Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2013 г.)

Наука: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гришина А.В. ХРАМ — ОСНОВА СЕЛЬСКОГО ПРИХОДА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10. URL: https://sibac.info//archive/social/10.pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХРАМ  —  ОСНОВА  СЕЛЬСКОГО  ПРИХОДА

Гришина  Анастасия  Владимировна

курсант  2  курса,  технологического  отделения  АМРТ  ФГБОУ  ВПО  «МГТУ»,  г.  Архангельск

E-mailamrt@atnet.ru

Белякова  Мария  Александровна

научный  руководитель,  преподаватель  русского  языка  и  культуры  речи  АМРТ  ФГБОУ  ВПО  «МГТУ»,  г.  Архангельск

 

Введение.

Море  кормило  поморов,  но  часто  забирало  навсегда  кормильца  из  семьи.  Мореходы  верили,  что  молитва,  обращенная  к  Николаю  Чудотворцу,  убережёт  их  от  жестокого  шторма,  непроходимых  льдов  на  Груманте  (Шпицбергене),  обеспечит  прибыльный  промысел  и  благополучное  возвращение  домой.  Может  поэтому,  и  старались  поморы  взять  с  собой  иконку  —  складень  с  образом  Николая  Заступника  —  покровителя  мореходов.  Может  поэтому  в  нашем  суровом  северном  крае  много  церквей  и  храмов,  посвященных  Николаю  Чудотворцу. 

Наша  современная  жизнь  немыслима  без  возвращения  к  вере  наших  предков,  но  немногие  древние  храмы  Севера  могут  радушно  распахнуть  свои  двери  прихожанам.  Среди  таковых  мы  вряд  ли  увидим  Предтеченско-Николаевский  храм  на  Литвиново,  что  в  Шенкурском  районе  Архангельской  области.  Много  было  попыток  сохранить  уникальный  памятник  деревянного  зодчества  XY  века.  Долгое  время  на  нём  висела  доска  «памятник  архитектуры  XY  века.  Охраняется  государством».  Но  это  не  спасло  храм  от  разрушения.  Но  даже  полуразрушенный,  он  вызывает  восхищение  и  интерес  к  себе.  Нельзя  не  поразиться  мастерству  плотников,  поставивших  такую  громаду  и  так  сложивших  друг  на  друга  три  сруба,  что  более  чем  за  200  лет  колокольня  не  покривилась,  а  крест,  как  и  прежде,  возвышается  над  окрестностями.

Поэтому  мы  решили  с  помощью  доступных  источников  осветить  историю  храма,  его  архитектурные  особенности.  Для  достижения  цели  необходимо  решить  следующие  задачи:

·Собрать  информацию  о  церкви  из  литературы,  материалов  краеведческого  музея,  легенд  местных  жителей  и  проанализировать  её.

·Сфотографировать  храм  и  зарисовать.

·Рассмотреть  архитектурные  элементы  и  постараться  воссоздать  первоначальный  вид  внутреннего  убранства.

Приход  —  это  устойчивое  сообщество  верующих,  которые  проживают  в  одной  местности.  Центром  прихода  был  храм,  он  и  являлся  основой  духовной  жизни  прихожан  во  главе  с  духовным  отцом  —  приходским  священником.  Престол  православного  храма  освещался  во  имя  священного  лица  или  события.  От  этого  получал  название  храм  и  весь  приход.  Предтеченско-  Николаевский  храм  по  именованию  можно  отнести  к  4  группе  храмоименования  Европейского  севера.  Это  пророческие  и  апостольские  храмы  во  имя  святых  особой  любовью  на  севере  пользовался  святитель  Николай.  Крестьяне  чтили  его  как  помощника  в  полевых  работах,  на  него  надеялись  мореплаватели  и  купцы,  считавшие  Николая  покровителем  всех  странствующих  на  суше  и  на  море.  Вот  и  получалось,  что  вдоль  северных  рек  и  морского  побережья  высились  Никольские  храмы.  Одним  из  них  есть  Предтеченско-Николаевский,  что  на  реке  Ваге  Шенкурского  района  Поморского  Севера.

По  преданиям,  Велико-Николаевский  приход  располагался  на  левом  берегу  реки  Ваги,  образованный  из  Верхнепаденгской  Николаевской  пустыни,  основанной  на  месте  явления  икон  Николая  Чудотворца  и  Божией  Матери  Одигитрии,  почитавшихся  чудотворными.  Приход  был  достаточно  крупным  и  включал  в  себя  до  40  деревень,  часть  которых  довольно  далеко  располагались  от  храма.  Но  расстояние  никогда  не  было  помехой  для  объединения  людей  и  для  общения  с  Богом.  Храм  был  известен  и  популярен  среди  жителей  Поморья.  Об  этом  говорит  тот  факт,  что  преподобный  Георгий  Шенкурский,  который  жил  в  1450  годах,  часто  приходил  на  Великий  Погост  к  Великому  Николаю  чудотворцу.  Значит,  в  середине  XY  века  приход  уже  существовал  с  приходским  храмом  во  имя  Николая  Чудотворца.  Мы  помним,  что  этот  святой  был  особо  почитаем  поморами,  так  как  Святитель  Николай  является  покровителем  мореплавателей,  к  которому  часто  обращаются  моряки,  которым  угрожает  потопление  или  кораблекрушение  [3;  с.  78—222].

В  1661  году  митрополит  Новгородский  Макарий  передал  грамоту  в  ответ  на  челобитную  крестьян  Никольского  прихода,  в  которой  давалось  разрешение  на  построение  и  освещение  храма  на  новом  месте  с  приделом  во  имя  Николая  Чудотворца.  В  грамоте,  в  частности,  было  сказано:  «В  Шенкурской  де  четверти  в  Шенкурском  стану  стоит  де  храм  в  их  (просителей)  Никольском  приходе  во  имя  Николая  Чудотворца,  а  как  де  тот  храм  воздвигнут  и  освящен  тому  де  больше  полуторых  сот  лет...»,  т.  е.  храм  был  построен  в  конце  XV  века.  Отсюда  следует  вывод,  что  к  1661  году  храм  уже  более  150  лет  как  существовал.  Эти  сведения  совпадают  с  упоминаниями  о  нём  в  житии  преподобного  Георгия  Шенкурского,  созданном  в  середине  XVII  в.  Святой  родился  в  крестьянской  семье  Будиловых  в  деревне  Ярополи  близ  города  Шенкурск.  После  смерти  родителей  он  посвятил  себя  служению  Богу  и  принял  на  себя  подвиг  юродства.  Одев  «на  чресла»  тяжелые  вериги,  он  терпеливо  переносил  и  холод,  и  голод,  часто  «для  благомыслия»  уходил  надолго  в  лес.  Он  любил  молиться  в  приходской  Никольской  церкви,  после  молитв  уходил  на  близ  лежащие  болота,  где  посреди  топи  стоял  высокий  холм,  а  на  нем  лежал  огромный  валун.  Здесь  Преподобный  Георгий  любил  проводить  продолжительное  время  в  уединении,  думах  и  молитвах.  Перед  кончиной  он  завещал  похоронить  себя  под  этим  камнем,  предсказав,  что  на  этом  месте  будет  воздвигнут  новый  Никольский  храм.  Действительно,  спустя  некоторое  время  храм  во  имя  Св.  Николая  Чудотворца  был  перенесен  сюда  после  того,  как  её  старое  место  размыла  река  Вага. 

Значит,  преподобный  Георгий  Шенкурский  не  только  знал  о  Николаевском  храме,  но  и  выбрал  его  местом  для  своего  упокоения.  Храм  приобретает  мощи  святого  преподобного,  что  расширяет  его  значимость  и  привлекает  паломников.  Кроме  мощей  в  церкви  находилась  плащаница  на  кумаче  с  изображением  св.  прав.  Христа  ради  юродивого  Георгия,  Шенкурского  Чудотворца.  Здесь  же  хранился  и  пятичный  образ  святого  и  рукописная  служба  ему  с  кратким  житием.  Вскоре  после  смерти  была  исполнена  первая  икона  с  изображением  праведного  Георгия  («…восхотевидети  мощи  святаго,  потщавшисьраскопати  землю…  и  повелев  на  его  смотря  написати  образ  святаго»)  —  в  полный  рост,  в  одежде  юродивого,  —  возложенная  на  его  каменную  гробницу.  По  внешнему  облику  святой  Георгий  уподобляется  апостолу  Петру  или  блаженному  Иоанну  Устюжскому:  «сед,  брадою  и  всем  подобен  Петру  апостолу,  риза  вохра,  испод  колени  голы,  ногибосы».  Изображений  праведного  Георгия  Шенкурского  сохранилось  крайне  мало,  что  придает  образу  из  собрания  Музея  русской  иконы  особую  значимость  [5;  электронный  ресурс].

Когда  храм  обветшал,  решено  было  строить  новый  на  правом  берегу  реки,  в  одной  версте  от  города  Шенкурска,  так  как  река  Вага  подмывала  берега,  на  котором  стоял  храм.  Освещение  церкви  в  1780—1781  гг.  стало  большим  праздником  для  прихожан.  Но  новое  место  вызвало  неудобства  для  тех  крестьян,  которые  жили  на  другом  берегу  реки  и  не  всегда  могли  присутствовать  на  службах,  да  и  река  не  обходила  храм  своими  весенними  водами.  В  результате,  за  100  лет  существования  на  новом  месте  храм  обветшал  и  требовал  капитального  ремонта.  Тогда  приходские  крестьяне  кинули  жребий,  где  ставить  новый  храм.  Каждой  деревне  хотелось  видеть  его  у  себя,  да  возникали  споры  и  по  поводу  выбора  берега  реки.  Конец  этому  положил  мировой  посредник  П.Л.  Иевлев,  убедивший  крестьян  построить  храм  в  центре  прихода.

Теперь  большая  часть  приходских  деревень  находилась  почти  на  одинаковом  расстоянии  от  храма,  который  был  перенесён  в  1866  году. 

Предтеченско-Николаевский  храм  можно  и  сейчас  увидеть  и  посетить,  прикоснуться  к  истории  России,  Поморья.  Но  современный  вид  шестисотлетней  церкви  довольно  печален.  Наши  предки  бережно  хранили,  украшали  и  обогащали  храмы  своего  прихода.  Что  же  сделали  мы?  Разрушили,  но  сначала  забыли  историю. 

Храм  для  прихода  являлся  не  только  принадлежностью  христианского  богослужения,  но  украшение  местности,  сокровище  и  святыня.  Здание  Предтеченско-Николаевского  храма  имеет  вид  продолговатого  четырёхугольника,  несколько  напоминающий  корабль  с  небольшим  выступом  при  входе  и  закруглением  на  противоположной  входу  стороне.  Такая  форма  храма  является  одной  из  самых  древних,  символизируя,  что  только  церковь,  подобно  Ноеву  ковчегу,  поможет  верующим  обрести  путь  к  спасению.

Здание  храма  завершается  куполом,  вид  которого  напоминает  верующим  о  небе,  куда  должны  стремиться  все  их  желания  и  мысли.  Купол  заканчивается  наверху  главою,  называемой  также  маковицей,  на  которой  ставится  крест  —  красота  церковная.  Крест  на  колокольне,  которая  состоит  из  трёх  срубов,  наложенных  друг  на  друга,  и  сам  колокол  были  изготовлены  местными  мастерами.  Крестьяне  прихода  28  апреля  1887  г.  приняли  решение,  с  разрешения  епархиального  начальства,  отлить  на  общественные  деньги  колокол  весом  150  пудов.  Колокол  был  освящен  18  января  1888  г.  [1;  с.  39—81].  Здание  самого  храма  снаружи  обшито  тёсом,  окрашено  было  белой  краской,  обнесено  деревянной  оградой.  Но  время  не  щадит  ничего:  краска  сохранилась  только  в  нескольких  местах,  деревянная  ограда  толи  сгнила,  толи  её  прибрали  «хозяйственные»  люди.

В  храм,  у  которого  нет  крыльца,  входили  по  ступенькам  паперти,  что  находится  под  колокольней  и  под  крышей.  Это  тоже  свидетельствует  о  том,  что  храм  был  построен  до  XVII  века,  когда  паперти  могли  быть  «непокрытыми».  Деревянный  храм  изнутри  был  оштукатурен  и  побелен.  Правда,  в  настоящем,  мало  что  осталось  от  былого  величия.  С  паперти  прихожане  оказывались  в  трапезной  с  церковным  ящиком.  Здесь  можно  было  купить  свечи,  крестики,  сделать  записи  о  венчании,  крещении  и  отпевании,  поставить  поминальные  свечи  перед  Распятием.  На  стенах  висели  иконы  и,  предположительно,  гобелены  с  изображением  святых.  Гобелены  изготовляли  из  шерсти,  льна,  иногда  добавляли  серебряные  нити.  Их  называли  «одеждой  для  стен»,  так  как  кроме  эстетической  функции  спасали  от  сквозняков  и  помогали  сохранять  тепло.  Сейчас  трудно  сказать  какие  висели  гобелены,  много  ли  их  было,  чьими  руками  изготовлялись.  Но  упоминания  о  них  оставил  Иоанн  Кронштадтский  и  Иустин  Сибирцев,  который  описывал  церковные  древности  в  Архангельской  области  в  конце  XIX  века  [2;  с.  24].

Из  трапезной  дверь  вела  в  среднюю  часть  храма,  над  которой  возвышался  купол.  В  центре,  на  аналое  возлагалась  праздничная  икона,  которой  поклонялись  богомольцы  в  первую  очередь.  Затем  прихожане  устремляли  взор  и  молитвы  на  иконостас,  особую  алтарную  преграду,  на  которой  размещались  в  определённом  порядке  образы  святых  и  ангелов.  Трудно  сейчас  представить  красоту  деревянной  резьбы,  светильников  перед  иконами.  В  советские  годы,  когда  храмы  закрывались,  разграблялись,  жители  прихода  вывозили  или  прятали  все  ценное  —  оклады,  утварь,  старинные  иконы.  Некоторые  наверняка  хранили  древние  реликвии  для  того,  чтобы  когда-нибудь  вернуть  их  храму.  Но  теперь  вернуть  их  уже  некуда.

За  иконостасом  —  алтарь.  В  него  доступ  был  ограничен.  В  центре  алтаря  располагался  престол,  четырехугольный  стол,  на  котором  размещались  священные  предметы  —  антиминс,  Евангелие,  напрестольный  крест,  дарохранительница.  Считается,  что  на  престоле  невидимо  присутствует  сам  Христос  и  потому  касаться  его  могут  только  священники.  Престол  для  храма  —  то  же,  что  Церковь  для  мира.  Предтеченско-Николаевский  храм  имел  три  престола  —  во  имя  Крестителя  Господня  Иоанна  Предтечи,  во  имя  святителя  Николая  Чудотворца,  во  имя  святых  апостолов  Петра  и  Павла.  Возможно,  был  поставлен  и  ящичек  со  святыми  мощами  Георгия  Шенкурского  для  совершения  литургии.  По  свидетельствам  И.М.  Сибирцева  Предтеченско-Николаевский  храм  «утварью,  ризницею  и  богослужебными  книгами  снабжён  достаточно».

В  начале  XX  века  храм  ещё  служил  прихожанам.  Но  после  1918  года  он  повторил  судьбу  247  церквей  и  часовен  Архангельской  губернии,  которые  были  закрыты  или  снесены.  Первым  актом  отделения  церкви  от  прихода  стал  Декрет  от  23  февраля  1918  года  об  отделении  церкви  от  государства  и  школы.  Прихожанам,  которые  шли  в  храм  с  бедами,  печалями,  сомнениями,  радостями  стало  просто  некуда  идти.  Произвол  продолжался  и  в  1929  году  с  Предтеченско-Николаевского  храма  были  сброшены  все  четыре  колокола  [3;  с.  78—222].

В  1930  году  его  окончательно  закрыли,  имущество  было  растащено,  иконостас  разобран  —  надо  было  освободить  место  для  зернохранилища  колхоза  «Путь  к  коммунизму».  Не  стало  хозяина,  любовной  заботы  прихожан.  Храм  пришёл  в  ветхость  и  полную  непригодность.  После  60-х  годов  зернохранилище  закрыли,  и  храм  пошёл  на  разграбление:  кому  доски  на  баню,  кому  на  забор. 

Казалось  бы,  обычная  судьба  обычной  церкви,  однако  как  больно  видеть  выбитые  окна  и  провалившуюся  крышу.  Словно  за  что-то  наказали,  изуродовали.  Но  за  что?  За  то,  что  более  V  веков  была  надеждой,  опорой  для  верующих  крестьян  прихода.  За  то,  что  храм  провожал  в  дальний  путь  поморов  на  промысел  и  с  ликованием  встречал  их  домой?  За  то,  что  счастливо  принимал  нового  прихожанина  и  провожал  в  последний  путь  царствия  небесного?  За  то,  что  так  бережно  хранил  историю  своего  прихода,  его  легенды?  Как  хочется  вернуться  к  вечным  ценностям,  знать  историю  малой  родины,  уважительно  относиться  к  наследству,  которое  нам  осталось.  Но  мало  что  осталось.  И  это  малое  нельзя  сохранить.  В  Талмуде  сказано  «Поколение,  при  котором  Храм  не  построен—  как  будто  своими  руками  разрушило  его».  Храм  —  это  место,  соединяющее  землю  и  Небо.  Как  важно  нам  сейчас  обрести  свой  храм  в  душе,  постараться  сохранить  его  и  передать  своим  детям.  Как  важно  этот  храм  не  разрушить,  как  разрушили  Предтеченско-Николаевский  храм.

16  марта  2012  года  в  Москве  в  рамках  международной  выставки  «ДЕРЕВЯННЫЙ  ДОМ»,  в  выставочном  комплексе  «Крокус  Экспо»  прошла  Конференция  по  проблемам  сохранения  памятников  деревянного  зодчества  «Возрождение  деревянных  храмов  Русского  Севера».  На  ней  прозвучала  горькая  мысль,  что  пока  наши  святыни  в  таком  запустении  —  это  означает,  что  и  души  наши  в  таком  тяжёлом  духовно-нравственном  состоянии».

 

Список  литературы:

  1. Краткое  историческое  описание  приходов  и  церквей  Архангельской  епархии.  Вып.  2  —  Архангельск,  1895.  —  С.  18—24.
  2. Краткое  историческое  описание  приходов  и  церквей  Архангельской  Епархии  /  Архангельский  Епархиальный  церковно-археологический  комитет.–  Архангельск:  Издательство  Архангельской  Епархиальной  церковно-археологической  комиссии,  1894.  —  Вып.  2:  Уезды:  Шенкурский,  Пинежский,  Мезенский  и  Печорский.  —  1895.  —  с.  39—81. 
  3. Музей  русской  иконы.  Первая  половина  XVII  века.  Богоматерь  Знамение  —  Преподобный  Варлаам  Пинежский  и  праведный  Георгий  Шенкурский  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  russikona.ruexhibit.php?coid=178  (дата  обращения  15.03.2013). 
  4. Описание  памятников  русской  архитектуры  по  губерниям:  Архангельская  губерния  //  Известия  императорской  археологической  комиссии.  —  1911.  —  Вып.  41.  —  С.  78—222. 
  5. Чухин  В.  Призыв  к  благому  делу  /  В.  Чухин  //  Важский  край.  —  2003.  —  11  апр.  —  С.  1.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.