Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 января 2013 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЗАВИСТЬ — ФОРМА ГОРДЫНИ
Баранова Светлана Андреевна
студент 1 курса, кафедра менеджмента СибГАУ, г. Красноярск
E-mail: Baranova1194@mail.ru
Валишина Ирина Ивановна
научный руководитель, старший преподаватель философии СибГАУ, г. Красноярск
Гордыня — категория, характеризующая одно из нравственных качеств человека, которое искажает видение всеобщей связи вещей и явлений и является неотъемлемым элементом любого пристрастия. Иллюзорное восприятие мира приводит к тому, что человек теряет способность видеть мир с позиции принципа единства противоположностей. Он недоволен своим бытием и не может найти истинный смысл жизни. Именно поэтому почти все религии выделяют гордыню как смертный грех. Президент Эзра Тафт Бенсон дал следующее определение гордыни: «Очень часто грех гордыни истолковывается неверно… Большинство из нас считает, что — это эгоизм, тщеславие, хвастливость, самонадеянность или надменность. Однако это лишь элементы греха, а не сама сердцевина, не суть его. Главное качество, присуще гордыне, — это враждебность. Враждебность к Богу и враждебность к собратьям. Враждебность означает ненависть, злобу или сопротивление. Это именно та сила, с помощью которой нами правит сатана. Гордыня по своей природе подразумевает соперничество». Соперничество обусловлено принципом антропоцентризма, который можно выразить как «Война всех против всех».Поскольку это чувство приводит к уничтожению человека изнутри: возрастает внутреннее напряжение, появляется страх не оправдать ожидания других или обнаружение другими необоснованной гордости.
На сегодняшний день, слово «гордыня» редко употребляется, и чаще всего его путают с таким понятием как «гордость». Главное отличие в том, что гордыня является преувеличенной, необоснованной гордостью. Очень часто обладая этим качеством, человек не желает признавать его наличие. Посмотрев на гордыню с аксиологической точки зрения, главной ценностью для человека, у которого развито это качество, является похвала другими, всеобщее одобрение его деятельности. Под влиянием гордыни усиливаются такие качества как высокомерие, самолюбие, тщеславие, надменность, зависть, чванство и многие другие. Гордец не выносит упреков, ждет похвал, постоянно ориентируется на мнение других (Что они подумают? Что они скажут? Как это будет выглядеть?), ищет легкие пути достижения целей.
Состояние исключительности, то есть гордыни, объясняется наличием зависти. В словаре Ожегова это «чувство досады, вызванное благополучием и успехом других» [2]. Зависть как проявление гордыни есть проявление враждебности человека, как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Зависть как социальное явление имеет ряд элементов: Субъект зависти, то есть завистник; Объект зависти — тот, кому завидуют; Предмет зависти — то, чему завидуют.
Обычно предметом зависти выступает то, к чему имеется особенный интерес, что представляет особенную ценность, в чем проявляется потребность. Зависть сбивает человека с его собственного ориентира. Он начинает следовать не своим целям, а целям того, кому завидует. Он начинает жить чужую жизнь.
Этот порок является неустранимым элементом социальной жизни человека и одним из сильнейших регуляторов межличностных отношений [3]. Поэтому данная тема всегда будет вызывать особый интерес.
В 2006 году ВЦИОМ провел интересный опрос. Респондентам была предоставлена смоделированная ситуация, где в связи с улучшением экономического положения страны, основная масса людей улучшила своё благосостояние, а опрашиваемые остались на прежнем уровне. Население разделили на 3 части: альтруисты, эгоисты и завистники. Расчеты показали, что те, кого подобная ситуация радует, то есть альтруистов, всего 16,2 %, которых огорчает (завистников) 62,2 %; эгоистов, которым безразлична данная ситуация 16,1 %; те, кто затруднился ответить на этот вопрос 5,5 % [1]. Данное исследование показывает, что основная масса населения является завистниками.
Очень часто, человек, который завидует, желает, чтобы завидовали ему. Старается сделать что-то на зависть другим. Например, приобретая ценную вещь, человек начинает всем об этом рассказывать. Так мы видим рождение хвастовства. Следовательно, хвастовство — это желание стать объектом зависти. Ситуация, когда завистник не успокаивается до тех пор, пока тот, кому он завидует, не лишится предмета зависти, — злорадство.
С позиции принципа антропоцентризма зависть является основным двигателем материального прогресса, т. к. человек позиционирует себя как мыслящее существо. По своей природе человек не склонен осознавать неприятные качества в себе. Зависть в какой-то степени помогает ему понять свое несовершенство. Это побуждает к изменению себя. В литературе можно встретить разные типы классификации, например:
1. Зависть, при наличии которой, человек завидует другому, и не желает, чтобы тот лишился предмета зависти, а напротив, старается обрести такие же качества, блага и умения. То есть, завидующий желает учиться у другого. Считается, зависть — это единственный грех, не приносящий никакой выгоды. При гневе можно кого-нибудь ударить и получить облегчение, при гордыне мы восхваляем самого себя и получаем удовольствие, зависть же не несет в себе никакого удовлетворения, она только гложет нас изнутри. Лишь приняв позицию ученика, мы можем получить положительные плоды от этого чувства.
2. Зависть, когда человек желает лишь результаты, а не качества того, кому он завидует. Это демонстрирует иждивенческое отношение к жизни, когда человек ждет только плоды, а не старается достичь их своими усилиями. Роскошь, красота, признание — вот что не дает покоя завистнику. Для такого человека чужие успехи кажутся всего лишь удачным стечением обстоятельств, поскольку он мнит себя более достойным претендентом. Возникает желание подражать.
3. Зависть, с которой человек не может смириться. Он начинает критиковать, сплетничать, строить козни. Главное желание — избавиться от предмета зависти, в крайнем случае, от его обладателя. Человек, критикуя плохие стороны того, кому завидует, пытается опустить его в своих глазах на прежний уровень, то есть до появления предмета зависти. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и Ф. Ларошфуко считают, что завить проявляется именно в этом негативном русле.
С точки зрения аксиологического подхода, зависть — это ценностный ориентир, направленный на реализацию принципа «иметь». В связи с этим появляется корыстное отношение к человеку. Рождается межличностный конфликт, в основе которого лежит отсутствие честности, уважения и справедливости. Надо отметить, что честность и зависть, как проявление гордыни не могут сосуществовать.
Возникает вопрос: «как избавится от зависти?». Необходимо отказаться от мировоззренческого ориентира — принципа антропоцентризма. Осознать добродетель и милосердие как ценности, и именно на них основать свое мировоззрение, стержнем которого есть принцип единства противоположности. Тогда можно найти по-настоящему свое дело и начать жить собственной жизнью.
Никто не лучше, никто не хуже. Все несопоставимо уникальны и необходимы в своем единстве противоположности. Мы можем стать самим собой только тогда, когда перестанем завидовать другим.
Конечно, мы не можем заставить себя не чувствовать эмоции связанные с завистью, но прибегнув к этим методам мы сможем правильно это воспринять и направить эти эмоции в нужное русло. Тогда мы найдем в себе необычайную силу и энергию для достижения целей. Избавляясь от этого душевного изъяна, мы будем восхищаться тем, кто раньше был объектом зависти, ведь это он показал нам, что можно сделать лучше, чем ты делаешь, можно быть лучше, чем ты есть сейчас. Восхищаясь человеком, который что-то сделал лучше тебя, мы можем учиться у него.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что человек должен избегать любого поведения, которое вызывает привыкание. Все, что формируется пристрастие, ослабляет нашу волю и усиливает гордыню и зависть как ее проявление.
Список литературы:
- Всероссийский центр изучения общественного мнения, [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=3321, (15.01.13 г.)
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградов. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Шек Г. Зависть: теория социального поведения. М.;ИРИСЭН, 2010
дипломов
Оставить комментарий