Статья опубликована в рамках: XCV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2020 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОВЕТСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВА АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
SOVIET PERIODICALS AND FINE ARTS AS A MEANS OF AGITATION AND PROPAGANDA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
Olesya Volkova
student, student, Department of national history, Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla,
Russia, Ufa
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу советской агитации и пропаганды посредством периодической печати и изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны.
ABSTRACT
This article is devoted to the General analysis of Soviet agitation and propaganda through the press, as well as fine art during the great Patriotic war as one of the ways to achieve victory.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, агитация, пропаганда, специальная пропаганда, периодическая печать, изобразительное искусство.
Keywords: Great Patriotic war, agitation, propaganda, special propaganda, printing, fine arts.
В современной политической терминологии термины «агитация» и «пропаганда», по мнению многих авторов, приобретают негативную окраску [11, с. 4]. Это обусловлено достаточно широко распространёнными взглядами, что агитация и пропаганда – методы чуть ли не абсолютно насильственного утверждения в общественном и индивидуальном сознании граждан определенных идей и политических установок со стороны органов государственной власти. Использование разнообразных средств агитации и пропаганды сейчас в мирное время достаточно часто приравнивается к «нечестным» методам взаимоотношений государства и общества.
В то же время, в условиях войны разнообразные средства и формы агитации и пропаганды служат государственно-общественной и национально-патриотической цели – достижению победы над врагом. Это логично и объяснимо – вопросы выживания в военное время, без сомнения, выходят на первый план, что и показывает нам новейшая история. Вторая мировая и Великая Отечественная войны с наглядностью продемонстрировали всю степень важности использования агитации и пропаганды, что особенно заметно на примере агитационных и пропагандистских действий советской власти при помощи использования периодической печати и изобразительных средств как механизмов поднятия боевого духа граждан на фронте и в тылу.
Современная теория и практика изучения разнообразных средств, а также основных направлений применения усилий по агитации и пропаганде в годы Великой Отечественной войны претерпели существенные изменения в 1990-е гг. Именно тогда состоялся отход от общепринятой в советской историографии концепции определения эффективности военно-политической пропаганды в годы войны сквозь призму достижения победы. Западные образцы научно-исследовательской мысли также оказали влияние на генезис новых подходов при рассмотрении проблемы военно-политической пропаганды.
В политической терминологии существует еще один термин – «специальная пропаганда», который в наиболее общем виде можно раскрыть как «целенаправленное информационное воздействие на войска и гражданское население противника с целью снижения морально-боевого духа первого, подготовки общественного мнения второго в свою сторону и, в конечном счете, снижения боевых потерь своих войск» [9]. Крайне важно, что в условиях ведения современных боевых действий (а также боевых действий недалекого прошлого) даже гражданское население может быть отнесено едва ли не к отдельной боевой единице большого масштаба и значения, что заставляет обращать внимание не только на вопросы и проблемы повышения морального духа личного состава войск, но и морального духа гражданского населения [3].
Следует отметить, что военные и политические структуры основных стран-участниц Второй мировой войны еще перед ее началом прекрасно осознавали роль агитации и пропаганды как решающего фактора достижения победы над противником [2]. Например, в 30-е годы в Германии создается Имперское Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом, которое начинает массово скупать издательства периодической печати и книжной продукции [6, с. 265]. В свою очередь, в СССР внимательно изучались вопросы идеологического противоборства противников на основе опыта Первой мировой и Гражданской войн.
В начале войны была сформирована новая информационно-пропагандистская структура: 24 июня 1941 года, согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР, начало свою деятельность Совинформбюро, призванное руководить работой по освещению в периодической печати и по радио международных и военных событий и внутренней жизни страны [4, с. 119].
При Совинформбюро была создана особая литературная группа известных писателей и публицистов, которые развернули активную пропаганду среди воинов Красной Армии и тружеников тыла. Особое внимание было обращено на пропагандистскую работу среди солдат противника – к весне 1942 г. выпускалось уже 17 газет и 1 иллюстрированный журнал на немецком, румынском и финском языках, имеющих целью обращение к «пролетарскому сознанию» солдат противника [1]. Такой подход в современной отечественной исторической науке принято называть малоэффективным, поскольку пропаганда и агитация, обращенная к солдатам противника, к тому же основанная на классовой теории, не достигала необходимых результатов. Массовое распространение листовок с советской стороны (например, только за первые 12 дней войны тиражом 90 млн. экземпляров были отпечатаны 66 видов листовок, лозунгов и обращений, предназначавшихся для распространения в расположении войск противника) первоначально тоже не давало практических результатов. Их эффективность стала возрастать после крупных поражений вермахта [10].
Иную, более высокую степень эффективности показывало обращение к покоренным немцами европейским странам, а также к собственному населению, оказавшемуся на оккупированной территории.
Формирование образа врага, например, столь мастерски продемонстрированное Ильей Эренбургом в его знаменитом стихотворении «Убей» от 24 июля 1942 года, способствовало росту патриотических настроений [12, с. 60-61]. Постоянное обращение к собственному населению давало положительные результаты – регулярные тематические выпуски газет «Правда», «Известия» и «Красная звезда» на протяжении всей войны способствовали росту народного гнева и чувства ненависти к захватчикам.
В специализированных методических рекомендациях и брошюрах того времени подчеркивалось следующее: печать есть коллективный пропагандист, коллективный агитатор и коллективный организатор, с помощью печати необходимо воспитывать у советских людей как ненависть к врагу (путем опубликования в периодической печати рассказов и свидетельств очевидцев о зверствах захватчиков по отношению к мирному населению и к военнопленным), так и неуклонную волю к победе (путем доведения до населения информации о реальных примерах мужества и героизма, а также заявлений и постановлений руководства страны) [7, с. 87-100]. Успехи советской печатной агитации и пропаганды по итогам войны показали не только факт вовремя скорректированного курса, но и способность преодоления больших затруднений с точки зрения материальной – нехватка газетной и печатной бумаги ощущалась на протяжении всей войны [4, с. 119].
Агитация и пропаганда посредством изобразительного искусства в рассматриваемый период времени основывалась, прежде всего, на выпуске плакатов и карикатур. «Родина-мать зовет!», «Отстоим Москву!», «Воин Красной Армии - спаси!» и иные прекрасные образцы деятельности советских художников и иллюстраторов способствовали усилению патриотических чувств советских граждан.
Одним из самых заметных образцов пропагандистско-агитационной деятельности в годы войны следует признать работу ленинградского объединения художников «Боевой карандаш», которое выпускало свою продукцию в традициях лубка, народной патриотической картинки, плаката на различные темы и сюжеты, начиная от наглядных демонстраций подвигов советского народа и иллюстраций к сводкам Совинформбюро, заканчивая декларацией установленных правил поведения на фронте и в тылу [8].
Характерно, что изобразительное искусство, в отличие от печатной продукции того же содержания и смысла нередко использовало сатиру, что хорошо видно в плакатах-карикатурах группы художников «Кукрыниксы»: «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!», «Фашистская ставка. Красноармейская поправка», «На Восток! На Запад!» и многих других [13]. Сатирические образы, высмеивающие врага, по мнению исследователей, несколько ослабляли напряжение в обществе, а также показывали, что немецкие войска не являются непобедимой силой, и что крах германской агрессии неизбежен.
Таким образом, следует признать, что печать и изобразительное искусство как средства агитации и пропаганды в годы Великой Отечественной войны даже с современных научных позиций выступают в качестве реально действующего примера организации и осуществления социальной психологии и педагогики в военное время. Что важно, найденные в то время методом проб и ошибок механизмы воздействия на собственное население и армию, а также на солдат противника, пользуются популярностью и сегодня; они взяты на вооружение специальными ведомствами и учреждениями по всему миру, в том числе, и в Российской Федерации.
Список литературы:
- Волокитина Т.В. «Перо приравнено к штыку!». Советская печатная пропаганда в годы Великой Отечественной войны // Славяне и Россия. – 2014.
- Зульцман Р. Пропаганда как оружие в войне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/205725-www.libfox.ru.pdf. – Дата обращения: 09.10.2020.
- Ксенофонт. Отступление десяти тысяч. – М.: Военная библиотека, 1837.
- Лившин А. Я., Орлов И.Б. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы. – М.: изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.
- Лившин А. Я., Орлов И.Б. Советское «пропагандистское государство» в годы II мировой войны: ресурсные ограничения и коммуникативные возможности // / The Soviet and Post-Soviet Review. – 2012. – № 39.
- Макнаб К. Третий рейх, 1933-1945. – М.: АСТ, 2010.
- Пропаганда и агитация в условиях военного времени. – Саратов: изд-во Обкома ВКП (б), 1942.
- Серия плакатов «Боевой карандаш» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://kgiop.gov.spb.ru/populyarizaciya/iz-arhivnogo-sobraniya-kgiop/seriya-plakatov-boevoj-karandash/. – Дата обращения: 08.10.2020.
- Специальная пропаганда в Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/spietsialnaia_propaganda. – Дата обращения: 08.10.2020.
- Трофимов А. «Бумажный фронт» Великой Отечественной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/bumazhnyi-front-vielikoi-otiechiestviennoi. – Дата обращения: 09.10.2020.
- Чернышева А.Ю. Современная пропаганда: модели, методы, психологические эффект // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. – М., 2017.
- Эренбург И. Война (апрель 1942 – март 1943). – М.: Гослитиздат, 1943.
- Шлык Е.В. Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат) // Челябинский гуманитарий. – 2015. – № 1.
дипломов
Оставить комментарий