Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XC Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2020 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Еременков В.А. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ТАКОЙ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ОТОБРАНИЕ РЕБЕНКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(89). URL: https://sibac.info/archive/social/6(89).pdf (дата обращения: 08.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ТАКОЙ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ОТОБРАНИЕ РЕБЕНКА

Еременков Владислав Александрович

магистрант, кафедра гражданского, семейного и международного частного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

РФ, г. Волгоград

PROBLEMS OF APPLICATION TO PARENTS OF SUCH RESPONSIBILITY MEASURE AS CHOOSING A CHILD

 

Vladislav Eremenkov

master student, Department of Civil, Family and International Private Law, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Russia, Volgograd

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается такая мера ответственности родителей как отобрание ребенка, проблемы, возникающие в процессе её применения, а также предложения по решению данных проблем.

ABSTRACT

The article considers such a measure of parental responsibility as the removal of a child, problems that arise in the process of its application, as well as suggestions for solving these problems.

 

Ключевые слова: семейное право, родители, дети, меры ответственности, отобрание ребенка.

Keywords: family law, parents, children, measures of responsibility, selection of a child.

 

Семья является залогом здорового функционирования общества, и переоценить её вклад в жизни каждого человека практически невозможно. Человек с самого начала своей жизни ощущает окружение своих близких, в первую очередь - отца и матери. В семье у ребенка формируются первые нравственные критерии и оценка явлений действительности, собственных поступков. И, конечно же, что такой социальный институт как семья, важен для государства, которое в свою очередь оберегает семью, права ребенка и родителей, и, в случаях нарушения нормального функционирования семьи, в случаях возникновения опасности для ребенка, государство вынуждено принимать и применять меры. В семейном Кодексе РФ (далее СК РФ) с целью защиты детей существует возможность их отобрания от родителей без лишения их родительских прав. На данный момент предусмотрено две самостоятельные процедуры: судебное отобрание, которое названо в СК РФ ограничением родительских прав (ст. 73 СК РФ), при котором суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав) и отобрание ребенка, который находится в опасной ситуации, в административном порядке, особенность которого выражена в ст. 77 СК РФ термином немедленное отобрание. К сожалению, зачастую виноватыми в применения такой меры, как изъятие ребенка из семьи, являются родители, которые совершили деяние (действие или бездействие), расцененное как влекущее за собой нарушение правовых норм об обязанностях родителей. Это деяние и значится как одно из оснований применения мер юридической ответственности родителей за ненадлежащее воспитание и содержание детей.

После того, как к родителям была применена одна из мер ответственности, влекущей за собой изъятие ребенка из семьи, они могут быть лишены права на общение с ребенком, что естественно прекращает данное право и у детей, что может негативно повлиять на ребенка. Поэтому, дабы избежать ошибок и не причинить страдания детям, необходимо к применению указанной меры подходить крайне взвешенно и всесторонне. В частности, если причины действия органов опеки и попечительства не имеют прямого отношения к негативным действиям родителей ребенка, то суд ни в коем случае не должен удовлетворять требования о лишении или ограничении родительских прав.

Изучив практику, которая касается отобрания детей, можно отметить, что достаточно часто эти меры ответственности были применены в отношении семей, «где родители оказались в чрезвычайно тяжелой жизненной ситуации вследствие отсутствия работы, из-за болезни или других жизненных сложностей.» [3, С. 18], то есть, данные семьи не являлись социально неблагополучными, а, как правило, такие случаи затрагивали многодетные семьи или одиноких матерей, обвиняемых в том, что они не достаточно обеспечивали материально своих детей.

Юридическим основанием для изъятия ребенка из семьи является мера ответственности, которая указана в статье 77 СК РФ. Немедленное отобрание ребенка осуществляется органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами [1, ст. 77]. Конкретные критерии оснований для отобрания ребенка по ст. 77 СК РФ в законе отсутствуют. Существует лишь достаточно размытая формулировка, такая как наличие непосредственной, реальной угрозы, когда нет никаких сомнений «в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья» [2, с. 290]. В действительности вопрос о немедленном отобрании ребенка по факту решается не коллегиально, т.е. коллегиальным органом, как это предусмотрено и предполагается законом, а в одиночку, одним специалистом или одни органом, причем зачастую без достаточных к тому оснований. Отобрание ребенка является разлучением родителей и детей, которое может быть как временным, так и постоянным, потому что на практике бывает сложно вернуть ребенка обратно в семью. Термин «непосредственная угроза», который содержится в тексте ст. 77 СК РФ, может расцениваться по-разному, и очертить его параметры и пределы достаточно сложно. Считаю, что объективную оценку ситуации обязан давать не только лишь представитель органа опеки и попечительства. Чтобы защитить права детей и предотвратить необоснованное вмешательство государства в дела семьи, на мой взгляд, необходимо участие второго органа в процессе отобрания ребенка из семьи. Такими органами могут служить прокуратура, подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ либо КДН. Также я думаю, что имеет смысл введение новой меры: предупреждение родителя о необходимости изменения своего отношения к воспитанию ребенка в течение срока, установленного судом. То есть суд должен указать, что нужно изменить или исправить родителям, а в случае необходимости может заставить пройти родителя курс лечения у психолога, нарколога, иного специалиста, лишить родителя права самостоятельно распоряжаться доходами семьи, так же суд может обязать орган опеки и попечительства трудоустроить безработного родителя и др.

Самое главное, это найти возможность оставления ребенка в семье, ведь воспитание ребенка родителями, а не чужими людьми это первоочередная цель, так будет намного лучше для самих детей. А чтобы этого добиться, необходимы четкие механизмы сохранения кровных и социальных связей родителей и детей, которые были бы отражены в нормах семейного законодательства. О.А. Хазова пишет об этом со ссылкой на результаты зарубежных психологических исследований: «...Разъединение ребенка и родителя - это колоссальная травма для ребенка, даже если его потом вернут в семью. Детям важнее быть со своими близкими, под защитой своих родителей, даже если семья испытывает трудности и лишения» [3, С. 20]. Из зарубежного опыта она отмечает систему, выстроенную в Финляндии, которая включает в себя систему надомных услуг, направленные на помощь в бытовых проблемах. Я считаю, что из положительного зарубежного опыта можно подчеркнуть для себя несколько механизмов, которые будут полезны и у нас в стране.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что существующий Семейный Кодекс РФ не совершенен, в частности имеет свои недочеты такой механизм применения мер ответственности к родителям как отобрание ребенка: отсутствуют конкретные критерии оснований для отобрания ребенка; на практике вопрос о немедленном отобрании ребенка решается не коллективно, что может повлечь за собой не объективную оценку ситуации; не предусмотрена промежуточная мера ответственности, например, предупреждение родителя о необходимости изменения своего поведения, отношения к воспитанию ребенка, которая бы позволяла решать первоочередную задачу – защита интересов ребенка. Ведь легче всего просто отобрать ребенка из семьи, но тем самым нанести ему психологическую травму. Необходимо наладить систему работу с семьей.

 

Список литературы:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 М 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 января.
  2. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Проспект, 2011. С. 290.
  3. Хазова О.А. Отобрание детей: международно-правовые аспекты // Семейное и жилищное право. 2014. № 2. С.18-20.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий