и «публичной». Различие состоит в том, что целью традиционной социологии является получение информации о социальной жизни (полученная информация будет также влиять на общество, но только «опосредованно»). Публичная социология аналогично производит знание об обществе, но ее цель – влиять на общество. Типы социологии различаются в выборе темы исследования и в способе подведения итогов. Когда в Китае выбирается тема для исследования, приоритет отдается самым важным проблемам, которые требуют незамедлительных решений. Например, тема для исследования – изменение социальной структуры в процессе переходного состояния общества. Конечной целью исследования является: сделать вывод, который повлияет на общественное понимание проблемы, и на политические решения правительства.
Современная социологическая наука оказывает значительное влияние на общественную жизнь Китая, поскольку она претерпевает переходное состояние. В данный период социология имеет воздействие как на общественное мнение, так и на государственную политику. Многие модели индустриализации и рекомендации по интеграции сельского и городского развития, разработанные многими социологами, стали спонсируемой государством политикой на местном уровне. Некоторые введенные теоретические понятия, например, «community» («сообщество»), стали основой в нормативно-правовых актах и документах китайской государственной политики.
Таким образом, на основе вышесказанного, можно заключить, что социология в Китае способствует развитию и стабильности современного общества. Китайская социологическая мысль, опираясь на сочетании основных положений концепции марксизма и специфической китайской реальности, концентрирует свое внимание на проведении социологических исследований, которые в дальнейшем будут способствовать созданию отечественной китайской социологической науки (а не копированию зарубежного практического опыта). Сегодня собственная социология Китая проходит этап теоретического и прикладного становления. Для того, чтобы китайская социология имела свое дальнейшее развитие, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций, например:
1. Государством должна быть создана и принята стратегия оценки научных достижений в сфере социологических знаний, также необходимо стимулирование, а не препятствие большим научным открытиям.
2. Государству необходимо создать благоприятную среду для того, чтобы позволить ученым-социологам тратить больше времени на исследования, а не на занятия «бумажной» работой.
3. Государству необходимо поощрять инициативных ученых-социологов: создавать конкурсы, выдавать гранты и т.д.
4. Для полного развития науки социологам необходимо не только связывать социологические исследования с реальностью страны, но и изучать особенности, логику и процессы перехода этой коммунистической цивилизации. Это должно придать новую мотивацию для ученых.
5. При проведении социологических исследований, ученым необходимо прибегать к использованию различных методов и методик.
6. Для китайских социологов практическая деятельность должна стать приоритетной, поскольку только в данном процессе ученые будут набираться опыта.
Список литературы:
- Гао Ф., Чжан В. Социальные проблемы в Китайской Народной Республике и пути их решения // Молодой ученый. 2015. №21. С. 369-372. URL https://moluch.ru/archive/101/22854/ (дата обращения: 15.11.2020).
- Горшков М.К., Козырева П.М. и др. Идеальное общество в мечтах людей в России и Китае. М.: Новый хронограф, 2016.
- Пан Давэй. К истории социологии в Китае // Социологические исследования. 2009, № 4. С. 130– 136
дипломов
Оставить комментарий